Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Сейсинский десант стал главным событием августовской кампании 1945 года в Корее и крупнейшей десантной операцией Тихоокеанского флота за всю его историю. Высадка, подготовленная буквально «на коленке», сразу пошла с нарушением всех планов, а бои в городе отличались особой ожесточённостью. Советская морская пехота показала великолепные боевые качества, а главной проблемой десанта оказалось быстрое отступление японских войск с фронта, из-за чего гарнизон тылового города постоянно усиливался. Враг дважды отбрасывал десантников к порту, а вся операция превратилась в соревнование «кто быстрее займёт Сейсин». Интересной особенностью десантной операции стало использование в самом конце Второй мировой войны старых советских танков Т-26.
У семи нянек
Сейсин (ныне — Чхонджин, КНДР) был вторым по величине портом на восточном побережье Кореи, и его занятие позволяло организовать здесь передовую манёвренную базу флота. По данным советской разведки, городской гарнизон состоял из одного пехотного батальона, курсантов местного пехотного училища и подразделений жандармерии. В действительности организованная оборона имелась лишь на господствовавшем над гаванью гористом полуострове Комацу (Комульсан), а японские войска в городе пополнялись в основном бойцами частей, отступавших сюда с севера.
Поскольку операция готовилась в спешке, никаких указаний о порядке высадки и действиях десанта на берегу штаб флота не составил. Торопливо разработанный план предполагал, что сначала разведку порта проведут авиация и торпедные катера, а затем здесь высадится разведгруппа, которая выявит систему вражеской обороны. В случае, если оборона окажется слабой, должна была начаться высадка основных сил десанта. Для участия в операции были выделены следующие силы:
-
-
- 40-й разведотряд штаба флота;
- рота 62-го отдельного пулемётного батальона Хасанского сектора береговой обороны;
- 355-й отдельный батальон морской пехоты Шкотовского сектора береговой обороны;
- 13-я бригада морской пехоты;
- 335-я стрелковая дивизия.
-
В первый бросок десанта входил 140-й флотский разведотряд (60 человек) старшего лейтенанта В.Н. Леонова и 2-я рота старшего лейтенанта И.М. Яроцкого из 390-го батальона автоматчиков 13-й бригады (121 человек). Позднее предполагалось усилить разведку ротой 62-го отдельного пулемётного батальона (80 человек). Общее командование осуществлял начальник разведотдела штаба флота полковник А.З. Денисин. Его отряд должен был боем произвести разведку порта Сейсин, в случае благоприятной обстановки занять причалы в гавани и удерживать плацдарм до подхода первого эшелона основных сил десанта.
Первый эшелон десанта состоял из 355-го отдельного батальона морской пехоты под командованием майора М.П. Бараболько. Он должен был занять порт Сейсин и удерживать его до прибытия второго эшелона.
Вторым эшелоном высаживалась 13-я бригада морской пехоты генерал-майора В.П. Трушина, которая должна была занять порт и город Сейсин и удерживать их до подхода войск 25-й армии. Третий эшелон представляла собой 335-я стрелковая дивизия полковника Волкова, она высаживалась для усиления десанта и развития успеха.
Для проведения операции были выделены минный заградитель «Аргунь», старый эсминец «Войков», пять боевых кораблей Тихоокеанского флота, два сторожевых корабля (миноносца) типа «Ураган», шесть ленд-лизовских фрегатов, семь тральщиков, шесть «малых охотников», восемнадцать торпедных катеров, двенадцать десантных судов и семь транспортов.
Поскольку десант приходилось перевозить постепенно, а угроза появления на море противника считалась минимальной, корабли в постоянные отряды не сводились — каждый раз для выполнения конкретной задачи из них собирались временные отряды. Соответственно, единого командира высадки не было, для каждого отряда он назначался отдельно и подчинялся напрямую командующему флотом адмиралу И.С. Юмашеву.
Днём 14 августа, уже после высадки 355-го батальона, общим командующим операцией был назначен начальник управления береговой обороны Тихоокеанского флота генерал-лейтенант С.И. Кабанов. Но уже к вечеру Юмашев заменил его генерал-майором Трушиным, а командиром высадки стал начальник отряда кораблей второго эшелона капитан 1-го ранга А.Ф. Студеничников. При этом ранее высаженные части не были переподчинены Трушину, формально оставшись в распоряжении Юмашева. Таким образом, у операции оказалось «семь нянек», но не было единого командующего на месте. В итоге в ночь на 16 августа общее руководство операцией всё-таки было передано опытнейшему Кабанову, ветерану боёв на Ханко и Рыбачьем.
