Юлия Лиморенко. Ясон и поход аргонавтов. Ясон после похода. Окончание
Итак, Арго прибывает в Иолк, и там все… рады? Ага, щаз.
В ожидании героя. Пелий, во всяком случае, радостным не смотрится. Племянник вернулся с победой, привёз персидскую княжну роскошную красавицу и проклятое руно, чтоб ему! И что теперь, трон отдавать?
Тут мы вступаем в вязкое болото версий. Версия первая, самая древняя и самая простая: да, Пелий уступил трон Ясону, и он правил Иолком долго и счастливо, а Медея была царицей, да ещё и вернула старому царю молодость своим колдовством. Идиллия. Всё, расходимся?
Логичное завершение квеста ещё в древности показалось мифографам каким-то слишком пряничным. Без трагедии Ясона невкусно! (Трагедия Медеи им недостаточно трагичная, надо обязательно героя заставить страдать.)
Поэтому версия вторая: Пелий отказывает Ясону. Вариант: убеждённый, что Ясон ушёл с концами, Пелий перебил оставшуюся семью брата, потому что а что ему сделают? Впрочем, в других версиях у Ясона к этому времени уже нет никакой семьи, только лошадь и змея Пелий да сын его Акаст… а, ещё дочери Пелия, но к трону они отношения не имеют.
Кстати, как мы помним, Акаст по ряду версий плавал с Ясоном, так что ой, опять коллизия!
Дальше версия опять двоится: в ряде вариантов Пелий объявил наследником именно Акаста. Может, они с Ясоном и были приятели, но тут речь о власти, о праве! В общем, Ясон остаётся ни с чем, но его, по крайней мере, не гонят из Иолка: живи как частное лицо, герой всё-таки.
Отпочковывается ещё одна версия: Ясон заранее узнал, что Пелий извёл его родных, и решил отомстить, но не лезть на рожон, а подкрасться незаметно хоть виден был издалека. Медея готова ему помочь.
Третий акт Медеи. Выдавая себя за жрицу, Медея является в Иолк и заводит знакомство с дочерьми Пелия. В лицо её никто не знает, она умеет себя подать, девушки очарованы, а «жрица» ещё и предлагает им волшебными силами вернуть отцу молодость! Конечно, их берут сомнения, но Медея проводит демонстрацию: разрубает старого барана на куски и бросает в кипящий котёл с волшебными травами. Из котла выходит ягнёнок. Дочери Пелия убедились в возможности чуда и уговаривают отца попробовать (вариант: приходят к нему спящему). Пелий против, но дочери упорны: они разрубают тело отца на куски и бросают в котёл. Конец немного предсказуем…
Узнаёте мотив? Он даже в нашего «Конька-Горбунка» проник! «Два раза перекрестился, / Прыг в котёл — и там сварился». Версий этого мотива полно в народных сказках в разных концах мира, и обычно «автор» обещанного чуда — волшебная девица (хотя не всегда).
По разным версиям, девушки после этого покончили с собой /не покончили, но собирались. Однако Ясон опять виновен в пролитии крови родственников (пусть не прямо, но вдохновитель-то он!), и ему приходится покинуть Иолк, а на троне остаётся Акаст.
Коринфская невеста (не та!). Версий о том, куда отправились Ясон и Медея, множество. Большинство из них (хотя и не самые популярные) говорят, что они убрались подальше от Иолка и жили там долго и (возможно) счастливо. ОДна из версий гласит, что Ясон расстался с Медеей и вернулся в Иолк (хотя и не правил там). Однако самой популярной, конечно, стала одноногая собачка самая трагичная версия.
Ясон и Медея нашли приют в Коринфе, где царь Креонт очистил их от крови Пелия. Там Ясон жил как придворный, и десять лет никто не знал никаких проблем. Но потом впереди забрезжил брак с царевной Коринфа /с нимфой /с другой царицей /просто Ясон пошёл по бабам. Рассмотрим подробнее версию с коринфской царевной — она самая длинная.
Медея, мягко говоря, удивилась такому раскладу: а ничего, что Ясон женат? Ничего, успокоил царь: брак ваш заключён непонятно где (ЩИТО? — сказал царь феаков…), ты чужестранка, кто знает, какие у вас там обычаи. И вообще, хотела жить по-своему — оставалась бы в своей Колхиде, а у нас тут политический расклад. У меня сыновей нет, значит, применяем старинный испытанный способ передачи власти: царём станет муж царевны, круто же?
