Взгляд с запада на военно-воздушные силы Советского Союза июля 1941 года

18
Взгляд с запада на военно-воздушные силы Советского Союза июля 1941 года

Взгляд с запада на военно-воздушные силы Советского Союза июля 1941 года

На сайт выкладывается винтажная статья «The Soviet Air Forse» из выпуска журнала «Flight» за 23 октября 1941 года, которая, думаю, заинтересует коллег.

Советские Военно-воздушные силы

Война фашизма и коммунизма в воздухе

Вскоре может быть получен ответ на величайший вопрос последнего десятилетия в области авиации: насколько Россия сильна в воздухе? Ее военно-воздушные силы и фактически вся ее промышленность сейчас подвергаются серьезным испытаниям. Это поединок, в котором большая часть русской военной машины противостоит большой концентрации немецкой боевой мощи.

Статьи, опубликованные за последние десять лет в мировой авиационной прессе и посвященные русской авиации, в основном носили умозрительный характер, как в вопросе общей численности, так и в отношении технических деталей типов самолетов. До последних десяти лет было очень мало статей, даже спекулятивных, поскольку русские авиационная промышленность и военно-воздушные силы были созданы в основном этот период. Во время реализации различных Пятилетних планов (Five Year Plans) русская авиация как гражданская, так и военная добилась больших успехов. Однако в 1920-х годах её состояние было зачаточным и потому еще предстоит выяснить насколько велики были достигнутые успехи и сможет ли русская авиация сможет успешно бороться с «люфтваффе».

Достоверной информации из Москвы почти не существует, поскольку Советское правительство проводит последовательную политику сохранения секретности, однако нам известен ряд фактов. Сообщения из Испании во время так называемой Гражданской войны, когда Германия и Италия сражались с мятежниками Франко против правительственных войск, которым помогала Россия, показывают, что русские истребители показали себя вполне достойно. Большая их часть являлась одноместными бипланами I-15 (И-15), оснащенными двигателями Wright Cyclone, вооруженными четырьмя пулеметами и развивавшими максимальную скорость около 230 миль в час (370 км/ч). В целом I-15 мало чем отличается от Armstrong-Whitworth Scimitar, но как бы ни был хорош этот самолет в те дни он вряд ли сможет вынести испытания воздушной войны сегодняшнего дня.

ИСТРЕБИТЕЛИ В ИСПАНИИ. Истребители I-15 хорошо зарекомендовали себя в войне в Испании, когда русские помогали правительственным войскам против Франко, немцев и итальянцев

ИСТРЕБИТЕЛИ В ИСПАНИИ. Истребители I-15 хорошо зарекомендовали себя в войне в Испании, когда русские помогали правительственным войскам против Франко, немцев и итальянцев

Другим фактом являются изобретательность и инициативность, проявленная русскими при развитии идеи парашютных войск. Мало кто будет оспаривать это российское утверждение, и теперь очевидно, что спуск с воздуха является методом ведения боевых действий, который особо подходит для наступления или обороны при проведении операций на обширных театрах боевых действий. Поездка по России показала, что все страна «по-настоящему парашютная». По всей стране было возведено множество парашютных вышек для ознакомления молодежи с этим новейшим видом авиаспорта, который можно использовать в военных целях.

Третьим фактом, касающимся русской военной авиации, является то, как она использовалась в мирное время для решения других национальных задач. Опрыскивание болот с целью уничтожения малярийных комаров, наблюдение за лесными пожарами, обработка лесных массивов, зараженных насекомыми-вредителями, и посев зерновых культур – все эти задачи ставились военным летчикам.

Действия русских пилотов над Северным Ледовитым океаном привлекли мало внимания, но носили безупречный характер. Спасение экипажа и пассажиров парохода «Челюскин» стало одним из грандиознейших событий своего времени. На судне находились метеорологи и другие ученые, члены их семей и рабочие, которые должны были организовывать метеорологические станции вдоль негостеприимного побережья Сибири. Застрявший во льдах корабль был постепенно раздавлен. Благодаря энергичной работе экипажа часть груза удалось перенести на льдину прежде чем судно пошло ко дну. Затем наступило долгое ожидание в суровых условиях, пока не была установлена радиосвязь и не началось ожидание поисково-спасательных самолетов. Погода серьезно мешала поискам, а сама льдина очень плохо подходила для посадок самолетов. Но несмотря на это самолеты-спасатели раз за разом садились на постепенно разрушавшуюся льдину и взлетали с нее, унося в безопасное место по несколько «челюскинцев». Удалось спасти почти всех членов экипажа парохода; погиб только один человек, раздавленный ящиками во время крушения судна.