Отработка организации взаимодействия сил и управления ими также не проводилась. Столь грубое нарушение правил проведения десантных операций объяснялось отсутствием времени на подготовку и стремлением максимально ускорить темпы высадки.
Для воздушной поддержки десанта привлекались 2-я минно-торпедная авиадивизия, 12-я штурмовая авиадивизия, 10-я авиадивизия и 55-й отдельный дальне-разведывательный авиаполк (всего 188 бомбардировщиков и 73 истребителя). Из-за облачной погоды и отсутствия целеуказания с земли эффективность авиации была невысока.
13 августа: первый бросок
Высадка первого броска была назначена на утро 13 августа, поэтому подготовка десанта шла максимально быстро. Уже днём 11 августа 13-я бригада и 355-й отдельный батальон морской пехоты были подтянуты к пунктам посадки в гавани Владивостока, а части 335-й стрелковой дивизии начали грузиться на транспорты в бухте Находка.
Однако 12 августа в 4:45 утра командующий 1-м Дальневосточным фронтом маршал К.А. Мерецков внезапно отменил операцию. В этот момент небольшим десантом был взят без боя порт Юки, корабли с десантом шли к порту Расин, велась спешная подготовка к высадке в Сейсин, поэтому адмирал Юмашев решил не отменять операцию и через голову Мерецкова получил разрешение на высадку у главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке маршала А.М. Василевского. Утром 12 августа к Сейсину выслали разведку — четыре оснащённых поисковыми радарами ленд-лизовских торпедных катера типа «А-1» (№№ 547, 548, 590 и 597) под общим командованием капитана 3-го ранга Кострицкого. В 20:30 они вошли в порт, но противника там не оказалось, у мола стоял лишь один транспорт, по которому катер №597 выпустил торпеду, но промахнулся.
Получив донесение от катеров, командующий флотом решил высаживать разведывательный отряд, не дожидаясь следующей ночи. 13 августа в 7 часов утра группа из шести торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта Марковского вышла из бухты Новик с отрядом разведчиков. Командир отряда полковник Денисин имел задачу обследовать порт и при благоприятных условиях закрепиться в нём. Вскоре после полудня две группы катеров встретились у входа в порт Сейсин, и Кострицкий лично доложил Денисину обстановку. Затем катера вновь вошли в порт, где в первый раз были обстреляны с полуострова Комацу и территории металлургического завода фирмы «Мицубиси», находившегося западнее порта. Несмотря на обстрел, около 14 часов катера Марковского без потерь высадили разведывательный отряд, правда, не в самом порту, а в рыбной гавани западнее него.
Ещё до этого момента из залива Посьет вышли семь торпедных катеров капитана 3-го ранга Пантелеева с ротой 62-го пулемётного батальона (80 человек) для усиления отряда Денисина, а из бухты Новик — сторожевой корабль ЭК-2 и тральщик №278 с первым эшелоном десанта (355-м батальоном морской пехоты майора М.П. Бараболько численностью 710 человек). Десантная операция началась.
13 августа: разведотряд в незнакомом городе
Ошибка с местом высадки передового отряда во многом определила дальнейший ход событий: разведчики оказались не в порту, а западнее него, в самом городе Сейсин. В результате они оказались отрезаны от последующих отрядов и действовали отдельно от них. С другой стороны, отряд Денисина отвлёк внимание противника от района порта, возможно, этим и объяснялось то, что дальнейшие высадки в порту не встретили противодействия. Судя по всему, японские войска в районе Сейсина не имели единого руководства, и все местные командиры реагировали лишь на текущие события.
После высадки разведотряд разделился на две части. Меньшая группа под командованием старшего лейтенанта Ю.К. Мухамедова двинулась на северо-восток в направлении текстильной фабрики, а затем повернула на восток вдоль шоссе. Оставив один взвод для охраны моста, Мухамедов двинулся в сторону железнодорожного городка. Здесь около 18 часов его группа столкнулась с превосходящими силами противника и почти целиком погибла.
Бо́льшая часть отряда под командованием самого полковника Денисина двинулась на север вдоль реки Юдзио (Сусончхон), захватила железнодорожный и шоссейный мосты и к 19 часам заняла оборону по восточному берегу реки фронтом на запад.
