Взгляд из США 1956 года на перспективы управляемого ракетного вооружения и пилотируемой авиации
Небольшая, но интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПИЛОТ УСТАРЕВШИМ?
Ракетные снаряды и ракеты, управляемые «машинами, способными думать», уже в воздухе. Неужели наши фантастические планы на будущее обрекают на гибель пилотируемую авиацию?
С вице-президентом компании Convair по конструкторским и технологическим вопросам Р. К. Сиболд (R. C. Sebold) общался Б. В. фон Блок (B. W. Von Block)
Какой представляется война будущего? Гигантские межконтинентальные ракеты мчатся в космосе со скоростью девять тысяч миль в час (16090 км/ч) без какого-либо человеческого участия. Нажатием кнопок в небо устремляются сверхзвуковые ракеты-перехватчики чтобы своими атомными боеголовками разнести атакующих на куски…
Это то, что вы читаете в воскресных приложениях газет. Согласно утверждениям ряда экспертов в области авиации в ближайшем будущем единственными людьми, оставшимися в небе, будут пассажиры. Не только истребители и бомбардировщики будут управляться компьютерами, «электронные мозги» получат и самолеты, которые осуществляют коммерческие пассажирские и грузовые перевозки. В пилоте, как утверждают эти прорицатели [1], просто уже не будет необходимости.
Давайте реалистично посмотрим на управляемые ракеты. Уже сегодня компания Convair и другие авиастроительные компании разрабатывают – и производят – это оружие для вооруженных сил. Некоторые из этих компаний продвинулись далеко вперед, другим это сделать не удалось.
Разработка ведется по терм направлениям: противовоздушная оборона, тактическая поддержка наземных сил и стратегическая война. Со времен Второй Мировой войны инженеры и офицеры, занимавшиеся военным планированием, упорно трудились над созданием ракет четырех основных типов. Это:
-
-
- Ракеты класса «воздух-воздух» для перехвата и уничтожения атакующих самолетов противника
- Ракеты класса «земля-воздух» для уничтожения тех вражеских самолетов, которые прорвут оборону перехватчиков первой линии.
- Типы «воздух-земля», которыми можно нанести удар по противнику на его заднем дворе: разгромить его промышленность и коммуникации и тем самым сломить его волю к борьбе.
- Ракеты класса «земля-земля» – настоящий ключ к «кнопочной» войне. Это автоматическое оружие дальнего радиуса действия, которое по мнению авторов воскресных приложений перебрасывается с континента на континент с ужасающими точностью и разрушительной силой.
-
Большинству этих ракет были даны красочные описательные названия, такие как Falcon (сокол), Meteor (метеор), Oriole (иволга), Sparrow (воробей), Sidewinder (удар сбоку) – все типы относятся к классу «воздух-воздух». Среди ракет класса «земля-воздух» примером является Convair-Navy Terrier (терьер). Данные зенитные ракеты находятся в серийном производстве и недавно командование ВМС заявило, что они зарекомендовали себя настолько точными, что «терьеры» сбивали радиоуправляемые мишени прямыми попаданиями. Это особенно примечательно, потому что ракеты, использованные в испытаниях, не были оснащены фугасными боевыми частями и сбивали цели сталкиваясь с ними!
Talos (Талос; персонаж древнегреческой мифологии) и Lark (жаворонок) являются ракетами корабельного базирования. Nike (богиня победы Ника) является первым принятым на вооружение ПВО США ракетным комплексом. Вскоре он будет защищать 15 крупных американских городов, а затем наши базы на Аляске.
Оружие класса «воздух-земля» включает в свой состав ракеты B-63 Rascal (плут) и AUM-N-2 Petral (буревестник). Последняя оснащена турбореактивным двигателем и разработана для использования самолетами и вертолетами против вражеских подводных лодок и надводных кораблей.
Не были оставлены без внимания и ракеты класса «земля-земля». На сегодняшний день в их число входят B-61 Matador (матадор) – находящийся на вооружении ВВС беспилотный бомбардировщик средней дальности. В настоящее время «матадоры» развернуты в Германии. Navajo (навахо [индейское племя]) и беспилотный бомбардировщик со стреловидным крылом Snark (снарк [фантастическое животное из поэмы Л. Кэрролла]) являются стратегическими межконтинентальными ракетами. Также в производстве находятся крылатые ракеты надводного и подводного базирования SSM-N-8 Regulus (Регул), предназначенные для действий против кораблей и подводных лодок противника. Также в этом внушительном арсенале имеется баллистическая ракета Atlas (Атлас; персонаж древнегреческой мифологии).
Ракета представляет собой сложное и дорогостоящее оружие, которое можно использовать только один раз. Зенитные ракеты Convair-Navy Terrier и подобные типы ракетного оружия должны найти свои цели и разнести их на куски (уничтожив при этом и себя), иначе они будут потрачены впустую. В случае промаха они не возвращаются и не могут быть восстановлены.
Каждый компонент ракеты должен работать идеально. Если хотя бы одна крошечная деталь перестает функционировать – даже на долю секунды – оружие потеряно, и поставленная задача провалена. В наш век ядерного оружия ни один здравомыслящий офицер, занимающийся военным планированием, или авиаконструктор не стал бы полностью перепоручать роботам противовоздушную оборону страны. Разумеется до тех пор, пока будет полностью устранена всякая возможность возникновения механических дефектов и неисправностей.
