Взгляд из США на советскую авиацию образца 1950 года
Интересная винтажная статья из ведомственного журнала ВМС США «Naval Aviation News» (Новости морской авиации), которая, думаю, заинтересует коллег.
Содержание:
Советские военно-воздушные силы
Генерал-лейтенант Василий Сталин, сын маршала и командующий военно-воздушными силами Московского военного округа, недавно заявил, что ни одна из стран мира не имела такой «славной истории» военно-воздушных сил как Советский Союз, который является родиной самолета и колыбелью ракетостроения.
Для советского гражданина это утверждение было неоспоримым фактом. Однако для признания остальным миром данного утверждения требуется больше доказательств, чем состоявшаяся ранее в Москве выставка, на которой Александру Можайскому приписывалось не только создание самолета с паровым двигателем, но и его полет 20 июля 1882 года – за 21 год до первых полетов братьев Райт в Килл-Девил-Хилсе (Kill Devil Hill), штат Северная Каролина.
Среди других изобретений, первенство создания которых в пропагандистских целях приписывают себе в Советском Союзе, можно перечислить ракетоплан, авиационные двигатели, многомоторный самолет, вертолет, автожир, гидросамолет, цельнометаллический дирижабль, парашют и множество других.
Эти утверждения и заявления характерны для советских публикаций, подчеркивающих превосходство и величие всего отечественного. Перефразируя известное высказывание Сталина
«советские самолеты летают быстрее всех, выше всех, дальше всех, дольше всех».
Нас, находящихся по эту сторону железного занавеса, иногда забавляют и вводят в заблуждение эти откровения, вдохновленные руководителями советского рая.
Но из всего этого потока пропаганды определенно преобладает одна тема: мощь советских военно-воздушных сил. Хотя это сравнительно современные военно-воздушные силы, советское руководство постоянно пытается их усовершенствовать. Их военно-воздушные силы включают в себя ряд людей, отличившихся смелостью и фантазией в эксплуатации и проектировании самолетов, которые, как мы можем с уверенностью предположить, не менее талантливы, чем летчики и инженеры русского происхождения, добившиеся успеха в США.
Структура
Покрытая туманом цензуры, пропаганды и частых реорганизаций, структура советских военно-воздушных сил кажется противоречивой. Однако факт остается фактом: СССР – сухопутная держава, и вполне вероятно, что основной целью советской авиации будет поддержка сухопутных сил непосредственно над полем боя.
В результате реорганизации советских вооруженных сил, объявленной в феврале 1950 года, военно-воздушные илы после четырех лет относительной автономии, по-видимому, вернулись к позиции, которую они занимали в составе советской армии до начала Второй Мировой войны. Это недавнее изменение устанавливает советские армию и флот на один уровень и делает советскую систему несколько похожей на американскую систему обороны до объединения. В рамках советского военного министерства военная авиация включает в себя армейскую авиацию (предназначена для тесного взаимодействия с подразделениями сухопутными сил), истребительные подразделения системы ПВО и авиационный компонент дальнего радиуса действия.
Также в СССР существует гражданский воздушный флот, который обеспечивает потребности советских граждан в воздушном транспорте. Военные компоненты организованы в воздушные армии, каждая из которых обычно состоит из трех корпусов, которые в свою очередь состоят из трех дивизий. Каждая авиационная дивизия состоит из трех авиаполков. Авиационный полк состоит из трех эскадрилий и в зависимости от задач, которые стоят перед авиачастью, его численность колеблется от 30 до 50 машин.
Воздушный компонент советского ВМФ организован в воздушные силы флота, которые по своей организации аналогичны воздушным армиям. Морская авиация является неотъемлемым элементом советского флота и управляется отдельно от подразделений военной авиации.
