Утром 4 марта в 09.35 на плановую разведку вдоль северного побережья Норвегии вылетел самолет «Бостон» (бортовой номер 14) из 118 разведывательного авиационного полка СФ. Пилотировал разведчик Герой Советского Союза капитан Вербицкий (экипаж штурман младший лейтенант Павлов, стрелок радист сержант Афонин, стрелок сержант Лупандин), на аэродром самолет не вернулся и числится пропавшим без вести.
В 15.15 на разведку в тот же район вылетел другой разведчик из того же полка «Бостон» (бортовой номер 12). Пилот старший лейтенант Колейников. Пройдя по маршруту, разведчик не обнаружил на коммуникациях кораблей противника. Но в 17.30 на траверзе мыса Нордкин на бреющей высоте столкнулся с самолетом противника, который первым атаковал наш разведчик с дистанции 2000 метров, обстреляв из носовой установки одной длинной очередью. Опознав в противнике гидросамолет До-24, тремя атаками сбил его. В 19.25 «Бостон» благополучно совершил посадку.
Немецкие источники подтверждают гибель Dо.24Т-2 (ботовой код DJ+ZD, WNr 0078) из 5-й морской спасательной эскадрильи. Все шесть членов экипажа пропали без вести.
Во флотской газете опубликовали заметку об этой победе, небольшой отрывок:
«Он снова взглянул на облака, но они все также низко нависали и в трех километрах впереди, казалось, совсем сливались с морем. И вот в этом месте, словно выскочив из воды, показался самолет противника. С каждой секундой он вырастал. Самолеты шли навстречу друг другу, прямо в лоб, и определить машину противника было трудно. Колейников резко бросил самолет влево и тут же заметил вспышку огоньков с машины противника.
— Обнаружил, прохвост, — выругался он и передал экипажу: — Самолет справа по носу!
Во время отворота стала видна вся машина противника, и летчик узнал ее. Это была большая многомоторная летающая лодка. Вражеский самолет продолжал обстреливать наш экипаж. Колейников изумился нахальству немца. Ему было известно, что на этом типе самолетов врага стоит слабое вооружение, и машина не обладает большой скоростью.
Не дело разведчика ввязываться в бой. Но проучить немца следует.
— Атакую! — передал команду Колейников и развернулся на врага. Немец оказался излишне самоуверенным. Он принял атаку и вероятно, надеялся выиграть бой. Но вскоре ему пришлось раскаяться. Грозная советская машина под прямым углом шла на него. Немецкие воздушные стрелки вели огонь длинными очередями. Но вот заработало мощное оружие советского разведчика, и сразу смолкли фашистские пулеметы. Немецкие стрелки были убиты. Тут только понял фашист, какая грозит ему опасность, и сразу повернул к берегу, уже не думая о бое и заботясь только о собственном спасении.
Колейников. выводя машину из атаки, скомандовал стрелку:
— Бей его!
Стрелок-радист старший сержант Мартьянов пустил несколько очередей по германскому самолету. Немец быстро шел под свой спасительный берег.
— Добить, добить мерзавца!
— Атакую!Во второй раз Келейников зашел сверху, со стороны хвоста и дал крепкую очередь по моторам. Самолет противника потерял немного высоту и, не меняя курса, шел к берегу под защиту зенитных батарей.
В третий раз зашел Колейников в атаку с твердым намерением не упустить врага. Он ясно видел планы противника. Немец мог ускользнуть, и хорошо начатое дело — окончиться ничем. Больше того, немец сумеет указать местонахождение советского самолета, предупредить вражеский порт, навести истребителей.
Дело решали секунды. Поэтому всю мощь огня третьей атаки Колейников направил на кабину летчика. Две коротких очереди из всего оружия— и гитлеровец вышел из строя. Тяжелый самолет противника, потеряв управление, словно подбитая большая нелепая птица. рухнул в воду. Суровые волны Баренцева моря моментально сомкнулись над ним. Сразу стало тихо, и не верилось, что минуту назад здесь шел бой.
Колейников уводил свой самолет в море.
— Курс? — спросил он у штурмана.
Лосовский высчитал отклонение во время непредвиденной задержки, внес поправки и назвал курс.
Машина опять повернула на запад. И снова кругом беспокойное море и нависшие серые облака.»
На этом можно было бы и закончить, но как говорится, стоит копнуть чуть глубже и появляются новые подробности.
В 14.55 на крейсерский полет вдоль коммуникаций противника вылетел самолет- торпедоносец «Бостон» (бортовой номер 27), экипаж летчик гвардии младший лейтенант Францев, штурман гвардии младший лейтенант Галкин, гвардии сержант Антипичев.
В 17.23 3 километра севернее острова Квалей были обнаружены миноносец и две подводные лодки противника, шедшие в кильватер курсом 40°, ход 8 узлов. Евгений Францев атаковал среднюю ПЛ (шедшую за миноносцем), сбросив торпеду с дистанции 600-700 метров. Из атаки торпедоносец вышел правым разворотом через северную оконечность острова Серей, развернувшись в 17.27 произвели просмотр результатов атаки, так как экипаж взрыва не наблюдал, были замечены только миноносец и вторая концевая подлодка (любопытно, в литературе утверждается, что экипаж якобы видел попадание торпеды в цель). Самолет был обстрелян интенсивным огнем зенитной артиллерии с берега и миноносца, в результате получил прямое попадание снаряда в правый борт впереди кабины стрелка, который сделал отверстие в борту в 40 см, также были пробиты правая мотогондола и колесо. Стрелок радист Антипичев был легко ранен в правую ногу (в икру). После этого самолет пошел на свой аэродром, так как топлива было мало, то самолет пошел напрямик над сушей, в 19.10 пришло сообщение от самолета
«Возвращаюсь, сообщите погоду аэродром Ваенга»,
и в 19.42 самолет благополучно приземлился на аэродроме.
(на схеме показана атака на концевую подводную лодку, хотя в донесении Францева говорится об атаке средней подлодки)
По немецким данным была безрезультатно атакована немецкая подводная лодка «U-990», шедшая совместно с «U-366».
Известный эпизод хорошо известен, но в донесении есть еще один момент
«16.45 Ш=71°24ʹ Д=25°02ʹ 40 километров северо-восточнее острова Маасе заметили воздушный бой, черный дым, ближе стало два дыма, огонь – подойдя ближе на воде обломки самолета 2-х килевой хвост большое зеленое пятно и горящий бензин. Там же шлюпка камуфлированная и 2 человека махали руками».
Конечно, виден очень большой разброс по времени — 17.30 и 16.45, но примерно совпадает район воздушного боя, других боевых столкновений в это время и в этом районе не отмечалось. В документах Штаба ВВС СФ прямо указывается, что наблюдаемый на воде самолет — это До-24, сбитый Колейниковым.
В 118 авиаполку получив данные об обнаружении шлюпки с людьми, посчитали, что это выжившие члены экипажа капитана Вербицкого. В 08.05 командир полка отдал приказ:
«Выслать 1 самолет к месту обнаружения 5 дивизией шлюпки предположительно с экипажем капитана Вербицкого. Вылет по готовности, при обнаружении координаты давать с плюсом 10°».
В 09.45 на поиск вылетел самолет-разведчик «Бостон» (бортовой номер 30), в 14.10 разведчик произвел посадку на аэродроме. Увы, но никого обнаружить не удалось. Так же на поиски шлюпки была сориентирована подводная лодка «Л-22», шедшая на позицию, но она тоже никого не обнаружила.