22

Юрий Пашолок. Альтернативная "Пантера"

История опытного немецкого среднего танка Panther VK 30.02(D), он же VK 30.01 (D)

Немецкое танкостроение в период с 1925 по 1945 годы двигалось по вполне определенному направлению. Дело в том, что еще со второй половины 20-х годов работы по танковым шасси жестко регламентировались со стороны 6-го отдела Департамента Вооружений. А именно инженером Генрихом Книпкампом. Иногда это приносило положительные результаты, иногда нет, но в целом генеральная линия партии выдерживалась. Ситуация начала меняться во второй половине 30-х годов, когда разработка среднего танка Z.W. превратилась в череду проблем. Это привело к празднику непослушания, а также созданию Танковой комиссии во главе с Фердинандом Порше.

VK 20.01 (D), первый принципиально новый немецкий средний танк, изготовленный в металле

VK 20.01 (D), первый принципиально новый немецкий средний танк, изготовленный в металле

Среди недовольных политикой Генриха Книпкампа в отношении концепции танковых шасси оказался концерн Daimler-Benz. Для него терпение кончилось после истории с Z.W.38. Навязанные Книпкампом компоненты трансмиссии привели к срыву выпуска танка. В октябре 1939 года Daimler-Benz получил разрешение на самостоятельность в разработке танковых шасси. Первым из них стал VK 20.01(D), который метил на место сменщика Pz.Kpfw.III. Следующим шагом стало создание среднего танка Panther VK 30.02 (D), более известного как VK 30.01 (D).

Танковая комиссия под Мценском

Танковая комиссия под Мценском

Из всех танков программы VK 20.01 только разработка Daimler-Benz дошла до стадии постройки опытного образца. Насколько VK 20.01(D) имел шансы стать серийным, вопрос открытый. Вероятнее всего, Книпкамп всё равно «утопил» бы конкурента, поскольку дизельный мотор в то время не являлся чем-то необходимым. Да и к подвеске танка имелся ряд вопросов. Не говоря уже о том, что у Книпкампа имелся союзник в лице MAN, который без лишних споров реализовывал его идеи. В любом случае, осенью 1941 года сложилась ситуация, когда далее танки 20-тонного класса развиваться не могли.

Вильгельм Киссель (в центре), глава Daimler-Benz, и его "крыша". При таких покровителях. концерн без больших проблем смог получить самостоятельность в разработке шасси

Вильгельм Киссель (в центре), глава Daimler-Benz, и его «крыша». При таких покровителях. концерн без больших проблем смог получить самостоятельность в разработке шасси

18 ноября 1941 года под Мценск прибыла Танковая комиссия во главе с Себастьяном Фихтнером, главной 6-го отдела Департамента Вооружений. В ней был Книпкамп, Порше, а также ведущие инженеры MAN, Daimler-Benz, Henschel, и много кто еще из заинтересованных лиц. Осмотр подбитых Т-34 и КВ-1 дал неутешительный результат. Вообще немцы видели Т-34 и КВ-1 с самого начала Великой Отечественной войны. Но почему-то мозги им вправил только осмотр танков под Мценском. Ровно в тот же день была запущена разработка 75-мм пушки с длиной ствола 43 калибра. Также появилось понимание, что текущие проекты танков, особенно средние, устарели. 21 ноября 1941 года комиссия указала, что требуются танки с более мощным вооружением, более подвижные и с более надежной броневой защитой.

Изначально башню для танков проектировал Rheinmetall, на этой модели длина ствола еще 60 калибров

Изначально башню для танков проектировал Rheinmetall, на этой модели длина ствола еще 60 калибров

Первыми оперативно отреагировали на MAN, представив 25 ноября 1941 года эскизный проект VK 24.01. Проект VK 20.02 (M) доработали, корпус получил рациональные углы наклона брони. Цифра в 24 тонны как боевая масса была выбрана неслучайно: такова была предельная грузоподъемность мостового парка типа Б (Brückengerät B). Но быстро стало понятно, что этого недостаточно. Несмотря на возражения Фихтнера, на совещании 17 декабря 1941 года планку боевой массы было решено поднять до 30 тонн. Проблема мостового оборудования решалась за счет установки ОПВТ и соответствующего оборудования. В этом сторонников роста массы поддержал рейхсминистр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт. По его мнению, для ускорения процесса требовалось объединить усилия конкурентов. Но выглядело такое предложение наивным, особенно с учетом отношений Daimler-Benz и Книпкампа.

