Воздушный драп из Кабула — 100 лет (почти) традиции
Интересная статья из жж Андрея Фирсова.
Британия вышла из Первой мировой войны значительно ослабленной, а сокращение армии обострило конкуренцию видов вооруженных сил за оставшийся бюджет. Надо было «придумывать» новые функции и задачи, чтобы получить под них финансирование. В 1921 году для контроля вновь «отмандаченных» у Турции территорий на Ближнем Востоке Королевские ВВС и предложили использовать авиацию – транспортные самолеты Виккерс «Вернон», переделанные из бомбардировщиков «Вими». Главным отличием от бомбардировщика был объемный фюзеляж. Хотя «Вими» считался одним из лучших бомбардировщиков Первой мировой, характеристики «Вернона» получались достаточно умеренными – дальность полета 500 км при скорости только 120 км/ч. Кабина пилота была открытой, поэтому он получал все прелести изменения погоды, а навигация была чисто визуальной – старались лететь вдоль дорог и каналов.
Уже в 1923 г. Королевские ВВС провели «первую воздушно-наземную» операцию, перебросив по воздуху несколько сот сикхов (кто ж экспериментирует на «белых людях»?) из Кингабана в Киркук для подавление восстания курдов. А от Ирака было и до Афганистана рукой подать…
А кто там у нас был в Афгане? Король Аманулла-хан, вытряхнувший от туда англичан, строил вполне современное государство (типа, заказал самолеты у Советского Союза).
Что очень не нравилось англосаксам. В 1928 г. им удалось «намутить» среди ряда афганских племен «небольшое» восстание талибов в Джелалабаде (как ближайшему к британской Индии) под предводительством муллы Омара «Сына водовоза» Хабибуллы Калакани (мутил там небезизвестный «Лоуренс Аравийский» — британские ВВС под псевдонимом, лично, а когда об этом стало известно в советской и французской прессе, Лоуренса срочно отозвали из Индии). К декабрю война докатилась до Кабула, и хотя обе стороны заверили в «безопасности» британских граждан, реально англичане оказались в окружении в своем посольстве под огнем обеих сторон. Вообще самим заварить и в это же вляпаться – уже традиционно…
3 декабря один из британских дипломатов в Кабуле – бывший военнослужащий ВВС – скреативил вывести сотрудников посольства по воздуху. В самой Индии имелись только две эскадрильи самолетов DH9A – их пытались использовать для разведки положения в Кабуле, но местные племена их активно обстреливали (да, один сбили), так как такие же самолеты были в составе афганских ВВС:
Ближайшие транспортные самолеты нашлись в Багдаде – пришедшие на смену «Вернонам» самолеты Виккерс «Виктория». «Виктория» уже несла до 22 пассажиров, развивала скорость до 170 км/ч. Причем в серии «Виктории» стали цельнометаллическими.
В Багдад первые «Виктории» прибыли в 1926 г. Из Багдада в Индию их начали перегонять 15 декабря 1928 г., 17 декабря первый прибыл в Карачи. Для полета в Кабул возникли две проблемы – нужно было перелететь через Хайберский перевал на высоте 3000 м, да и сам Кабул был на высоте 2000 м – для тогдашних самолетов высоковато. Поэтому в полете самолет мог взять только 10 пассажиров, хотя с аэропланов сняли все что можно (и нельзя). 22 декабря англичане предложили присоединиться к эвакуации и США. Сешеашники, правда, сказали, что они «импасибл».
23 декабря первая группа из 23 женщин и детей была перевезена в итальянское посольство в Кабуле – ближе к аэродрому. Багаж забрали три DH9A. Несмотря на заявленную вместимость «Виктории» в 10 человек, удалось посадить всех 23. Ситуация осложнялась тем, что при отсутствии отопления в салоне пассажиров пришлось укутать в тяжелые одеяла.
Самолет на аэродроме Кабула двигателей не глушил – чтобы не «замерз» – в Кабуле было холодно (в Багдаде их наоборот сразу выключали, чтоб не перегрелись). После взлета самолет еще долго набирал высоту – почти 60 км полета, чтобы перевалить через перевал. На следующий день взяли на борта «Виктории» и 11 DH9A уже 28 работников дипмиссией, включая даже одного румына. Вскоре удалось перегнать из Багдада еще одну «Викторию». Потом к ним присоединился 10-местный Хэндли-Пейдж «Хинаиди». К 1 января вывезли уже 132 человека.
14 января Аманулла-хан бежал из Кабула в Кандагар, отрекшись в пользу брата Инаятуллы. Но «Сын водовоза» имел больше душманов, и уже 18 января новый шах бежал из Кабула на одном их двух самолетов «Виктория», став первым главой государства, воспользовавшимся для бегства авиацией (дальше пошло, поехало, то есть полетело).
Хабибулла-хан провозгласил себя эмиром/падишахом/королем. Хотя он был фактически ставленником англичан, но «Афганистан – это улей, где есть пчелы и нет меда» — обстановка продолжала накаляться (с севера вошел «ограниченный контингент» советских войск), и уже 9 февраля было решено отозвать дипмиссию из Кабула. 19 января одна «Виктория» разбилась на Хайберском перевале – сказалась плохое качество топлива в Кабуле. К моменту продолжения эвакуации аэродром засыпало 40-см снегом (гы-гы-гы – русским не рассказывайте). Аэродром расчищали слонами и верблюдами. 25 февраля в воздух поднялись сразу семь «Викторий» и «Ханаиди», посол садился последним с флагом дипмиссии…
Всего за 84 полета вывезли 584 человека – без жертв! Общий налет составил порядка 80 тыс км. Да, сейчас С-17 вывез за один раз 870 человек, и хотя они сидели на полу – это было лучше, чем трястись в разряженном воздухе при минусовой температуре, как 100 лет тому назад… Как далеко зашел прогресс в плане возможностей драпа из Кабула…