Врагу пусть не сдастся наш гордый Варяг, пусть лучше умрет под волнами

13

Любуясь творениями уважаемого коллеги  СтволЯра испытал очередной неудержимый приступ клептомании, и не смог пройти мимо его Броненосного разведчика для русского флота, утащил крейсер к себе, разумеется изуродовав по дороге.

Внесенные мной искажения: снял с батарейной палубы 4 шестидюймовки и снял прикрывавшие их казематы, зато башенноподобные купола заменил на нормальные бронебашни по 2 орудия. Суммарное количество стволов в бортовом залпе при этом осталось равным 6, погонный и ретирадный залпы стали больше на 1 шестидюймовое орудие.

Изменение массы будет небольшим, масса башен на «Олеге», емнимп, составляла 48 тонн без орудий. Затрудняясь оценить, сколько весили «башнеподобные купола» у автора, но, с учетом боеприпасов, считаю  подобную замену вполне правдоподобной.  Ходовую часть оставил без изменений: скорость, запас хода и т.д.
Чтобы избавиться от родовых болячек родных бронебашен «Олега», сделаем их более просторные, чем на «Олеге», и с толщиной крыши 51мм вместо 90, с сохранением той же массы. Прицелы унифицированные у всей артиллерии.

Ну и судьбу «Варяга» изменил.

Содержание:

 

Броненосные крейсера «Варяг», «Богатырь», «Витязь», «Олег», «Очаков», «Кагул»

Характеристики

Вернуться к оглавлению

Водоизмещение (нормальное/полное, среднее для кораблей серии): по проекту – 5500/5875 т;

фактическое:

«Варяг», «Богатырь» – 5500/5875 т;
«Витязь», «Олег», «Очаков», «Кагул» – 5750/6125 т;

размеры: 122,0 (длина по ВЛ)/123,75 (длина наибольшая)/15,0 (ширина на миделе)/6,0 (проектная осадка при нормальном водоизмещении) м;
фактическая осадка при нормальном/полном водоизмещении (средняя для кораблей серии):

«Варяг», «Богатырь» – 6,0/6,30 м;
«Витязь», «Олег», «Очаков», «Кагул» – 6,20/6,50 м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 18500 л.с. (по проекту – 17500 л.с.);
скорость: по проекту – 23,0 узла; на испытаниях (средняя для кораблей серии):
«Аскольд», «Варяг», «Богатырь» – 23,0 узла, наибольшая достигнутая – 23,5 узла;
«Витязь», «Баян», «Олег», «Очаков», «Кагул» – 22,5 узла, наибольшая достигнутая – 23,0 узла;
запас угля – 625 (нормальный)/875 (полный) т;

Схема размещения отсеков

дальность плавания фактическая при полном запасе топлива:
«Аскольд», «Варяг», «Богатырь» – 4000 миль на 10 узлах;
«Витязь», «Баян», «Олег», «Очаков», «Кагул» – 3500 миль на 10 узлах;
бронирование (броня Круппа и хромоникелевая (палубы)):
полный пояс по ватерлинии (ширина 1,75 м, клиновидный) – от 100 мм на верхней кромке до 50 мм на нижней; верхний пояс (ширина 2,125 м, 30,5 м длины) – 100 мм; траверзы верхнего пояса – 100 мм;
палубы:
— нижняя (карапасная со скосами) – 50 (карапасы и скосы, включают в себя 15-мм палубный настил)/35 (плоская часть, включает в себя 10-мм палубный настил)/100 (гласис машинного отделения, включает в себя 15-мм палубный настил) мм;
— средняя (батарейная) – 25 мм (пол выгородок 152-мм орудий в каземате и срезы каземата, включают в себя 10-мм палубный настил);
— верхняя – 25 мм (в пределах очертаний каземата 152-мм орудий и его траверзов – крыша каземата, включает в себя 10-мм палубный настил);

