Як козаки новий рік святкували (Как запорожские казаки праздновали Новый Год)
Вскоре вся страна погрузится в праздничный новогодне-рождественский марафон. Застолье и гости всегда были хорошей анестезией и «выпуском пара», психологической бегством от рутины и проблем повседневности. Как отмечали самые зимние праздники в гетманских столицах и сельских кабаках наши предки.
Рождественская звезда, календарь и куранты
Новый год — достаточно молодой с точки зрения исторической перспективы праздник. Традиционный христианский календарь, который долгое время господствовал в быту и официальном летоисчислении, делил год на другие периоды, которые совпадали с важнейшими вехами жизни Всевышнего. Очередной год вполне логично начинался с Рождества Христова — одного из крупнейших христианских праздников. Летоисчисление от Рождества Христова и соответственно празднования нового Божьего года, как писали в тогдашних летописях, известные на украинской территории уже с XIV века. Сейчас мы привыкли к тому, что согласно православной традиции Рождество замыкает цикл новогодних праздников, а у католиков, наоборот, начинает. На самом же деле празднования Рождества христианами западного и восточного обрядов приходится на ту же фиксированную дату — 25 декабря, но у католиков по современным григорианским, а в большинстве православных церквей, согласно традиции, по старому юлианскому календарю, различающихся хронологической дистанцией в 13 суток.
Между прочим, настоящей новый стиль (григорианский календарь) наши предки стали использовать практически одновременно с внедрением его понтификом Григорием ХІІІ 1582 (был продублирован указом польского короля Стефана Батория), но он не смог распространиться на все украинские земли. На пути стало религиозное противостояние православных, которое переросло в политическое, поддерживаемое восточными патриархами, которые в новом календаре видели вражеские происки католиков. Несмотря споры и скандалы вокруг нового календаря, его восприняли лишь частично, преимущественно в официальном употреблении. В частности, значительная часть украинских судов и канцелярий выдавали декреты, постановления и иски по григорианскому стилю. Большинство же территорий, где в делопроизводстве и быту сохранялся юлианский стиль, использовали его до февраля 1918 года, когда правительство Украинской Народной Республики издало распоряжение считать 16 февраля 1-м марта, внедрив таким образом григорианское летоисчисление.
Стереотипно считается, что летоисчисление с 1 января у нас распространилось после указа Петра I 1700 года, которым в России вместо архаичного и неудобного византийского календаря (в соответствии с ним год начинался 1 сентября) вводился новый юлианский. На самом же деле «перводекабрский» год в Украине стал распространяться уже с XII века, а в течение следующих 300 лет эта практика окончательно упрочилась. Не принесла никаких новаций в его празднования и царский указ устраивать маскарады, «огненные потехи и в знак веселия друг друга поздравляти»: в отличие от аскетических московских порядков, где раньше Новый год был только церковным праздником, на Гетманщине его отмечали, как и за речпосполитских времен, с веселім размахом, присущим казацкому и шляхетскому характеру.
Разрешите пригласить!
Наверное, крупнейшим культурным шоком для современного украинца оказалась бы полное отсутствие во время древних новогодних праздников … выходных дней! Поскольку Рождество Христово было одновременно и хронологической вехой, и большим церковным праздником, его празднование по своим масштабам всегда несколько перекрывало Новый год. Эпицентром и эталоном праздников в казацком Гетманате был, конечно же, рейментарський двор, резиденция которого была в Батурине, а затем в Глухове.
На Рождество в столицу съезжался весь тогдашний бомонд: духовенство, генеральная старшина, полковники, чиновники крупнейших центральных учреждений, русский генералитет и офицерство. Старосветский пан прибывал на празднование в столицу целым кортежем — чаще с семьей и в сопровождении слуг, извозчиков, поваров и конвоя надворных казаков. В фурах и колясках за ним доставляли все необходимые «люксусы»: парадная одежда, посуда, продукты и напитки для банкетов, мебель, подарки знакомым и высокопоставленным патронам. Известный мемуарист XVIII века, модник и повеса, генеральный казначей (министр финансов) Яков Маркович в своем дневнике не раз сетовал на то, как глуховские мещане неслыханно повышали цены на аренду домов и продукты в канун праздников. Дрова же и свечи, без которых невозможно представить праздничный уют, могли стоить дороже черной икры!