Тем временем в Сейсин прибыла вторая группа передового отряда — 2-я рота 62-го отдельного пулемётного батальона под командованием старшего лейтенанта Л.С. Мальцева. На этот раз десантники высадились в намеченном планом месте — западной части порта, возле солеварен и озера Лунван. Высадка закончилась в 18:30, а через несколько минут к десантникам вышел испуганный боец из группы Мухамедова. Он доложил, что десант разбит, и где находятся его остатки, он не знает.
Мальцев решил действовать самостоятельно и занять высоты, господствующие над портом. Три пулемётных взвода он отправил на ближайшую высоту 130,0 у посёлка Синамдон (Сингандо) к северо-востоку от порта, ещё три — на расположенную правее высоту 196,3 у основания полуострова Комацу. Для прикрытия левого фланга был выделен один пулемётный расчёт.
В 19:10 рота начала продвижение, однако целей достигнуть не удалось. Первая группа к 2 часам ночи на 14 августа лишь вышла к Синамдону, где была встречена огнём противника. Вторая группа к рассвету заняла оборону возле школы на безымянной высоте на восточной окраине города.
Тем временем японцы всю ночь пытались атаковать отряд полковника Денисина с западного берега реки Сусончхон и под утро сумели обойти его с трёх сторон (разведчики потеряли около трети бойцов убитыми и ранеными). Денисин оттянул к себе два оставшихся взвода из группы Мухамедова, прикрывавшие его тыл, а в 6:45 начал отход на восток вдоль железной дороги. К 10 часам утра 14 августа разведотряд вышел в район севернее посёлка Хокодо (Пхохандон) и занял круговую оборону на местных высотах.
14 августа: батальон майора Бараболько
К этому времени в порту уже началась высадка первого эшелона (355-го батальона морской пехоты), которая завершилась к 5 часам утра. Свою 1-ю роту майор Бараболько направил для занятия восточного побережья бухты и подходов к полуострову Комацу, 3-ю — на северо-восточную окраину города слева от 1-й, 2-ю роту и роту автоматчиков — к железнодорожной станции и в центр города с задачей выйти на его северную окраину. Резерв батальона (пять взводов) продвигался с левого фланга, где ожидалось наименьшее сопротивление.
К середине дня 14 августа 1-я рота, встретив относительно слабое сопротивление, заняла восточную часть города и высоту 182,9 у основания полуострова Комацу. Двигавшаяся правее 3-я рота овладела районом школы и соединилась с обеими группами пулемётной роты из передового отряда, вместе с ними заняв высоту 196,3. В центре 2-я рота и рота автоматчиков заняли железнодорожную станцию и высоту 130,0 (восточнее посёлка Хокодо), к полудню встретившись с разведотрядом полковника Денисина, который отошёл на левый фланг и занял территорию металлургического завода «Мицубиси» западнее порта. Наступление поддерживалось огнём 76-мм орудий сторожевика и тральщика; из-за отсутствия на берегу раций корректировка велась световыми сигналами и флажным семафором.
Однако к этому времени японцы смогли собрать находившиеся в районе Сейсина разрозненные группы своих войск, усилить их подразделениями, отходившими по шоссе, и с 13 часов начали контратаки по всему периметру плацдарма. Вдобавок, к этому времени десантники уже достигли окраины города, и роты утратили локтевую связь друг с другом. В результате японцам сначала удалось сбить 1-ю роту с высоты 182,9, а затем отделить от неё два взвода. Только к ночи, перебросив сюда часть резерва (два взвода и отряд моряков с кораблей), майору Бараболько удалось вывести оба взвода из окружения. На северной окраине города рота автоматчиков оказалась блокирована на высоте 130,0.
После 17 часов 2-я рота и отряд Денисина, занимавшие левый фланг плацдарма, были вынуждены оставить территорию завода «Мицубиси» и к 22 часам вышли в район порта (к причалу для эсминцев). К этому времени сюда же отошла и рота автоматчиков, вырвавшаяся из окружения на высоте 130,0. Однако правый фланг (1-я и 3-я роты) продолжали защищать свои позиции, удержав высоту 196,3 на северо-восточной окраине города.