Утверждается, что в настоящий момент Советский Союз в составе своих военно-воздушным сил имеет более 14000 самолетов первой линии. В число которых входит несколько реактивных истребителей и средних бомбардировщиков TU-4 (Ту-4; тип B-29). Их стратегические бомбардировочные силы относительно невелики, хотя в советской послевоенной программе этому виду вооружений, по-видимому, было уделено большее внимание. Морская авиация базируется на суше и не имеет авианосцев, с которых она могла бы действовать.
Обозначения летательных аппаратов
В Советском Союзе и его странах-сателлитах авиационные заводы находятся под государственным контролем, и все производство самолетов осуществляется на государственных заводах. Проектирование самолетов на этих государственных заводах осуществляется небольшой группой экспертов, имеющих собственные конструкторские бюро. Успешным авиаконструкторам нередко присваивается высокое звание в инженерно-технической службе советских военно-воздушных сил, что объясняет воинское звание, иногда добавляемое к имени авиационного конструктора.
С другой стороны, неудачные проекты приводили к тюремным срокам. Однако у Советов это не является концом практической деятельности, поскольку конструктору позволено продолжать заниматься своей работой в тюремных условиях. Результатом подобной практики стало создание нескольких удачных самолетов, наградой за что стало освобождение проштрафившихся авиаконструкторов.
Советские самолеты и двигатели обозначаются инициалами или аббревиатурой конструктора или названия конструкторского коллектива, за которыми следуют дефис и номер; последний не всегда находится в правильной очередности. Тот факт, что летательному аппарату присвоен самый крупный по величине номер еще не означает, что он является самым последним проектом советского конструктора; некоторые более ранние числа экспериментальных машин или эскизных проектов были приняты для более поздних разработок.
Наглядным примером является истребитель YAK-3 (Як-3), который разработан на основе более раннего истребителя YAK-9 (Як-9); обе машины были созданы Александром Яковлевым (Alexander S. Yakovlev). Более свежим примером является TU-4 (советская копия B-29); проект TU-4, не похожий на нынешний самолет с таким же обозначением, был спроектирован в годы Второй Мировой войны и никогда не был запущен в серийное производство. Тем не менее, было отмечено, что Советы придерживаются общего правила присвоения четных и нечетных номеров определенным типам самолетов. Нечетными числами обычно обозначаются истребители или учебные истребители (LA-7 [Ла-7], MIG-9 [МиГ-9], YAK-15 [Як-15] и т.д.), в то время как четными самолеты всех остальных типов (бомбардировщик PE-8, пассажирский самолет IL-12 и т.д.).
Время от времени некоторым советским самолетам давали имена собственные; в качестве примера можно привести широко известные Stormovik (штурмовик Ил-2) и Maxim Gorki (АНТ-20 Максим Горький). Другими менее известными примерами являются вертолет Omega (Братухин Омега) и экспериментальный самолет с передним хвостовым оперением Utka (МиГ-8 Утка).
В приведенном ниже списке в алфавитном приведены аббревиатуры самолетов и их расшифровки по именам ведущих советских авиаконструкторов:
ANT (АНТ) | Andreas Nickolaievitch Tupolev (Андрей Николаевич Туполев) |
BI (БИ) | Berendiak and Issariev (на самом деле Березняк и Исаев – byakin) |
Er (Ер) | Ermolaev (Ермолаев) |
Il (Ил) | Ilyushin (Ильюшин) |
La (Ла) | Lavochkin (Лавочкин) |
LAGG (ЛАГГ) | Lavochkin, Gorjunov and Gudkov (на самом деле Лавочкин, Горбунов и Гудков – byakin) |
Li | Lisitsin (на самом деле Лисунов – byakin) |
Mi (М) | Miassishchev (Мясищев) |
MIG (МиГ) | Mikoyan and Gurevich (Микоян и Гуревич) |
Pe (Пе) | Petlyakov (Петляков) |
Po (По) | Polikarpov (Поликарпов) |
SHCHE (Ще) | Shcherbakov (Щербаков) |
Su (Су) | Sukhoi (Сухой) |
Tu (Ту) | Tupolev (Туполев) |
Yak (Як) | Yakovlev (Яковлев) |
Истребители
Один из ведущих советских истребителей, генерал-полковник инженерно-технической службы Александр Сергеевич Яковлев заявил, что в истребителе все должно быть принесено в жертву снижению массы. Это проявляется во всех его серийных поршневых истребителях от YAK-1 (Як-1) до YAK-9 (Як-9), которые благодаря почти полному отсутствию брони были скоростными и маневренными. Во время последней войны пилоты действовавшего на советском фронте французского подразделения Escadrille Normandie (эскадрилья «Нормандия», позднее авиаполк «Нормандия-Неман») летали на истребителях YAK.