каземат 152-мм орудий (ширина бортовой брони – 2,125 м, длина – 30,5 м) – 100 мм;
траверзы каземата 152-мм орудий – 100 мм;
щиты-маски 152-мм орудий в каземате – 50 мм;
Бронебашни 152-мм орудий на верхней палубе – 100 (лоб)/50 (бока)/25 (крыша) мм;
элеваторы боезапаса 152-мм и 75-мм орудий (от нижней до средней (батарейной) палубы, 6 шт.) – 25 мм;
боевая рубка – 100 (бок)/35 (крыша)/25 (пол, включает в себя 10-мм палубный настил) мм;
коммуникационная труба боевой рубки – 50 мм (от пола боевой рубки до нижней палубы – три межпалубных пространства по высоте);

Схема бронирования

вооружение – 2х2х152/45, 4х1х152/45, 8-75х50, 4-47, 2-37, 2 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 2-381 мм т.а. (подводные, 6 торпед).

Бортовой залп: 6 орудий, погонный и ретирадный по 4 орудия.

Судьба кораблей
Защита кораблей была выше всяких похвал для столь небольших кораблей –  «Витязь» и «Богатырь» отменно себя проявили в боевых действиях под Порт-Артуром, гоняя вместе с «Новиком» японских «собачек». К сожалению, «Боярин», подорвавшийся на мине в самом начале войны, но умелыми действиями команды спасенный от гибели, все долгое время своего ремонта никак не мог помочь им в данном благородном деле.

Но первым качество бронезащиты смог оценить «Варяг»,  благодаря своей броне и отличному ходу почти сумевший выдержать ураганный обстрел отряда крейсеров Уриу и почти вырваться из устроенной ему японцами в Чемульпо ловушки.

Вернуться к оглавлению

Бой Варяга
В конце января 1904 года Япония уловила момент, когда Россия еще не закончила все приготовления к войне, и решила коварно напасть на своего Северного соседа. Не давая никаких объяснений, 24 числа из России было эвакуировано японское посольство. Всем стало понятно — война начнется вот-вот. В этих условиях наместник Дальнего Востока Алексеев отдает приказ эвакуировать российское дипломатическое представительство из Сеула, и сделать это непременно на крейсере. Заодно надо было прихватить из Чемульпо канонерку «Кореец», последнего стационера, еще не отозванного из разрозненных портов. Для выполнения этой миссии из Первой Тихоокеанской эскадры, сосредоточенной в Порт-Артуре, был отправлен прекрасный крейсер Варяг под руководством капитана первого ранга Всеволода Руднева.
Поздно вечером 26 января наш крейсер прибыл в Чемульпо, где обнаружил посла на причале и канонерку Кореец в бухте, и с нее ему сообщили, что днем она пыталась выйти из бухты, но была атакована японскими миноносцами. Немедленно отправив радиограмму в Порт-Артур, Руднев пригласил посла на борт и обсудил с ним сложившуюся ситуацию. Было принято решение прорываться ночью, взяв посла на борт. Погрузку имущества дипломатической миссии уже почти завершили, когда из Порт-Артура пришла шифрованная радиотелеграмма: Санкт-Петербург запрещает послу рисоквать собой и архивом, приказывает архив сжечь, а самому эвакуироваться из Чемульпо на борту одного из нейтральных кораблей. Приказ есть приказ, и барахло посольского приказа принялись свозить обратно на берег. Когда закончили выгружать штатских и смогли выйти в море, уже светало.

