Взгляд из Британии 1943 года на пикирующие бомбардировщики. Часть 1
Интересная винтажная статья «Пикирующий бомбардировщик» (The Dive Bomber) из выпуска журнала «Flight» за 10 июня 1943 года, которая, думаю, заинтересует коллег. Перу автора, скрывшегося под псевдонимом Helldiver, принадлежит статья «Бомбардировщики», перевод которой был выложен на сайт «Альтернативная история».
Пикирующий бомбардировщик
Его конструкция, разработка и применение: истребители-пикирующие бомбардировщики; адаптация четырехмоторных тяжелых машин
Содержание:
Предисловие редакции: Пикирующий бомбардировщик мертв? Многие готовы сказать «Да!» В данной статье автор пытается показать, что, хотя пикирующий бомбардировщик, представленный самолетами типа Ju 87, можно назвать устаревшим, было бы опрометчиво предполагать, что улучшенные типы не могут изменить картину. Пикирующий бомбардировщик по-прежнему является грозным противокорабельным оружием и может сыграть важную роль в продолжающейся войне.
Если воспользоваться академическим определением, то бомбометание с пикирования – это вид атаки, во время которой бомба сбрасывается с самолета, пикирующего в направлении своей цели. За исключением случаев, когда пикирование истинно отвесное (такое бывает редко, поскольку в данной ситуации точное управление невозможно) необходимо учитывать воздействие на бомбу силы тяжести и сопротивление воздуха. Обычно это достигается сбросом бомбы в заранее определенной точке радиуса выхода из пикирования; в качестве альтернативы компенсация «запаздывания» бомбы может быть осуществлена путем ее сброса, когда самолет нацеливается на точку, находящуюся за пределами цели. В любом случае необходимо учитывать скорость и направление ветра.
Таким образом, условия, определяющие выполнение бомбометания с пикирования, по сути являются условиями стационарной артиллерийской стрельбы, в которых пилот должен состязаться с «падающим» снарядом.
Очевидно, что пикирование бомбардировщика должно быть как можно более крутым, что согласуется с хорошими качествами управляемости самолета, поскольку чем больше угол, тем меньше должна быть поправка на крутизну траектории бомбы.
Используемые в настоящее время специализированные самолеты могут пикировать под углами 80 градусов и более, но гораздо чаще выполняется более пологое пикирование под углами 50-70 градусов. Прицеливание в крутом пикировании, особенно если оно следует за тщательно спланированными действиями по уклонению во время приближения к району цели, уменьшает шансы противовоздушной обороны.
При условии, что точность не будет снижена при сбросе бомбы с большой высоты, крутое пикирование повлечет за собой резкий переход к горизонтальному полету. Это потребовало разработки аэродинамических тормозов, которые теперь входят в стандартную комплектацию всех типов пикирующих бомбардировщиков.
Степень точности
Основными преимуществами бомбометания с пикирования являются более высокая степень точности по сравнению с бомбометанием с больших и средних высот и большая проникающая способность, чем это возможно при бомбометании с малых высот. При бомбометании в пикировании исключалась возможность «подпрыгивания» бомбы над целью, что случалось при бомбардировке с малых высот.
В бомбометании с пикирования, которое практикуется в настоящее время, именно пилот самолета осуществляет сброс бомб.
Тактика бомбометания с пикирования сильно варьируется в зависимости от типа самолета, размеров боевого построения и погоды. Преимущество облачности в том, что она сбивает с толку противовоздушную оборону, и пикирование может быть выполнено в несколько этапов с периодической сменой направления. Это требует хорошей управляемости элеронами и рулями высоты, и как следствие самолет, специально разработанный в качестве пикирующего бомбардировщика, обычно является приятным в управлении.
В число публичных критиков пикирующих бомбардировщиков входят не только поразительное количество возмущенных любителей и всеведущих «авиационных экспертов», но и высокопоставленные офицеры военно-воздушных сил.
