Владислав Гончаров. Изумруд чилийского флота

14

Владислав Гончаров. Изумруд чилийского флота

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Первая половина 1850-х годов была тёмным временем для чилийского флота. Единственным боевым кораблём этой южноамериканской республики был парусный фрегат «Чили», остальные же по необходимости мобилизовались из торгового флота. Лишь 30 июня 1852 года президент Чили Мануэль Монт издал специальный декрет, санкционировавший строительство парового военного корабля, впоследствии получившего название «Эсмеральда».

Строительство и устройство корабля

Декретом президента предписывалось «выделить сумму в 200 000 песо, чтобы заполнить пробел, существующий в военно-морском флоте республики, – отсутствие в его составе военных пароходов». Поначалу нужной суммы найти не удалось, Конгресс выделил средства на строительство корабля лишь в 1854 году. Корабль был заказан в Англии и заложен на верфи Генри Питчера в Нортфлите в декабре 1854 года по образцу британского 18-пушечного шлюпа «Круизер». 26 июня 1855 года было решено назвать его «Эсмеральдой» в память об одноимённом испанском фрегате, в ноябре 1820 года захваченном в Кальяо отрядом чилийских моряков.

Захват чилийскими моряками фрегата «Эсмеральда» в ночь на 6 ноября 1820 года. Brian Vale. Cochrane in the Pacific: Fortune and Freedom in Spanish America. I.B.Tauris, 2008

Захват чилийскими моряками фрегата «Эсмеральда» в ночь на 6 ноября 1820 года. Brian Vale. Cochrane in the Pacific: Fortune and Freedom in Spanish America. I.B.Tauris, 2008

Для того времени корвет строился довольно долго: он был спущен на воду 14 сентября 1855 года, начал морские испытания в июне 1856 года, в августе встал в строй, затем под командованием Роберто Симпсона пересёк Атлантику и 7 ноября 1856 года прибыл в главный чилийский порт Вальпараисо.

Корпус корвета изготавливался из дерева, имел полукруглую корму и довольно полные обводы в носовой части – как и все деревянные корабли той эпохи. Подводная часть обшивалась медным листом. Корабль имел полубак и полуют, а также три сплошные палубы по всей длине: верхнюю (она же батарейная), среднюю (на ней размещались жилые помещения экипажа) и нижнюю, протянувшуюся над самым днищем судна, – здесь находились машины и котлы, а также хранилища корабельных запасов, пороховые погреба и угольные ямы. Поскольку котлы оказались большими и громоздкими, в средней палубе имелся вырез для их верхней части.

Вдоль всей верхней палубы от полубака до полуюта проходил фальшборт высотой 1,9 м, в котором с каждой стороны имелось восемь пушечных портов. Ещё по два порта имелось под палубой полубака, и по три – под полуютом. Два порта для ретирадных орудий располагались в кормовом срезе.

Пушек было несколько меньше, чем планировалось: первоначальное вооружение «Эсмеральды» состояло из двенадцати 32-фунтовых и двух 12-фунтовых гладкоствольных пушек. Все орудия устанавливались на деревянных лафетах с колёсами, что позволяло перемещать их по палубе, в том числе от борта к борту. Каждое орудие обслуживали шесть человек. Дальность стрельбы была небольшой: при максимальном возвышении в 15° сферическое ядро летело лишь на 3300 м. В боекомплект входили как сплошные чугунные ядра, так и сферические гранаты, начинённые порохом.

Общее устройство корвета «Эсмеральда», современная реконструкция. commons.wikimedia.org

Общее устройство корвета «Эсмеральда», современная реконструкция. commons.wikimedia.org

Корабль нёс бушприт, три трёхдревковые мачты и парусное вооружение шлюпа. Пар вырабатывался в двух двухтопочных прямоугольных коробчатых котлах с относительно низким давлением и подавался в двухцилиндровую поперечно расположенную машину производства фирмы «Миллер, Равенхилл энд Салхель» с горизонтальным возвратно-кривошипным механизмом. Такой механизм позволял расположить ось гребного вала почти вплотную к цилиндрам и был удобен для небольших кораблей.

