Пятнадцатого сентября на берегу озера Кеука (Keuka) в винодельческом районе Озера Фингер (Finger Lakes) американского штата Нью-Йорк раздался крик «Контакт!». После этого мужчина на деревянной лестнице, «застрявший» в воде за задней кромкой нижнего крыла большой красной летающей лодки-биплана, несколько раз прокрутил изогнутый толкающий деревянный винт правого двигателя. Раздалось «бульканье» мотора.
Сотни зрителей присутствовали при дебюте большой летающей лодки Curtiss Model H America, построенной в 1914 году компанией пионера авиации Гленна Хаммонда Кёртисса (Glenn Hammond Curtisse)? Нет. Все это произошло 15 сентября 2007 года на озере, с которого 23 июня 1914 года взлетела летающая лодка America, оснащенная двумя восьмицилиндровыми двигателями водяного охлаждения Curtiss OX-5. Эти двигатели, развивавшие мощность 90 л.с. (согласно коллекции местного авиационного музея памяти Гленна Кёртисса [Glenn H. Curtiss Museum]), были результатом трехлетнего труда реставраторов музея, расположенного в его родном городе Хаммондспорте (Hammondsport). Сотрудникам музея удалось создать точную копию самолета, который девяносто три года назад был построен местной авиастроительной компанией с целью совершить первый перелет через Атлантический океан. Это событие произошло во время ежегодных торжеств, посвященных гидросамолетам — Seaplane Homecoming.
В течение следующего часа шеф-пилот программы облета новой летающей лодки America Джимми Поэль (Jimmy Poel) выруливал по спокойной воде и сместил до упора дроссельные рычаги обоих двигателей. Машина даже при полной мощности двигателей лишь резво «бегала» по озеру. Казалось, не хватало всего лишь незначительного усилия, чтобы самолет оторвался от поверхности воды. Ожидались установка более мощных двигателей, облегчение и перебалансировка реплики, оказавшейся тяжелее оригинала на 500 фунтов (227 кг). Об этом реставраторы знали уже после первых неофициальных рулежечных испытаний машины с весом 1856 кг и размахом неразъемного верхнего крыла 22 метра.
После завершения торжеств самолет был отправлен обратно в мастерскую, где опытная команда добровольцев-реставраторов, в предыдущие годы успешно летавшая на репликах небольших летающих лодок Кёртисса времен Первой Мировой войны, приступила к облегчению и модифицированию машины, включая и перебалансировку. Данная задача была непростой, но, тем не менее, по сложности она уступала постройке летающей лодки, начавшейся в сентябре 2005 года.
Реставраторы обнаружили, что заводские чертежи-синьки (blueprints) сохранились лишь частично. Как следствие, у сотрудников музея не было другого выбора кроме как строить уменьшенную копию самолета по перечерченным копиям сохранившихся оригинальных чертежей, черно-белым фотографиям тех лет и по списку материалов, использовавшихся при строительстве оригинального самолета.
В мастерской были изготовлены первые шпангоуты и стрингеры фюзеляжа, при постройке которых также как и у оригинала использовались ясень и ситхинская ель [1]. Фанерная обшивка реплики была также изготовлена и тех же материалов, что и у первоначальной машины. Несколько сотен нервюр обоих крыльев – только в верхнем крыле их было около шестидесяти – были изготовлены из сосны. Однако если в оригинальной летающей лодке America для их соединения использовался столярный клей, то в реплике данного самолета были применены современные синтетические клеи. Единственным серьезным отличием планера реплики от планера исходной машины была обшивка крыльев. У оригинального самолета в качестве обшивки использовался шелк, в то время как крылья реплики были покрыты идентичным лавсану специальным синтетическим материалом полифибр (Polyfibre).
