Взгляд из Соединенных Штатов 1951 года на перспективные советские реактивные самолеты

12

Взгляд из Соединенных Штатов 1951 года на перспективные советские реактивные самолеты

Интересная винтажная статья из январского выпуска 1951 года журнала «Flying», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег. В скобках приведены реальные обозначения советских самолетов.

За железным занавесом: три новых русских реактивных самолета

Поступили сообщения о новых легком бомбардировщике, истребителе и учебном самолете для Советских ВВС

Автор: УИЛЬЯМ ГРИН

С 1947 года в СССР публикация даже самых невинных подробностей о советской военной авиации, которые не прошли через официальную цензуру, стала считаться тяжким преступлением. Тем не менее, информация продолжает поступать через железный занавес (просачиваясь над или под ним), и тщательное исследование позволяет собрать кусочки головоломки в почти полную картину.

Такими методами поступает информация о новейших советских боевых самолетах, которые, как известно, находятся в серийном производстве, а также о новом реактивном учебно-боевом самолете. Эти самолеты – реактивный бомбардировщик Tupolev Tu-10 (судя по представленному в статье рисунку речь идет о фронтовом бомбардировщике Ил-28 ОКБ Ильюшина – byakin), истребитель Yakovlev Yak-15B (Як-17) и учебно-боевой самолет UYak-15 (Як-17УТИ). Информация об этих самолетах и их чертежи представлены исключительно в журнале «Flying» и никогда ранее не публиковались.

Старейшина советских авиаконструкторов генерал-лейтенант Андрей Николаевич Туполев создал Tu-10, который считается первым реактивным бомбардировщиком-штурмовиком оригинальной советской конструкции, поступившим на вооружение авиагрупп советских военно-воздушных сил.

Туполев, который американские бомбардировщики B-29, захваченные Советским Союзом во Владивостоке во время Второй мировой войны, три года назад представил на московском авиационном параде двухмоторного предшественника Tu-10. Этот самолет, предположительно получивший название Tu-8 [Ту-12; см. ПРИЛОЖЕНИЕ], исчез из поля зрения после своего краткого дебюта и с момента своего первого показа не был замечен в эксплуатации.

Появление в прошлом году на первомайском параде новой разработки стало несомненным доказательством того, что Туполев был занят поиском современной замены созданному семь лет назад стандартному поршневому бомбардировщику Tu-2 (Ту-2).

Этим новым реактивным самолетом является Tu-10. По имеющимся данным, это скоростной, обтекаемый бомбардировщик-высокоплан с размахом крыла 70 футов (21,3 м). Этот самолет является одним из лучших современных советских реактивных боевых самолетов и достойным соотечественником для новых перехватчиков со стреловидными крыльями, разработанных в КБ Микояна-Гуревича и Лавочкина и поступающих в настоящий момент на вооружение.

По размерам Tu-10 сравним с британским бомбардировщиком English Electric Canberra и оснащен двумя турбореактивными двигателями с осевыми компрессорами. Эти двигатели, являющиеся дальнейшим развитием ранних ТРД Jumo M-003 и M-004 (Ил-28 оснащался двумя турбореактивными двигателями с центробежными компрессорами ВК-1 – byakin), размещены в длинных моторных гондолах, имеющих прямоугольное поперечное сечение и присоединенных к нижней поверхности крыла. Сообщается, что каждый двигатель развивает тягу свыше 4000 фунтов (1814 кгс).

Tu-10 представляет собой трех-четырехместный самолет с аэродинамически чистым фюзеляжем овального поперечного сечения длиной около 60 футов (18,3 м), крылом и хвостовым оперением с прямыми законцовками и трехопорным шасси с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются назад и вверх, укладываются непосредственно под двигатели и образовывают «выпуклости» в нижних поверхностях моторных гондол. Носовая стойка шасси убирается поворотом назад и помещается в нишу за кабиной бомбардира. Носовая стойка смещена в сторону от осевой линии самолета и ее колесо в убранном положении также образует выпуклость. Пилот сидит в кабине с каплевидным фонарем, обеспечивающим отличный обзор.

