Владислав Гончаров. Война одного лайнера

17

Владислав Гончаров. Война одного лайнера

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT 14 октября 2021 года.

Содержание:

К маю 1891 года лайнер «Империал» оставался самым мощным кораблём правительственного флота Чили. Ещё в марте он был переоборудован во вспомогательный крейсер, получив одно современное 152-мм орудие, четыре скорострельных пушки малого калибра и четыре картечницы. Месяц спустя «Империал» обеспечивал рейд минных крейсеров к бухте Кальдера, завершившийся потоплением броненосца мятежников «Бланко Энкалада» в ночь на 23 апреля.

Новый рейс «Империала»

Несмотря на потерю одного из двух броненосцев, флот сторонников Конгресса продолжал господствовать на море, обеспечивая поставки оружия на север Чили и не давая возможности правительству перебросить туда войска. Вдобавок «Альмиранте Линч», один из двух минных крейсеров правительственного флота, пришлось поставить на ремонт, а его командир Альберто Фуэнтес внезапно и тяжело заболел — ходили слухи, что он отравлен заговорщиками.

Слухи подкреплялись продолжавшимися изменами. Так, в один из майских дней случилась попытка мятежа на миноносце «Сарженто Альдеа». Три моряка, дождавшись, пока команда сойдёт на берег, вывели корабль в море, рассчитывая встретиться с кораблями мятежников. Однако флот конгрессистов не появился, а миноносец имел угля всего на шесть часов хода, и вскоре был перехвачен «Линчем», только что вышедшим из ремонта. Трое угонщиков были расстреляны по суду военного трибунала — однако, как меланхолично отмечал в своём дневнике сочувствовавший центральному правительству корреспондент «Таймс» Морис Хэрви,

«оппозиционная пропаганда вызвала огромную симпатию к этим подкупленным предателям и, возможно, когда-нибудь им поставят памятники».

Уже 10 мая «Империал» отправился в свой седьмой рейс. Теперь он шёл в сопровождении одного минного крейсера «Альмиранте Конделл» под командованием капитана 2-го ранга Карлоса Мораги. Задачей новой операции была атака на броненосец «Альмиранте Кохрейн», стоявший возле Икике: чилийский президент Бальмаседа полагал, что потеря второго броненосца вынудит мятежников пойти на переговоры о мире. Попутно «Империал» должен был доставить подкрепления в Кохимбо: 500 солдат из Вальпараисо, а также 800 пехотинцев и два артиллерийских дивизиона из Папудо и Лос-Вилоса.

Корреспондент Морис Хэрви, добившийся, чтобы его взяли в этот рейс, описывал «Империал» как очень комфортабельный корабль — с хорошей мебелью, удобными большими каютами, музыкальным салоном и набором сносных вин в баре.

«В экипаже около семидесяти стрелков, сто членов экипажа и тридцать офицеров разных рангов. Пять из семи начальников, включая всех механиков — англичане»,

— писал Хэрви.

Лайнер «Империал» Pedro Sapunar Perić, El „Imperial” en la Campaña Naval de 1891

Лайнер «Империал» Pedro Sapunar Perić, El „Imperial” en la Campaña Naval de 1891

Действия возле Икике и Писагуа

Правительственные корабли благополучно высадили войска в Кохимбо, загрузились здесь углём и 14 мая отправились дальше. На следующий день они подошли к столице мятежников — Икике, крупнейшему порту севера страны, захваченному у Перу в ходе войны 1879−1884 годов. Здесь «Альмиранте Конделл» отправился для разведки рейда. Увы, ни одного военного корабля в порту не оказалось: после минной атаки в Кальдере глава мятежного флота Хорхе Монтт, произведённый «правительственной хунтой Икике» в контр-адмиралы, распорядился не оставлять на ночь боевые корабли у берега, а уводить их в море.

Морага вернулся к вспомогательному крейсеру для совещания с его командиром капитан-лейтенантом Эмилио Гарином. Было решено всё равно атаковать гавань и потопить тут хоть что-то для психологического воздействия на противника.

В ночь на 16 мая «Альмиранте Конделл» вновь приблизился к гавани, чтобы атаковать портовые средства. Однако Морага обнаружил, что подходы к причалам перегорожены плотной стеной иностранных судов, торопливо загружающихся селитрой. Поскольку «хунта Икике» пока не была признана иностранными государствами, вывоз селитры юридически являлся контрабандой. Но повстанцам требовались деньги на продолжение войны, и они спешно продавали за рубеж минеральные ресурсы по демпинговым ценам. Взбешённый Морага хотел атаковать один из иностранных пароходов, но другие офицеры минного крейсера убедили его, что такая акция может создать серьёзные проблемы для правительства.