Обычно их неприязнь основана на косвенных доказательствах, представленных отдельными операциями этой войны. Однако можно вспомнить, что около пяти лет назад один высокопоставленный офицер Королевских ВВС заявил, что по его мнению бомбометание с пикирования нецелесообразно, поскольку современные самолеты в пикировании достигают таких высоких скоростей, что их будет крайне трудно вывести из пикирования и что они непременно разрушатся в воздухе!
Примечательно, что недавняя критика также была направлена не столько на теорию или практику бомбометания с пикирования как метода атаки (противник продемонстрировал, что очень высокая степень точности достижима), сколько на уязвимость и ограниченную полезность того, что обычно называют типичным пикирующим бомбардировщиком. По всей видимости самые шумные критики не имеют представления о большом разнообразии размеров, конструкции и тактического назначения современных типов и почти всегда их бессмысленная догма «пикирующие бомбардировщики слишком уязвимы» направлена только на один самолет – вражеский тип, старый по конструкции, низкоэффективный, плохо вооруженный и до сравнительно недавнего времени испытывавший серьезную нехватку брони и герметичных бензобаков.
Рассматриваемая машина – Ju 87 Stuka (sturzkampfflugzeug) – с начала войны действовала в таких количествах, что в настоящее время имеется много информации относительно ее возможностей и недостатков. Ни один из тех, кто хорошо знает факты, не станет оспаривать, что в бою с современным одноместным истребителем одна из этих старых «штук» оказывается в почти плачевном положении. Однако эти люди не станут отрицать, что «штуки» выполняли задачи, превосходящие возможности любого современного оружия – воздушного или наземного. Немецкое командование полностью осознает недостатки Ju 87, и за годы до битвы за Британию создавшая его компания Junkers перестала называть его истребителем-пикирующим бомбардировщиком.
Однако следует отметить, что русские, у которых была уникальная возможность изучить возможности Ju 87, в отличие от британских комментаторов более сдержаны в своей критике. Еще более важным является тот факт, что, несмотря на количество сбитых и захваченных с начала войны пикировщиков Ju-87, до сих пор нет никаких указаний на то, что самолет данного типа был подвергнут объективным летным испытаниям Королевскими ВВС.
Пикирующие бомбардировщики или бомбардировщики-штурмовики?
По итогам сравнения технических характеристик критиками Ju 87 признается негодным в первую очередь из-за слабости его оборонительного вооружения по сравнению с «бомбардировщиками-штурмовиками» американского типа. Последние представляют собой двухмоторные самолеты гораздо более современной конструкции с более мощной силовой установкой, но более сложные и дорогие в производстве. Эти машины не способны выполнять атаки с крутого пикирования, лишь которое позволяет сочетать что-то близкое к высокой точности с большой проникающей способностью.
Догматическая критика непригодности пикирующих бомбардировщиков является необоснованной. Это будет показано приведенным ниже описанием типов самолетов, которые имеют гораздо более высокие характеристики, чем старые «Юнкерсы» и которые могут использоваться в качестве тактических самолетов-разведчиков даже, в некоторых случаях, в качестве тяжелых истребителей. В последней роли их пикирующие тормоза – незаменимое оборудование всех современных пикирующих бомбардировщиков – могут оказаться большим преимуществом в ночное время, позволяющим не проскакивать цель. Лучшим примером такого самолета является Me 210, который в настоящее время поступает на вооружение ВВС Германии.
