Выставка прикладного искусства. Опытные российские броневики «Колун» и «Торос».
Федор ЛАПШИН
Фото автора и компаний-производителей
Если бы не показ машин, о которых пойдет речь, я бы, наверное, никогда не побывал во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. В музее — старинные платья, шкатулки, тарелки… А перед входом — еще невиданные «броневики будущего» Колун и Торос. Только не падайте: их построили на шасси и агрегатах ЗИЛ-131 образца 1966 года и БТР-60 образца 1960 года! Но кто производитель?
Колун впечатляет со всех ракурсов. Широкопрофильные шины — от Урала, размерности 500/70-508
П
еред знакомством с броневиками Колун и Торос мне приснилось, будто я рассказываю о них Дмитрию Рогозину. «Представляете, — говорю, — эти машины будут показывать в Музее народного искусства!» А Рогозин утешает: «Ну это же опытные образцы…»
Столь неообычный выбор места объясняется тем, что организатор мероприятия, российский консорциум Intrall провел вместе с интернет-сайтом cardesign.ru в одном из залов музея конкурс эскизов на тему «Боевой транспортный автомобиль XXI века», а перед зданием выставил свои разработки «в натуральную величину».
Мы уже рассказывали про Intrall — почти восемь лет назад (АР №19, 2006), когда на салоне грузовиков IAA в Ганновере эта фирма показала новые фургончики и грузовички Intrall Lubo.
Дизайнерский эскиз Колуна 6х6
Консорциум Intrall (сокращение от International Truck Alliance) был основан в 2003 году «для приобретения зарубежных интеллектуальных активов, связанных с конструированием и производством коммерческих автомобилей».
На снимке 2006 года — модель Intrall Lubo в польском пейзаже. В серию она так и не пошла
Одним из купленных «активов» стал чешский бренд Praga (в последние годы эту марку носили небольшие коммунальные грузовики), другим — умирающий завод в польском Люблине, где делали небольшие грузовички Daewoo Lublin и внедорожники Honker, а еще раньше — популярные в СССР угловатые фургончики Żuk («Жук»). Планы новых владельцев не ограничивались реанимацией Люблинов: они решили запустить в серию малотоннажную новинку Intrall Lubo.
Но на следующий год после громкого показа Lubo в Ганновере подразделение Intrall Polska обанкротилось… Неудачей завершились и более поздние планы начать российское производство Lubo — сначала в Балакове под Саратовом, затем в Ставрополе.
Судя по информации на интернет-сайте завода в Люблине, он перешел в руки польских владельцев и теперь называется Honker: там продолжают понемногу делать внедорожники этой марки, а заодно грузовички и фургоны (те же Люблины, только с рестайлингом.) Выпуск грузовиков Praga так и не возобновился.
Интерьер кабины простецкий
На переговорном устройстве — год выпуска: 1987-й!
И вот сейчас Intrall вновь заявил о себе — уже в Москве, с военными машинами, построенными по инициативе компании и на ее средства. Это броневики носят марку УАМЗ: выходит, их будет выпускать завод УАМЗ в Новоуральске — бывший Уральский автомоторный, который с 2004 года назывался «Автомобили и моторы Урала» (АМУР)? В былые годы он принадлежал ЗИЛу, и как раз там долгие годы продолжали выпускать снятые с производства в Москве вездеходы ЗИЛ-131.
Судя по такому креплению кресел, пока ни о какой противоминной защите речи не идет
Шасси полностью взято от ЗИЛ-131
Оказывается, Intrall, как и в случае с маркой Praga, приобрел не само предприятие (в 2012 году УАМЗ-АМУР собрал всего восемь грузовиков, после чего прекратил существование), а лишь название.
«Мы искали утраченную отечественную марку для нового проекта и обнаружили, что бренд УАМЗ свободен»,— комментирует президент консорциума Intrall Анатолий Лейрих.
В салоне стоят 16 обычных «грузовых» сидений — разумеется, не «антитравматических». Остекление — «дизайнерское», но непрактичное
Сам бывший УАМЗ уже ни при чем: машины предполагается выпускать на заводе, который, возможно, будет построен «с нуля» и «в чистом поле», но где — еще неизвестно. Что касается опытных образцов, то их собрали на площадях, принадлежащих владельцам компании Intrall, — по неофициальной информации, в уже упомянутом Балакове под Саратовом.
Ну, как вам дизайн? Злобно-милитаристский, со стильными очертаниями — то, чего не хватает многим машинам нашей оборонки! Разгадка проста: создатели броневиков пришли из «легкового» автопрома и тщательно подошли к разработке не только облика машин, но и всей гаммы.
Колун в «обрезанном» варианте 4х4 и на дорожных шинах (задние колеса — односкатные)
Уже готовы Колун 6х6, аналогичное шасси 4х4 и Торосы в трех вариантах: открытый, закрытый и «санитарка, звать Тамарка», аналога которой пока нет в нашей армии. При этом предполагается выпускать и небронированные Колуны с аналогичным дизайном кабины.
Конструкция Колунов — рамная, на шасси ЗИЛ-131, Торосов — с несущим кузовом, где торсионная подвеска и колеса взяты от БТР-60 (кстати, Торосы предполагается делать и плавающими). Кузова просторные, а некоторые детали выполнены оригинально: скажем, на передних крыльях Торосов есть ребра-закраины, чтобы не скользила обувь.
Двери, распахивающиеся в разные стороны, категорически противопоказаны бронемашинам
Потяни за тросик — капот и закроется
Заправочная горловина в салоне: вот это да!