Тем временем к 7 часам утра в залив Икике вернулся «Альмиранте Кохрейн». Не решившись в одиночку атаковать броненосец при дневном свете, Морага прямо на виду у него обстрелял вошедший в залив пароход, который оказался английским, а затем задержал на рейде небольшое судно с пятью рыбаками. От них были получены сведения о противнике: монитор «Уаскар» и корвет «Магальянес» стоят в Писагуа, корвет «О’Хиггинс» — в перуанском порту Пакоча.

Чили и Аргентина на карте 1892 года

Чили и Аргентина на карте 1892 года

«Альмиранте Конделл» направился к Писагуа, однако здесь уже были предупреждены по телеграфу о его возможном появлении. «Уаскар» и «Магальянес» попытались блокировать ему путь в море — подобно тому, как чилийские броненосцы сделали это с «Уаскаром» в 1879 году при Ангамосе. Но минный крейсер, пользуясь высокой скоростью хода, легко избежал ловушки. При этом Морага не стал уходить сразу же, а пару часов уводил «Уаскар» за собой. Огонь по нему оказался безрезультатным: ни один 203-мм снаряд даже не упал рядом с минным крейсером. С наступлением темноты «Альмиранте Конделл» увеличил скорость и вскоре скрылся от глаз преследователей.

Между тем флот Конгресса попытался устроить противнику ловушку. Вернувшись на широту Икике, Морага увидел «Империал», уходящий от вражеской канонерки «О’Хиггинс». Минный крейсер полным ходом бросился на помощь своему напарнику, но с близкого расстояния Морага обнаружил подвох: пароход был вовсе не «Империалом», а похожим на него лайнером «Аконкагуа», захваченном в самом начале мятежа вместе с другими судами гражданского флота Чили.

Тем не менее, командир «Конделла» решил сблизиться с противником и атаковать торпедами. Но тут уже на «Аконкагуа» заподозрили неладное: пароход внезапно развернулся обратно, на соединение со своим «преследователем». Морага не решился подставлять маленький минный крейсер под огонь сразу двух вражеских кораблей и отправился на поиски настоящего «Империала», точка рандеву с которым была назначена на 50 миль к западу.

На следующий день «Альмиранте Конделл» и «Империал» снова появились возле Икике и обстреляли гавань с дальней дистанции. Теперь навстречу им вышли монитор «Уаскар» и корвет «Абтао», также сделавшие несколько выстрелов — все безрезультатно. Легко ускользнув от преследования, правительственные корабли двинулись на юг.

Северные провинции Чили, захваченные у Перу после войны 1879-1884 годов: от реки Лоа на бывшей боливийской границе до Арики

Северные провинции Чили, захваченные у Перу после войны 1879-1884 годов: от реки Лоа на бывшей боливийской границе до Арики

Десант в Талталь

На обратном пути 21 мая маленькая правительственная эскадра зашла в Талталь — занятую мятежниками гавань на полпути между Антофагастой и Кальдерой. Здесь корабли обстреляли из пушек установленную на пляже полевую батарею, прислуга которой сразу же разбежалась. Затем в гавани был высажен небольшой десант морской пехоты — 60 человек с «Империала» и 30 с «Альмиранте Конделла». В десанте по приглашению полковника Кампоса участвовал и корреспондент Морис Хэрви.

«Пойдём, Маурисио, — крикнул он, — посмотришь, как мои ребятишки заставят разбегаться этот сброд!»

Журналист оказался в трудной ситуации. С одной стороны, он не имел права брать в руки оружие, с другой:

«Если бы я остался на борту, разве нельзя было сказать, что гринго слишком бережно относится к своей шкуре?»

В итоге его выручил корабельный врач, выдав ему повязку с красным крестом и взяв в качестве помощника.