Торжества начинались еще с утра. Допущеные к гетманского двора старшины являлись отдавать приветствие и «поклоны» — подарки, как того требовала тогдашняя куртуазность. Чаще дарили вкусности и экзотические вещи: кавьяр (черную икру), апельсины и лимоны, привезенные из южных стран вина и конфект (засахаренные плоды и фрукты), трости, часы, шелковые пояса и платки. Посполитая публика ходила приветствовать и кланяться местным чиновникам презентами попроще: сахарными головами, сдобными калачами и золотыми дукатами.
Особый обряд имели служители Генеральной военной канцелярии (прообраза казацкого правительства), которые ходили поздравлять светлейшего во главе с генеральным писарем, произнося в честь гетмана праздничную Орацио, составленную по канонам киево-могилянского стихосложения. Избранных казацких аристократов могли пригласить после этого на легкий обед, по окончании которого все вместе со свитой и надворным войском торжественно выезжали к рождественской литургии, которая устраивалась в каком-то из крупнейших столичных соборов. По окончании молебна и появления на небе символической первой звезды в рейментарському дворце начинался пир, продолжительность которого никогда не нормувалася: гуляли столько, сколько были способны хозяин и гости.
Новомодной фишкой празднований XVIII века были фейерверки и салюты. Ими ведало серьезное военное ведомство — Генеральная артиллерия, что за несколько дней тратила удовольствие столичной тусовки почти половину своего годового запаса пороха и петард. В отличие от современных доморощенных петардникив, снаряженных китайскими пукавками, казацкие феерверкеры-артиллеристы были настоящими художниками. Кроме устройства ракетно-бомбовых симфоний, они умели сооружать из пороховых свечей и фитилей фигуры-вензеля с инициалами гетмана и приглашенных VIP-персон. Не отставал и старосветский «шоу-бизнес», объединенный при гетманском дворе в цех Генеральной военной музыки. Выезды пышно одетых кавалькад и встречи высоких гостей сопровождали Довбыши (литавристы) и трубачи, а вот при праздничном столе выигрывали модные в то время оркестры рожков, пели кантаты хоры спудеев и канцеляристов.
В отличие от рождественских собственно новогодние развлечения не были такими обязательными, как сейчас: казацкие достойные и нечиновные люди любили ходить в гости к родственникам или знакомым. А вот обычай ходить 31 декабря в баню, похоже, появился еще задолго до Рязановских киногероев — уже упомянутый Яков Маркович часто писал о нем, рассказывая о поездках к многочисленной родне. Так же непохожей на современную была встреча нового года — тихая и спокойная. Вечером 31-го казацкие чиновники собирались узким кругом у одного из своих. Ужин плавно перетекала в игру в карты — ни боя курантов, ни тостов или салюта. Гуляния начинались лишь на следующий день, когда ехали «отдавать визиты» к старшим по чину или же гетману. Визитирование непременно заканчивалось пиром, еще больше и громче, чем предыдущий.
После рождественского поста публика особо не сдерживалась, поэтому на попойках нередко случались ссоры и дуэли, к которым имели особую склонность подвыпившие русские офицеры. Если гостям везло той ночи добраться домой, в частных дневниках часто появлялись упоминания о том, что «подпияхом изрядно» или «подгулялем барзо», в других случаях записи восстанавливались только на второй или третий день. Только официальная правительственная летопись — диариуш Генеральной канцелярии — бюрократически сухо и одновременно по-детски наивно писал, что «несколько дней дела в канцелярии, из-за праздников, не отправлялись». Но в перерывах между светскими развлечениями улаживались и вполне серьезные государственные дела: в начале января в столице традиционно собирались сеймы генеральной и полковой старшины, на которых обсуждались кадровые назначения, налоговая политику или подготовка военных дел.