Могут ли ракеты или аналогичные устройства с электронным управлением выполнять военные задачи, которые в настоящее время возлагаются на пилотируемые самолеты?
Военные наблюдатели и эксперты отмечают, что в каждой новой войне вооруженные силы начинают воевать тем оружием, на которое оно полагалось в предыдущей войне. В то время как продолжаются работы за кульманами и в лабораториях, где проектируется, разрабатывается и изготавливается оружие завтрашнего дня, военные стратеги должны быть готовы сражаться теми видами вооружения, которыми заполнены наши арсеналы.
Является ли пилотируемая авиация уже устаревшей или же она, вероятно, станет таковой в ближайшие несколько решающих лет?
Авиационные инженеры – люди, которые проектируют и строят самолеты завтрашнего дня – так не считают. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и производственные работы в области управляемых ракет идут полным ходом, однако по-прежнему существует большой спрос на пилотируемые самолеты.
Нет никакого сокращения военных заказов на истребители F-86 и F-100. В действительности компания Convair представила новый самолет F-102-A, который может эксплуатироваться военно-воздушными силами в качестве истребителя-перехватчика и истребителя-бомбардировщика. Сверхзвуковой всепогодный реактивный самолет с треугольным крылом будет сходить с производственных линий еще долгие годы.
F-102-A является перехватчиком. Он еще не скоро устареет. Это пилотируемый самолет, и в отличие от беспилотной управляемой ракеты F-102-A может многократно использоваться при выполнении боевых задач.
Точные оценки и быстрая реакция летчика необходимы для выполнения другой боевой задачи – тактической поддержки наземных сил. Во время оказания непосредственной поддержки сухопутных сил ситуация меняется в считанные мгновения. Когда войска атакуют или отступают, линия фронта становится гибкой и подвижной, и внезапно могут появиться новые альтернативные цели.
Выполнение таких боевых задач является сущностью пилотируемой авиации. XFY-1 Pogo – новый самолет, созданный компанией Convair для ВМС США, – идеально подходит для тактической поддержки наземных сил. Pogo с треугольным крылом может взлететь с площадки с размерами не больше половины теннисного корта! Pogo совершает боевой вылет, затем приземляется хвостом вперед на миниатюрную площадку. В воздухе он способен зависать над своей целью и летать со скоростью более 500 миль в час (803 км/ч)! Ни одно из уже изобретенных электронных устройств не способно про дублировать работу пилота Pogo!
Прогноз относительно будущего бомбардировщиков? Компания Convair спроектировала и построила межконтинентальный бомбардировщик B-36 – гигантский бомбардировщик дальнего радиуса действия Стратегического авиационного командования, которые составляют большую часть сил, которыми Америка способна нанести ответный нокаутирующий удар. Этот 200-тонный самолет, оснащенный четырьмя реактивными двигателями и шестью 3800-сильными поршневыми двигателями с толкающими винтами, пока еще далек от устаревания.
Однако B-36 сам не полетит. Для полета бомбардировщику нужен экипаж из 16 человек, включая бригаду технического обслуживания из пяти человек. В настоящее время компания Convair строит сверхзвуковой бомбардировщик B-58 – более скоростной межконтинентальный самолет другого типа, нежели B-36. Он тоже будет пилотируемым.
В коммерческой авиации тенденция к эксплуатации беспилотных самолетов гораздо менее очевидна, чем в других областях. Во-первых, мало кто из пассажиров действительно будет путешествовать на беспилотном самолете. Даже если в кабине будет оставлено место для человека, который должен будет только следить за автоматикой. В данной области авиации присутствия полноценного пилота требуют как факторы безопасности, так и психологические факторы.
Роботизированные транспортные самолеты из беспилотных летательных аппаратов, пожалуй, будут самыми последними. Полезная нагрузка, принесенная в жертву присутствию первого и второго пилотов, ничтожно мала по сравнению с огромной стоимостью сложных «электронных мозгов», необходимых для их замены.
Как всегда, направление развития авиации будет осуществляться в соответствии с курсом, который определяется потребностями военных и гражданских заказчиков, и с учетом объема имеющихся средств на исследования, эксперименты и разработку. Помимо дальнобойных ракет и управляемых ракет для перехвата заказчики не проявляют особого интереса к беспилотным летательным аппаратам.
Пройдет много десятилетий, прежде чем электронные устройства станут такими же надежными и защищенными от несанкционированного доступа, как и обычный пилот.
Трубка или реле может перегореть. Такое случается. И из-за этого ваш робот-бомбардировщик промахнется мимо своей цели. Крошечный переключатель выходит из строя на долю секунды, и беспилотный пассажирский или транспортный самолет отказывается совершать посадку и после исчерпания топлива падает на земную поверхность. Электрический импульс выходит из строя, и стоящим миллионы долларов воздушный корабль или имеющая первостепенное значение система вооружений врезается в грунт.
Пройдет еще много времени, прежде чем даже удивительные достижения в области электроники достигнут уровня человеческого мастерства и изобретательности. Пока этого не произошло, пилотируемая авиация не может устареть!
[1] дословно crystal gazer – гадатели на магическом кристалле
источник: B. W. Von Block «Is the pilot obsolete?» «Mechanix Illustrated» March, 1956, pages 116-118