Киноиндустрия живет по своим законам, которые могут быть непонятны (а порой и вовсе возмутительными) для обычного человека. Существует прослойка людей, которые всерьёз считают, что без аутентичной техники снимать фильмы про войну нельзя. У киношников своя правда. Да, историзм для них важен, но надо понимать, что аутентичная техника — это всё равно для них реквизит. Причем выглядеть она будет совсем не в музейном состоянии. В этом смысле киноиндустрия и игровая индустрия очень похожи. Что в одном случае, что в другом делается упор на «бывалый» вид, чем более ушатанно выглядит, тем лучше.
Среди экспонатов государственных музеев, а также в частных коллекциях, хватает образцов вооружения и военной техники, которые снимались в фильмах. Другой вопрос, что такой «монетизации», в правильном смысле, как получилось у M4A3E8 из Бовинтона, они не имеют. Может, кто-то вспомнит, но это не точно. Есть кинозвезда и в коллекции Музея отечественной военной истории. Кинозвезда несколько необычная — 45-мм противотанковая пушка обр.1932 года. Причем в музее об этом факте биографии пушки вполне охотно рассказывают.
Первоначально от музея хотели получить бронетанковую технику, но в итоге она не принимала участия. Причина предельно простая: среди музейной техники банально не имелось образцов, которые использовались в тот период и на вполне определенном участке фронта. Давать же в массовку раритетные Т-26 с родными моторами — это как-то не очень идея. В тех местах из отечественной бронетехники действовали Т-30 и Т-34 из состава 17-й танковой бригады. Студия «Военфильм», по большей части, смогла справиться самостоятельно. Сторонняя бронетехника понадобилась в единичных случаях, особенно это касалось танков. Под фильм мастерская Музея Техники Вадима Задорожного восстановило немалое число бронетанковой техники, включая и Т-34.
Тем не менее, нашелся «реквизит», который фильму был очень кстати. Главными героями фильма стали курсанты ПАУ (Подольского Артиллерийского Училища) и ППУ (Подольского Пехотного Училища). Так что артиллерия являлась важным участником съемок. Не то, чтобы 45-ок в стране мало, но чтобы с прицелом, хорошо работала и выглядела подходящим образом — вот тут проблемы. У Музея отечественной военной истории в коллекции находится несколько таких орудий. В том числе пушка выпуска 1937 года, так 45-мм противотанковая пушка обр.1932 года выглядела под конец производства. Как и ряд других 45-ок, которые сейчас представлены в частных коллекциях, это бывший финский трофей (их финны как захватывали сами, так и выкупали у немцев). Пушка всё равно требовала доводочных работ, поэтому на съемки его предоставили без особых проблем.
Можно сказать, что отработала пушка на все сто. В сценах, где орудие показывается крупным планом, ведется огонь и так далее, снималась 45-ка из Падиково. Естественно, вид у нее был «боевой», главное, что всё работало. Она же использовалась и в сценах с ДОТ-ом Алешкина. Когда музейный коллектив приезжал на съемки, как раз в тот день снимали сцены с ДОТ-ом, а также атакой колонны танков из 19-й танковой дивизии Ильинских рубежей с тыла. Заодно удалось поснимать орудие в боевой обстановке. На задней стенке орудийного щита был закреплена бумажка с пометками о стрельбе. Подобные памятки часто рисовались силами расчетов. После съемок съемочная группа передала бумажку с пометками в музей, теперь она хранится там.
После съемок пушка прошла процесс реставрации силами музейной мастерской, являясь одним из эталонных образцов орудия обр.1932 года. Если раньше пушка была уличного хранения, то далее она хранилась в помещении, было бы странно ее снова выставлять на улицу. Несколько лет орудие, полностью укомплектованное, размещалась в Танковом корпусе, ожидая своего часа.
Сейчас пушка является одним из экспонатов Артиллерийского корпуса, который открылся 23 февраля 2024 года. Постепенно вокруг орудия формируется экспозиция. Не исключено, что тема фильма также будет использоваться при дальнейшем оформлении.
источник: https://dzen.ru/b/Zid1xMeNPVjwOTNR