Ясон был с таким подходом согласен: ну, понимаешь, Медея, царём-то я так и не стал, а хочется…
Четвёртый акт Медеи. Медея поняла, она вообще понятливая. Она разрушила все связи с родиной, убила брата, оставила в горе отца, навлекла проклятие тётки, убила царя Пелия — и всё из-за этого поганца, который теперь даёт задний ход… А у них с Ясоном к тому времени дети родились! (Версия, но очень популярная.) Причём количество и пол детей называют разными способами, чаще всего говорят о двух сыновьях.
Медея посылает простушке-невесте в подарок платье. Невеста — совсем простушка: брошенная жена-колдунья посылает подарок разлучнице — надо брать! Когда она надевает платье, наряд загорается, а снять его уже не выходит… По ряду версий, на помощь девушке бегут Ясон и царь, и оба сгорают. Иногда, впрочем, сгорает только невеста.
Знакомая история? Вспоминается жена Геракла Деянира… Любили греки убивать женщин отравленными одёжками.
Это любопытный мотив: одежда как носитель волшебного свойства, иногда опасного, иногда не очень. В фольклоре многих народов переодевание служит превращению — помните сказку «Крошечка-Хаврошечка»? Вариант этого мотива — одежда, которую, раз надев, невозможно снять (парафраз-пародия на этот мотив — эпизод с супницей в детской книжке «Эмиль из Лённеберги» 😉 ).
Короче, все умерли, а Медея? У неё осталась единственная связь с неверным Ясоном: дети. И Медея своими руками убивает их. В ряде версий пронзает мечом, иногда сбрасывает со стены Коринфа. И после этого Медея покидает место действия на колеснице, запряжённой драконами. Тоже версия, но очень популярная и любимая, сколько её везде изображали…
Вот за это деяние Медею неустанно порицают уже больше двух тысяч лет. Детоубийца, злодейка, мстительная мегера… Оставим мораль и подумаем как архаические люди. Как бы там ни было, Медея — брошенная жена мужчины, который мог стать царём. Что будет с ней и с детьми, когда гнев горожан до неё доберётся? Примерно можно представить. А если даже Ясон выжил (как в ряде версий), неужели ему позволят оставить в живых детей, которые могут бросить вызов его власти? Цивилизованно покинуть город Медее не дадут — кому она нужна с такой славой? (Об этом чуть ниже…) В общем, дело шло к тому, что детей всё равно убьют, и мать не сможет им помочь, а отец, возможно, не захочет.
Мысль, что Медея хотела причинить мужу боль, убив детей, — это мысль очень современная. Кстати, Медея в своём порыве не одна: известно тюркское предание про женщину, которая была похищена и родила похитителю сыновей. Однажды она решила убежать от него и вернуться домой, переправилась через реку, а муж остался на другом берегу. ОН умолял её вернуться, и она пообещала — с условием, что он убьёт их детей. И, конечно, не вернулась.
То есть здесь речь вряд ли о чувствах, а вот кровная связь — дело важное. Медея рвёт узы с мужем: кроме детей их больше ничто не связывает.
Медея улетела из Коринфа и по ряду версий вернулась домой. А в других говорится, что она, как ни странно, нашла приют в Элладе, и не где-нибудь, а в Афинах. Но это уже другая история…
О смерти же Ясона тоже есть разные версии. По одной, как мы помним, он сгорел вместе с невестой. По другой, покончил с собой после смерти невесты и бегства Медеи. Однако есть версия, которую приводит Кун, и она похожа на очень позднюю. Мол, Ясон дожил до старости и уже дряхлым стариком пришёл на берег, где стояла обветшалая Арго. Он уснул в тени её кормы, и гнилые доски, они же слабый пол, обрушились и похоронили его.
Почему эта версия кажется самой поздней? Потому что у неё нет аналогов. Это очень нетипично для греческих героев. Да и в фольклоре мы ничего такого не знаем. Более вероятны версии о самоубийстве Ясона или… о том, что он стал-таки царём Коринфа и долго там правил.
А вот сюжетик на закуску, на случай, если кому нужны мало разработанные античные сюжеты: царевна Ипсипила (помните такую?) родила Ясону сыновей… Простор для фантазии!
Вот такая история. Берегите родственников!
источник: https://author.today/post/408301