Возможные варианты вооружения дирижаблей Часть 7 Теория и практика
Теория.
Вот мы и добрались до основного, теории использования цеппелинов в нашем понимании.
С самого начала боевых действий дирижабли столкнулись с противодействием противника. Для борьбы с этим возможен маневр, скорость и высота. Маневр дирижаблей не очень, хотя высоту довольно резво набирал и до конца войны основной способ ухода был – сброс балласта и уход на недосягаемую высоту.
Скорость, по мере совершенствования конструкции дирижаблей росла, но самолеты росли гораздо быстрей. Более того перспективы резкого повышения скорости даже не наблюдалось(да и сейчас не наблюдается…).
Вот и осталась высота, с учетом примитивности, недостатка а то и полного отсутствия зениток, высота являлась основным параметром дирижаблей. Если первые корабли достигали 2,5км, то к 17му высота в 7км была вполне освоена. Глядя на лучшие истребители того времени с потолком 6,5-6,8км, видится относительная безопасность дирижаблей. Да вот только работа на высоту была замедленна, пока не вынуждали обстоятельства(гибель кораблей, причем массово!).
С самого начала войны начали создаваться зенитные части и сразу выяснилась малая высота полета дирижаблей. Начался медленный рост самих дирижаблей и высоты их подъема. Но все это было вынуждено, после того как…
Опять возникает чувство отсутствия человека фаната боевых дирижаблей, который бы чутко реагировал на обстановку и вел перспективные исследования.
Посудите сами, разработали высотные дирижабли, они полетели в налет, но оказалось, что из за сильных ветров в верхних слоях атмосферы мощности моторов не хватает. Налет 20 октября 1617года, когда немцы потеряли 4 из 5 дирижаблей! Просто ветер загнал их в зону ПВО Франции и заставил снизится. А испытательные полеты выходит не проводили?
Многие экипажи теряли сознание от высоты, старые командиры списывались, но потом разработали дыхательные аппараты. Опять после того как? Хотя высотная болезнь известна по горам, да и воздушные шары при высотных полетах попадали под это воздействие причем до войны. А тут упс…
В тоже время кислородный дыхательный аппарат, да еще с замкнутой системой дыхания на 1,5-2 часа был разработан Дэвисом в 1910 году! Опять ждали пока не клюнул жареный петух и в конце концов опоздали…
Даже по этим малостям можем сразу очень изменить ситуацию с дирижаблями и снизить их потери.
Раз уже сразу после начала войны стала ясна важность высоты, то и вести исследования по высотным полетам. Если в 14м дирижаблей было очень мало и те быстро погибли, то к концу 15го ситуация улучшилась, пошли уже новые модели. А с 16го пошли модели которые прошли всю войну с небольшими усовершенствованию. Это малый дирижаблю 35000 и большие 55000 кубов.
В противовес энергичным мерам англичан по усилению противовоздушной обороны, германский флот воздушных кораблей с 1916 года стал интенсивно расти. Весной 1916 года заводы Цеппелина изготовили серию дирижаблей типа «q», объемом 35 800 куб. м. Ее открыл в декабре 1915 года LZ-59 (принятый флотом под обозначением L-20), но основные поставки пришлись на март — июнь 1916 года. До конца года были построены 12 кораблей. Каждый имел 4 мотора «Майбах» HSL (1 мотор в главной гондоле и 3 в кормовой). Дирижабли могли подняться на высоту 3200 м и развить скорость 95,3 км/ч. Нормальная грузоподъемность равнялась 15 400 кг, но в случае необходимости цеппелин мог поднять и 18 300 кг полезного груза. Например, в октябре 1916 года L-24 с экипажем в 16 человек пролетел 1460 км на высоте 3500 м и примерной крейсерской скорости 75 км/ч. При этом было израсходовано 2550 кг топлива из 3760 кг, имевшихся на борту. Кроме того, дирижабль нес бомбовый груз весом 2200 кг и 6700 кг водяного балласта. Дирижабль находился в воздухе 19 часов 40 минут.
Длинна-178,5м, ширина(диаметр)-18,71м, отсеков-18, гондол-2, полезная грузоподьемность-38700кг, мертвый вес 23300кг, полезная нагрузка 15400кг, моторы 4х240л.с..
Большим шагом в дальнейшем развитии цеппелинов стала серия дирижаблей серии «r», которые стали вводиться в строй с мая 1916 года. Первым был LZ-62 (морское обозначение L-30). Дело заключалось не только в том, что объем дирижабля увеличился до 55 200 куб. м, а в том, что изменилась концепция моторной системы, оборудования и т. д. На дирижаблях этой серии были установлены 6 моторов «Майбах» HSL. Один мотор находился в задней части передней гондолы, три в задней гондоле и по одному мотору с толкающим винтом в мотогондолах с обеих сторон нижней части корпуса. Было изготовлено 17 дирижаблей этой серии, из которых 15 переданы флоту. Основные поставки пришлись на осень 1916 года и начало следующего.