12 января 2006 года на подставках мастерской стоял почти законченный фюзеляж с уже прикрепленной фанерной обшивкой, большой закрытой кабиной и с вертикальным оперением большой площади. 29 ноября 2006 года было завершено изготовление больших крыльев с нанесением на них обшивки. Позднее крылья при помощи специальных препаратов и кистей были вручную окрашены в красный цвет, что при общей площади 104 м² звучит невероятно. Семидесятилетний главный реставратор Арт Уайлдер (Art Wilder) так рассказывал о ходе постройки и облете реплики:
«Правая и левая консоли нижнего крыла состояли из четырех отдельных секций, в которых, нами, разумеется, уже были соединены друг с другом нервюры и стрингеры. Во время изготовления верхнего неразъемного крыла мы «растягивали» тросы управления элеронами и вывели их на верхнюю поверхность, где мы прикрепили их к направляющим роликам и приспособлениям для натягивания. Несколько ранее на основе неполных сохранившихся чертежей нам удалось точно рассчитать и начертить профили крыльев и затем во время изготовления нам были предоставлены вспомогательные чертежи с нанесенными размерами. Конструкция фюзеляжа с кабиной «трамвайного» типа также была изготовлена из ясеня. Постройка корпуса, во время которой были использованы фотографии тех лет с аутентичными изображениями лодки, также была непростой задачей (единственными современными деталями фюзеляжа являются комбинированный цифровой индикатор информации о работы двигателей и таблица балансировки рулей). По сравнению с первоначальной лодкой America реданное днище корпуса реплики было усилено обшивкой из полифибра, к которой были прикреплены профилированные пластины из сосновой фанеры, образовывавшие собственный киль. Мы разработали и применили на практике способ крепления двух двигателей с толкающими винтами; для этого мы установили моторы на металлические пилоны на левую и правую половины центроплана реплики. Также были сделаны вспомогательные спонсоны, установленные по обеим сторонам фюзеляжа, и вспомогательные поплавки, размещавшиеся под обеими консолями нижнего крыла. Во время изготовления реплики нам очень здорово помог работавший в свое время на заводе Кёртисса дедушка одного из наших реставраторов. Он указывал нам на возможные ошибки во время постройки и облета реплики. Однако при первых попытках взлета мы сделали те же ошибки, что и Кёртисс в 1914 году, хотя об аэродинамике мы знали больше, чем он».
Ключевым элементом, который должен был обеспечить пригодность машины к полетам, были, естественно, недавно отреставрированные моторы тех лет: восьмицилиндровые V-образные рядные двигатели водяного охлаждения Curtiss OXX-6 мощностью 100 л.с., которые заменили использовавшиеся при рулежке менее мощные OX-5. Моторам требовался капитальный ремонт, однако сил музея было недостаточно. Поэтому реконструкцией подаренной Джоном Талмаджем (John Talmadge) силовой установки до работоспособного состояния занялась в 2006 году специализированная компания McQuillen Racing Engines. Для инженеров компании капитальный ремонт двигателей OXX-6 времен еще Первой Мировой войны стал реальной проблемой. Они должны были выполнить такие «мелочи» как контроль коленчатых валов или перепроектирование и монтаж новых водяных насосов, лобовых водяных радиаторов. Двигатели должны были вращать два двухлопастных деревянных толкающих винта с противоположным направлением вращения. Данные винты для реплики были также изготовлены компанией McQuillen Racing Engines. Другими «мелочами» были установка заново изготовленных распределительных валов, клапанов и пружин обоих моторов. Только после установки и тщательной сборки всех элементов, выполненных на специальном испытательном стенде в мастерской музея, можно было приступать к установке винтов. Во время испытания двигатели продемонстрировали эффективности и надежность, показав, что компания McQuillen Racing Engines сделала идеальную работу. После испытаний моторы могли быть установлены на металлические опоры между крыльями.
В субботу 13 сентября 2008 года во второй половине дня Джимми Поэль и его второй пилот Ли Сакетт (Lee Sackett) крепко взялись за большие колеса управления в кабине самолета и сдвинули до упора дроссели двигателей OXX-6. Возрожденная летающая лодка Curtiss America под крики ура сотен восторженных зрителей Seaplane Homecoming в мрачный и дождливый день взлетела с того же самого озера, что и первоначальный самолет.
Ясным солнечным воскресным днем 14 сентября пилоты на высоте нескольких сотен метров пролетели над кладбищем в долине Плезант (Pleasant Valley), где покоится тело Гленна Кёртисса.
«Во время полета в кабине я чувствовал себя как на мостике, поскольку одной из особенностей лодки является ее большой компас. Услышать неповторимый звук восьмицилиндровых рядных двигателей OXX-6 было чем-то удивительным. Управляющие усилия для такой большой машины после правильной установки большого киля вертикального оперения и снижения гидродинамического сопротивления в реставрационной мастерской были приемлемыми. Медленное и немного устойчивое пилотирование было приятным, что было связано с большой площадью крыльев»
– сказал Джимми Поэль после выполнения посадки на озеро.
Автор статьи выражает огромную благодарность за помощь Жану Доэрти (Jean Doherty), Curtiss Museum, Хаммондспорт.
фотографии – Ральф Гуасп (Ralph Guasp), Curtiss Museum
ПРИЛОЖЕНИЕ
Sitka – сорт американской ели
источники:
текст — ZDENĚK PROCHÁZKA «Znovuzrození červené Americy» L+K listopad 2008