Юлия Лиморенко. Тесей в Афинах и других злачных местах
Мифологическая библиотека всё-таки воскресла и продолжает рассказ про одного из самых симпатичных и популярных героев греческого мифа. Предыдущая серия здесь.
Итак, Тесей, уже набивший некоторое количество очков героизма, признан Эгеем в качестве сына и наследника. Все рады (ещё был, на пиру-то напиться кто не рад), кроме… племянников Эгея. О семейных сложностях Эгея мы немного говорили здесь. Политических противников Эгея называют Паллантидами, то есть потомками (сыновьями) Палланта. Эгей и Паллант — братья, сыновья царя Пандиона, которого в своё время вышвырнули из Афин в результате родственных интриг. Пандион женился на царевне из Мегар и стал там царём (вот она, передача царства по браку), но про Аттику не забыл…
Аттика в ту мифологическую пору была поделена между несколькими правителями, и каждый считал, что ему досталось маловато. Вот и четыре сына Пандиона вынесли на пинках несимпатичную родню и поделили наследство отца. Эгею достались Афины… но Паллант и его отпрыски были не согласны. А теперь для них настали совсем чёрные времена: на помощь стареющему Эгею явился сын-герой! Афинский трон уплывал из рук стремительно и неотвратимо…
Паллантиды решили, что пора воевать, пока не поздно. И Тесею пришлось вписаться за отца: Паллантидам он надавал по шеям, а самого Палланта, по ряду версий, даже убил. Ну, дядя, нехорошо, ну а что поделать — политика…
Теперь уже никто не сомневался, что Тесей самый настоящий афинский царевич. И тут всплыла ещё одна история из прошлого… Подробно она рассказана здесь, а пока нам достаточно вспомнить, что на Марафонской равнине всё ещё жёг и пепелил Марафонский бык, прелестная зверушка. Бык уже уходил Андрогея, сына Миноса, и был не прочь ещё кого-нибудь поднять на рога.
Тесею пришлось его победить — герой всё-таки, надо же страну спасать. И, по-видимому, это была серьёзная тренировка перед тем, что Тесею предстояло…
Минос, как мы видим из мифа, был ещё тем троллем: он же сам и прислал бычка в Афины, а когда его сын нарвался на быка и бык победил со счётом 1:0, Минос нашёл в этом отличный повод обложить Афины данью. Да не просто всякими богатствами — Крит был явно побогаче маленьких Афин, — а людьми. Раз в год/семь/десять лет афиняне должны были присылать на Крит по семь парней и девушек (те и друге должны быть девственны), чтобы отдавать их Минотавру. Мы помним, что Минотавр — Астерион — к тому времени в представлении греков стал чудовищем-людоедом.
Исследователи мифов иногда выдвигают версию, что историческая основа этой истории — не о людоедстве. Красивая, но не очень обоснованная версия (её воплощает и Мэри Рено) состоит в том, что афинская молодёжь в самом деле несла культовую службу в Лабиринте, но не в качестве еды для чудища, а в роли участников священных игр с быком. Да, это опасно, и многие «танцоры» должны были гибнуть, но это — жертва богу: он сам выбирает, кого забрать. Тогда, кстати, получает объяснение и требование девственности: священные танцы должны исполняться совсем юными девственными служителями бога. Забавно, что например, в современном якутском празднике Ысыах есть непременный этап — танец битии, который исполняют… девственные юноши и девушки. Конечно, они не жертвы, а, скорее, жрецы.
«Игры» со смертельных исходом или, по крайней мере, с пролитием крови — дело обычное в архаике. Бои гладиаторов в Риме первоначально тоже не зрелище для пресыщенной толпы, а обряд в честь Марса. Есть сведения о подобных же «играх» с дикими зверями или со змеями в Индии, Африке. Но это дремучая архаика, намного более ранняя, чем история о царях Аттики, поэтому в мифе о Тесее нет никаких внятных следов, которые говорили бы о такой жертве. Поэтому примем версию, которую сообщает миф: Минотавр афинских юношей и девушек жрал.
Тесей приходит в ужас, когда посланцы Миноса приезжают за очередной данью. Дальше миф даёт две версии. В одной Тесей участвует в жеребьёвке, как простой афинянин, и оказывается в числе отобранных для отправки на Крит. В другой он заменяет собой одного из парней, выбранных по жребию, потому что негоже царевичу уклоняться от опасности. И теперь Тесей плывёт на Крит, и парус на корабле чёрный в знак скорби. Конечно, помирать там он не настроен! Герой всё-таки. И в надежде, что сын вернётся живым и с победой, Эгей просит его на обратном пути (если он будет…) поставить белый парус.
Нужно сказать ещё пару слов об убийстве героем быка. Тема огромная и сложная, но нам важна одна её сторона: убийство быка — это в мифе всегда священный акт. Игра с быком и его последующее убийство — это ритуал, символизирующий… разное. Иногда это обряд плодородия, иногда — почитания неба. Бык может быть символом бога и его же воплощением. Сами греки практиковали обряд под названием буфонии: священного быка кормили священным же хлебом, потому убивали и символически «судили» убийц. Небесного быка убил Гильгамеш, быка одолел и принёс в жертву Митра… Так что убийство Тесеем Марафонского быка — тоже акт не бытовой: достаточно вспомнить, откуда вообще этот бык взялся.
Вот такие подвиги. Соблюдайте правила перевозки быков!
источник: https://author.today/post/467179