Десант занял административные здания, разрушил телеграф, арестовал нескольких чиновников «хунты Икике», захватил документацию, а под конец устроил на городской площади торжественный парад в честь чилийского национального праздника — дня морского сражения при Икике 21 мая 1879 года. Затем офицеры устроили в честь победы банкет в местном клубе, а Хэрви разговорился со смотрителем клуба. Тот нарисовал ему весьма мрачную картину:

«Как и в других городах Севера, торговля здесь совсем остановилась, и Талталь оказался на грани голода… Он утверждал, что жителей мало заботит, чья сторона выиграет, но они очень хотят, чтобы война, наконец, кончилась».

Однако удерживать малыми силами порт в тылу противника не имело смысла, поэтому вечером десант вновь погрузился на корабли. По утверждениям Хэрви, «многие жители умоляли Морагу не покидать их, чтобы защитить город — утверждая, что по возвращении сбежавшего гарнизона произойдут всевозможные эксцессы». Судя по всему, к этому времени солдаты «конституционалистов», навербованные среди бедноты Севера и чернорабочих селитряных приисков обещаниями высокого жалованья, уже зарекомендовали себя склонностью к грабежам. Позднее, когда эти же самые люди потребуют что-то для себя, а не для столичной элиты, новая власть будет без колебаний расстреливать их сотнями. Но маленькая эскадра направилась в Вальпараисо, куда прибыла 24 мая.

Восьмой рейс «Империала»

К концу мая «Альмиранте Линч» уже вышел из ремонта, поэтому в следующий поход 2 июня 1891 года правительственная эскадра отправилась уже в «полном» составе — в море вышли все три корабля. Теперь им была поставлена менее амбициозная задача: обстрелять занятые мятежниками порты, отвлекая внимание морских и сухопутных сил противника. Учитывая наличие на правительственных кораблях всего одной 152-мм пушки, такие обстрелы могли быть лишь символическими — в отличие от варварского разрушения Икике флотом Конгресса 18 февраля, когда в обстреле участвовала артиллерия калибром до 254 мм.

На этот раз «Империал» решили использовать в качестве приманки: он двигался со всеми огнями, как гражданское судно — в то время как оба минных крейсера скрывались во тьме на случай, если какой-то корабль конгрессистов попытается остановить лайнер. Однако ловушка не сработала, да и в любом случае внешний вид «Империала» был хорошо известен противнику.

8 июня правительственная эскадра подошла к Писагуа и обстреляла гавань. На огонь отвечали береговые батареи и стоявший здесь монитор «Уаскар». Однако последний даже не покинул якорную стоянку, понимая, что гоняться за быстроходными кораблями противника бессмысленно. Отсюда эскадра Мораги направилась в Икике, который 9 июня обстреляла с предельной дистанции. 10 июня эскадра подошла к Токопилье и вновь высадила здесь демонстрационный десант. Вопреки отчаянным протестам британского консула, на таможне были конфискованы оказавшиеся здесь налоги за контрабандный вывоз селитры. Наконец, 11 июня минные крейсера выпустили 15 гранат калибром 75 мм по Антофагасте.

Восьмой рейс крейсера «Империал» Pedro Sapunar Perić, El „Imperial” en la Campaña Naval de 1891

Восьмой рейс крейсера «Империал» Pedro Sapunar Perić, El „Imperial” en la Campaña Naval de 1891

12 июня правительственный отряд подошёл к Чаньяралю. Кораблей противника здесь тоже не обнаружилось, зато обстрел берега оказался весьма эффективным. «Альмиранте Конделл» с 200 м вступил в перестрелку с укрытой в скалах одиночной 75-футовой пушкой, вновь разогнав её прислугу. Тем временем «Империал» из своего единственного 152-мм орудия обстрелял уходивший из Чаньяраля поезд, метким выстрелом уничтожив паровоз.

Затем корабли высадили в порту десант. Выяснилось, что здесь царит голод, и по распоряжению Мораги «Империал» принял до 300 беженцев, позднее доставив их в Кокимбо. Отсюда корабли направилась в Вальпараисо, куда прибыли 15 июня. Это был последний совместный рейс эскадры, далее вспомогательный крейсер и минные крейсера действовали раздельно.

Заговор

Неожиданная активность правительственного флота весьма обеспокоила конгрессистов. Не имея возможности бороться с быстроходными кораблями в море, они решили воспользоваться своей агентурой, чтобы уничтожить их в базе. Подготовку диверсии взял на себя Революционный комитет Сантьяго: его представитель, купец Рикардо Камминг из Вальпараисо при посредничестве австрийца Николаса Политео попытался подкупить некоторых моряков, предлагая им крупные суммы денег.