В Советском Союзе ожидают, что Tu-10 будет удирать от новейших американских истребителей. Об этом свидетельствует наличие хвостового стрелка, вооруженного подвижной 20-мм пушкой Sh-VAK. Как полагают другое вооружение включает в себя две 20-мм пушки в передней кромке крыла. Удобный бомбоотсек в фюзеляже может вместить бомбовую нагрузку массой более 5000 фунтов (2268 кг) (в задней оконечности фюзеляжа Ил-28 установлена оборонительная турель К-6 с двумя 23-мм пушками НР-23. Вдоль бортов фюзеляжа Ил-28 внизу носовой части размещены одна или две 23-мм пушки НР-23. Максимальная внутрифюзеляжная бомбовая нагрузка 3000 кг – byakin).

выполненный на высоком уровне реактивный бомбардировщик Tupolev Tu-10, сравнимый по размерам с британским бомбардировщиком English Electric Canberra. Он имеет размах крыла 70 футов (21,3 м), длину 60 футов (18,3 м) и вероятную максимальную скорость около 535 миль в час (861 км/ч). Дальность полета может быть около 2000 миль (3218 км)

выполненный на высоком уровне реактивный бомбардировщик Tupolev Tu-10, сравнимый по размерам с британским бомбардировщиком English Electric Canberra. Он имеет размах крыла 70 футов (21,3 м), длину 60 футов (18,3 м) и вероятную максимальную скорость около 535 миль в час (861 км/ч). Дальность полета может быть около 2000 миль (3218 км)

Благодаря цельнометаллической конструкции Tu-10 производит впечатление очень качественно изготовленного самолета в лучших советских традициях. Это очень традиционная разработка, своими линиями строго соответствующая машинам КБ Туполева и относящаяся к категории тактических самолетов малого радиуса действия. При нормальной общей массе 30000 фунтов (13608 кг) и статической тяге силовой установки 8000 фунтов (3629 кгс) Tu-10 на уровне моря без труда разгоняется до скорости 535 миль в час (861 км/ч) и сохраняет ее вплоть до тропопаузы. На этой высоте соответствующее число Маха 0,80 выглядит как самая скромная оценка. Дальность полета самолета, вероятно, составляет около 2000 миль (3218 км), а его крейсерская скорость превышает 450 миль в час (724 км/ч).

Хотя в Советском Союзе основные усилия сосредоточены на новых истребителях, способных развивать околозвуковые скорости и оснащенных стреловидными крыльями и турбореактивными и ракетными двигателями, большое внимание также уделяется совершенствованию самолетов тех типов, которыми оснащены советские истребительные авиагруппы. Эти самолеты, несомненно, предназначены для военно-воздушных сил стран-сателлитов; переоснащение ВВС стран-сателлитов будет осуществляться как только появится достаточное количество современных самолетов в качестве замены.

Миниатюрный Yak-15 (Як-15) генерал-полковника Александра Яковлева претерпел некоторые изменения, и в настоящее время новый доработанный вариант сходит с конвейеров. Из-за сомнений в правильном обозначении этого самолета мы будем называть его Yak-15B (Як-17).

Yak-15, первоначально представлявший собой брак по расчету или, что менее вежливо, комбинацию турбореактивного двигателя Junkers Jumo 004 (M-004; РД-10А) и хорошо зарекомендовавшего себя планера истребителя Yak-9 (Як-9), является одним из самых маленьких и компактных реактивных перехватчиков в мире. Его конструкция исключительно легкая и простая, а его диапазон скоростей достаточно хороший с максимальной скоростью 560-570 миль в час (901-917 км/ч). Однако исходный Yak-15 страдал от небывало плохого обзора пилота во время взлета потому что сохранил шасси истребителя Yak-9 с хвостовым колесом, что позволило запустить в серийное производство первый русский реактивный самолет.