Впечатляет и видеоролик с зимних испытаний на армейском полигоне в Нижнем Тагиле: машины лихо карабкались по препятствиям из труб, залезали на искусственные горки, прыгали по бетонным блокам. И ЗИЛу-131, и БТР-60 в проходимости не откажешь!
Но почему для машин выбрали столь древние ходовые части? Ведь они давно не выпускаются! Аргументы создателей таковы: грузовики типоразмера ЗИЛ-131 сейчас отсутствуют в российской армии, а мосты БТР-60 использованы из-за наличия в них ШРУСов, причем и тех и других машин еще немало и в странах бывшего СССР, и за их пределами.
Под капотами — 136-сильные турбодизели ММЗ
И колеса, и подвеска — от БТР-60
Коллеги-журналисты ехидничают над Колунами: мол, их надо было назвать Кощей. «Древний БТР-152 восстал из мертвых!» Действительно, БТР-152 схож с Колуном по «пассажировместимости», характеристикам (только имел бронекузов, открытый сверху) и базировался на зиловском шасси — точнее, на агрегатах ЗИС-151. Более поздняя модель, ЗИЛ-157, как раз носила прозвище Колун и был предшественником «сто тридцать первого» ЗИЛа.
«Советское наследие» новых броневиков видно невооруженным взглядом — и не только если взглянуть на ходовую часть Колуна (от списанного ЗИЛа?), откуда капало масло. В том же Колуне обнаружилось переговорное устройство «кузов-кабина», выпущенное в 1987 году, когда я «дембельнулся» из армии.
И сами машины сделаны по-советски незатейливо, даже со скидкой на то, что это первые образцы. Сварка грубая, интерьеры простецкие, кое-где из-под краски проступает ржавчина. У дверей нет замков, у «кабриолета» — даже внутренних ручек открывания. А длиннющая болтающаяся «кочерга» зиловской коробки передач? Вот это ностальгия! Кстати, у Тороса рычаг КПП лишь немногим короче и наклонно торчит из-под передней панели (сама коробка — из Смоленска, «раздатка» — от ГАЗа Садко). И почему заправочные горловины Торосов находятся в кабине, у переднего пассажирского сиденья? Чтобы экипаж надышался паров солярки?
В этом ракурсе «санитарка» похожа на Dodge 3/4 времен Великой Отечественной войны
Торосы с цельносварным кузовом: для перевозки 10 солдат и санитарный, для 4—6 раненых
Чем мощнее уровень защиты, тем тяжелее должна быть броня и больше грузоподъемность машин, а пол «противоминных» машин должен находиться высоко над землей (наглядный пример — Тайфун-У, о котором рассказывается на предыдущих страницах). Но и Колуны, и Торосы сидят довольно низко, и они чересчур легкие, чтобы быть хорошо защищенными.
Торос на тонну легче, чем аналогичный Тигр (6,8 т против 7,8 т), который защищает только от обычных пуль автомата Калашникова, даже без термоупрочненного сердечника (это меньше, нежели второй уровень STANAG) и не обладает противоминной защитой.
Судя по окраске, покупателей для «кабриолета» Торос будут искать в жарких странах. Но бронекузов с открытым верхом — странное решение
В свою очередь, Колун при заявленном уровне защиты должен весить столько же, сколько Тайфун-У, то есть в два с половиной раза больше, чем сейчас! А при нынешней полной массе (11,1 т) он сравним с Горцем-К на шасси двухосного КАМАЗа (тот защищает от пуль Калашникова с термоупрочненным сердечником и двух килограмм взрывчатки). Но поскольку Колун вмещает в два раза больше бойцов, его грузоподъемность будет на пределе — либо бронекапсулу придется делать легче, а значит, и степень защиты меньше. Так от какого оружия в реальности смогут защитить Торосы и Колуны?
К тому же видно, что создатели машин до сих пор не имели дело с броневиками. Детали к броне приварены сплошным швом и без перекрытия (это ослабляет защиту). Ни в кузовах, ни в кабинах нет бойниц. У тяжелых бронедверей — ни стопоров-фиксаторов, ни замков-ригелей, не позволяющих кузову разгерметизироваться при подрыве. Большие бронестекла в кузове Колуна нефункциональны, неудобны при замене и опасны при обстреле. То, что передние и задние двери Торосов раскрываются в разные стороны, — грубейшая ошибка, поскольку при обстреле спереди открытая задняя дверь становится великолепным «пулеуловителем» — и срикошетировавшая пуля начинает «гулять» по салону. Да и сиденья пока не «антитравматические», амортизирующие удар от взрывной волны, а обычные и привинченные к полу.
На панели Торосов — большой дисплей
Оба ряда сидений — трехместные
Сзади — две скамьи и откидная ступень
Так что пока перед нами — не более чем эффектные ходовые макеты, что признают и создатели машин
Последует ли продолжение? Заявленная конечная цена машин — от 3 млн рублей за Торос в легкобронированном исполнении до 12 млн рублей за максимально бронированный Колун.
Хорошо известный аналог Тороса, Тигр, стоит около 4,5 млн рублей, но он серийно выпускается не первый год, а, скажем, за 7 млн рублей предлагается очень грамотно защищенный Федерал-М, опять же на серийном шасси Урал.
Но кто решится вложить деньги в возобновление производства шасси и агрегатов, которым уже полвека? Или машины будут строить на бэушных компонентах и шасси с консервации?
Кроме того, смущают сам бренд УАМЗ (продукция этого завода славилась крайне низким качеством) и его новые эмблемы на фоне пятиконечной звезды. С этой звездой наша армия не раз побеждала, но мы-то знаем, чем закончилась история Советского Союза…
http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=138560&SECTION_ID=7792