Несколько человек отказалось, но в итоге Каммингу удалось подкупить старшего квартирмейстера «Империала» Пио Сепульведу, а также боцмана, имя которого в исторических трудах не упоминается. Вместе они доставили на борт лайнера некоторое количество взрывчатки; по некоторым данным, пронести взрывчатку удалось и на оба минных крейсера. Однако моряки, которых пытались подкупить ранее, подняли тревогу. В результате заговор был раскрыт, боцман застрелился, а Камминг, Политео и Сепульведа были отданы под трибунал и расстреляны 12 июля 1891 года в Вальпараисо.

Действия правительственного флота в условиях явного и многократного превосходства мятежников на море можно охарактеризовать как весьма успешные. Увы, они оказались всего лишь аналогом операций «Уаскара» против Чили летом 1879 года. Несмотря на все достижения, у одного вспомогательного и двух минных крейсеров не было шансов переломить ход событий. Противник имел достаточно боевых кораблей, чтобы прикрыть свои основные базы, при этом в его распоряжении находился большой транспортный флот.

С июня 1891 года в войне наступило некоторое затишье. Обе стороны проводили мобилизацию и сосредотачивали силы. Правительство прекратило попытки морских операций — видимо, надеясь на скорое прибытие из Франции строившихся там кораблей. Два минных крейсера несколько раз выходили к занятому противником берегу, но «Империал» вплоть до второй половины августа стоял без дела в Вальпараисо.

Бронепалубный крейсер «Президенте Пинто», так и не прибывший в Чили до конца войны

Бронепалубный крейсер «Президенте Пинто», так и не прибывший в Чили до конца войны

Действительно, благодаря активности чилийского морского представителя адмирала Латорре и вопреки усилиям эмиссаров Конгресса два малых крейсера, в конце концов, удалось отправить в Чили. «Президенте Эррасурес» отбыл 14 июля, «Президенте Пинто» — 5 августа. Увы, корабли были лишь частично укомплектованы командой, а на «Пинто» даже не успели установить орудия. Поэтому артиллерию закупили в Англии, погрузили на зафрахтованный английский пароход и попытались поставить на место уже в Северном море.

Однако неготовность кораблей (и в первую очередь механизмов), нехватка людей, а также деятельность агентов Конгресса сыграли свою роль. На кораблях начались поломки машин и волнения команд. Рейс «Пинто» к берегам Южной Америки пришлось прервать, крейсер вернулся в Гавр и достиг Чили только в сентябре 1892 года. «Эррасурес» благополучно прибыл в Лиссабон, оттуда 31 июля вышел в океан, но двигался очень медленно — с остановками на островах Кабо-Верде и в Монтевидео. В итоге он добрался до Вальпараисо лишь в феврале 1892 года, когда всё было кончено.

Хунта Икике сосредотачивает силы

К середине лета стало понятно, что время работает против президента Бальмаседы. Мятежники, имея достаточное количество средств от торговли селитрой, продолжали нанимать войска на Севере и перебрасывать их на юг. Одновременно они почти впрямую закупали в Европе самое современное оружие, которого не было в правительственной армии. Европейские державы, интересам которых угрожал объявленный Бальмаседой план национализации селитряных месторождений, открыто содействовали силам Конгресса, хотя пока отказывались признавать их официально. Правительство Чили поддерживали только Соединённые Штаты, не имевшие серьёзных интересов в местной селитряной промышленности, но весьма озабоченные проникновением в Южную Америку европейского капитала.

В свою очередь, правительство Чили катастрофически недооценивало боевые качества войск противника. Бальмаседа и его военные были уверены, что навербованные из шахтёров и грузчиков войска не смогут противостоять регулярной армии. Однако правительственная армия давно уже переросла армию мирного времени — большинство её солдат составляли такие же бывшие гражданские люди. На последней встрече с президентом Морис Хэрви предупреждал Бальмаседу:

«Не стоит презирать боевую мощь войск Икике. Их офицеры, от генералов до капралов, знают, что такое хорошо обученный полк. Правительственные войска легко могут разгромить вдвое большее количество революционных войск, презрительно именуя их вооружёнными шахтёрами — но лишь если будут иметь такое же оснащение. <…> Этих шахтёров обучает известный немецкий специалист, и скоро их армия будет оснащена магазинными винтовками. А вооружённый таким образом полк следует приравнять к трём полкам, вооружённым старыми винтовками Грасса или Мартини-Генри. Вы не имеете генералов, обученных современной тактике, о ветеранах войны с Перу сейчас не может быть и речи».