Используя более мощные двигатели M-004 (РД-10А), Яковлев усовершенствовал базовую конструкцию, установив современное трехопорное шасси с носовой стойкой и новое вертикальное оперение с прямыми законцовками, по-видимому, для улучшения управляемости. Носовое колесо убирается в «выпуклость» в нижней части фюзеляжа. Обзор из кабины, соответственно, значительно улучшился.

Вооружение Yak-15B является таким же как и у более ранней серийной версии и состоит из одной 20-мм или 23-мм пушки и двух 12,7-мм пулеметов Березина, установленных в носовой части фюзеляжа. Хотя самолет не так быстро набирает высоту, как более поздние советские реактивные машины, его особые достоинства заключаются в низкой удельной нагрузке на крыло и умеренной тяге силовой установки. Маневренность и устойчивость, особенно на больших высотах, должны быть очень хорошими. В отношении скорости и скороподъемности Yak-15B, вероятно, хорошо сравним с более ранними британскими и американскими реактивными истребителями, имея, несомненно, преимущество в маневренности.

Yak-15B может быть обозначением этой усовершенствованной версии исходного реактивного истребителя Yak-15. Он имеет новое вертикальное оперение с прямыми законцовками и гораздо лучший обзор на земле, обеспеченный за счет современного трехопорного шасси с носовой стойкой. Yak-15B не такой быстрый как новейшие истребители, его малая масса делает его маневренным на больших высотах

Yak-15B может быть обозначением этой усовершенствованной версии исходного реактивного истребителя Yak-15. Он имеет новое вертикальное оперение с прямыми законцовками и гораздо лучший обзор на земле, обеспеченный за счет современного трехопорного шасси с носовой стойкой. Yak-15B не такой быстрый как новейшие истребители, его малая масса делает его маневренным на больших высотах

Нет никаких сомнений в том, что на производственных линиях Yak-15B будет сменен на MiG-15 (МиГ-15) – реактивный истребитель со стреловидным крылом, который был замечен в небе Кореи и который там сражался с американскими самолетами. Этот самолет, запущенный в серийное производство и выпускающийся в больших количествах, является детищем известного конструкторского коллектива, возглавляемого Артемом Микояном и Михаилом Гуревичем. Некоторое подразделения советских ВВС уже оснащены истребителями MiG-15.

Его вооружение включает в себя как минимум одну 30-мм пушку и две 20-мм пушки (одна 37-мм пушка Н-37 и две 23-мм пушки НС-23 – byakin). Летные характеристики истребителя MiG-15 лишь немного уступают характеристикам новейших американским истребителям, а его планер, по-видимому, способен развивать скорости с большими числами Маха. В настоящее время ограничивающим фактором является тяга его турбореактивного двигателя с центробежным компрессором.

Представляется нелепым, что сопоставимые с MiG-15 британские и американские истребители, как и машины, выпущенные десять лет назад, вооружены 20-мм пушками и крупнокалиберными (12,7 мм) пулеметами. В то же самое время русские свои новейшие боевые самолеты вооружают 30-мм и 40-мм пушками.

Пять лет назад эксперты (т.е. опытные летчики-истребители) бывших немецких ВВС были поражены тем, что новые британские и американские истребители до сих пор оснащаются устаревшим вооружением. Они указывали, что «люфтваффе» еще в 1944 году вооружали свои истребители 30-мм пушками. Новый истребитель MiG-15 и еще более совершенный истребитель Lavochkin LA-17 (Ла-15) показывают, что русские извлекли уроки из немецкого опыта, и это должно послужить предупреждением для наших собственных специалистов по авиационному вооружению.

В Советском Союзе не только совершенствуют свои боевые самолеты, но и приспосабливают своих пилотов к новым разработкам. Это убедительно подтверждается недавней информацией о реактивном учебно-тренировочном самолете UYak-15, который также является модификацией легкого истребителя Yak-15. Возможно ему присвоено обозначение UYak, поскольку префикс «U» означает, что что самолет является учебным (Uchebny).