Против единственного бронепалубного «Варяга» и не способной к морскому бою канонерской лодки японцы выслали эскадру в 10 кораблей: три броненосных крейсера, четыре бронепалубных и три миноносца (Асама, Токива, Чиода, Нанива, Такачихо, Ниитака, Акаси и миноносцы Хаябуса, Тидори, Манадзуру). При этом два головных корабля, Асама и Токива, значительно превосходили Варяга и в бронировании, и в артиллерии.
Положение было безвыходным, и тем не менее русский крейсер отверг предложение сдаться в плен, и на рассвете 27 января (9 февраля по Григорианскому стилю) храбро вышел в море против десятерых врагов. Замысел капитана Руднева состоял в том, чтобы, пользуясь единственным своим преимуществом — скоростью, оторваться от врагов и уйти в Порт-Артур.
Первая фаза боя — атака.
Враги поджидали его у узкого выхода из бухты, и единственным путем был путь сквозь их строй. Заклепав предохранительные клапана на котлах, крейсер мчался, вздымая пенные буруны, прямо на врага, стараясь стрелять как можно чаще и как можно быстрее. И японцы дрогнули, расступились перед ним, уходя от таранного удара, открыли ему выход в открытое море. Во второй фазе боя Варяг, пользуясь преимуществом в скорости, все увеличивал и увеличивал разрыв с врагом, так что в итоге он вышел из зоны действительного огня и японцы перестали стрелять, и спасение было уже близко.
Но на получившем в первой фазе боя множество попаданий «Варяге» было много раненых, на корме полыхал пожар, трубы были сбиты, многое оборудование повреждено, и скорость хода стала падать. Наступила третья фаза боя. Героический корабль был настигнут японцами и окружен, но и в этом безвыходном положении русский крейсер продолжал бороться, он отстреливался, пока холодные волны не сомкнулись над его палубой.

Из команды «Варяга» выжили лишь 25 человек, которых выловили из воды японцы. Злые языки говорят, что столь решительное поведение крейсера вызвано внезапным приступом инсульта, свалившем  Всеволода Руднева, так что командование взял на себя старший помощник, но мы знаем — это навет, и имя геройского капитана первого ранга, погибшего вместе с кораблем, навеки вписано в славные летописи русского флота.

«Корейцу» тоже не повезло, забывшие было о нем японцы позже вспомнили об отставшей канонерке, вернулись к ней. Его командир, кавторанг Г.П. Беляев, не желая сдавать корабль врагу, приказал спустить на воду шлюпки и взорвал снарядные погреба.

Послевоенные японские источники сообщают о 12 попаданиях в их крейсера, не считая потери миноносцев  Тидори и Хаябуса; Хаябуса получил прямое попадание шестидюймового русского снаряда, когда подошел, чтобы добить тонущего «Варяга»,  а в Тидори попала одна из почти наугад выпускаемых нашими моряками торпед во время первой фазы боя. Сильно досталось и Ниитаке, самому быстрому из японских крейсеров, участвовавших в том бою, он вырвался вперед, преследуя крейсер, и получил 7 попаданий, в том числе два ниже ватерлинии, принял около 500т  воды и едва дошел до порта.  Всего японцы в том бою потеряли убитыми и ранеными 70 человек.

Гибель крейсера «Варяг» на картине Верещагина. Разбитую прямым попаданием восьмидюймового снаряда кормовую башню художник изобразил не вполне реалистично.

Героический бой возле Чемульпо вызвал широкий отклик в России. Все без исключения участники боя были награждены высокими или не очень высокими наградами. Крейсеру были посвещены две широко известные песни, художественный фильм, большое количество книг и статей в массовых изданиях.

Не будет большим преувеличением сказать, что крейсер Варяг одержал нравственную победу в своем последнем бою.

Вернуться к оглавлению

Эпилог.

Корабли получились хорошие, красивые и ладные, хорошо защищенные, быстрые и довольно дальние, за что Стволяру большое спасибо. 

Варяга, конечно, жаль, но оказавшись в Чемульпо один — он обречен. Как бы мы ни повышали его характеристики, японцы пошлют против него столько сил, сколько необходимо для гарантированного уничтожения. Именно в этом и заключается их тактика — внезапным коварным ударом нанести врагу максимальные повреждения. Единственное, что тут можно сделать — сделать его  гибель результатом трагической случайности, а не махрового идиотизма, ну и радиограмма. Радиограмма!
Как и в реальности, японцы обстреляли Корейца на несколько часов раньше, чем совершили нападение на Порт-Артур, но теперь, благодаря наличию на борту Варяга достаточно мощной радиостанции, ему удается предупредить Порт-Артур о нападении Японии. Это позволит многое сделать иначе.

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account