Много было сказано об уязвимости пикирующих бомбардировщиков от стрелкового оружия и легких зенитных орудий на заключительном этапе их прицельного пикирования и во время последующего отхода от цели. В данной ситуации человек, обладающий информацией, не станет оспаривать тот факт, что значительные потери пикирующим бомбардировщикам типов Ju 87 и Ju 88 были нанесены плотным огнем наземных средств и другими мерами, предназначенными главным образом для защиты от низколетящих самолетов. Тем не менее, не было доказано, что потери этих пикирующих бомбардировщиков были несоразмерны ни полученным результатам (особенно против морских целей), ни потерям, понесенным при других способах атаки, связанных с полетами на малых высотах. В условиях, в которых часто приходится попадать отвесно пикирующему бомбардировщику, он, фактически, менее уязвим, чем низковысотный бомбардировщик. Кроме того, даже при попадании под зенитный огонь пикирующий бомбардировщик с его исключительно прочной конструкцией имеет больше шансов на выживание, чем самолеты других классов. Министерство авиации Германии опубликовало фотографии самолетов Ju 87, которые получили значительные повреждения конструкции, но тем не менее смогли вернуться на свои базы.
Физические аспекты
Нельзя отрицать, что экипажи пикирующих бомбардировщиков должны комплектоваться людьми беспредельного мужества и большой физической выносливости. Однако если у храбрости имеется безграничный запас, то что касается физической выносливости, то можно сказать, что тревожные деформации, которым подвергается человеческий организм в популярных фильмах об испытательных полетах с выполнением пикирования, в эксплуатации современных пикирующих бомбардировщиков обычно не встречаются.
При проведении заводских испытаний прототипы пикирующих бомбардировщиков могут быть подвергнуты перегрузкам 9 g, но во время обучения и эксплуатации данная величина не достигается. Перегрузка уровня 3,5-5,0 g является сравнительно распространенной и может переноситься в течение короткого времени человеком нормального телосложения без «вырубания света». Последнее явление, которое приводит к временной потере зрения, вызвано тем, что во время выхода из пикирования кровь отступает от головы. Эффект от самого пикирования незначителен и возникает только из-за быстрого изменения давления воздуха.
Тем не менее, пилот современного пикирующего бомбардировщика должен обладать проницательным умом, чтобы не только быстро принять решение о тактике, которую следует предпринять против конкретной цели, но и выполнить во время боевых действий ряд операций, необходимых для безопасности полета его самолета. Было разработано различное оборудование с целью освободить пилота от ряда обязанностей, но данная аппаратура встречается в основном на многомоторных самолетах типа Ju 88.
На типичном одномоторном пикирующем бомбардировщике перед началом пикирования необходимо отрегулировать рычаги переключения нагнетателя и шага винта, закрыть заслонки радиатора или створки юбки капота, сбросить газ, привести в действие рычаги управления аэродинамическими тормозами и триммерами и, возможно, ограничить отклонения ручки управления, чтобы избежать чрезмерного увеличения перегрузки во время выхода из пикирования. Хотя простое нажатие кнопки на ручке управления может сбросить бомбу (или бомбы, если на бомбосбрасывателе для серийного бомбометания ранее был выбран залп) и перевести триммеры рулей высоты в выдвинутое положение, за этим должны будут последовать уборка аэродинамических тормозов, снятие блокировки с ручки управления и перенастройка системы охлаждения для предотвращения перегрева.
Часто высказывается предположение – обычно теми, кто сейчас пытается оправдать свою прежнюю антипатию по отношению к пикирующим бомбардировщикам, – что истребители, вооруженные пушками калибра 30-40 мм, так же полезны для авиационной поддержки сухопутных сил, как самолеты класса Ju 87. Хотя в случае атак подвижных и уязвимых целей данное утверждение может быть справедливым, трудно представить себе блокировку важного перекрестка, уничтожение позиций тяжелой артиллерии или разрушение подземного штаба (тем более выведение из строя или затопление большого боевого корабля) любой известной или предполагаемой комбинацией орудия и самолета. Часто упускается из виду, что критикуемый Ju 87 может донести до заданного района более тонны бомб и сбросить их на цель с большой точностью и разрушительной силой.