В России между гражданской авиацией и военно-воздушными силами существует тесная связь. Среди спасителей «челюскинцев» были военные летчики Громов (Gromov) и Юмашев (Umashev) и бортинженер Данилин (Daniline), которые в июле 1937 года установили рекорд дальности беспосадочного полета, пролетев 6305 миль (10145 км) на ANT-25 (АНТ-25) по маршруту Москва – Арктика – Сан-Хасинто (San Jacinto), штат Калифорния. Однако нынешние задачи русских пилотов гораздо мрачнее, чем их работа в мирное время.

Русские авиаконструкторы

Литеры ANT указывают на А. Н. Туполева (A. N. Toupolev), который на протяжении многих лет был самым известным русским авиаконструктором. Он исчез после ареста в 1938 году. Другой способный инженер Григорович (Grigarovitch) умер в 1938 году после того как провел несколько лет в тюрьме. У Поликарпова (Polycarpov) – соавтора Григоровича и создателя истребителя I-16 – в те годы также были проблемы. В настоящее время он начал политическую карьеру и больше не занимается проектированием самолетов.

одноместный истребитель I-16 Rata с 750-сильным двигателем M-25 (Wright Cyclone). Вооружен четырьмя пулеметами, максимальная скорость 280 миль в час (450 км/ч)

одноместный истребитель I-16 Rata с 750-сильным двигателем M-25 (Wright Cyclone). Вооружен четырьмя пулеметами, максимальная скорость 280 миль в час (450 км/ч)

I-15 также является одноместным истребителем. Он также вооружен четырьмя пулеметами и оснащен двигателем M-25, с которым развивает максимальную скорость 230 миль в час (370 км/ч)

I-15 также является одноместным истребителем. Он также вооружен четырьмя пулеметами и оснащен двигателем M-25, с которым развивает максимальную скорость 230 миль в час (370 км/ч)

лицензия на этот истребитель-моноплан приобретена в США. Это Vultee VUGB (фактически речь идет о штурмовике-легком бомбардировщике Vultee V-11/Кочеригин БШ-1)

лицензия на этот истребитель-моноплан приобретена в США. Это Vultee VUGB (фактически речь идет о штурмовике-легком бомбардировщике Vultee V-11/Кочеригин БШ-1)

двухместный разведчик-бомбардировщик-биплан R-5 с 680-сильным двигателем M-17 (BMW). Самолет вооружен четырьмя пулеметами и бомбами

двухместный разведчик-бомбардировщик-биплан R-5 с 680-сильным двигателем M-17 (BMW). Самолет вооружен четырьмя пулеметами и бомбами

На конструкцию всех русских самолетов очень сильно повлияла покупка иностранных лицензий. В 1937 году в США были приобретены права на производство нескольких моделей компаний Boeing, Consolidated, Seversky и Vultee. В дополнение к этому в конце 1930-х годов британская и немецкая станкостроительная промышленность получили крупные заказы из России. Русские двигатели почти полностью являются адаптированными иностранными двигателями в основном американскими Wright и немецкими BMW; так, например, 750-сильный M-25 являющийся копией двигателя Wright Cyclone, а 680-сильный M-17 копией BMW.VI.

силуэты бомбардировщика-среднеплана SB-2. Его внешний вид показывает, что это современный самолет

силуэты бомбардировщика-среднеплана SB-2. Его внешний вид показывает, что это современный самолет

TB-3 (ТБ-3), ранее ANT-6 (АНТ-6), является тяжелым бомбардировщиком, способным нести 2200 фунтов (1000 кг) бомб с низкой максимальной скоростью 120 миль в час (200 км/ч). Силовая установка – четыре 680-сильных двигателя типа M-17. Существует также более поздняя модель с улучшенными летными характеристиками

TB-3 (ТБ-3), ранее ANT-6 (АНТ-6), является тяжелым бомбардировщиком, способным нести 2200 фунтов (1000 кг) бомб с низкой максимальной скоростью 120 миль в час (200 км/ч). Силовая установка – четыре 680-сильных двигателя типа M-17. Существует также более поздняя модель с улучшенными летными характеристиками

трехместная летающая лодка-разведчик MR-5 (опытная летающая лодка Григорович МР-5 или Четвериков МР-3) оснащена одним 680-сильным двигателем M-17 и вооружена двумя пулеметами. Максимальная скорость 140 миль в час (225 км/ч)

трехместная летающая лодка-разведчик MR-5 (опытная летающая лодка Григорович МР-5 или Четвериков МР-3) оснащена одним 680-сильным двигателем M-17 и вооружена двумя пулеметами. Максимальная скорость 140 миль в час (225 км/ч)

