15

Юрий Пашолок. Альтернатива для кавалерии

Уже в тот момент, когда первые Somua AC4 (Somua S 35) стали выходить с завода в Сент-Уэне, высокие чины во французской кавалерии стали задумываться о его замене. В конце 1936 года были разработаны новые требования к кавалерийскому танку среднего класса:

      • боевая масса не более 20 тонн;
      • 3 человека экипажа;
      • толщина брони не менее 50 мм;
      • максимальная скорость не менее 50 км/ч;
      • дальность действия не менее 200 км;
      • одна 47-мм пушка и два 7,5-мм пулемета в качестве вооружения;
      • наличие радиостанции и приборов внутренней связи.

При всем желании сделать из Somua S 35 машину по таким требованиям не представлялось возможным. Даже Somua S 40 имел скорость на 5 км/ч меньше ТТТ при сохранении бронирования в 40 мм. Спецификация почти 3 года оказалась в забвении.

Между тем, в 1937 году на берегах Туманного Альбиона появился изобретатель Джон Уолтер Кристи. Да не один, а с переработанным образцом M1931 Medium Tank, а также M1937 Airborne Tank. Испытания произвели на англичан такое впечатление, что спустя короткое время на заводе Nuffield в Бирмингеме встал в серию Cruiser Tank Mk.III. Окрыленный успехом, Кристи в марте 1938 года смог продать свои патенты и во Францию, но им пришлось ждать своего часа еще год. Только в 1939 году, когда французские инженеры в рамках программы взаимопомощи посетили Англию и увидели там Cruiser Tank Mk.III, стало ясно, что же за сокровище им продал американский изобретатель.

Первой мыслью было приобрести Cruiser Tank Mk.III как есть и выпускать по лицензии. Идею отвергли по двум причинам. Во-первых, по меркам французов английский «крейсер» стоил очень дорого. Во-вторых, по характеристикам Cruiser Tank Mk.III устраивал только в отношении максимальной скорости. Броня в 12-24 мм по мерам французов была вообще никакая, да и на рейках французы машины не собирали. Авиационный двигатель в планах установки тоже не стоял. Одним словом, требовалось создать машину с нуля.

Проектированием крейсерского танка в начале 1940 года занялись в конструкторском бюро Atelier de Construction d’Issy-les-Moulineaux (AMX) к югу от Парижа. Руководил разработкой Жозеф Молине (Joseph Molinié), будущий главный конструктор AMX, создавший наиболее известные французские послевоенные танки. Задача предстояла непростая, а потому и технические решения требовались нестандартные. Одним словом, простой машины не получилось.

4 марта 1940 года КБ AMX выдало на-гора чертеж 0-387, где был изображен танк, получивший индекс Char cavalerie AMX 40.

Юрий Пашолок. Альтернатива для кавалерии

Получившая у группы Молине машина, за исключением ходовой Кристи, получилась вполне «французской». Корпус, как и башня, изготовлялась методом литья. В плане компоновочных решений это был типичный для французов танк, близкий по концепции даже не к Somua S 35, а к Renault R 35 или Renault AMC 35. Двухместную башню последнего, к слову, взяли за основу при проектировании AMX 40.

Юрий Пашолок. Альтернатива для кавалерии

Для выполнения требований по техническому заданию (оно еще больше ужесточилось — лобовая броня должна была достигать 60 мм) инженеры AMX сделали компоновку AMX 40 максимально плотной. Пожалуй, даже чересчур плотной. Диаметр башенного погона был менее метра, а общая ширина башни при этом составляла 1,26 метра. Два танкиста роста Наполеона, если выдохнули бы, могли там поместиться, но при этом локти бы себе об стенки башни отбили гарантированно. Отбитые локти были гарантированы и механику-водителю.

Приводил в движение машину с боевой массой 16 тонн дизельный 4-цилиндровый двигатель Aster мощностью 160 л.с. (точно ткой же предполагалось использовать на легком танке AMX 38). Мощность передавалась по шестереночным передачам (гитарам) на две задние пары опорных катков. Подобное решение вызвало предположение, что AMX 40 должен был быть колесно-гусеничным, вот только сам Кристи отказался от такой схемы еще в 1936 году. Традиционно для танков Кристи, на AMX 40 планировалось ставить узкие гусеничные ленты, так что с проходимостью могли быть некоторые проблемы. С другой стороны, благодаря неплохой по французским меркам удельной мощности (10 л.с. на тонну) машина должна была обладать маневренностью не худшей, чем у Somua S 35. Максимальная скорость планировалась на уровне 45-50 км/ч.

Как и требовала спецификация, вооружение AMX 40 состояло из 47-мм пушки SA 35, спаренного с ней 7,5-мм пулемета MAC MLe.1931, а также второго такого же пулемета на зенитном вертлюге, который находился в нише за башней. Боезапас в 176 снарядов размещался по периметру башни. Помимо всего прочего, в башню установили дальномер, он же прицел. Очень бы хотелось посмотреть, как со всем этим богатством экипаж в башне помещался, а тем более туда залезал и вылезал. Потенциально в корме башни был предусмотрен люк, но чтобы через в него башню попасть, для начала требовалось обогнуть пушку. Кстати, механику-водителю также предстояло пройти курс просачивания, ибо в лучшем случае через эту щелочку можно было залезть при повернутой вбок башне.

В принципе, при внимательном изучении проекта AMX 40 можно сказать только одно:

Французские историки предположили перспективы замены в будущем штатной башни AMX 40 на двух или трехместную башню от FCM, которую предполагалось ставить в Somua S 35. Господа, давайте на чистоту. Погон у предполагаемой вами башни — 1435 мм. У AMX 40 диаметр погона — чуть менее метра. Потенциально-то поставить башню можно, но тогда боезапаса в ней не будет. Либо же, ежели полик ликвидировать, расчет будет больно биться об выступающий боезапас. В общем, для WoT идея пойдет, для красивой картинки в журнале тоже пойдет, но не для реальной жизни. Собственно, AMX 40, по моему личному убеждению, даже при условии, если немцы 10 мая не двинулись в сторону Парижа, так и остался бы красивым дизайн-проектом. Либо же его серьезно перепроектировали. С башней, где даже с меньшим, чем у APX R, подбашенным погоном, планировалось посадить двух человек и 47-мм пушку с дальномером в придачу, проект нежизнеспособен. В СССР за такое били по рукам большой деревянной линейкой.

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/4366400.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account