Восьмицилиндровый шеститактный ротативный редукторный двигатель Ruston Proctor. Великобритания
Филип Джарретт (Philip Jarrett) продолжает исследовать малоизученные уголки истории авиации, обнаруживая неизвестные изображения и заново открывая давно потерянные подробности, касающиеся самолетов, людей и событий. В данной статье он рассказывает об изображении двигателя времен Великой войны, о котором никакой информации не появлялось и который должен получить огласку.
Недавно я купил очень редкий справочник «Aero Engine», выпущенный в 1918 году Министерством боеприпасов и имевший бесшвейное механическое скрепление листов. Этот справочник состоял из двух томов, содержавших в себе большое количество таблиц, фотографий и рисунков, относящихся к большому количеству авиационных двигателей завершающего периода Первой Мировой войны. Рассматривая свое приобретение, я наткнулся на заинтриговавшую меня статью. Всем разделам, касавшимся конкретных двигателей, предшествовала снабженная закладками классификационная страница. После заключительной записи, посвященной двигателям компании Rolls-Royce, в частности мотору Condor, я обнаружил одинокую неотмеченную фотографию двигателя, который мне был абсолютно неизвестен.
Фотография была озаглавлена как
«Ruston Proctor 300 л.с. 6 тактов».
Хорошо известно, что расположенная в Линкольне компания Ruston, Proctor & Co Ltd во время войны изготавливала по лицензии 110-сильный ротативный двигатель Clerget 9B и 340-сильный радиальный двигатель ABC Dragonfly, однако этот мотор был чем-то иным. Для начала это был восьмицилиндровый двигатель, тогда как большинство однорядных ротативных и радиальных двигателей имели нечетное число цилиндров.
Обычные справочники по авиационным двигателям и справочники Джейн 1918 и 1919 годов не дали никакой информации, как не было ничего и в изданном в 1974 году небольшом буклете «Ruston Aircraft Production». Затем я решил разыскать данные об этом моторе в двух книгах американского автора Гленна Д. Энгла (Glenn D. Angle) — лучших, на мой взгляд, книгах о авиационных двигателях. В первой из них “Airplane Engine Encyclopedia” (Otterbein Press, Дейтон (Dayton), Огайо (Ohio), 1921) была запись в три строчки:
«Двигатель компании Ruston Proctor является экспериментальным мотором воздушного охлаждения ротативного типа, который работает по шеститактному циклу и развивает мощность в 200 л.с.».
Во втором издании “Aerosphere 1939” (Aircraft Publications, New York City, 1940) — большом и увесистом томе, — включавшем в себя огромный раздел, посвященный авиационным двигателям мира, говорилось примерно то же самое, но было добавлено следующее:
«Дополнительная информация относительно этого двигателя была недоступна».
Ни одна из этих книг не содержала в себе изображение этого двигателя, так что я считаю, что это первое появление данного мотора в печати.
фотография малоизвестного восьмицилиндрового шеститактного ротативного редукторного двигателя Ruston Proctor была недавно обнаружена в винтажном справочнике «Aero Engine», выпущенном в 1918 году. Кто его автор, когда его испытывали и устанавливали ли его на самолет?
Мне хотелось бы побольше узнать об этом странном двигателе, а также определить реально развиваемую им мощность. Я сторонник приведенных в справочнике «Aero Engine» 300 л.с., но в любом случае представляется весьма сомнительным, что восьмицилиндровый шеститактный ротативный двигатель стал бы работать очень хорошо.
Один мой знакомый решил, что это “несбыточная мечта” и “чепуха”, полагая данную концепцию неосуществимой в принципе. Может быть кто-нибудь из читателей владеет информацией об этом загадочном двигателе?
источник: PHILIP JARRETT «Lost & Found» THE AVIATION HISTORIAN Issue No 5