Таким исходно предполагался Panther VK 30.02 (D)

Таким исходно предполагался Panther VK 30.02 (D)

Первоначально с MAN и Daimler-Benz заключили совместный контракт на разработку шасси, а башню разрабатывал Rheinmetall. Боевая масса танка оценивалась в 32,5 тонны, но уже 9 декабря 1941 года ее подняли до 36 тонн. Между тем, ни о каком совместном проекте не шло и речи. Вильгельм Киссель, глава Daimler-Benz, полагал, что правда будет на стороне его подчиненных. А те решили строить танк, больше похожий на Т-34. От VK 20.01(D) новый танк наследовал ходовую часть с листовыми рессорами как упругие элементы. Уже в двадцатых числах января 1942 года Тодт был вынужден констатировать, что проекты надо разделять. Оба танка в то время именовались VK 30.02.

Корпус действительно похож на Т-34, как и ряд идей по башне, но не более того

Корпус действительно похож на Т-34, как и ряд идей по башне, но не более того

22 января 1942 года Daimler-Benz представил деревянный макет своего танка. Праздник непослушания продолжался: решив, что они умнее всех, на Daimler-Benz werk 40 разработали не только собственное шасси, но и свою башню. Она, безусловно, напоминала башню Rheinmetall, которую исходно проектировали для VK 45.01(H), но всё же получилась отличающейся от прообраза. Выглядела она скорее как смесь немецких и советских идей. Например, узкую подвижную бронировку орудийной установки «подрезали» у Т-34, а именно с варианта с пушкой Л-11. Имелась и развитая кормовая ниша. Аналогично башне Rheinmetall, эвакуационный люк разместили на правом борту. Орудие осталось по ТЗ, то есть 7,5 cm KwK L/70. Изначально предполагалась система с длиной ствола 60 калибров, но от нее быстро отказались в пользу более длинной «трубы».

Дизельный мотор Daimler-Benz MB 507, вполне серийное изделие

Дизельный мотор Daimler-Benz MB 507, вполне серийное изделие

Ничуть не менее интересно выглядело шасси танка. Форма корпуса действительно напоминала Т-34, но при этом Daimler-Benz отказался от большого люка механика-водителя, заменив его на пару смотровых лючков (похожее решение можно увидеть на Т-34М 1942 года и раннем Т-34). В остальном же Т-34 тут и не пахло. Причем Daimler-Benz ухитрилась сделать корпус танка короче, чем у конкурентов (6235 мм у проекта Daimler-Benz и 6825 мм у проекта MAN). Ларчик открывался просто: аналогично Großtraktor, КПП разместили сбоку от мотора. Тем самым удалось избавиться от одного из ключевых недостатков «заднеприводных» шасси — более длинного корпуса. Проблема заключалась в другом. Да, корпус получился короче на 60 см, но башня была сдвинута вперед. В результате танк Daimler-Benz получался менее стабильной огневой платформой, нежели танк MAN.

Альтернативным (и, скорее всего, основным) мотором был бензиновый Maybach HL 210

Альтернативным (и, скорее всего, основным) мотором был бензиновый Maybach HL 210

Блокированная подвеска с системой коромысел и листовыми рессорами также не очень понравилась 6-му отделу Департамента Вооружений. Отличалась и коробка передач (8-скоростная KGS 8/200), и механизмы поворота (Henschel L 600 C, исходно использовался на VK 36.01). Для нового танка был разработан дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. Точнее, речь шла о том, что адаптируется силовая установка для торпедных катеров, то есть мотор являлся вполне серийным. Надо сказать, что мотор получился довольно компактным и мощным. Его масса составляла 900 кг, при объеме 42,4 литра он развивал мощность 720 л.с. при 2000 об/мин. Можно сказать, готовое решение по немецкому танковому дизелю.

Размещение КПП слева от мотора позволило сократить длину корпуса

Размещение КПП слева от мотора позволило сократить длину корпуса

По итогам совещаний 22-23 января 1942 года было принято решение, что окончательное решение примут 2 февраля. По факту началась битва титанов. На стороне Daimler-Benz был Гитлер и Тодт, а на стороне MAN — 6-й отдел Департамента Вооружений. Причем не только Книпкамп, но и Фихтнер. Последнему не нравилась не только подвеска, но и более узкий трак (540 мм у танка Daimler-Benz и 660 мм у танка MAN). После гибели Тодта в авиакатастрофе новый рейхсминистр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер поначалу также выступал за VK 30.02 от Daimler-Benz. В начале марта 1942 года Шпеер предполагал, что Panther VK 30.02 (D), так тогда назывался этот танк, требуется запустить в серию, ожидалось получить 200 штук первой партии. Впрочем, для начала предполагалась опытная партия из 5 танков. Из них с MB 507 выпускался всего один, еще один танк изготовлялся с бензиновым мотором MB 503. Оставшиеся танки получали бензиновый двигатель Maybach HL 210, такой же, как у VK 45.01 (H). Можно сказать, первый намек на унификацию.

