Воздушная канонерка ООН AV-11 «Falcon»

0

Воздушная канонерка ООН AV-11 "Falcon"

“Как можно бороться против мировой тирании, когда канонерка лезет в форточку?!”

Оставшийся неизвестным командир террористической группировки.

Долгое время, арсенал ударной авиации Миротворческого Корпуса ООН составляли почти исключительно ударные бомбардировщики F-111B — машины надежные и эффективные, но мало подходящие для функций непосредственной поддержки войск. В связи с ростом числа подобных задач в контртеррористических и карательных операциях 1970-ых-1980-ых, назрела явная необходимость в обзаведении штурмовиком.

Технически, для ООН не составляло бы проблем обзавестись штурмовыми самолетами — американскими A-10 "Thunderbolt" или советскими Су-25. Но тем не менее, эти машины, презентовавшие разные подходы к идее самолета непосредственной поддержки войск, были сочтены командованием Миротворческого Корпуса недостаточно эффективными для решения задач. В итоге было решено начать разработку собственного самолета.

Программа CSA — Close Support Aviation — была начата под эгидой Миротворческого Корпуса в 1982 году, и продолжалась почти десятилетие. Это была первая масштабная программа ООН, в которой была задействована международная кооперация. К созданию нового аппарата были привлечены фирмы "Lockheed", "Rotordyne" КБ Сухого и Камова, BAE Systems и ряд других корпораций. В ходе совместного проекта широко использовались технические наработки обеих сторон "Холодной Войны"

Итоговый аппарат, представленный на испытания в 1991 году, был самым решительным шагом в сторону от традиционных концепций.

По конструкции своей, AV-11 представлял собой легкий ударный конвертоплан, оснащенный двумя турбовентиляторными моторами JA-771B, специально разработанными для этой цели "Локхидом". Моторы, закрепленные на концах коротких крыльев, могли вращаться в вертикальной плоскости практически на 180 градусов. Крыло разворачивалось вместе с двигателями. Расположенные непосредственно на оси турбины вентиляторы, заключенные в кольцевые импеллеры, обеспечивали машине подъемную силу и возможность вертикального парения над землей.

Воздушная канонерка ООН AV-11 "Falcon"

Эта особенность конструкции придавала AV-11 совершенно уникальные летные характеристики. Пилоты, летавшие на опытных образцах, сравнили полет AV-11 с полетом колибри – аппарат без малейших проблем зависал вертикально, парил над землей и даже двигался задним ходом, не испытывая при этом никаких сложностей с балансировкой. Чрезвычайно совершенная стабилизирующая система, управляемая компьютером и контролируемая летчиком через модифицированные системы управления, обеспечивала стабильный полет машины при практически любом положении моторов.

Двигатели аппарата работали на стандартном бинарном синтетическом топливе ООН. Хотя это повышало стоимость эксплуатации, это полностью устраняло угрозу возгорания аппарата при поражении осколками и предоставляло впечатляющие летно-энергетические характеристики.

Максимальная скорость аппарата достигала 880 км/ч, практический потолок – 8000 метров при эффективной дальности действия 580 километров.

Воздушная канонерка ООН AV-11 "Falcon"

Отдельным поводом для гордости конструкторов была система защиты аппарата. Машина получила впечатляющий комплекс оптико-электронных и радиоэлектронных средств защиты, основанный на советских и американских разработках. Система оптико-электронной защиты от ракет с инфракрасными системами наведения была заимствована у вертолета Ка-50. Корпус аппарата был оснащен системой датчиков, позволяющих индицировать облучение и своевременно предпринять контрмеры.

Конструкция аппарата также предусматривала активное применение броневых элементов. Основой бронезащиты был размещенный на критических местах машины метало-керамический композит, усиленный микросеткой из углеродных нитей, повышающий пластические свойства керамических элементов. Считалось, что по наиболее опасным направлениям, машина выдерживает попадания 30-милилметровых снарядов.

Особенным элементом AV-11 была его система активной защиты ”Northrop Grumman Fireflash”. В основе ее лежал разработанный фирмой ”Northrop Grumman” твердотельный 15-киловаттный лазер. Закрепленная под корпусом конвертоплана в выдвижной турели, лазерная установка была объединена с комплексом сенсорных систем машины, и предназначалась для активной противоракетной обороны от приближающихся в нижней полусфере ЗРК и УРВВ. Лазер развивал предельную мощность приблизительно за 0,5 секунды, и обеспечивал – с учетом запасов хладагента – 8 секунд непрерывной работы до перезарядки. После применения, лазер требовалось отключить для охлаждения, осуществлявшегося прогонянием запаса хладагента через смонтированную в корпусе плоскость радиатора.