Эти покрытые фанерой и полотном низкопланы являются самыми легкими истребителями в мире; так YAK-1 имеет нормальную общую массу 5800 фунтов (2631 кг), а YAK-9 – 6300 фунтов (2858 кг). Поздние модели истребителей YAK оснащены рядными двигателями с мощностью чуть больше 1000 л.с. и способны развивать скорость до 320 узлов (597 км/ч). Хотя технически они уступали FW-190 и ME-109, их огромное количество в значительной степени способствовало победе СССР во Второй мировой войне. На вооружении все еще находятся истребители YAK-7 (Як-7) и YAK-9, которые в последнее время замечены с опознавательными знаками Северной Кореи.
Конструктор серии поршневых самолетов-истребителей генерал-лейтенант инженерно-технической службы Семен Алексеевич Лавочкин (Lt. Gen. Semyon A. Lavochkin) завершил войну с моделью LA-7. Этот оснащенный радиальным двигателем истребитель смешанной конструкции способен развивать скорость свыше 300 узлов (556 км/ч). Хотя LA-7 уже устарел, он все еще эксплуатируется в советских ВВС и ВВС стран-сателлитов. Послевоенные варианты, похожие по внешнему виду на эту модель, представляют собой более скоростные цельнометаллические истребители LA-9 (Ла-9) и LA-11 (Ла-11), которые, как полагают, несколько уступают по своим характеристикам американскому F-51 Mustang и британскому Hawker Fury.
Истребитель LA-11 был в центре внимания, когда в 1949 году дезертировавший советский пилот разбил машину данного типа во время вынужденной посадки в Швеции. В соответствии с тенденцией к производству более скоростных реактивных самолетов, истребители LA-9 и LA-11 могут стать последними серийными советскими поршневыми истребителями.
Вскоре после окончания Второй Мировой войны в руки СССР попал огромный потенциал в виде авиационных заводов и квалифицированного персонала, расположенных в советской зоне оккупации. С получение этого немецкого потенциала были начаты серьезные работы над реактивными самолетами и двигателями, и в конце 1946 года Советами был официально представлен свой первый полноценный боевой реактивный самолет. Через несколько месяцев появился YAK-15, и началось серийное производство машин обоих типов.
MIG-9 был местной конструкцией с явным немецким влиянием, о чем свидетельствуют два немецких реактивных двигателя с компрессорами осевого типа, расположенные бок о бок под передней половиной фюзеляжа. Сообщается, что этот цельнометаллический истребитель со среднерасположенным крылом и шасси с носовой стойкой обладает высокой маневренностью и максимальной скоростью около 500 узлов (926 км/ч). В соответствии с советской практикой вооружение размещено в носовой части истребителя MIG-9.
Имевший схожую компоновочную схему истребитель YAK-15 оснащен одним реактивным двигателем и шасси с хвостовым колесом. Судя по всему, это был наспех спроектированный реактивный истребитель, являвшийся немного больше чем простая модификация поршневого YAK-9 и предназначавшийся для временного закрытия бреши в ожидании полноценных реактивных машин. YAK-15 не такой быстрый как MIG-9 и развивает максимальную скорость около 450 узлов (833 км/ч). Самолеты обоих типов изготовлены в больших количествах и переданы боевым эскадрильям. Оснащенный шасси с носовой стойкой модифицированный YAK-15 отличается расположенным в нижней части фюзеляжа выпуклым выступом, в котором находится носовое колесо.
