Взгляд с запада на воздушную мощь СССР начала 1980-х годов Часть 2

1

 

Одной из областей авиационных технологий, в которой Советский Союз будет стремиться подражать Западу, являются разработанные в США компактные крылатые ракеты большой дальности. Хотя современные советские крылатые ракеты обладают значительной дальностью, они достигают впечатляющих характеристик посредством грубой силы, а не микроминиатюризацией: наблюдаемые испытания новейшей крылатой ракеты с дальностью полета 750 миль (1200 км) предполагают, что ракета имеет большие размеры. Фундаментальным недостатком этих систем вооружения при использовании против кораблей противника являются их размеры: они достаточно велики для перехвата зенитными ракетами с высокой вероятностью успешного их поражения и не могут быть запущены по целям в очень больших количествах. Западная концепция применения крылатых ракет требует высокой степени миниатюризации электроники и боевой части, а также высокой эффективности силовой установки – во всех этих технологиях в настоящий момент наблюдается отставание Советского Союза от стран Запада.

По видимому, в СССР лишь немного отстает в технологиях систем СВЧ диапазона. Помехозащищенность даже такой древней радиолокационной станции как установленный на МиГ-25 радар Fox Fire (РП-25 Смерч-А) поразила западных аналитиков; импульсно-доплеровская РЛС последних модификаций истребителя МиГ-23 безусловно более совершенная с технической точки зрения. Также следует упомянуть и ракеты «воздух-воздух» большой дальности AA-X-9 (Р-33), представляющие собой новое поколение бортового ракетного вооружения. Вооруженные силы СССР приняли интересную философию, в которой такая разнообразная деятельность, как радиоэлектронное подавление, электронная и радиотехническая разведка и уничтожение вражеских радиопередающих устройств ракетами или наземными группами, приводятся под единое обозначение – «радиоэлектронная борьба» (radio-electronic combat – REC).

Советский Союз обладает большим флотом самолетов дальнего действия для радиоэлектронной разведки с целью не только прослушивание военных систем связи, но и для оценки эффективности и характеристик западных систем микроволновой радиосвязи. Грозная решетка антенн, отличающая самолет радиоэлектронной разведки и противодействия Ilyushin Il-18 Coot-A (Ил-18), свидетельствует о важности таких средств разведки и о вкладе, который он вносит в разработку советских средств радиоэлектронного обнаружения и активного подавления. Советские боевые самолеты оснащаются многочисленными средствами радиоэлектронного обнаружения и активного подавления; у самолетов семейства МиГ-23/27 данные радиоэлектронные средства изначально были элементами конструкции самолета, а не были запоздало добавлены впоследствии. Среди крупных самолетов Backfire несет стандартный вариант средств радиоэлектронного подавления, сравнимый с набором средств специализированного самолета РЭП на базе Tupolev Tu-16 Badger (Ту-16П).

При рассмотрении представленной ранее краткой характеристики советских технологий следует иметь в виду, что она касается самолетов, которые в настоящий момент находятся на вооружении и которые будут описаны в главах данной книги. Детальный анализ советских боевых самолетов, находящихся в данный момент в стадии разработки, трудно провести вследствие отсутствия едва ли не почти всей информации о характеристиках этих летательных аппаратов. Однако вполне возможно дать как можно более точную сводку как можно большей части текущих разработок и на ее основе сделать приблизительный расчет времени их ввода в эксплуатацию. Кроме того, можно с уверенностью предположить, что сильные и слабые стороны нынешней советской техники будут отражены в их конструкции.

Наиболее впечатляющими являются разработки в области тяжелых боевых самолетов. В 1979 году во время переговоров об ограничении стратегических вооружений Советский Союз заявил, что на стадии разработки находятся три «новых» боевых самолета дальнего радиуса действия. Это несколько прямолинейное заявление частично подтвердило предоставленную западной разведкой информацию, в которой были определены три направления развития.

Первым из них был сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла – эквивалент Rockwell B-1. Данными машинами будет полностью переоснащена дальняя авиация, которая выступит составной частью триады – воздушных, наземных и подводных – стратегических систем глобального радиуса действия. В настоящее время дальняя авиация является слабым звеном советской триады стратегических сил, поскольку ее неуклюжие Tu-95 (Ту-95) и массивные крылатые ракеты AS-3 Kangaroo (Х-20), которые по скорости лишь немного превосходят свои носители [1], могут с большим трудом выполнить атаку при противодействии даже немного менее древних американских перехватчиков Convair F-106A. Развертывание в Канаде перехватчиков McDonnell Douglas/Northrop CF-18 будет способствовать дальнейшему снижению эффективности дальней авиации, в то время как сверхзвуковым бомбардировщикам Backfire – в случае неприменения дозаправки в воздухе – не хватает дальности, чтобы стать полноценными стратегическими бомбардировщиками. Не имея технологий, необходимых для копирования американских крылатых ракет в требуемые сроки, Советский Союз разрабатывает более совершенный пилотируемый самолет, несущий несколько крылатых ракет и оборудованный  современными радаром и радиоэлектронными средствами борьбы и противодействия.