Воздушная канонерка ООН AV-11 "Falcon"

Эффективность лазерной системы признавалась как ”неожиданно высокая”. Эффект от выстрела лазера на дистанциях до 500 метров был приблизительно эквивалентен по энергии удару 20-миллиметровой пули. Этого с лихвой хватало для уничтожения приближающихся ЗУР ПЗРК.

Основное вооружение машины размещалось на двух пилонах в носовой части и многочисленных точках подвески на корпусе. Развитая система управления позволяла машине использовать широкий ассортимент управляемых вооружений НАТО и ОВД, состоявший на вооружении ООН при минимальной модернизации.

В стандартный арсенал машины, как правило, входили подвесные контейнеры с автопушкой M61 “Вулкан”, управляемые ракеты ”воздух-поверхность” различных серий, блоки НУРС и авиабомбы. В отдельных случаях, машины комплектовались 4 УРВВ малой дальности ”Sidewinder” или 2 УРВВ AIM-120 AMRAAM, наведение которых обеспечивалось носовым локатором.

Воздушная канонерка ООН AV-11 "Falcon"

Но при высоких летных качествах и мощной защите, машина имела очевидный недостаток – низкую массу носимого вооружения. Стандартная нагрузка аппарата составляла не более 800 кг, что было чрезвычайно мало. Чтобы компенсировать этот недостаток, Миротворцы разработали концепцию применения AV-11 с высокомобильных авиабаз, разворачиваемых в непосредственной близости от действующих войск. В основе такой авиабазы лежал тяжелых 8-осный трейлер, несший на себе раскладную посадочную площадку для ударного аппарата. Запас топлива и боеприпасов транспортировался на машине. Подобные передвижные авиабазы двигались непосредственно за наступающими войсками ООН, оперируя в их ближнем тылу. Считалось, что опытный технический состав может полностью заправить и снарядить AV-11 менее чем за 5 минут.

Впервые отряды AV-11 были развернуты в беовых действиях в 1993 году, в санкционированной ООН операции против ядерных объектов Ирака. Боевые действия в рамках тактической группы ”Talon” продемонстрировали все боевые возможности новых ударных аппаратов – канонерки оказались наиболее эффективными из задействованных в операции боевых машин. Иракские источники сообщают об уничтожении канонерками общим счетом 148 единиц бронетехники и артиллерии, а также о 4-х сбитых в боях с канонерками Миг-21. Хотя канонерки не могли эффективно тягаться с скоростными истребителями, они, благодаря своей экстремальной маневренности и лазерному комплексу защиты, могли быть крайне опасными противниками. По крайней мере один Миг-21 был уничтожен канонеркой, которая внезапно ”выскочила на него из-за холма”.

Цитируется отчет иракского танкового офицера:

“Мы ничего так не опасались, как AV-11, ”воздушной канонерки”. “Апачи”, Ка-50 – с ними мы бороться могли. Но канонерки… Они просто танцевали в небе вокруг нас. Снаряды ”Шилок” не попадали в них, а ПЗРК были не более полезны чем рогатки. В соседний со мной танк ударила противотанковая ракета и он взорвался. Когда я высунулся из люка, чтобы поглядеть, удалось ли спастись экипажу, вынырнувшая из ниоткуда канонерка пустила ракету точно нам в корму. Взрывной волной меня сбросило с башни, и я видел, как канонерка пронеслась над нашим пылающим танком. Я никогда так не боялся, как в тот момент…”

Эффективность канонерки способствовала ее широкому распространению в вооруженных силах ООН, невзирая на высокую цену и сложность технического обслуживания.

Канонерки AV-11 используются только Миротворческим Корпусом ООН. Хотя сборка машин производится на заводах BAE, а компоненты поставляются из разных стран, тем не менее все права на канонерку и ее элементы принадлежат Ассамблее. Миротворческий Корпус неоднократно отклонял, несмотря на сильное давление, все попытки других стран обзавестись воздушными канонерками.

Широкую известность приобрел скандал 1995 года, когда ряд лиц, служивших в ЦРУ были уличены в попытке получить спецификации на AV-11 у фирмы ”Lockheed”. В результате этого, на особой сессии Координационного Совета ООН был поставлен вопрос о приоритетности прав Миротворческого Корпуса, и в результате, Ассамблея приняла постановление о ”Технических правах ООН”, регулировавшее невозможность для отдельных наций приобретать тем или иным способом технику, разработанную по специальному заказу ООН без особого на то позволения. Этот инцидент привел, по ряду данных, к крупному скандалу в ЦРУ (а также, по неподтвержденным данным – к отказу КГБ от аналогичной операции в отношении заводов Камова)

Подписаться
Уведомить о
guest

90 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account