«Известный немецкий специалист» — германский подполковник на чилийской службе Эмиль Кёрнер (в центре) и персонал созданного им Генерального штаба армии Конгресса. 1891 год

«Известный немецкий специалист» — германский подполковник на чилийской службе Эмиль Кёрнер (в центре) и персонал созданного им Генерального штаба армии Конгресса. 1891 год

29 июня хунта в Икике создала «Морской резерв» под командованием капитана 2-го ранга Артуро Фернандеса Виала, бывшего командира минного крейсера «Альмиранте Линч», смещённого за сочувствие заговору. В задачу Виала вошла организация береговой обороны и тыловой службы. Наконец, 3 июля быстроходный лайнер «Майпу» доставил из Европы ценнейший груз — 10 000 закупленных в Германии магазинных винтовок Манлихера. Интересно, что подробности этого заказа современными чилийскими историками игнорируются.

В тот же день, 3 июля, войска Конгресса захватили Уаско — главный порт одноимённой провинции. 7 июля они атаковали столицу провинции, город Вальенар к западу от Уаско, но были выбиты прибывшим из Ла-Серены правительственным батальоном подполковника Агустина Альмарсы. Снова наступило затишье, но на этот раз оно было недолгим. 20 июля конвой из транспортов «Майпу», «Трумао» и «Амазонас» в сопровождении монитора «Уаскар» и канонерки «Магальянес» отправился с подкреплениями из Икике в Кальдеру. 24 июля эти войска были выгружены в Кальдере, часть из них по железной дороге сразу же направили для занятия Копиапо. 2 августа в Кальдеру прибыл новый конвой из транспортов «Качапоаль» и «Копиапо» в сопровождении монитора «Уаскар».

Высадка в заливе Кинтеро

Сосредоточение войск в Кальдере было только первым шагом «Правительственной хунты Икике». Пока правительство в Сантьяго бездействовало, сторонники Конгреса готовились к нанесению решающего удара — высадке десанта в заливе Кинтеро, в 30 км севернее Вальпараисо и в сотне километров от Сантьяго.

К 15 августа в Кальдере был сосредоточен флот из 7 транспортов под прикрытием броненосца «Альмиранте Кохрейн», крейсера «Эсмеральда», корветов «Магальянес», «О’Хиггинс» и «Абтао». Быстроходный отряд из лайнеров «Амазонас» и «Аконкагуа» в сопровождении «Эсмеральды» и «Магальянеса» принял на борт 2524 человека. На тихоходный отряд в составе пароходов «Майпу», «Качапоал», «Копиапо», «Лимари», «Исидора Кусиньо» под прикрытием броненосца и двух других корветов было погружено 6760 человек. Во время погрузки 15 августа минный крейсер «Альмиранте Конделл» пытался атаковать транспорты, но был отогнан огнём с крейсера «Эсмеральда».

Высадка Северной армии в заливе Кинтеро и наступление на Вальпараисо

Высадка Северной армии в заливе Кинтеро и наступление на Вальпараисо

Всего на транспорты погрузили 9825 солдат, разделённых на три дивизии. Высадку должны были обеспечивать буксиры «Дицмаршен» и «Бисмарк», а также портовые лихтеры «Кондор», «Уэмуль», «Минеро» и «Карлос Роберто». Для облегчения выгрузки солдат с транспортов были изготовлены специальные высадочные сети (redes de desembarco) — по одной на 50 человек.

16 августа флот Конгресса направился на юг и на рассвете 20 августа начал высадку десанта в заливе Кинтеро. Благодаря большому количеству судов и наличию высадочных средств выгрузку удалось осуществить до конца дня. Войска сразу же двинулись походным маршем к Вальпараисо.