Взгляд с запада на воздушную мощь СССР начала 1980-х годов Часть 2


еще одна массивная советская система вооружения – крылатая ракета AS-3 Kangaroo (Х-20), которая по-прежнему находится на вооружении вместе с ракетоносцами Ту-95. Большая как истребитель, эта крылатая ракета слишком громоздкая, чтобы быть эффективной против передовых оборонительных систем

Вторым самолетом, о котором сообщила советская сторона, была дозвуковая многоцелевая машина очень большой дальности полета, являвшаяся своего рода аналогом разрабатывавшейся версии B-1 с неподвижным крылом. Этот самолет должен взять на себя большую часть задач Tu-142/Tu-95 (Ту-142/Ту-95), таких как наблюдение за морским пространством и наведение ракет морского базирования большой дальности. Будучи вооруженными ракетами большой дальности, эти самолеты могут представлять угрозу для целей вблизи у системы обороны противника. Также самолет данного типа может стать носителем высокоэнергетического оборонительного лазера, если такая система когда-либо будет доведена до стандартов принятия на вооружение.

Третьим новым самолетом является модифицированный Backfire с клиновидными воздухозаборниками (Ту-22М3) как у Rockwell RA-5 или МиГ-25. Основным эффектом данной модернизации является увеличившаяся максимальная скорость полета. Возможно командование авиации ВМФ было озабочено увеличением максимальной скорости Ту-22М, чтобы увеличить свои шансы при прорыве через Фарерский проход. Данный прорыв для более старых машин стал более опасным после появления на базах в Исландии и Шотландии самолетов ДРЛО BAe Nimrod и Boeing Sentry и перехватчиков Grumman F-14 и Panavia Tornado. Заявление, что новая модификация бомбардировщика Backfire, также как и сверхзвуковой пассажирский самолет Tu-144D (Ту-144), будет оснащена двигателями Kolesov (РД-36-51 конструкции ОКБ-36 П.А. Колесова), представляется маловероятным. Двигатели Ту-144 одновальные турбореактивные и оптимизированные для полетов сверхзвуковой скорости и их худший удельный расход топлива наверняка снизит дальность полета бомбардировщика.

На начало 1980 года из этих трех самолетов только новый вариант бомбардировщика Backfire достиг стадии летных испытаний, так что маловероятно, что любой из них будет принят на вооружение ранее 1984-85 годов. Ни один из них не соответствует сообщавшимся двум разработкам, о которых сообщалось в середине 1970-х годов (разработанный OKB Sukhoi бомбардировщик схемы «утка» с основным треугольным крылом и RAM-H – бомбардировочная версия Ту-144) и работы по которым, скорее всего, были прекращены. Ожидается, что во второй половине 1980-х годов комбинация из трех разрабатывающихся сейчас самолетов заменит находящиеся сейчас на вооружении советские тяжелые боевые самолеты.

Если обратиться к перевооружению сил ПВО, то картина остается примерно такой, какой она была в середине 1960-х годов: гибкое реагирование на прогнозируемые угрозы, меняющиеся вслед за планами США. В настоящий момент основной угрозой являются крылатые ракеты, но до 1975 года советские усилия были ориентированы на борьбу с бомбардировщиками B-1, оснащенными ракетами малой дальности. Существует вероятность того, что помимо B-1, находящихся в довольно продвинутой стадии разработки, в США будут разрабатывать значительно более совершенный вариант бомбардировщика FB-111, и поэтому в СССР продолжаются работы с целью обеспечить войскам ПВО способность противодействовать угрозам подобного рода.

Считается, что на продвинутой стадии разработки находятся три программы, и поскольку вкладывание средств во фронтовую авиацию достигло своего пика, то они могут быть приняты на вооружение в самое ближайшее время. Развертывание нового перехватчика считается неизбежным. В выпущенном в США годовом оборонном отчете за 1980 год говорится, что

«Советы начинают развертывание варианта MiG-25 с возможностью обнаруживать и поражать цели в нижней полусфере».