Глубина проникания бомб
Здесь можно сказать несколько слов в ответ на утверждение, что глубина проникновения сброшенной в пикировании бомбы, меньше, чем у такой же бомбы, сброшенной в горизонтальном полете на большой высоте с помощью высокоточного прицела. Очевидный ответ состоит в том, что это компенсируется большей точностью, достигаемой с помощью бомбометания с пикирования, но теперь, когда были приняты на вооружение бомбы с реактивными двигателями, возможен еще более сильный аргумент. Конструкция таких бомб особенно благоприятствует их использованию пикирующими бомбардировщиками. Русские используют эти реактивные бомбы против танков со специальных бронированных самолетов, не оснащенных аэродинамическими тормозами.
Что касается противотанковых средств, то можно многое сказать о одноместном истребителе-бомбардировщике, таком как Hurricane IID. Однако даже в этом случае, несмотря на недавно выпущенное официальное сообщение, Hurri-bomber неизбежно столкнется с серьезными проблемами из-за отсутствия аэродинамических тормозов, когда он отойдет от своей роли низковысотного полого пикирующего бомбардировщика и будет стараться выполнить разновидность атаки «адского ныряльщика».
Также следует упомянуть устаревшие одноместные истребители-бипланы, такие как Hs 123 and CR.42, которые были адаптированы для бомбометания с пикирования Германией и Италией соответственно. Данные типы не требуют аэродинамических тормозов для снижения скорости в пикировании, поскольку их конструкции создают гораздо более высокое сопротивление, чем современные монопланы. Более того, их исключительная маневренность имеет большое преимущество при уклонении от огня с земли после сброса бомб и последующей за ним стрельбе по наземным целям. Разумеется, их небольшая бомбовая нагрузка и малая дальность действия являются недостатками.
Какова бы ни была истинная ценность пикирующих бомбардировщиков (если, конечно, о них можно судить как о классе), их достоинства должны быть приняты – по крайней мере частично – хотя бы по той причине, что современные типы пикирующих бомбардировщиков производятся для военно-воздушных сил союзников.
Следует также учитывать, что Германия и Италия с их многолетним опытом проектирования пикирующих бомбардировщиков не ослабляют, а увеличивают свои усилия по разработке более эффективных типов.
Поскольку основной целью настоящей статьи является исследование, насколько это возможно, особых свойств пикирующих бомбардировщиков различных держав, необходимо дать общее представление о применении пикирующих бомбардировщиков в современной войне и об основных направлениях развития конструкций машин данного типа в разных странах.
Непосредственная поддержка
На сухопутных театрах военных действий пикирующие бомбардировщики до настоящего времени использовался в основном в качестве средства непосредственной поддержки сухопутных сил с целью подавления опорных пунктов, нарушения линий коммуникаций и обороны, а также уничтожение воинских подразделений, транспорта, огневых позиций, штабов и аналогичных целей. Для таких самолетов большая дальность полета за исключением случаев атак по опорным пунктам обычно не требуется, и сегодня пикирующий бомбардировщик непосредственной поддержки сухопутных сил представляет собой одномоторный двухместный моноплан очень прочной конструкции, обладающий специальными аэродинамическими тормозами для пикирования, атаки под большими углами вплоть до отвесного и выхода в горизонтальный полет с малым радиусом и, следовательно, на малых высотах. Оснащенный дополнительными топливными баками и имеющий уменьшенную бомбовую нагрузку, этот пикирующий бомбардировщик может при определенных условиях представлять серьезную угрозу для стратегических целей, таких как доки, железнодорожные станции и другие жизненно важные объекты. Операции против этих целей обычно требуют сильного истребительного сопровождения, однако наличие истребителей сопровождения стало стандартным требованиям для соединений бомбардировщиков, действующих в светлое время суток над территорией, которую защищают истребители.
Похоже, что однодвигательная силовая установка останется предпочтительной для пикирующих бомбардировщиков, предназначенных для непосредственной поддержки сухопутных сил, но вполне вероятно, что, хотя и в более ограниченных масштабах, будет принята и двухмоторная компоновка с использованием авиамоторов с умеренной мощностью. Сам собой напрашивается самолет по образцу немецкого штурмовика Hs 129.