Битва при Конконе. Броненосец «Альмиранте Кохрейн» и корвет «О’Хиггинс» поддерживают войска Конгресса из устья реки Аконкагуаbatallas.org

Битва при Конконе. Броненосец «Альмиранте Кохрейн» и корвет «О’Хиггинс» поддерживают войска Конгресса из устья реки Аконкагуа
batallas.org

21 августа у города Конкон в 15 км южнее Кинтеро состоялось первое сражение. Армия Конгресса под командованием полковника Эстанислао дель Канто насчитывала 9200 человек, ей противостояли объединённые гарнизоны Сантьяго и Вальпараисо под командованием генерал-майора Оросимо Барбосы общей численностью около 8000 человек. С моря конгрессистов поддерживала артиллерия броненосца «Альмиранте Кохрейн» и корвета «О’Хиггинс», воспрепятствовавшая подходу правительственных резервов, отправленных из Винья-дель-Мар. Остальная часть отряда Конгресса, корвет «Магальянес» с транспортами «Качапоаль», «Аконкагуа», «Амазонас», «Био-Био» и «Майпу», оставалась на рейде Кинтеро, загружая продовольствие и боеприпасы.

Битва длилась почти весь день — с 7 до 16 часов. Несмотря на превосходство мятежников в стрелковом оружии, решающую роль в победе полковника дель Канто сыграла измена. Около 2000 солдат правительственных войск перешли на сторону противника, после чего генерал Барбоса отступил за реку Аконкагуа, оставив врагу всю артиллерию. Потери сторон были огромны: правительственные силы потеряли убитыми и ранеными около 2200 человек, конгресисты — 1120 человек.

Наступление войск Конгресса после высадки в заливе Кинтеро и захват Вальпараисо

Наступление войск Конгресса после высадки в заливе Кинтеро и захват Вальпараисо

Последний рейс «Империала»

Сразу же после известия о высадке стоявший в Вальпараисо крейсер «Империал» получил приказ двигаться на север, в Кокимбо, где ещё находились правительственные войска. 21 августа он отбыл в свой девятый рейс, 23-го снял часть гарнизона Кокимбо и направился на юг, в Талькауано. В этот же день сюда из Вальпараисо вышел и минный крейсер «Альмиранте Конделл». 26 августа оба корабля встретились в Талькауано и сразу же направились обратно в Кокимбо за оставшейся частью гарнизона.

Тем временем 23 августа войска Конгресса при поддержке флота атаковали Винья-дель-Мар, лежащий на пути к Вальпараисо. Однако попытка штурма была отбита, бой превратился в артиллерийскую перестрелку. В бомбардировке укреплений города и береговых батарей «Кальяо», «Пудето», «Ковадонга» и «Хербас Буэнас» участвовал почти весь боевой состав флота Конгресса: «Альмиранте Кохрейн», «Эсмеральда», а также вооружённые транспорты «Аконкагуа» и «Качапоаль». Атака вновь была отбита, хотя оставшийся в гавани минный крейсер «Альмиранте Линч» также не смог выйти в атаку на вражеские корабли.

Блокировав Винья-дель-Мар, конгрессисты заняли Килпуэ, перерезали дорогу на Сантьяго и подошли к Вальпараисо с юга. 28 августа у городка Плацилла состоялось решающее сражение, в котором превосходящие силы Конгресса (11 000 против 9500) вновь одержали победу. Потери обеих сторон были огромны, правительственная армия потеряла убитыми и ранеными до 30% своего состава, конгрессисты — 20%. Только убитых было порядка 2000 человек с обеих сторон. Об ожесточённости боя свидетельствует гибель всего высшего командования обеих сторон: генералов Орозимбо Барбосы и Хосе Мигеля Альсеррека в правительственных войсках, полковника Эстанислао дель Канто в войсках Конгресса. Генерал Барбоса был добит уже раненым — на фоне аналогичной гибели полковника Роблеса в феврале это говорит о системе.

Сражение при Плацилле 28 августа 1891 года

Сражение при Плацилле 28 августа 1891 года

Судя по всему, жестокость солдат Конгресса, набранных из бедняков Севера, была вызвана яростной клерикальной пропагандой, представлявшей сторонников президента как безбожников. В результате командование мятежников не могло справиться с «эксцессами»: на следующий день в Вальпараисо солдатами 1-го Конституционного полка был расстрелян почти весь экипаж стоявшего здесь минного крейсера «Альмиранте Линч». Губернатор Вальпараисо контр-адмирал Виль и министр внутренних дел Клаудио Викунья спаслись на борту германского стационера «Лейпциг». Рассыпавшись по городу, солдаты начали повальные грабежи — в том числе было сожжено Гидрографическое управление флота, где погибли ценные оригиналы карт. Чтобы навести порядок, руководству армии Конгресса пришлось просить командиров иностранных стационеров направить в город морскую пехоту.