15 августа: второй эшелон
Отряд кораблей со вторым эшелоном десанта (13-я бригада морской пехоты) вышел из бухты Новик на рассвете 14 августа. В его состав входили пять батальонов пехоты и ряд других подразделений общей численностью около 5000 человек. Отряд высадки капитана 1-го ранга Студеничникова состоял из боевых кораблей и специальных судов: миноносцев «Вьюга» и «Метель», эскортных кораблей американской постройки ЭК-1, ЭК-3, ЭК-8 и ЭК-9, двух тральщиков типа «АМ», четырёх больших охотников и девяти десантных судов. Кроме того, вечером 14 августа к Сейсину в сопровождении эсминца «Войков» отправился танкодесантный лихтер ТДС-03 с семью танками Т-26, двумя автомобилями с боезапасом и одним бензозаправщиком.
Отряд Студеничникова вошёл в порт в 2:25, однако из-за необходимости сориентироваться начал швартовку к причалам только через час, а завершил высадку к 5 часам утра. Единственным противодействием высадке был пулемётный огонь с башни, расположенной в восточной стороне гавани у основания длинного волнолома. Огневая точка была подавлена двумя орудийными выстрелами с миноносца «Метель».
На момент высадки в самой гавани оборонялись 2-я рота и остатки разведгруппы Денисина, противник находился в 300–400 м от берега. Основные силы 355-го батальона дрались на северо-восточной окраине города, удерживая район между Сингандо и северными подступами к полуострову Комацу, включая высоту 196,3. При этом связи с группой в районе порта командир батальона не имел.
Высадив войска, корабли забрали с берега потрёпанный отряд полковника Денисина и ушли во Владивосток. Сам Студеничников с «Вьюгой», «Метелью», четырьмя сторожевиками и двумя тральщиками остался в гавани для обеспечения огневой поддержки.
15 августа к 6 часам утра 13-я бригада морской пехоты без особых затруднений очистила район порта, при этом 2-я рота 355-го батальона, как уже знающая местность, была отправлена в сторону высоты 182,9 для установления контакта с основными силами батальона. К 8 часам правый фланг бригады занял высоту 182,9 на подступах к полуострову Комацу; центр (два батальона) выдвинулся к Сингандо, а левый фланг подошёл к железнодорожному городку и посёлку Хокодо. Здесь генерал-майор Трушин распорядился приостановить наступление, чтобы не разрывать фронт своих батальонов; к тому же, японцы начали контратаки с разных сторон.
Сопротивление противника резко усилилось. С запада к станции подошёл японский бронепоезд, огонь по которому открыли из своих 102-мм орудий «Вьюга» и «Метель». Несмотря на появление во второй половине дня пикировщиков Пе-2 из 34-го и 55-го авиаполков, а также прибытие лихтера с танками, до конца дня существенного продвижения добиться не удалось.
По состоянию на 19:30 части десанта на правом фланге занимали позиции на высотах 182,9 и 196,3, в центре — северную окраину посёлка Сингандо, южную окраину Хокодо, а также подступы к железнодорожному городку, слева — высоту 102,4 у самого порта и её северо-западные скаты. Японцы продолжали удерживать всю западную часть Сейсина, район высоты 445,0 к северу от города и полуостров Комацу, где их оборона проходила по северным скатам высоты 182,7. За день боёв десант потерял 97 человек убитыми и 70 ранеными, взяв 385 пленных.
16–17 августа: Сейсин взят!
В ночь на 16 августа ситуация оставалась без изменений, лишь утром десантникам удалось потеснить врага на северной окраине Сингандо. В это время в гавань вошли суда с третьим эшелоном десанта: минный заградитель «Аргунь», два тральщика, три транспорта, два десантных судна и два катера. На судах находились тылы и артиллерия 13-й бригады, 186-й истребительно-противотанковый дивизион, 188-й отдельный артдивизион, 502-й отдельный миномётный дивизион, а также три самоходки СУ-76М.
Между 5:30 и 6:02 транспорты «Ногин» и «Дальстрой» подорвались на магнитно-акустических минах, выставленных американской авиацией. Однако мощность мин была столь мала, что повреждения оказались незначительными и не помешали начать разгрузку. Десантные суда разгрузились к 9 часам, личный состав с транспортов удалось выгрузить к полудню, а выгрузка техники затянулась до 18 часов.
Прибытие свежих сил и техники обеспечило перелом в боевых действиях, тем более что с 8 часов утра японские позиции регулярно атаковала советская авиация — пикировщики Пе-2 из 33-го, 34-го и 55-го авиаполков под прикрытием истребителей Як-9 из 19-го авиаполка. Бомбардировщики несли бомбы ФАБ-и атаковали в основном с горизонтального полёта группами по 20–30 машин. Целью атак стала западная часть города, а также станция, железнодорожный городок, территория завода «Мицубиси» и стоявший на путях бронепоезд.
