История мотоцикла Vickers-Clyno Mk.III, который является одним из экспонатов на выставке «Мотолегенды» в Музее ГОН
К началу Первой мировой войны мотоциклы уже утвердились как весьма полезное транспортное средство. Они стоили значительно меньше, чем автомобили, но отлично справлялись с такими задачами, как разведка и связь. Хотя мотоциклы не стали такими распространенными, как велосипеды, их маневренность была значительно выше. Неудивительно, что в период Великой войны, как ее часто называют на Западе, они пережили пик популярности в военных целях. В это время также начали широко использовать мотоциклы с колясками, что расширило их функциональные возможности.
28 июля 2024 года в павильоне №54 ВДНХ, где расположен Музей ГОН (Гараж Особого Назначения), начала работу выставка «Мотолегенды». Название, хоть и звучное, довольно обоснованное. На ней представлены действительно уникальные мотоциклы, многие из которых имеют отношение к военной истории, включая Первую мировую войну. В те времена среди русской армии американские мотоциклы Indian Big Twin были наиболее распространены, хотя модели поступали к нам и из других стран. В том числе были специализированные армейские варианты с колясками. Одним из них являлся Vickers-Clyno Mk.III — это очень интересный мотоцикл, который ныне мало кому известен, однако это делает его не менее привлекательным.
История компании Clyno Engineering Company выделяется своей оригинальностью. В 1909 году братья Смит начали производство мотоциклов, выбрав на тот момент наиболее простой метод. Они создавали сам мотоцикл, но использовали приобретённый двигатель. В том же году своё дело запустила A. J. Stevens & Co. Ltd, также известная как AJS. Основав компанию, Джо Стивенс уже обладал значительным опытом в создании мотоциклов. Он решил продавать моторы другим компаниям, и одним из первых клиентов стала Clyno. Впоследствии AJS получила множество заказчиков, что подтвердило правильность идеи продажи моторов компаниям.
В 1910 году Стивенс оказался в сложной финансовой ситуации, что могло привести его к банкротству. В результате его компанию приобрел их крупнейший клиент — Clyno. Позже Clyno Engineering Company переместила свою деятельность из Трапстона на завод AJS в Вулвергемптоне, находящемся в графстве Западный Мидленд. Это, однако, не означало конца бизнеса Стивенса, и AJS продолжала существовать еще два года после завершения работы Clyno. Иногда утверждают, что объемы производства Clyno были незначительными. Это мнение вызывает споры, так как в производстве мотоциклов и двигателей Clyno показывала неплохие результаты. Важно понимать, что в зависимости от контекста, выражение «много» может подразумевать различные числовые значения.
Однако, нас больше интересует не количество продукции, а то, какие военные изделия выпускались в Вулвергемптоне. К началу Первой мировой войны компания Clyno производила лёгкие и тяжёлые мотоциклы. Английская армия проявила интерес к тяжёлому мотоциклу, да ещё и в весьма необычном применении. 22 октября 1915 года был создан Пулемётный корпус (Machine Gun Corps). Это была многофункциональная организация. Следует отметить, что в её составе существовала так называемая Тяжелая секция, структурно включающая в себя танки, поскольку на их вооружении были пулемёты. Позже был образован Танковый корпус.
Одной из составных частей Пулеметного корпуса стало Моторизованное Отделение, в которое были включены бронеавтомобили, ранее принадлежавшие RNAS. Помимо них, применялись вооруженные автомобили, а также мотоциклы, служившие для перемещения пулеметов. Эти мотоциклы отличались от более поздних моделей с колясками: они больше исполняли роль ранних танкеток, чем разведывательной техники. Иначе говоря, они обеспечивали моторизацию станкового пулемета Vickers, даруя ему большую подвижность. Проще говоря, это была высокомобильная огневая единица.
На тот момент уже активно проводились эксперименты по интеграции пулемета на мотоцикл с боковой коляской. Именно для этого идеально подошел мотоцикл Clyno модели 1913 года. Он уже тогда мог оснащаться коляской и часто использовался в таком виде на спортивных мероприятиях. Коляски, кстати, могли быть разнообразными, включая довольно необычные модели с плетеными люльками. Однако для военных целей такие экзотичные варианты не подходили. Здесь требовались специалисты, и поэтому к названию Clyno добавилось еще одно имя.
К тому времени Vickers Ltd была одним из ведущих производителей оружия в Англии. На заводах компании создавали не только вооружение, но и множество других изделий. Всё, что касалось коляски и вооружения, разрабатывалось именно Vickers, в то время как от Clyno требовалось предоставление самого мотоцикла. Следует упомянуть, что тяжелая модель 1915 года, заказанная военным ведомством, несколько отличалась от той, что выпускалась до войны. Это касалось различных мелочей, таких как переднее крыло, через которое проходила тяга вилки, что стало характерной особенностью.