Летные характеристики этих реактивных истребителей сопоставимы с характеристиками западных истребителей того периода: американского F-80 Shooting Star и британского D.H.100 Vampire. В качестве компенсации за свой поздний старт в 1947 году советские конструкторы выпустили ряд новых опытных реактивных истребителей. На основе этих конструкций был создан реактивный истребитель со стреловидным крылом. Разработка этой машины была приписана конструкторскому бюро Микояна-Гуревича, и большие группы самолетов данного типа были замечены на последних советских авиашоу. По общей компоновке новый MIG (МиГ-15) напоминает F-86 Saber; советская машина обладает стреловидными крылом и хвостовым оперением и шасси с носовой стойкой. Единственный реактивный двигатель размещен внутри фюзеляжа, имевшего воздухозаборник в передней оконечности и сопло в задней оконечности. В виде сбоку реактивный стреловидный истребитель имеет рубленый внешний вид. Вооружение нового истребителя MIG расположено в нижней передней части фюзеляжа.
Учитывая современные тенденции принятый на вооружение истребители со стреловидным крылом в течение ряда лет будет служить в качестве истребителя первой линии. Вероятно по мере появления новых самолетов MIG-9 и YAK-15 будут использоваться для выполнения учебных задач или же будут переданы военно-воздушным силам стран-сателлитов.
Бомбардировщики
Советские эскадрильи оснащены двухдвигательными легкими бомбардировщиками, созданными в годы Второй Мировой войны. Бомбардировочная авиация СССР состоит из самолетов типов TU-2 (Ту-2), PE-2 (Пе-2), IL-4 (Ил-4), некоторые из которых модифицированы с учетом новых требований для более специализированных задач. Также на вооружении имеются бомбардировщики A-20 Havoc и B-25 Mitchell, которые в годы войны были переданы Советам по ленд-лизу.
В течение последних нескольких лет Советы были заняты разработкой нескольких прототипов двухмоторных реактивных бомбардировщиков. Во время последнего празднования Первомая (May Day) в полете над могилой Ленина были представлены новые двухмоторные легкие реактивные бомбардировщики (Ту-14). Излишне говорить, что из этого следует, что в ближайшем времени реактивные бомбардировщики этого или подобных типов можно ожидать на вооружении советских боевых подразделений.
В 1943 году Туполев получил сталинскую премию за создание TU-2, который представляет собой обычный цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Машины данного типа неоднократно зарекомендовало себя в качестве самолета непосредственной поддержки. До сих пор бомбардировщики TU-2 находятся в значительных количествах в подразделениях ВВС. В моторных гондолах за радиальными двигателями расположены ниши, в которые убираются основные стойки шасси. Максимальная скорость самолета оценивается примерно в 300 узлов (556 км/ч). Вооружение состоит их двух неподвижных пушек, расположенных в корневых частях крыла, и трех подвижных пулеметов, установленных в фюзеляже.
Петляков учился у Туполева, а затем разработал цельнометаллический легкий бомбардировщик PE-2 – свой наибольший вклад в советскую авиацию. К несчастью для Советов, карьера Петлякова оборвалась, когда в 1944 году он безвременно погиб в авиакатастрофе. Во время войны бомбардировщики PE-2, оснащенные двумя фиксированными и тремя подвижными пулеметами, доставили немцам значительные проблемы. Два рядных двигателя обеспечивают бомбардировщику, имевшему двухкилевое оперение, максимальную скорость около 290 узлов (534 км/ч).
Один из старых легких бомбардировщиков IL-4, который ранее обозначался как DB-3, был разработан Сергеем Ильюшиным и был введен в эксплуатацию в 1941 году в качестве бомбардировщика и торпедоносца. Максимальная скорость около 230 узлов (426 км/ч) делает IL-4 относительно медленным по сегодняшним стандартам. Тем не менее IL-4 по-прежнему состоят на вооружении военно-воздушных сил и морской авиации.