Наконец, венчал зимние торжества праздник Богоявления Господня. На Крещение, кроме торжественного молебна, устраивали салют из пушек и мортир, которые расставляли прямо на льду реки Есмань рядом с освященной «иорданью».
Праздник желудка
Что является непременным атрибутом новогоднего стола? Правильно, шампанское! А раньше? Игристые вина появились на европейском рынке именно в XVIII веке как синтез усовершенствованной французами винодельческой технологии и изобретенной англичанами специальной бутылки, которая могла выдерживать дополнительное давление. Белые игристые вина стоили очень дорого и к тому же были редкими — в Украине их получали через Гданьск и Вроцлав, платя за бутылку втрое дороже самых дорогих вин. Если сейчас сфальсифицирован пузырьковый напиток может навредить вам разве тошнотой и головной болью на следующее утро, то 300 лет назад шутки с ним были плохи. Лакомые к деньгам фальсификаторы фальсифицировали дорогой напиток на основе вина и неорганических красителей, добавляя для «эффекта» негашеную известь, от чего бутылки с фальсификатом нередко разрывало прямо в кабаках и погребах!
Но большинство казацких аристократов за праздничным столом отдавали предпочтение традиционным для региона, но все равно дорогим импортным винам: рейнвейн, мальвазии, грецкое. Водки и настойки занимали в рейтинге почетное второе место. Особой очистки гданьские водки и домашние крепкие напитки подавали перед застольем как аперитив или с горячими блюдами. Впрочем, чистой водкой играли разве что гурманы или откровенные пьяницы. Большинство знати и нечиновные людей любили настойки (оранжевые, тмин, анис, вишневые, персиковые и грушевые), которые в условиях еще недостаточно усовершенствованной технологии перегонки и очистки спиртов смягчали и разнообразили вкус напитков.
Меню банкетного стола («потравы и легкомины», как тогда говорили) в зависимости от праздника имело свою специфику и очередность перемен. Сочельник, конечно, не обходился без традиционной кути, которую, правда, подавали преимущественно при посполитому столе. Ее заменителем на панско-старшинскому пиру были калачи и булки с маком и изюмом. Непременный атрибут рождественских и новогодних пиров — мясные блюда. Чем больше их было, то богаче и пышнее считался стол. В селянском или казацком доме шинка — это чаще колбасы, копченоя и вяленая ветчина, в старшинских и гетманских светлицах — дичь, печеные и жареные поросята, индюки, жаркое с квашеной капустой, паштеты, а также многочисленные закуски: блины, фаршированная печень, шампиньоны в уксусе, осетрина. Венец любого старинного банкета — десерт, на подготовку которого тщеславные хозяева не скупились, а редкие продукты и ингредиенты могли завозиться еще с лета. Если кофе, шербет и марципаны в казацкой Украине через близкое соседство с Востоком не были диковинкой, то западные вкусности — безе, пудинги, пирожные — имели больший спрос.
Кто из нас не испытывал упадок сил после шеренги новогодних праздников? Реакция вполне незнакомая казацкой эпохе, при которой чрезмерное питье считалось нормой. Да и не только в Украине: барокковая культура воспевала вакхическое веселье и разгульное пиршество — признаком здорового и жизнелюбивого характера. Способность к большому питья объединяларядовых казаков и высших власть имущих. 79-летний гетман Данило Апостол так отпраздновал открытие своего нового дворца в Глухове, что слег почти на целый год.
А вот очередных банкетов по случаю нового 1734 рейментарське здоровье уже не выдержало и Украина на долгие 16 лет оказалась без гетмана, попав под правление российских наместников. Наш хороший знакомый Яков Маркович частенько спасался от застольных излишеств «пургаториумом» (слабительным), но в целом много есть и пить считали признаком хорошего тона даже в случаях, когда гостя доставляли домой слуги и гетманская варта. Что поделаешь, жизнь коротка, а праздники вечные!