Узнав о поражении и массовых расстрелах, президент Бальмаседа передал власть генералу Мануэлю Бакуэдано и укрылся в аргентинском посольстве. 30 августа армия Конгресса вступила в столицу, начав массовые аресты и расстрелы сторонников «диктатуры». Одновременно по городу опять прокатилась волна грабежей, а иностранные миссии оказались переполнены спасавшимися от репрессий. 19 сентября Бальмаседа застрелился, оставив предсмертное политическое завещание для своих соратников Хулио Баньядоса и Клаудио Викуньи.

Минный крейсер «Альмиранте Линч» в гавани Винья-дель-Мар при обстреле 23 августа 1891 года

Минный крейсер «Альмиранте Линч» в гавани Винья-дель-Мар при обстреле 23 августа 1891 года

В этот момент «Империал» и «Альмиранте Конделл» находились в Кохимбо. После известия о падении Бальмаседы капитан 2-го ранга Карлос Морага созвал совет офицеров, где было решено уходить на север и интернироваться в Перу. 2 сентября корабли прибыли в Кальяо и оставались здесь вплоть до вступления Монтта в должность президента, после чего 1 января 1892 года вернулись в Икике.

После этого «Империал» был разоружён и передан своему прежнему владельцу — Южно-Американской пароходной компании. Он прослужил ещё 42 года в качестве пассажирского парохода, пока не был списан в блокшивы. С 23 февраля 1934 года под новым названием «Проведурия» бывший лайнер служил в порту Вальпараисо в качестве плавучего склада продовольствия. Лишь 9 апреля 1945 года он был продан на слом и вскоре разобран на металл.

Тёмные дни Чили

Гражданская война обошлась стране в 10 000 человек только убитыми. Финансовые потери были огромны, но ещё больший ущерб стране нанёс отказ от экономических реформ, с проведением которых так торопился Бальмаседа. Кризис усугубила правительственная чехарда, вызванная отсутствием твёрдой исполнительной власти и постоянными конфликтами внутри парламента.

На выборах, состоявшихся 18 октября, президентом был избран глава «хунты Икике» адмирал Монтт. Внезапно для всех он проявил адекватность и приложил все усилия для национального примирения, постепенно возвращая на должности военных и гражданских лиц, уволенных за поддержку Бальмаседы. Так Эмилио Гарин, бывший капитан «Линча», в 1894 году был назначен командиром «Эсмеральды». Однако Монтт не мог удержать под контролем парламент — в годы его правления кабинеты министров менялись в среднем раз в девять месяцев, ни о какой продуманной экономической стратегии не могло быть и речи.

Новый политический режим в Чили получил название «Олигархической республики». При нём экономическое развитие страны затормозилось, с середины 1890-х годов в стране начали шириться социальные беспорядки, жестоко подавляемые армией и флотом.

Источники и литература

      1. Maurice H. Hervey. Dark days in Chile. An account of the revolution of 1891. London: Edward Arnold, 1892
      2. Enrique Merlet Sanhueza. La Marina de Chile. Día a Día. Valparaíso: Editado por la Armada de Chile, 2007
      3. J. Arturo Olid Araya, «La Revolucion de 1891. Cronicas» // Revista de Marina, 1991-01
      4. Carlos Tromben Corbalán, Capitán de Navío, La Armada en la Guerra Civil de 1891. Algunas causas de su participacion // Revista de Marina, 1995-06
      5. Carlos López Urrutia, Cazatorpederos y destructores en la Armada de Chile // Revista de Marina. Viña del Mar, Chile. 1986-2 [103 (771)]
      6. Pedro Sapunar Perić, El „Imperial” en la Campaña Naval de 1891 // Revista de Marina, 1984-03
      7. Gabriel Román Lazarovich, La Marina en la Guerra Civil de 1891 // Revista de Marina, 2016-04
      8. Mario Barros van Buren, Guerra Civil y Operaciones navales. El Caso de mauricio hervey en 1891 // Revista de Marina, 1991-06 [108 (805)]
      9. Federico Thomas Cavieres, Capitán de Fragata (R), Torpederas de vapor de la Armada de Chile // Revista de Marina, 1989-04
      10. La Guerra Civil de 1891 — https://www.armada.cl/armada/tradicion-e-historia/principales-acciones-navales/6-la-guerra-civil-de-1891/2014-05-14/160931.html

источник: https://warspot.ru/20553-voyna-odnogo-laynera

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account