Второе дыхание стрижа. Что из себя представляет обновлённый МиГ-35

18

Истребитель МиГ-35 является развитием фронтового истребителя 4 поколения МиГ-29, совершивший свой первый полёт в 1977 году, на долгие годы ставшего основой ВВС многих стран, включая СССР и Россию. МиГ-29 создавался как лёгкий фронтовой истребитель, в ответ на появление у потенциального противника таких машин, как F-16. 4 поколение истребителей требует от них высокой манёвренности, что предопределило их плавные формы и интегральную компоновку, когда фюзеляж плавно переходит в крылья.

По сравнению с тяжёлыми истребителями, такими как Су-27 или F-15, лёгкие машины имеют меньшую дальность и более простое электронное оборудование и вооружение. Они более дёшевы, но их функционал вполне достаточен для ведения воздушного боя.

В большинстве стран мира, именно лёгкие истребители составляют основу ВВС. К примеру, в 1991 году, на вооружении ВВС СССР было 653 единицы Миг-29 и 326 единиц Су-27.

Всего было построено более 1600 истребителей МиГ-29. Они состояли и состоят на вооружении в более чем 30 странах мира.

Второе дыхание стрижа. Что из себя представляет обновлённый МиГ-35

Содержание:

МиГ-29К

В конце 80-х годов была создана палубная модификация МиГ-29К. В 1988 году истребитель совершил первый полёт, а в 1989 году впервые совершил посадку на палубу авианесущего крейсера «Тбилиси» (сейчас «Адмирал Кузнецов»). Но тогда предпочтение было отдано тяжёлому истребителю Су-33 — палубной модификации Су-27.

Проект МиГ-29К был возобновлён в 1999 году, когда Индия заинтересовалась покупкой и последующей модернизацией авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Самолёт был полностью переработан. Был разработан новый планер и установлены новые двигатели. Максимальная взлётная масса возросла с 22 400 до 24 500 кг. А максимальная боевая нагрузка с 4500 до 5500 кг. Обновлён был и радиоэлектронный комплекс. Если ранняя модификация РЛС Н010 «Жук» могла обнаружить цель типа «истребитель» с 80 км, то РЛС «Жук-МЭ», стоящая на «индийских» МиГ-29К, теперь могла обнаружить такую цель со 130 км. Первые серийные МиГ-29К были переданы заказчику в 2009 году.

После успешной поставки этих самолётов в Индию, МиГ-29К заинтересовался и ВМФ России. Эти самолёты сейчас входят в авиагруппу авианесущих кораблей России и Индии.

МиГ-35

Успешный экспортный контракт с Индией позволил модернизировать МиГ-29, и создать не только обновлённую палубную модификацию, но и самолёт для ВВС. Он получил название МиГ-35С и МиГ-35Д (двухместный).

В отличие от МиГ-29К, МиГ-35 не имеет складывающихся крыльев. На нем стоит облегчённое шасси, а вместо тормозного гака стоит парашютная тормозная система. Максимальная взлётная масса у МиГ-29К и МиГ-35 одинаковая. Отказ от складного крыла и более прочного шасси на МиГ-35 позволил взять больше топлива на борт и увеличить боевую нагрузку до 6500 кг.

Разработка МиГ-35 идёт с начала 2000-х годов. Первые летные образцы истребителя, совершившие первый полет в 2007 году, были собраны на базе МиГ-29М2. Более поздние прототипы были выполнены уже на базе корабельных истребителей МиГ-29К.

МиГ-35 участвовал в тендере на поставку 126 истребителей для индийских ВВС. Но на 2012 год, МиГ-35 это была довольно сырая машина. Одним из требований Индии было наличие на борту РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), чего на прототипах МиГ-35 не было. МиГ-35 тогда не производился серийно, и не состоял на вооружении ВВС России. Это и обусловило то, что индусы решили выбрать французский «Рафаль».

Но неудачный дебют не остановил отечественных авиастроителей. К тому же, с поставками французских истребителей в Индию наметились серьёзные проблемы. Французы отказались передавать технологию производства в Индию. В итоге, из планируемых 126 машин, было заказано всего 36 истребителей «Рафаль». Индия объявила новый тендер на поставку 118 истребителейИ МиГ-35 имеет все шансы в этом тендере победить.

В 2016 году в воздух поднялся первый МиГ-35, изначально построенный по этому проекту, а не переделанный из более ранних машин. Его главная особенность это новая РЛС с фазированной антенной решёткой «Жук-А», способная обнаруживать цели типа «истребитель» на расстоянии в 148 км, что не уступает показателям французского радара RBE2-AESA, установленного на «Рафале». В перспективе, на модернизированной версии РЛС «Жук-АМ», будет достигнута дальность обнаружения истребителей противника на расстоянии в 225 км.