Ракетная система, предназначенная для этого самолета, получила обозначение AA-X-9 (Р-33). Утверждается, что эффективная дальность стрельбы ракет 45 миль (72 км) и радар нового перехватчика способен действовать в режиме «четыре на четыре», т.е. самолет-ракетоносец способен одновременно стрелять четырьмя ракетами по четырем целям (система AWG-9/Phoenix перехватчика Grumman F-14 способна действовать в режиме «шесть на шесть»). Самолет, который оснащен этой системой, получил обозначение Super MiG-25 (МиГ-31), но кажется, что этот самолет имеет мало общего со своим предком. Начнем с того, максимальная скорость «мига» M = 3 и недостаточная дальность полета не очень хорошо подходит для ракетной системы, предназначенной для защиты большой территории. Первоначальная комбинация MiG-25/AA-6 (МиГ-25/Р-40) является объектовой ПВО, в то время как AA-X-9 (Р-33), несомненно, является системой защиты крупного района. Можно предположить, что новый  будет двухместной машиной с большой дальностью полета и заменит как МиГ-25, так и Tu-28 Fiddler (Ту-128).

Взгляд с запада на воздушную мощь СССР начала 1980-х годов Часть 2
на данном концептуальном изображении представлен новый перехватчик, который в американских источниках упоминается как Super MiG-25. Данное изображение наглядно демонстрирует сходства и различия новой машины и ее трехмахового предка. Передняя часть фюзеляжа вытянута вперед для размещения места второго члена экипажа – оператора вооружения; для сохранения балансировки задняя часть фюзеляжа вытянута назад. Существует вероятность того, что передняя часть фюзеляжа будет расширена для размещения в ней более мощного и крупного радара. Размах и площадь крыла увеличены, чтобы нести более тяжелое вооружение и внешний запас топлива. По свидетельству перебежчика Беленко, воздухозаборники новой машины аналогичны тем, что применены на МиГ-23

Сообщается, что истребитель, известный как RAM-K – обозначение, указывающее, что самолет был замечен в испытательном центре Ramenskoye (лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова; https://alternathistory.ru/klarens-e-robinson-ml-sovety-moderniziruyut-svoyu-aviatsiyu-tri-noveishikh-istrebitelya), – является самолетом класса F-14: сходными являются поворотные консоли крыла и размещение воздухозаборников. В настоящее время наиболее вероятным представляется, что самолет-носитель ракет AA-X-9 (Р-33) является истребителем с общей компоновкой МиГ-25 (свидетельство превосходства конструкции, разработанной Беляковым в 1960-е годы), но с более эффективными двигателями и, вполне возможно, с уменьшавшим вес алюминиевым планером (предполагается, что в этом самолете отказались от достижения скорости M = 3). Этот самолет соответствовал бы двухместной версии RAM-K с фиксированным крылом – самолете, о котором также сообщалось.

Super MiG-25 или RAM-K с фиксированным крылом является перехватчиком, оснащенным шестью ракетами AA-X-9 (Р-33). С учетом решаемых самолетом задач и боевой нагрузки, его взлетный вес может быть больше, чем у F-15 (68000 фунтов [30845 кг] максимальный взлетный). Отсутствие требований к ведению воздушного боя предполагает меньшее значение тяговооруженности: два двигателя Tumansky R-29 (Д-30Ф6) являются адекватным решением и соответствуют советскому консерватизму.

Другой крупной системой, которая выходил за рамки данной книги, является оснащенный гиперзвуковыми ракетами ЗРК SA-10 (С-300), который использует высокую скорость и активное самонаведение, чтобы атаковать низколетящие цели. График разработки этого зенитного комплекса наводит на мысль, что он как и AA-X-9 (Р-33) предназначен для защиты от самолетов с ракетным вооружением, предназначенных для прорыва ПВО, а не для уничтожения крылатых ракет.

Система AA-X-9/Super MiG-25 и ЗРК С-300 прекрасно дополнят самолеты ДРЛО SUAWACS (А-50) – более совершенные машины, предназначенные для замены устаревших Tu-126 Moss (Ту-126). Данная система министерством обороны США описывается как «разрабатывающаяся», то есть в США ожидают, что такая система может быть развернута, но не имеют никаких сведений о ходе ее разработки или ее характеристиках. В качестве самолета-носителя радиоэлектронного оборудования для системы SUAWACS, так и для описанного выше дозвукового дальнего боевого самолета может быть использован либо военно-транспортный самолет Ilyushin Il-76 (Ил-76), либо широкофюзеляжный авиалайнер Ilyushin Il-86 (Ил-86).