В 9:30 на правом фланге 78-й батальон 13-й бригады и две роты 355-го батальона при поддержке трёх самоходок перешли в наступление и к 14 часам полностью очистили от противника полуостров Комацу; по докладам частей, здесь было уничтожено 300 вражеских солдат, а также 15 дзотов и блиндажей.
В 11:25 из района высоты 196,3 при поддержке артиллерии кораблей и 120-мм миномётов 502-го отдельного миномётного дивизиона перешли в наступление остальные подразделения 355-го батальона. К 13:45 они заняли другой важный опорный пункт противника — высоту 224.
С центрального участка советские войска продвигались в основном на запад, чтобы оттеснить противника как можно дальше от порта. К 14 часам 77-й батальон 13-й бригады занял посёлок к западу от Сингандо, а 76-й батальон — район станции и посёлок Хокодо, выйдя на южные скаты высоты 445. Теперь восточная часть Сейсина была полностью очищена от противника, японцы отступили вдоль железной дороги в западную часть города, которую теперь обстреливали корабли, и бомбила авиация.
Вечером и ночью бои в городе не велись, так как задача операции была полностью выполнена: десант занял порт и создал вокруг него прочный плацдарм, опиравшийся на расположенные вокруг высоты. В ночь на 17 августа сюда прибыло танкодесантное судно ТДС-01 с семью танками Т-26, однако поучаствовать в боях за город эти машины уже не успели.
В 11:30 к южной окраине Хокодо вышли передовые части 393-й стрелковой дивизии 25-й армии. В это же утро здесь был выгружен 205-й полк 335-й стрелковой дивизии, а к 19 августа по морю в Сейсин была перевезена вся эта дивизия. К этому времени Сейсинская десантная операция уже завершилась.
Итоги и уроки операции
Сейсинская операция стала крупнейшей десантной операцией Тихоокеанского флота. Её особенностью стала высадка прямо в порт, позволившая производить быструю разгрузку судов и выгружать тяжёлую боевую технику. Высадка облегчалась тем, что японцы были к ней совершенно не готовы и не имели обороны в порту, а после его занятия малочисленным передовым отрядом 13 августа долго не могли наладить централизованное управление своими силами в районе Сейсина.
Потери флота (в первую очередь морской пехоты) в операции составили 238 человек убитыми и пропавшими без вести, а также 267 человек ранеными. Кроме того, флот потерял пять самолётов, были повреждены два транспорта, большой охотник, тральщик и торпедный катер. Советские войска взяли в плен до 400 солдат и офицеров противника (в основном на полуострове Комацу), а также 450 полицейских.
Советские морские пехотинцы действовали на берегу храбро, умело и очень оперативно; за годы войны солдаты получили великолепный боевой опыт, какого просто не могло быть у противника. Главной ошибкой десантников было стремление при крайнем недостатке сил захватить как можно бо́льшую территорию за пределами порта. В результате к утру 15 августа основные силы 355-го батальона были фактически блокированы восточнее города, а сам порт оказался под угрозой прорыва противника.
По опыту занятия портов Юки и Расин командование Тихоокеанского флота не ожидало серьёзного сопротивления в Сейсине, а потому выделило в передовой отряд и первый эшелон слишком маленькие силы и даже их высаживало по очереди параллельно с усилением японского гарнизона за счёт отступавших с фронта подразделений. В результате то, что можно было легко сделать 14 августа, получилось только через два дня и с куда более серьёзными потерями.
Источники и литература
-
-
- История Второй мировой войны 1939-1945. Том 11. Поражение милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны. М.: Воениздат, 1980
- Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией (9 августа-3 сентября 1945 г.). М.: Воениздат, 1949
- Освобождение Кореи. Воспоминания и статьи. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1976
- Я. Т. Салагин. Опыт десантных операций в Отечественную войну 1941-1945. М.: Воениздат, 1947
- Г. М. Гельфонд. Советский флот в войне с Японией. М.: Воениздат, 1958
- С. И. Кабанов. Поле боя – берег. М.: Воениздат, 1977
- В. Н. Леонов. Лицом к лицу. М.: Воениздат, 1957
- А. Б. Морин, А. А. Чернышев. Сторожевые корабли типа «Ураган» в бою 1941-1945. Морская Коллекция, №5 (74), 2005
- http://pobeda.elar.ru
-
источник: https://warspot.ru/12919-vnezapnyy-desant-pod-zanaves-vtoroy-mirovoy