Мотоцикл Clyno в своё время не считался чем-то особенно примечательным. Это был стандартный мотоцикл того периода, без каких-либо особенностей, которые отличали бы его от других. Он был оборудован всё тем же 2-цилиндровым двигателем AJS, теперь под другой маркой, объёмом 744 кубических сантиметра, выдающим мощность в 6 лошадиных сил. При весе мотоцикла около 250 килограммов этого было вполне достаточно. Кстати, ранее упомянутый Indian Big Twin имел аналогичную мощность двигателя, несмотря на больший объём.
Наибольший интерес представляли именно коляски. Точнее сказать, разновидности колясок. Еще осенью 1915 года разработали несколько модификаций этих колясок. То, что ныне считается классическим вариантом Vickers-Clyno, было обозначено как Vickers-Clyno Mk.III, который использовался как носитель пулемета. Помимо него выпускались и другие модели мотоциклов, такие как Vickers-Clyno Mk.IV, предназначенные для транспортировки боеприпасов. В этой модификации пулемет и тренога отсутствовали, однако были предусмотрены отсеки для ящиков с лентами и измененная конструкция сиденья в коляске.
Надо сказать, что представленный на выставке экземпляр не совсем комплектный. В нем не хватает некоторых деталей, например, фары. Отсутствует и вооружение (хотя бы тренога на месте), плюс есть вопросы по ряду деталей, имеющих отношение к «орудийной» части, а также покраске. Впрочем, учитывая редкость этих мотоциклов, уже само по себе наличие такого экземпляра — большая удача. Полностью комплектный экземпляр есть в английском Имперском Военном Музее, но попробуйте до него сейчас доехать. А тут далеко ехать не надо.
Сама по себе коляска мало чем отличалась, с точки зрения концепции, от того, что ставилось на гражданские варианты Clyno. Как и рама мотоцикла, рама коляски имела трубчатую конструкцию. Самое интересное было в деталях. Дело в том, что туда ставился не только станковой пулемет Vickers, но и его штатная тренога. При необходимости тренога снималась с мотоцикла и использовалась по прямому назначению. Также на коляске имелись крепления для коробов с пулеметными лентами.
Еще одним интересным техническим решением стала защита стрелка. В передней части коляски крепился броневой щиток, который, в принципе, мог использоваться и как стрелковый щит. Дополнительный щиток мог крепиться на пулеметной установке. Конечно, такая защита была локальной, но это минимум, чего могли сделать создатели Vickers-Clyno. Не стоит забывать, что у мотоциклов запас по нагрузке гораздо меньше, чем у автомобилей, посему приходилось выкручиваться.
По имеющейся информации, всего было выпущено не менее 1792 мотоциклов семейства Vickers-Clyno. Причем это не данные именно по выпуску, а наличие мотоциклов в армии. Из них основная масса находилась в метрополии, около 500 штук использовалась во Франции. Что же касается поставок в Русскую Императорскую Армию, то тут дело тёмное. Одно можно сказать точно — эти мотоциклы в РИА точно попали, и явно не в штучном количестве. Использовались они и в Гражданскую войну, причем и английскими интервентами. Снимки трофейных Vickers-Clyno вполне присутствуют.
Следует отметить, что Vickers-Clyno был не единственным подобным мотоциклом. Далее на свет появился очень похожий мотоцикл, Matchless-Vickers 8B2/M. Его оснащение, включая запасное колесо с правой стороны мотоцикла, было очень похожим. Но броневой щиток делался более широким и несъемным, да и сам мотоцикл оказался более могучим с точки зрения. Кстати, эти мотоциклы также заказывались русской армией, но в виду революции заказ на партию из 250 штук оказался не востребован.
В заключение следует отметить, что Первая мировая война стала не только временем дебюта мотоциклов-пулеметовозов, но и апогеем их применения. В дальнейшем от броневой защиты стали отказываться, хотя некоторые армии пытались делать что-то подобное. Локальная защита оказалась не тем, что могло надежно защитить. Кроме того, вместо пулеметовозов всё чаще стали использовать что-то менее громоздкое и более подвижное. Вертлюг для ручного пулемета стал более привычным решением.
Список источников:
-
-
- cybermotorcycle.com
- IWM Collection
- vickersmg.blog
- dieselfutures.tumblr.com
-
По материалам: https://dzen.ru/a/Zyo_mrKvZDxsOljL