летающая лодка-разведчик MBR-2 оснащена двумя двигателями M-17 (реальная летающая лодка МБР-2 сначала оснащалась одним двигателем М-17, а затем одним двигателем М-34; на схеме представлена летающая лодка МДР-2) и вооружена тремя пулеметами. Максимальная скорость 150 миль в час (240 км/ч)

летающая лодка-разведчик MBR-2 оснащена двумя двигателями M-17 (реальная летающая лодка МБР-2 сначала оснащалась одним двигателем М-17, а затем одним двигателем М-34; на схеме представлена летающая лодка МДР-2) и вооружена тремя пулеметами. Максимальная скорость 150 миль в час (240 км/ч)

Но не следует думать, что русские не занимаются собственными конструкторскими разработками. Возможно они навредили себе, избавившись от лучших конструкторов, таких как Туполев, но организация, которой он руководил – расположенный в Москве Центральный аэрогидродинамический институт (иногда его называют по аббревиатуре ЦАГИ), – все еще существует. В нем есть подразделения, занимающиеся аэродинамикой, испытаниями материалов, приборов, расчетами напряжений и летными испытаниями. В некоторой степени ЦАГИ соответствует нашему Фарнборо.

более современным по конструкции бомбардировщиком является среднеплан SB-2 (СБ) с двумя 750-сильными двигателями M-25 (так в тексте - byakin). Его максимальная скорость около 270 миль в час (400 км/ч). Если эта машина хорошо вооружена и бронирована, то она сможет нанести несколько серьезных ударов по восточной Германии

более современным по конструкции бомбардировщиком является среднеплан SB-2 (СБ) с двумя 750-сильными двигателями M-25 (так в тексте — byakin). Его максимальная скорость около 270 миль в час (400 км/ч). Если эта машина хорошо вооружена и бронирована, то она сможет нанести несколько серьезных ударов по восточной Германии

Другой организацией, которой у нас нет ничего похожего, является ОСОВИАХИМ (Osoaviakhim), хотя у недавно сформированного учебного авиационного корпуса (Air Training Corps RAF) есть с ним некоторые общие черты. ОСОВИАХИМ является организацией, которая проводит начальную подготовку и стимулирует энтузиазм в области авиации и химии среди молодежи Советского Союза, хотя не совсем понятно почему эти две задачи были объединены между собой.

Особенностью русской авиации, хотя она почти полностью ограничена ее гражданской частью, является стремление к созданию крупных машин, которые не отличаются ни скоростью, ни аэродинамической чистотой. Самым ярким примером является Maxim Gorky (АНТ-20 «Максим Горький») – единственный самолет, в состав оборудования которого входит печатная машина. Созданным позднее вариантом является L-760 (см. «Русский авиалайнер L-760»), размах крыла которого равен размаху крыла проходящего сейчас испытания огромного бомбардировщика Douglas B-19. Силовая установка L-760 состоит из шести двигателей, которые развивают общую мощность 8000 л.с. – столько же, сколько развивают четыре двигателя бомбардировщика Douglas B-19. Вес L-760 с полной нагрузкой составляет 103000 фунтов (46720 кг), тогда как у машины компании Douglas – 164000 фунтов (74390 кг). Максимальная скорость L-760 указывается как 186 миль в час (300 км/ч).

АВИАЛАЙНЕР ИЛИ БОМБАРДИРОВЩИК? L-760 имеет размах крыла 210 футов (64 м) с расположенными внутри него пассажирскими салонами. Это один из новейших русских самолетов, который около года назад был введен в эксплуатацию в качестве авиалайнера на линии Москва – Кавказ. Хотя, по всей видимости, L-760 безоружен сейчас этот самолет, возможно, применяется в качестве ночного бомбардировщика

АВИАЛАЙНЕР ИЛИ БОМБАРДИРОВЩИК? L-760 имеет размах крыла 210 футов (64 м) с расположенными внутри него пассажирскими салонами. Это один из новейших русских самолетов, который около года назад был введен в эксплуатацию в качестве авиалайнера на линии Москва – Кавказ. Хотя, по всей видимости, L-760 безоружен сейчас этот самолет, возможно, применяется в качестве ночного бомбардировщика

В России женщины занимаются традиционными мужскими занятиями больше, чем в какой-либо иной стране мира. Иногда женщины работают даже в качестве моряков, и поэтому неудивительно, что среди них также есть женщины-парашютистки. Но более чем сомнительно, что они примут участие в идущих сейчас боевых действиях.