Преимущества двухмоторной силовой установки
Двухмоторный пикирующий бомбардировщик предлагает значительно улучшенный обзор при подходе к конечно цели и в дополнение к этому машина в ряде случаев способна продолжить полет на одном двигателем. Данное обстоятельство имеет определенное значение, поскольку силовая установка пикирующего бомбардировщика является наиболее уязвимым элементом во время пикирования. Отсутствие воздушного винта в передней части фюзеляжа упрощает задачу сброса бомб (при условии размещения бомб в фюзеляже или под ним) и является еще одним преимуществом данной компоновки.
Для использования на море пикирующие бомбардировщики за исключением береговой обороны скорее всего останутся относительно небольшими одномоторными самолетами, поскольку они должны действовать с авианосцев и размещаться на них. За исключением посадочного гака, оборудования для складывания консолей крыла и обеспечения плавучести при посадке на воду нет никаких причин, по которым палубный пикирующий бомбардировщик не должен походить на одномоторный бомбардировщик наземного базирования для непосредственной поддержки сухопутных сил. В этой связи можно упомянуть пикирующие бомбардировщики Brewster Bermuda, которые были заказаны Королевскими ВВС для поддержки сухопутных сил и которые по своей базовой конструкции идентичны палубному самолету, принятому на вооружение ВМС США.
Возможно, не все понимают, что двухмоторный пикирующий бомбардировщик палубного базирования никоим образом не выходит за рамки технической реализуемости и даже сообщалось, что Япония в течение некоторого времени пыталась создать самолет данного класса. Основными факторами, определяющими пригодность самолетов данного типа, являются прочность палуб авианосцев и минимальные габариты для их размещения.
Переоборудование американского одноместного двухмоторного истребителя Grumman Skyrocket в пикирующий бомбардировщик заслуживает самого пристального внимания.
Хотя в статье уже упоминалась способность одномоторных пикирующих бомбардировщиков наносить удары по стратегическим целям и промышленным объектам эти задачи обычно ставятся более крупным двухмоторным самолетам, которые хотя и не способны выполнять пикирование под большими углами, тем не менее способны нести в два-три раза большую нагрузку. Их недостатки в виде сравнительно небольшого допустимого угла пикирования и большей высоты вылета могут быть в значительной степени сведены на нет использованием специальных прицелов и вычислителей, которых нет на менее крупных одномоторных машинах. Тем не менее, часто утверждается, что такие типы как немецкие Ju 88 и Do 217 нельзя строго отнести к категории пикирующих бомбардировщиков, поскольку они не способны выполнять вертикальное пикирование. Это свидетельствует о незнании современной техники, ибо истинное отвесное пикирование, в котором траектория полета самолета точно совпадает с линией визирования и траекторией полета бомбы, является исключительным даже в случае самых узкоспециализированных одномоторных машин. Обычно пикирование выполняется под углом 65 градусов.
С другой стороны, ошибочно относить к пикирующим бомбардировщикам те самолеты, которые не оборудованы для выполнения крутого пикирования и которые используются для бомбометания под плоским углом с выключенными двигателями. Можно вспомнить американское официальное сообщение, в котором упоминалось о «бомбардировке с пикирования» вражеской подводной лодки летающей лодкой Catalina!
Заслуга в создании тяжелого двухмоторного самолета, оснащенного аэродинамическими тормозами, способного бомбить (под углом 60 градусов или даже больше), доставлять бомбовую нагрузку, по крайней мере, вдвое большую, чем у современных одномоторных типов, и летать на гораздо большие расстояния, должна принадлежать Германии. Типичным примером описанного класса самолетов является Ju88, который несмотря на его особую конструкцию и специальное оборудование продемонстрировал более высокие характеристики по отношению к мощности силовой установки и может быть более эффективное вооружение, чем двухместный одномоторный самолет.
Несколько раз Ju 88 выполняли бомбометание в пикировании ночью.