Для советской ПВО самой сложной задачей является разработка системы противодействия крылатым ракетам. Можно предположить, что проблемы в разработке заключаются в малых размерах крылатых ракет, их способности выполнять оборонительные маневры, оборонительного потенциала для активного радиоэлектронного противодействия и низкой стоимости. Подобно соединенным Штатам, ПВО СССР разрабатывает перспективные образцы вооружений, такие как высокоэнергетические лазеры.

Представляется наиболее вероятным, что авиация ПВО быстрее получит новый перехватчик, чем фронтовая авиация какой-либо новый боевой самолет. Такое развитие событий является весьма интересным, потому что появление советского истребителя завоевания превосходства в воздухе, предназначенного для ближнего боя и достижения высокой маневренности, ожидается с начала 1970-х годов. Однако в годовом оборонном отчете за 1980 год говорится, что новые тактические боевые самолеты появятся на вооружении не ранее середины 1980-х годов. Сообщается, что в разработке находятся два тактических боевых самолета. Среди самолетов, обнаруженных спутником в испытательном центре Ramenskoye, был RAM-L (МиГ-29) – советское развитие линии, предложенной компанией Northrop в конце 1960-х годов и впервые представленной в 1971 году для использования в F-17 и F-18. RAM-L является одноместным двухмоторным истребителем, размеры которого, по-видимому, немного меньше, чем у истребителей компании Northrop. Хотя RAM-L был обнаружен в 1977-78 годах, нет никакой информации о дате поступления на вооружение. Было высказано предположение, что в Советском Союзе решили, что в качестве средства сокращения военно-воздушных сил противника высокоманевренный воздушный бой один на один является менее эффективным по сравнению с противовоздушной обороной. Пока остается неизвестным разработавшее RAM-L конструкторское бюро, и потому обозначение MiG-29 почти наверняка является преждевременным.

Взгляд с запада на воздушную мощь СССР начала 1980-х годов Часть 2
внешний вид нового советского истребителя завоевания превосходства в воздухе RAM-L определяется даже хуже, чем внешний вид RAM-J. Один из источников описывает RAM-L как комбинацию крыла, по форме напоминающего крыло истребителя McDonnell Douglas F-15 Eagle, и очень больших наплывов. Однако впечатление, основанное на информации, опубликованной в журнале «Aviation Week», представляет более консервативную схему, сочетающую в себе крыло умеренной стреловидности (как на МиГ-25), предполагающее низкое индуктивное сопротивление для устойчивой поворотливости, с очень большой стреловидностью (как у треугольного крыла истребителя МиГ-21) корневых частей для управляемости на закритических углах атаки. Две секции крыла соединяются переходной секцией. По тяге и весу RAM-L находится в том же классе, что и General Dynamics F-16A

Развертывание RAM-J (Су-25) считается неизбежным в течение довольно продолжительного времени. Этот самолет был обнаружен раньше RAM-L и по своему назначению он является уменьшенным эквивалентом Fairchild A-10: дозвуковой самолет, вооруженный многоствольной пушкой крупного калибра и большой военной нагрузкой под нестреловидным крылом. По-видимому RAM-J отличается от A-10 силовой установкой: как сообщается вместо двухконтурных турбореактивных двигателей на пилонах над консолями крыла установлены ТРД Tumansky R-25 (Р-25-300; на Су-25 установлены Р-95Ш, представляющие собой вариант двигателя Р-13-300 без форсажной камеры, с нерегулируемым соплом и изменениями в вспомогательных агрегатах). Форсированный вариант данного двигателя используется на истребителях MiG-21bis (МиГ-21бис) и почти наверняка установлены на RAM-L. В свою очередь RAM-K в долгосрочной перспективе поступит на вооружение фронтовой авиации и заменит Su-17/20 (Су-17М/Су-17М4).

Взгляд с запада на воздушную мощь СССР начала 1980-х годов Часть 2
данное концептуальное изображение дозвукового ударного самолета RAM-J было сделано на основе рисунка художника, опубликованного в американском журнале «Aviation Week». Детали самолета являются предположительными и базируются на советских технологиях. Скорее всего самолет на самом деле имеет надкрыльевые двигатели и горизонтальное оперение, размещенное на середине высоты киля с целью защиты от исходящих от двигателей потоков раскаленных газов. Как полагают советский самолет меньше и легче, чем Fairchild A-10; вес RAM-J с полной нагрузкой равен 35275 фунтов (16000 кг), тогда как у A-10 он составляет 50000 фунтов (22680 кг). RAM-J является первым специализированным самолетом непосредственной поддержки, испытанным в Советском Союзе после отмены в конце 1950-х годов неудачного Ilyushin II-40 (Ил-40) 

источник: Bill Sweetman «Concise Guide to Soviet Military Aircraft» 1984

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account