Андрей Туполев не был столь оригинален со своим средним бомбардировщиком TU-4 и можно не сомневаться, что он получил сталинскую премию за свою «китайскую копию» (идиоматическое выражение, означающее точное воспроизведение предмета со всеми его недостатками и достоинствами – byakin) бомбардировщик B-29 Superfortress. Во время войны несколько B-29 были конфискованы после того, как они были вынуждены приземлиться на оккупированной Советами территории. На основе захваченных B-29 Туполев также создал 72-местный пассажирский самолет, получивший обозначение TU-70 (Ту-70). Фюзеляж TU-70 длиннее, чем у TU-4, а его крыло расположено ниже, чем у TU-4.
Советские конструкторы очень хорошо понимали требования частей наземной поддержки и в начале Второй мировой войны создали знаменитый «противотанковый самолет» IL-2 Stormovik (Ил-2). На первых этапах войны производство штурмовиков было сорвано немецким наступлением, и только с началом Сталинградской кампании IL-2 получили широкое применение.
В 1944 году в качестве замены IL-2 появилась более поздняя и мощная разработка – штурмовик IL-10 (Ил-10). Самолет IL-10 развивает максимальную скорость около 260 узлов (482 км/ч), что на 30 узлов (56 км/ч) больше, чем у IL-2. Эта более поздняя модель сегодня является основой авиационной поддержки наземных войск в Советском союзе и в странах-сателлитах.
Капоты двигателей на этих одномоторных противотанковых самолетах имеет одинаковое бронирование, которое состоит из стальных пластин толщиной от 6 до 8 мм; менее защищенные части фюзеляжа имеют бронирование толщиной 4 мм. Вооружение IL-2 и IL-10 состоит из размещенных в крыле четырех фиксированных пулеметов и одного подвижного пулемета, размещенного в кабине стрелка, которая расположена непосредственно за кабиной пилота.
Транспортные и пассажирские самолеты
За железным занавесом и у его каёмки иногда случайными проблесками можно увидеть самолеты, которые используются компанией Aeroflot (служба воздушных перевозок Советского Союза) и авиакомпаниями стран-сателлитов. Во время последней войны большое количество грузопассажирских самолетов DC-3 (C-47/R4D) Skytrain было поставлено Советскому Союзу по ленд-лизу. Советы также построили идентичную версию этой почтенной рабочей лошадки и назвали ее LI-2 (Ли-2). Как и в случае с другими военно-воздушными силами мира C-47/LI-2 продолжает находится на вооружении подразделений советской военно-транспортной авиации.
Новым советским пассажирским самолетом, летающим на европейских авиалиниях, является двухмоторный низкоплан IL-12 (Ил-12), который имеет сходство с авиалайнером Convair CL-240 Liner. Этот 27-пассажирский самолет постепенно заменяет меньший по размерам LI-2 в советской международной сети авиалиний (Soviet International Airway System). В настоящее время IL-12 выполняют полеты на линии Москва – Хабаровск. Перелет по этому маршруту длиной более 4000 миль (6436 км) длится 28 часов; самолеты летают с промежуточными остановками и со средней скоростью 160 узлов (296 км/ч). В соответствии с нынешними тенденциями новый советский пассажирский самолет оснащен трехколесным шасси со сдвоенными колесами основных стоек и с одиночным колесом носовой стойки. Также появился вариант IL-12 с обтекателем, установленным на верхней части одиночного киля.
Ильюшин спроектировал более крупный четырехмоторный 66-местный пассажирский самолет, который получил обозначение IL-18 (Ил-18). Этот пассажирский самолет с низкорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением несколько сопоставим с DC-6.
источник: «Soviet air power» «Naval Aviation News» 1950-11, стр.10-13