Взрыв в Пирее
Появление русских десантных кораблей в заливе Термаикос, утром 25 декабря, стало полной неожиданностью для англо-греческих войск, так как считалось, что в период зимних штормов высадка десанта является невозможной. Тем не менее, 36 дивизия русской армии высадилась на греческое побережье практически в полном составе, потеряв лишь около пятисот солдат и офицеров, погибших на разбившихся о скалы пехотно-десантных кораблях.
Появление русской дивизии в тылу Салоникского фронта, захватившей город Катерини, сильно осложнило ситуацию и вызвало панику среди греческих и даже английских войск, но этот десант оказался отвлекающим. На следующий день, еще две русских дивизии высадились в Лаврионе, совсем недалеко от греческой столицы. Через неделю, число русских дивизий на полуострове достигло четырех, и они начали успешное наступление на Афины. Снять войска с фронта греки и англичане не могли, так как русские войска при поддержке многочисленных танков начали прорыв их оборонительных линий. Салоникский фронт рухнул в течение всего трех дней, и 5 января 1935 года греческое правительство предложило начать мирные переговоры. 7 января русские линейные корабли «Император Николай I» и «Император Александр III» встали на рейде Пирея, ведя наблюдение за стоящими там же греческими военными кораблями.
8 января в русскую комендатуру пришел греческий рыбак, сообщивший, что в их деревушке уже два месяца находятся итальянцы, по всем признакам военные. Посланный в деревню взвод не обнаружил итальянцев, но были найдены следы их пребывания, в частности странные механизмы, которые командовавший стрелками офицер не смог идентифицировать.
Вечером того же дня один из матросов линейного корабля «Император Николай I», доложил вахтенному офицеру о появлении у борта каких-то водолазов. Поднятые на борт неизвестные пловцы сообщили, что являются итальянскими военнослужащими, и что линкор был ими заминирован.
Немедленно были приняты все меры для обеспечения непотопляемости корабля: закрыты двери в водонепроницаемых переборках, начали выводить находящиеся в действии котлы, были приведены в готовность аварийные партии. К сожалению, все эти меры не дали эффекта.
Взрыв установленной итальянцами мины, произошедший в 22.01. вызвал детонацию боезапаса третьей башни главного калибра. Чудовищный силы взрыв (грибообразное облако, поднявшееся над Пиреем, было хорошо видно в Афинах, и вызвало сильную панику среди горожан) разрушил почти четверть корпуса русского линкора, не затонувшего полностью только вследствие небольшой глубины на месте якорной стоянки.
Число погибших и умерших от ран членов экипажа линкора достигло 453 человек. Их число могло было быть и больше, если бы не помощь, оказанная экипажами других русских и греческих военных кораблей, находящихся неподалеку.
Гибель «Императора Николай I» вызвала взрыв ярости среди населения России. Газеты требовали казни итальянских диверсантов, что вполне могло случиться, если бы не угроза Муссолини расстрелять в ответ находящихся в итальянском плену русских офицеров.
Потеря недавно прошедшего дорогостоящую модернизацию линкора стала серьезным ударом для командования Средиземноморским флотом, вынужденного для компенсации ввести в боевой состав эскадры учебно-артиллерийский корабль «Полтава» вооруженный только шестью 12-дюймовыми орудиями.
Заложенный в 1914 году и введенный в строй весной 1918 года линейный корабль «Император Николай I» проходил модернизацию в Николаеве сразу после окончания работ на линкоре «Император Александр III». Накопившийся опыт и появившееся новое вооружение и техника позволили провести более полную модернизацию «Императора Николая I», по сравнению с его предшественниками. Помимо установки бортовых наделок-булей, усиливших противоторпеднйю защиту, линкор получил новую зенитную артиллерию (4х2 102-мм орудий, 6х1 37-мм автоматов и 4х1 13.2-мм пулемета «Гочкис»), а так же новые системы управления огнем, включавшие два командно-дальномерных поста артиллерии главного калибра и два стабилизированных поста наводки для универсальных орудий.
Особым вопросом стояло улучшение мореходности линейного корабля, для чего было необходимо соорудить полубак. В итоге остановились на более дешевом и быстром варианте с сооружением полубака перед носовой башней главного калибра. Вариант проекта с установкой барбета увеличенной высоты для носовой башни, достался англичанам, посчитавшими что из-за этого модернизация затянется до начала 1935 года. Именно поэтому появление «Императора Николая I» в бою при Касосе стало полной неожиданностью для английского командования и, возможно, предопределило исход сражения.