Ошибочность утверждения, что средний русский лётчик уступает своим западным противникам была быстро подтверждена во время боев на Восточном фронте. Любые советские недостатки в бою были вызваны отсутствием современной техники и инструкторов летной подготовки, а не отсутствием энтузиазма или организационных способностей. Большинство русских пилотов получили большую часть своей летной подготовки после базового курса пилотирования в самой суровой школе – в ходе боевых действий. Сегодня в Советским Союзе знают, что для достижения качественного паритета с американскими ВВС в их летных школах должны быть учебные реактивные самолеты.

Реактивный учебно-тренировочный самолет UYak-15 следует западным тенденциям и представляет собой двухместную модификацию одноместного истребителя, предназначенную для полетов на высоких скоростях, участия в боевых действиях и переобучения курсантов и пилотов на реактивные самолеты. После окончания школ основной летной подготовки около половины летчиков советских ВВС направляются в училища подготовки летчиков-истребителей, подобные тем, что были созданы во время войны в Грозном, Кировобаде и Дягилево. Там они проводят около шести месяцев, летая на скоростных учебно-тренировочных самолетах с поршневыми двигателями, таких как Yak-7 (Як-7), после чего переходят на новый реактивный учебно-тренировочный самолет.

реактивный учебно-тренировочный самолет UYak-15 является двухместной модификацией Yak-15 – одного из первых реактивных истребителей, представлявших собой комбинацию модифицированного планера истребителя Yak-9 и реактивного двигателя Junkers Jumo 004

реактивный учебно-тренировочный самолет UYak-15 является двухместной модификацией Yak-15 – одного из первых реактивных истребителей, представлявших собой комбинацию модифицированного планера истребителя Yak-9 и реактивного двигателя Junkers Jumo 004

Таким образом, молодой советский летчик-истребитель постепенно привыкает к современным реактивным истребителям. Затем его направляют в истребительную эскадрилью, где он будет пилотировать самолет, способный летать на скоростях свыше 600 миль в час (966 км/ч). В течение следующих 12 месяцев большинство советских эскадрилий будет оснащено такими истребителями.

Новый учебно-тренировочный самолет оснащен одним турбореактивным двигателем с осевым компрессором M-004, установленным под передней частью фюзеляжа и выпускающим воздух под задней кромкой крыла. Курсант т инструктор сидят тандемом под фонарем со значительным переплетом (т.н. «тип теплица») со сдвижными секциями над каждым сиденьем. Курсант сидит в передней кабине, смещенной впереди расположенной непосредственно над передней кромкой крыла, с отличным обзором, который на земле еще больше улучшается благодаря шасси с носовой стойкой. Крупная хвостовая опора защищает от повреждений при посадке на «хвост».

Кабины имеют дублированные органы управления и штатные приборы. Также самолет, вероятно, оснащен кинофотопулеметом и гироскопическим прицелом. Вооружение UYak-15 такое же как и у Yak-15B и состоит из установленных в носу двух 20-мм пушек Sh-Vak и двух 12,7-мм пулеметов Березина (Як-17 вооружен двумя 23-мм пушками НС-23КМ, Як-17УТИ – одной 23-мм пушкой НС-23КМ – byakin). Размах крыла учебного самолета составляет около 33 футов (10,1 м), а длина – 30 футов (9,1 м).

Сравнение стандартов подготовки военно-воздушных сил разных стран часто вводит в заблуждение. Но если их нужно будет испытать в будущем, то мы можем быть вполне уверены, что советские методы подготовки с использованием современной авиационной техники очень близки к методам военно-воздушных сил Соединенных Штатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Откуда у журнала «Flying» появляются данные о советской военной авиации? Читайте в данном приложении.

Переданные контрабандой фотографии показывают прогресс советской реактивной авиации

Время от времени в редакцию журнала «Flying» поступают сообщения, в которых оспаривается информация о советских военных самолетах. Вот один из источников рисунков и схем, которые появлялись в прошлых выпусках журнала «Flying».