«Жук-АМ» может одновременно сопровождать 30 целей и наводить ракеты на 8 из них. Также, радар может ставить помехи и имеет функцию картографирования местности, что позволяет применять ракеты класса «Воздух-Поверхность».

На самолёте имеется комплекс ОЛС-УЭМ, предназначенный для обнаружения целей и выдачи целеуказания. Он имеет оптический и тепловизионный каналы обнаружения и встроенный лазерный дальномер.

Истребитель имеет широкую номенклатуру вооружения.

  • Ракеты класса «Воздух-Воздух» Р-73Р-27Р-77 (РВВ-СД)
  • Ракеты класса «Воздух-Поверхность» Х-25 и Х-29
  • Противокорабельные ракеты Х-35У и Х-31А
  • Ракеты для поражения РЛС Х-31П
  • Может применять авиабомбы, включая корректируемые по лазерному лучу или по ГЛОНАСС
  • Возможно применение блоков неуправляемых ракет
  • Штатно имеется 30-мм пушка ГШ-301

Уже ведётся разработка модернизированной ракеты Р-77М с увеличенной до 200 км дальностью пуска.

МиГ-35 оснащён 2 турбореактивными двигателями РД-33МК2 с отклоняемым вектором тяги. Это даёт истребителю высокую манёвренность в воздушном бою, и позволяет уклониться от ракеты противника.

По сравнению с МиГ-29, МиГ-35 стал менее заметным на радарах, благодаря применению в конструкции планера композитных материалов.

Подводя итог, стоит сказать, что МиГ-35 «вырос» из класса лёгких истребителей. Имея максимальную взлётную массу в 24500 кг, боевую нагрузку в 6500 кг, и боевой радиус в 1000 км, имея в распоряжении широкую номенклатуру вооружения и РЛС с АФАР, МиГ-35 уже может считаться в одном классе с такими истребителями как «Рафаль»«Еврофайтер Тайфун» и F-18.

Эксплуатационные характеристики МиГ-35 сильно возросли по сравнению с МиГ-29. Стоимость обслуживания упала в 2,5 раза. Планер получил улучшенное покрытие, что замедляет коррозию.

С момента презентации обновлённого МиГ-35 в 2017 году, новым российским истребителем заинтересовалось множество стран. Но главное, что МиГ-35 принят на вооружение ВКС России. 6 самолётов уже поставлено в войска. Сейчас выполняется контракт на поставку 30 МиГ-35 в ВКС России. В будущем, вполне возможен новый более крупный заказ.

Экспорт

За рубежом, интерес к новым МиГ-35 проявляют Малайзия, Перу, Бангладеш, Мьянма, Азербайджан и Аргентина. Но в первую очередь Индия, что уже обожглась с французским заказом на «Рафаль». Новый МиГ-35 имеет РЛС с АФАР, более низкую стоимость, и главное, что Россия готова передать технологии производства в Индию. Возможный контракт на поставку 118 истребителей в Индию это очень крупный оборонный заказ.

Конкурентами МиГ-35 на новом индийском тендере выступают:

Французский «Рафаль», что не может выиграть данный тендер, так как Франция отказалась передавать Индии технологии по его производству.

«Еврофайтер Тайфун», совместной разработки Германии, Англии, Италии и Испании. Маловероятно, что технологии будут переданы в Индию.

Шведский лёгкий истребитель Сааб JAS-39 «Грипен».

Американский F/А-18 «Супер Хорнет».

F-21, глубоко модернизированный F-16, специально разрабатываемый для индийского тендера. Этого самолёта до сих пор нет «в железе», что идёт не в пользу F-21.

Каждый из этих самолётов является современным боевым самолётом, оснащенным РЛС с АФАР, что является одним из признаков 5 поколения истребителей.

Как видно, реальными конкурентами МиГ-35 на индийском тендере выступают «Еврофайтер Тайфун», Сааб JAS-39 «Грипен» и F/А-18.

В пользу МиГ-35 говорит его низкая стоимость. Истребитель МиГ-35 оценивается в 40 миллионов долларов, что намного ниже, чем цена на аналогичные зарубежные самолеты. К тому же, Индия имеет на вооружении аналогичные истребители МиГ-29, включая новейшие МиГ-29К.

По сравнению с западными аналогами, МиГ-35 проще и дешевле в эксплуатации.

Будем желать МиГ-35 победы в этом тендере, что укрепит российско-индийское военно-техническое сотрудничество и принесёт России финансовые, репутационные и политические выгоды.

Такие самолёты нужны и самой России, так как обновление боевого состава ВКС — одна из приоритетных задач военного строительства.

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account