Пикирующие бомбардировщики-«тяжеловесы»
Сообщается, что в Германии, а также в других странах ведется разработка пикирующих бомбардировщиков, имеющих более крупные по сравнению с Ju 88 размеры (в частности He 177). Бомбардировка с пикирования даже под углом 45 градусов самолетом, несущим шесть или семь тонн
Проблемы, связанные с проектированием пикирующих бомбардировщиков, особенно таких размеров как у He 177, разнообразны и сложны. Дело в том, что всего несколько лет назад разница между высотами входа в пикирование и выхода из него измерялась несколькими сотнями футов, а само пикирование под большими углами к горизонтали рассматривались в качестве фигуры высшего пилотажа и боевого маневра, который должен выполняться исключительно небольшими самолетами. Следовательно, разработка пикирующих бомбардировщиков в основном проводилась сравнительно небольшим количеством специализированных авиастроительных компаний.
В Германии концерн Junkers оказался в особенно выгодном положении; этот концерн не только в течение нескольких лет получал беспрецедентную поддержку со стороны Министерства авиации Германии, но а также в дополнение к планерам своих пикирующих бомбардировщиков создает двигатели, и в ряде случаев воздушные винты. С каждым из этих трех пунктов связаны свои специфические проблемы, и, видимо, было весьма полезно сгруппировать исследования в рамках одной организации.
С точки зрения конструкции, первое требование к бомбометанию с пикирования – большая прочность, чтобы выдержать нагрузки при выводе из пикирования и при выполнении маневров уклонения. Уже это само по себе приводит к более низкой полезной нагрузки по сравнению с самолетом, который не был специально разработан для выполнения крутого пикирования.
Дополнительная масса конструкции возникает как благодаря установке аэродинамических тормозов, так и при проектировании конструкции, которая должна выдерживать возникающие во время торможения нагрузки.
Аэродинамическая компоновка может быть ухудшена при достижении хорошего обзора из кабины пилота и за счет установки в полу прозрачной панели, необходимой для наблюдения за целью во время подхода к ней.
Поверхности управления полётом должны быть особо прочными и должны обеспечивать достаточную маневренность для прицеливания в пикировании.
В конструкции одномоторного пикирующего бомбардировщика должны быть предусмотрены прочные узлы для крепления параллелограммного механизма, который выводил бомбу за зону ометания воздушного винта.
Особые трудности представляет конструкция аэродинамических тормозов. Данные тормоза они не должны создавать сильную турбулентность и таким образом не вызывать бафтинг хвостового оперения и флаттер крыла. Также аэродинамические тормоза не должны были влиять на управление элеронами. Поверхности управления полётом должны иметь достаточную площадь, и если на самолет установлено устройство для вывода из пикирования, то триммеры рулей высоты должны были разработаны соответствующим образом.
Из-за уязвимости двигателей с жидкостным охлаждением при их установке обычным способом в будущем предпочтение может быть отдано силовым установкам с воздушным охлаждением; исключение может составить вариант, когда будет использована форма капота, позволяющая двигателю с жидкостным охлаждением эффективно применять защитную броню. Также будет желательно внутреннее размещение радиаторов, но это, равно как и всесторонняя защита двигателей, означают значительное увеличение массы, что плохо скажется на летных характеристиках пикирующего бомбардировщика. Относительно своих размеров это будут самые тяжелые самолеты.
В настоящее время двигатели жидкостного охлаждения являются стандартными для немецких пикирующих бомбардировщиков, тогда как для американских самолетов данного типа стандартными являются двигатели воздушного охлаждения.
Некоторые из проблем, возникающих при адаптации силовых установок для пикирующих бомбардировщиков, будут рассмотрены на следующей неделе. В этом выпуске будет сделан обзор немецких типов пикирующих бомбардировщиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ
источник: «Helldiver» «The Dive Bomber» «Flight» June 10th, 1943, стр.601-605