Подвеска выглядела крайне сомнительно. Военные ее забраковали, причем вполне справедливо

Подвеска выглядела крайне сомнительно. Военные ее забраковали, причем вполне справедливо

Между тем, 6-й отдел Департамента Вооружений не сидел, сложа руки. Там стали подтягивать тяжелую артиллерию. Для оценки двух танков создали специальную комиссию, которую возглавили Вольфганг Томале и Роберт фон Эберан-Эберхорст. Окончательное решение было принято в ходе заседаний, которые проходили 1-го, 5-го, 6-го и 7-го мая 1942 года. Оба танка именовались Pz.Kpfw.Panther, но машину Daimler-Benz переименовали в VK 30.01(D). Это был тот же танк, что и Panther VK 30.02(D), разница разве что в списке силовых установок. Вместо Maybach HL 210 приоритетным мотором стал Maybach HL 230. При боевой массе 35 тонн ожидалась максимальная скорость 56 км/ч. Фихтнер не зря косился на ширину траков: у VK 30.01(D) удельное давление на грунт составляло 0,83 кг/см2, у VK 30.02 (MAN) оно было значительно меньше — 0,68 к/см2. Учитывая то, какой потом случился рост боевой массы, удельное давление серийной «Пантеры» от Daimler-Benz было бы запредельным.

Финальным решением по мотору стал Maybach HL 230

Финальным решением по мотору стал Maybach HL 230

Впрочем, до серии дело явно бы не дошло. Комиссии было не столь важно, кто делает танк. Куда важнее выглядела ситуация с характеристиками. А вот тут у VK 30.01(D) было не всё гладко. Запас топлива оказался меньше (550 литров против 750 у VK 30.02 (MAN)), решительно не понравилась башня. Причем возможности поставить другую башню не было, поскольку Daimler-Benz сделала свою «голову» с погоном, диаметр которого оказался на 50 мм меньше проекта Rheinmetall. Ожидаемо разгромный вердикт оказался по подвеске, тут инженеры Daimler-Benz наказали сами себя. Разработка MAN выигрывала и с точки зрения обслуживания. Меньше оказалась и трудоемкость сборки корпуса (327 человекочасов у MAN и 351,5 у Daimler-Benz). Блокированная подвеска оказывалась дешевле торсионной более чем в 5,5 раз, но минусов у нее оказывалось куда больше. Да и 500 рейхсмарок против 2820 — это так себе экономия.

Брошенное полуразобранное шасси VK 30.01(D) на заводе Daimler-Benz werk 40, весна 1945 года

Брошенное полуразобранное шасси VK 30.01(D) на заводе Daimler-Benz werk 40, весна 1945 года

Вердикт комиссии оказался ожидаемым. Единогласно победу одержал VK 30.02 (MAN), 20 мая 1942 года Шпеер дал Daimler-Benz команду остановить работы по танку. Два шасси всё же было решено строить для обкатки дизельного двигателя, хотя неофициально на него также махнули рукой. Танк (без башни, ее так и не построили) участвовал в совместных испытаниях в Бад-Берка. В первый же день испытаний, 8 ноября 1942 года, танк сломался, на этом его участие закончилось.

Можно заметить, что ходовую часть танка доработали

Можно заметить, что ходовую часть танка доработали

Как именно выглядел финальный вариант VK 30.01(D), неизвестно. На снимках весны 1945 года можно заметить, что машина получила поддерживающие катки, а подвеска стала индивидуальной (всё еще с листовыми рессорами, но уже один каток на балансир). Опорные катки явно стали меньшего диаметра. Как всё это выглядело, пока можно только догадываться. Возможно, что еще всплывут снимки с испытаний в Бад-Берке. В любом случае, все эти доработки не меняли общую картину. Победа танка MAN выглядела безоговорочной и справедливой. В отличие от «тигриной» баталии, здесь проигравший выглядел очевидным еще до постройки опытного образца. Причем инженеры Daimler-Benz могут винить только себя.

источники:

      1. US NARA
      2. Panzer Tracts No.3-5 Panzerkampfwagen III U mbau Conversions to Z.W.40, Pz.Kpfw.III (T), Pz.Kpfw.III (Funk), Pz.Kpfw.III (Fl), Pz.Beob.Wg.III, SK 1, Brueckenmaterialtraeger, and Munitionspanzer, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2011
      3. Panzer Tracts No. 20-1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
      4. Germanys Panther Tank: The Quest for Combat Supremacy, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 1995

источник: https://dzen.ru/a/ZbdQxo5_6AGKqo_Q

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account