Корабли серии «r» имели длину 198 м, могли поднять 28 650 кг полезного груза на высоту 7400 м. Максимальная горизонтальная скорость составила 103,3 км/ч. Высокие боевые характеристики этих воздушных кораблей подтвердились во время рейда морского цеппелина L-31, состоявшегося в ночь с 23 на 24 октября 1916 года. Дальность полета — 1600 км (от базы Алхорн и обратно); он проходил при средней скорости 84 км/ч и максимальной высоте 4000 м. На борту находилось 20 человек, 4200 кг бомб и 10 500 кг балласта. Было израсходовано 4800 кг топлива, а остаток составил 1000 кг. Дирижабли всегда заправляли топливом на 36 летных часов на случай непредвиденных обстоятельств, в первую очередь погодных. Помимо бомбовой нагрузки, дирижабли серии «r» были вооружены десятью пулеметами системы «максим». Два пулемета размещались в передней гондоле, по два — в боковых мотогондолах, один — в кормовой части корпуса за хвостовым оперением и три — в стрелковых точках на верхней части корпуса. Начиная с L-35, на дирижаблях серии «r» стали применять черную защитную окраску нижней поверхности корпуса, гондол и стабилизаторов, что маскировало корабль в ночном небе. Верхняя часть корпуса оставалась по-прежнему обычного беловато-желтого цвета полотняной ткани и покрывалась несколькими слоями лака.
По конструкции основных гондол сразу сделал изменение, с расположением двух моторов на один винт. Это даст выигрыш в скорости и весе(отказ от винтов на рамах). При достаточно бдительном уходе спарка будет работать надежно, тем более механик рядом и все время наблюдает.
Для подъема на высоту надо облегчать сами дирижабли, как конструктивно так и отказом от»лишних» грузов. Эта работа проводилась вполне успешно. Да вот только приспособить конструкцию малых 35 тонных дирижаблей к быстрой «перестройке» не решились. А ведь они основные и наиболее дешевые. Основная разведка ляжет на них, большие только для стратегических задач (дальняя разведка и налеты). Именно малые будут(да и были) постоянным надзором над северным морем и англичане признавали, что один дирижабль равен 10 крейсерам. А что мешает сделать их еще и разведчиками погоды? Раз они и так крутятся возле Англии? Уменьшить нагрузку( или по дороге вывалить боекомплект по вражеским судам), сбросить балласт и мы на высоте смотрим погоду и готовим налет больших кораблей.
Мощность моторов снижается из за высоты, немцы начали поднимать степень сжатия. Но почему не применили механический нагнетатель? Да он сожрет 15-20% мощности(можно отключаемый сделать), но на 5км мощность мотора падает в 2 раза!
И так подсумируем , что мы можем сделать без особых излишеств.
Облегченные дирижабли с быстрой сменой состава вооружения для разных задач( с возможностью высотной работы).
Моторы с нагнетателями( вспомните настоящий цикл Дизеля), для высотных полетов.
Дыхательные аппараты, к концу 16го мы подойдем к 5-6км высоты а не к 17му.
Остается еще холод, но при расположении основного экипажа в гондолах обогреть их выхлопными газами не проблема. А вот выносные точки можно обогреть электро спиралями из нихрома, благо растут потребители электричества, да и бомбосброс уже электрический. Нихром появился в 1905 году. Для не знающих, можно спираль сделать по больше и она не будет раскаляться до красна, а выдаст 50-60 градусов вполне достаточно для обогрева и зашития в одежду( у нас многие ставят понижающий трансформатор и спираль зашивают в ковер, получается теплый пол для детей, ток за проводами следи, а высоковольтную часть подальше от детишек). Естественно понадобятся предохранители, вдруг пуля перебьет провод…
Теперь перейдем к боевой работе.
Как я указывал раньше основная работа это разведка и основная цель это куча мелкой плавающей мелюзги. Это сейнеры, тральщики, минзанги, сторожевики и просто разведчики (зачастую несколько в виде сейнера). Бомбы неэффективны, слишком маневренные а с малой высоты могут огрызнуться. Я предложил( опираясь на итальянские и французские опыты) пушку вплоть до 76мм с хорошей баллистикой(аналог канэ-75мм). Это позволит нанести врагу серьезный урон и заставит вооружать зенитками и эту мелочь, но зениток очень мало, а вот мелочи наоборот очень много. Под раздачу попадут и ПЛ(очень жирная цель) и береговые зенитные батареи. Ну батареи то закопают, хотя щиты против осколков нужны. Да и неприятно сидеть под обстрелом. В добавок если движуха затянется до темна, с применением осветительных бомб, на большой высоте могут тихонько проскользнуть большие дирижабли. Посты наблюдения их прохлопают.
Но это мелочь, в последней статье я предложил управляемые планирующие и обычные бомбы с возможностью их быстрого создания. Фактически весь арсенал может быть отработан к середине-концу 16го. И тогда у дирижаблей будет набор вооружения для уничтожения разных целей с безопасной дистанции. Если для наиболее важных целей(линкоров) необходимо лететь над ними и всеже входить в зону ПВО, то для основных целей пойдут планирующие торпеды и бомбы с безопасной дистанции.
Практически будет нанесен серьезный удар по вражеской разведке в северном море, да и рыбной ловле достанется.
Более активное и безопасное использование дирижаблей создаст условия и для активности основного флота Германии и возможности реально переиграть Ютланд на своих условиях.
Пи. Пи. Си. Возможность реванша Германии или ее победы оставлю на всеобщее рассмотрение, просто для себя намечу, даже если Германия проиграет, то тотального уничтожения и разграбления не будет. Скажем мир на почетных условиях( возможность серьезных ударов с дирижаблей и морских побед дает нам серьезный шанс). Мне это необходимо для развития дирижаблей в 30х годах а Америка не сильно тянет…