Эти снимки, доставленные из-за железного занавеса, являются первыми подлинными неотретушированными фотографиями советских реактивных боевых самолетов, которые когда-либо были опубликованы в западной стране. Все они были сняты с помощью телеобъективов и контрабандой вывезены на запад.

Взгляд из Соединенных Штатов 1951 года на перспективные советские реактивные самолеты

Для читателей журнала «Flying» нет ничего особенно нового в этих русских реактивных самолетах. Но эти фотографии важны тем, что они подтверждают существование самолетов и точность рисунков наших художников.

Все эти самолеты летают уже два-три года. В их заметно влияние немецких авиаконструкторов. Самолет под названием Tu-8, вероятно, является ранней экспериментальной моделью. В настоящее время считается, что его конструкция переработана, и самолет получил обозначение Tu-10. За его создание 60-летний авиаконструктор Андрей Туполев был награжден орденом Ленина.

Разработку советских реактивных самолетов можно разделить на три этапа. На первом этапе были «гондола и хвостовая балка», как у MiG-13 (вероятно, это Ла-150) и Yak-15. Затем появился промежуточный тип, такой как Yak-17 (Як-19), с обтекаемыми линиями, но все еще с прямым крылом. Новейшими являются реактивные самолеты со стреловидным крылом; в данной статье не приведены изображения ни одного из них.

небольшой двухмоторный реактивный истребитель, предположительно MiG-13 (судя по внешнему виду, это Ла-150, хотя «лавка» оснащена одним двигателем РД-10). Вероятно, он является последним советским истребителем типа «гондола и хвостовая балка», которая пользовалась популярностью в Советском Союзе

небольшой двухмоторный реактивный истребитель, предположительно MiG-13 (судя по внешнему виду, это Ла-150, хотя «лавка» оснащена одним двигателем РД-10 — byakin). Вероятно, он является последним советским истребителем типа «гондола и хвостовая балка», которая пользовалась популярностью в Советском Союзе

представленные на этом снимке три истребителя Yak 15 демонстрируют, что этот истребитель является результатом комбинации немецкого турбореактивного двигателя Jumo 004 и планера истребителя Yak-3 (Як-3)

представленные на этом снимке три истребителя Yak 15 демонстрируют, что этот истребитель является результатом комбинации немецкого турбореактивного двигателя Jumo 004 и планера истребителя Yak-3 (Як-3)

большое количество истребителей MiG-9 (МиГ-9) состоит на вооружении в Советском Союзе. Самолет вооружен тяжелой пушкой и предназначен для поддержки наземных сил

большое количество истребителей MiG-9 (МиГ-9) состоит на вооружении в Советском Союзе. Самолет вооружен тяжелой пушкой и предназначен для поддержки наземных сил

Yak-17 иногда называют Thunderjetovich. ". Это аналог американского истребителя F-84, но, вероятно, меньше и легче

Yak-17 иногда называют Thunderjetovich. «. Это аналог американского истребителя F-84, но, вероятно, меньше и легче

двухмоторный реактивный бомбардировщик, предположительно Tupolev Tu-8, имеет двухкилевое хвостовое оперение, длинные тонкие гондолы, которые указывают на использование турбореактивных двигателей с осевыми компрессорами

двухмоторный реактивный бомбардировщик, предположительно Tupolev Tu-8, имеет двухкилевое хвостовое оперение, длинные тонкие гондолы, которые указывают на использование турбореактивных двигателей с осевыми компрессорами

Il-16 (Ил-22) – четырехмоторный реактивный бомбардировщик, созданный на базе немецкого Arado 234, но значительно крупнее. Подвеска двигателей как у американского бомбардировщика B-47

Il-16 (Ил-22) – четырехмоторный реактивный бомбардировщик, созданный на базе немецкого Arado 234, но значительно крупнее. Подвеска двигателей как у американского бомбардировщика B-47

источник: William Green «Behind the Iron Curtain: Three New Russian Jets» «Flying» 1951-01, pages 23-25, 50

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-behind-the-iron-curtain-three-new-russian-jets

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account