Воздушный паровоз Ил-18П
Данный материал выложен под впечатлением блога Гело Даеш Паролеты и особенно коллеги ilyasan Наш паролет вперед летит.
В конце 50-х годов прошлого века Советский Союз вёл секретные разработки сверхэкономичного самолёта многоцелевого назначения. Перед конструкторами стояла задача — сделать самолёт, который мог бы летать на любом топливе, дозаправляться в любых условиях, с дальностью полёта не менее 10 000 километров и возможностью посадки на очень короткие полосы, а также на воду и на болота.
Первое условие — всеядность при одновременном соблюдение принципа идеологической разборчивости— и продиктовало гениальным советским конструкторам идею применения парогенераторной силовой установки. За основу будущего паролёта был взят планер суперсовременного (лучшего в мире !) на тот момент самолета Ил-18.
В качестве силовой установки использовалась разработанная в НИИ Газодинамики им. Стечкина уникальная по своим техническо-идеологическим характеристикам паротурбинная установка с прямоточным нагревом пара. Нагретый в паронагревателях пар, разгоняясь в соплах-дюзах расширительно-вестибулярного аппарата, вращал паровую турбину, от вала которой приводился в движение генератор переменно-константного 4-х фазного (по числу генераторов) тока. Воздушные винты самолёта приводились в движение четырьмя электродвигателями с питанием от генератора, которые в процессе работы возбуждались и одновременно охлаждались (так называемый принцип двойного паро-элетрического расширения) отработанным паром газотурбинной установки.
При создании самолёта было применено множество уникальных технических решений, многие из которых на десятилетия опередили свой век. Многие из этих решений прямо вытекали из революционной паротурбинной технологии.
Так, например, была разработана система форсажа, когда при взлёте и посадке пар из котла выходил через специальное сопло и создавал мощную реактивную тягу. Это позволило сократить длину разбега с 1000 до 120 метров, а длину пробега — с 800 до 60 метров.
В дальнейшем система была доработана, добавлены дополнительные маневренные сопла, при помощи которых паролёт мог мгновенно поворачивать в воздухе практически под прямым углом к курсу. После этого усовершенствования вражескими истребителями был сбит только один Ил-18П, пилот которого которого заснул за штурвалом и не выполнил манёвр ухода с курса вовремя. Как выяснилось позже, этот случай произошёл из-за коварно подменённой вражескими диверсантами входящей в состав обязательной бортовой оснастки пластинки с записью марша «Все выше, и выше, и выше!» на пластинку с записью песенки «Спи, моя радость, усни!»
Паролёт действительно был всетопливным. Буквально за смену бункер для твёрдого топлива (опилок, дров, угля) заменялся на цистерну с жидким топливом (спиртом, бензином, нефтью и даже растительным маслом). Была предусмотрена даже возможность использовать в качестве топлива измельчённое особым способом (по методу знаменитого русского ученого, профессора, академика Барбариса Ивановича Толчака-Мельченого) вражеское обмундирование (особенно эффективным было признано использование меховых летных курток американских ВВС — в ходе проведенных испытаний была без остатка измельчена и переработана партия из 1000 штук специально закупленных для этой цели через третьи страны меховых летных курток. Эффективность эксперимента была подтверждена 1000 подписями участвующих в испытаниях особо ответственных лиц, которым куртки выдавались на руки непосредственно перед началом мероприятия — ни один из них потом не сдал куртку обратно, что как раз и свидетельствует о полном и максимальном сгорании в топках парогенераторной установки).
Для выполнения беспосадочных перелётов была разработана система дозаправки самолета активированным углем, брикетированным в цилиндрические модули диаметром 633 миллиметра и длиной 5684 миллиметра. Брикеты сбрасывались из бомболюка «Торпедоносца» Ту-14 и принимались в погрузочный отсек Ил-18П при уравнивании скоростей заправщика и заправляемого и открывании створок отсека приема топлива на верхней поверхности фюзеляжа Ил-18П.
На Ил-18П была опробована АОС-К-1 — антиобледенительная система на кипятке. Часть кипящей воды из котла отводилась в магистральный трубопровод, из которого распределялась по несущим аэродинамическим поверхностям самолёта. По расчетам НИИВП (Научно-исследовательский институт воды и пара) внедрение АОС-К-1 на все самолёты воздушного флота могло позволить СССР экономить до 100 тысяч литров спирта в год. К сожалению, эта система не была пущена в серию, потому что какой-то чиновник из министерства заявил: «Зачем? Что мы будем делать с таким количеством спирта? Народ и так спивается!».
Фифти Сент и Экзюпери в кабине Ил-18П
P.S. Занимательный факт: вышеописанная система на стадии доводки страдала «детской болезнь» в смысле недостаточной герметичности, поэтому на опытном экземпляре самолета, оборудованного этой системой из задней части фюзеляжа постоянно подтекала горячая вода из-за чего механики, обслуживающие систему говорили, что самолет «писает кипятком». Таким образом это выражение затем навсегда укоренилось в русском языке.
Технические характеристики
параметр | Ил-18 (керосиновый прототип) | Ил-18П (базовая модификация) |
Размах крыла, м | 37,42 | 37,42 |
Длина самолета, м | 35,9 | 35,9 |
Высота самолета, м | 10,17 | 10,17 |
Площадь крыла, м² | 140 | 140 |
Площадь круга, м² | пR² | PR² |
Масса пустого самолета, кг | 35 000 | 38 000 |
Максимальная взлетная, кг | 64 000 | 82 000 |
Тип топлива, т | авиационный керосин (марок Т-1, ТС-1, Т-2, РТ) | бензин, спирт, масло, уголь, опилки, измельчённое вражеское обмундирование |
Масса топлива макс., т | 30 тонн | 34 тонны |
Двигатели | 4 ТВД, газотурбинные | 1 парогенератор ПГД, 4 ЭПД, электрические |
Мощность, л.с. | 4 х 4 252 | 1 х 32 000, 4 х 7 120 |
Максимальная скорость, км/ч | 685 | 1 020 |
Крейсерская скорость, км/ч | 625 | 890 |
Практическая дальность, км | 3 700 | 12 000 |
Дальность действия, км | ||
Практический потолок, м | 10 000 | 12 500 |
Экипаж, чел | 5 | Кві.80 |
Полезная нагрузка | 120 пассажиров или 13 500 кг груза | 121 пассажир или 23 000 кг груза |
Принят в эксплуатацию | 1957 | 1959 |