эта сделанная шесть лет назад фотография свидетельствует о том, что русские занимаются подготовкой парашютистов в течение длительного времени. На данном снимке изображены женщины-парашютистки после приземления на аэродроме Бэняса (Băneasa), Бухарест. Поскольку сейчас Россия и Румыния находятся в состоянии войны, то эта высадка – без всяких шуток – может произойти вновь

эта сделанная шесть лет назад фотография свидетельствует о том, что русские занимаются подготовкой парашютистов в течение длительного времени. На данном снимке изображены женщины-парашютистки после приземления на аэродроме Бэняса (Băneasa), Бухарест. Поскольку сейчас Россия и Румыния находятся в состоянии войны, то эта высадка – без всяких шуток – может произойти вновь

Последнем по времени официальным заявлением о состоянии дел в русских ВВС является речь маршала Ворошилова (Marshal Voroshilov), произнесенная им в марте 1939 года. Хотя источники в России и не приводят никаких данных о численности военно-воздушных сил, они утверждают, что русские ВВС с тех пор стали значительно сильнее и что Москва сохранила в тайне все подробности своих новейших самолетов. Ниже приведены выдержки из выступления маршала Ворошилова и других источников:

«Скорость наших истребителей и бомбардировщиков значительно превышает 312 миль в час (500 км/ч), а потолок значительно превзошел 49000 футов (14900 м). По грузоподъемности у нас лучшие самолеты в мире, и в этой области мы установили почти все мировые рекорды».

«В период с 1934 по 1939 год рассчитываемая в лошадиных силах мощность силовых установок наших ВВС возросла на 213 процентов. В 1934 году наши бомбардировщики могли нести 2000 тонн бомб, в 1939 году они несут свыше 6000 тонн бомб. К 1939 году масса секундного залпа наших авиационных пулеметов увеличилась на 300 процентов. К 1939 году численность истребительных сил возросла на 12,3 процента до 30 процентов».

«Наши современные истребители и бомбардировщики имеют скорость, превышающую 375 миль в час (600 км/ч). Теперь у нас есть эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. В прошлом году в ноябрьских парадах приняли участие более 5000 самолетов по всей стране, а при более благоприятной погоде в них могли бы принять участие более 8000 самолетов».

«Наши летчики могут смело и упорно противостоять врагу как в индивидуальных, так и в групповых боях. Фашистские пираты хорошо это понимают, но теперь они узнают об этом еще больше. В Советском Союзе есть тысячи героев, таких как комбриг Серов (Brigade Commander Serov) [1], который ночью уничтожил множество фашистских самолетов на одном из западных фронтов».

«Можно только сказать, что количество наших самолетов превышает цифры, указанные в английских газетах и журналах. У нас достаточно самолетов, чтобы победить свирепых фашистов. Среди наших пилотов 161 Герой Советского Союза».

«За два месяца боев на Халхин-голе (в статье Khan-khingol; Хан-Хингол) мы уничтожили 660 японских самолетов и потеряли только 143».

«У нас есть тысячи парашютистов, готовых к бою и обученных современной боевой технике».


[1] Серов Анатолий Константинович (20 марта [2 апреля] 1910 – 11 мая 1939). Один из самых популярных советских военных лётчиков 1930-х годов.

Взгляд с запада на военно-воздушные силы Советского Союза июля 1941 года

Признанный мастер высшего пилотажа и организатор собственной пилотажной группы. Участник гражданской войны в Испании. С мая 1937 года по январь 1938 года под именем Родриго Матео принимал участие в гражданской войне в Испании. Сражаясь на стороне республиканцев на Центральном и Арагонском фронтах, прошёл путь от рядового лётчика до командира истребительной авиагруппы. На истребителе И-15 произвёл более 180 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 15 самолётов противника (8 лично и 7 в составе группы).

За время участия в боевых действиях ввёл в практику воздушных боёв ряд новшеств, разработал и успешно применил тактику перехвата вражеских ночных бомбардировщиков, доказал возможность эффективной штурмовки наземных целей истребителями. По ходатайству правительства Испанской Республики за личное мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга, старшему лейтенанту Серову Анатолию Константиновичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

После возвращения в СССР был назначен начальником Главной лётной инспекции ВВС РККА. С июня 1938 года также входил в состав Совета по авиации при Наркомате обороны СССР. Уделял большое внимание перевооружению авиационных частей и переобучению лётного состава, участвовал в разработке концепции перспективного истребителя нового поколения.

Погиб в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года при выполнении учебного полёта вместе с Героем Советского Союза майором П. Д. Осипенко. Похоронен в Кремлёвской стене. https://ru.wikipedia.org/wiki/Серов,_Анатолий_Константинович

источник: «The Soviet Air Forse» «Flight» July 3rd, 1941, стр.f-h

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account