Юлия Лиморенко. Глосса. Очищение от пролитой крови
«Заметка на полях» книги «Культурные мифы культурных людей».
В изложении мифов мы часто читаем: «…очистил того-то или того-то от пролитой крови». Иногда герои вынуждены убраться очень далеко от места пролития этой самой крови, чтобы пройти очищение. Но о чём вообще речь и что это значит?
Ещё Леви-Брюль подробно писал о том, что соприкосновение с кровью и смертью в любых обстоятельствах «первобытные народы» (т.н. и любые народы на стадии магического мышления) воспринимают как духовную угрозу. Что-то может прийти с той стороны, что-то, чего на земле людей совсем не надо. Чуждые духи, особенно духи мира мёртвых, могут причинить зло живым, причём даже ненамеренно. Что уж говорить о злых духах, они только и мечтают навредить: принести болезнь, а то и вообще утащить душу человека в мир смерти.
Учёные часто отмечают, что обрядность, связанная со смертью и кровью, особенно живуча и выполняется тщательнее всего. Причина — в большой ритуальной опасности: соприкосновение со смертью — это нечистота. Даже роды в архаике воспринимались как опасный акт: душа ребёнка приходит из иного мира. А особенно опасны роды, если умирает мать, или ребёнок, или оба. Тогда «дыру» между мирами просто так не заткнёшь!
В представлениях греков человек, проливший кровь, вызывал из царства Аида не просто каких-то там злых духов, а эриний — божеств гнева и мести. Неважно, справедливо ты кого-то убил или несправедливо, эринии всё равно придут. Об этом в целом вся история Ореста. Когда убийца (вольный или невольный) не может найти покоя, не спит ночами и мается муками совести, это они, эринии, терзают его душу!
Чтобы спастись, убийца должен ритуально очиститься. Это могли сделать в храме жрецы, а мог и царь. Царь — фигура сакральная, связанная с богами, у него есть сила призвать богов на помощь. Когда боги видят, что убийца раскаивается (хотя бы на словах), они отзывают эриний.
Казалось бы, ну и пусть убивец страдает, чего его жалеть? Но эринии могут обрушиться не только на самого убийцу, но и на его близких, да и вообще на любого, кто с ним общается. А это уже ритуальная опасность для «неопределённого круга лиц», как говорят юристы.
Мы знаем, как минимум, один греческий обряд очищения от пролитой крови: на алтаре с молитвой режут жертвенное животное (обычно поросёнка или ягнёнка) и его кровью… поливают убийцу. Кровь смывается кровью. Но кровь жертвы чиста, священна, и она запирает дорогу злым силам.
У многих народов ритуальное очищение выглядит как прохождение над/под/между чем-нибудь. Под специально согнутым деревом, под венками, под ярмом (про это чуть позже), над корзиной с фруктами, над мечом, между двумя священными кострами… У современных эвенков после возвращения из дальней поездки, особенно если общался с больными, проводят обряд «чичипкан»: человек проходит под «рогулькой» из дерева — раздвоенное дерево срубают и переворачивают вверх ногами. Получаются ворота, за которыми остаются злые духи.
Кстати о воротах: вы не задумывались, зачем римляне после каждой победоносной войны строили триумфальные арки? Не только для чествования полководца-победителя! Под аркой проходили воины, которые на поле боя убивали врагов. А пока арка не построена, они не могли войти в город и должны были оставаться на «поле мёртвых», чтобы не притащить духов царства смерти туда, где живут люди.
Возможно, многие помнят историю про «сестрин брус» в Риме. После битвы Горациев и Куриациев последний уцелевший Гораций был очищен от крови таким способом: покрыв голову плащом, он прошёл под брусом, перекинутым через улицу.
Вариантов обряда очищения прохождением через что-нибудь было римское «прохождение под ярмом». Ярмо носили быки — священные животные Юпитера; вообще всё связанное с сельским хозяйством и плодородием в Риме было священно. Но со временем ярмо стали воспринимать как символ рабской покорности, и под ярмом проводили пленных, выразивших покорность победителям.
Возвращаясь к грекам, надо отметить одну деталь: очищение от пролитой крови — это не суд, который оправдывает убийцу! Это просто ритуал, который делает его безопасным для окружающих. Кровная месть или иное преследование за убийство никуда при этом не девались.
источник: https://author.today/post/471823