Мощность машины составляла около 200 л.с. при 31 обороте в минуту, что позволяло кораблю при спокойной погоде развивать ход до 8 узлов. Кроме того, непосредственно от штоков поршней работал водяной насос, которым можно было подавать воду в котел, а также откачивать её из трюма или использовать для тушения пожаров. Насос также можно было приводить в действие вручную.

Хотя паровая машина в те годы рассматривалась как вспомогательный движитель, по требованию командования чилийского флота на судне были устроены дополнительные угольные ямы, в том числе за счёт резервуаров с пресной водой.

Генеральный план «Эсмеральды» на 1856 год. repositorioarchivohistorico.armada.cl

Генеральный план «Эсмеральды» на 1856 год. repositorioarchivohistorico.armada.cl

Гребной винт был двухлопастным. Чтобы не создавать сопротивления при движении под парусами, он был сделан подъёмным, как и на многих других военных парусниках того времени. Верхнюю половину винта охватывала металлическая рама, крепившаяся к его втулке. За эту раму винт мог подниматься и опускаться в специальном колодце, в своём нижнем положении соединяясь с гребным валом. Проектировщики позаботились даже об аэродинамическом сопротивлении корабля: дымовая труба была сделана телескопической, её более узкая верхняя часть могла выдвигаться вверх из широкой нижней с помощью системы блоков и тросов.

Численность экипажа корвета на момент его вступления в строй составляла 197 человек включая командира, 10 офицеров и 4 гардемаринов. Впоследствии она колебалась от 185 до 205 человек. В последнем бою на «Эсмеральде» находилось 202 человека, но перед выходом в море курсанты моложе 16 лет были оставлены на берегу.

Схема подъёмного винта на кораблях того времени. Der Weltverkehr und seine Mittel. Leipzig und Berlin, 1875

Схема подъёмного винта на кораблях того времени. Der Weltverkehr und seine Mittel. Leipzig und Berlin, 1875

Корвет обошёлся в 217 461 американский доллар, в том числе корпус и такелаж – в 115 000, машины и котлы – в 55 000, артиллерия и боеприпасы – в 15 965, дополнительные работы и запасное оборудование – в 31 496 долларов.

Первые годы службы

В связи с вступлением в строй «Эсмеральды» в 1857 году с публичных торгов были проданы все венные чилийские корабли, не имевшие паровых машин: бриги «Анкуд» и «Метеоро», корвет «Конститусьон» и шхуна «Янекуо». На вырученные средства в Англии был куплен винтовой пароход «Майпу» в 450 т постройки 1855 года, вооружённый одной 68-фунтовой и четырьмя 32-фунтовыми пушками. Общая стоимость парохода, включая его ремонт в Рио-де-Жанейро по пути в Чили, составила 26 314 долларов. Таким образом, в составе чилийского флота осталось лишь два боевых корабля.

С 1856 по 1858 год «Эсмеральда» несла службу в качестве учебного судна для морских кадетов. В августе 1859 года она задержала американское судно «Спортмен», шедшее с грузом гуано из залива Санта-Мария – спорной акватории между Чили и Боливией.

В конце апреля 1859 года корвет, которым тогда командовал капитан 2-го ранга Гоньи Прието, впервые принял участие в военной операции – его направили на север страны для действий против повстанцев Педро Леона Галло, провозглашённого губернатором провинции Атакама и выступившего против центрального правительства. Галло требовал расширения автономии Атакамы и отстранения от власти президента Мануэля Монта, его сторонники захватили города Копиапо, Ла-Серна и порт Кальдера.

Сначала «Эсмеральда» занималась перевозкой правительственных войск на север, а 29 апреля приняла участие в решающей битве при Серро-Гранде. Стоя в бухте Кокимбо, корвет оказывал артиллерийскую поддержку правительственным войскам. К вечеру этого дня повстанцы были разгромлены, а за следующие две недели правительственные силы заняли всю территорию Атакамы.

11 сентября 1863 года командиром «Эсмеральды» был назначен капитан 1-го ранга Хуан Вильямс Реболледо – сын английского моряка на чилийской службе, впоследствии адмирал и командующий военно-морским флотом Чили.

Хуан Вильямс Реболледо. Портрет, написанный Мануэлем Антонио Каро в 1871 году. es.wikipedia.org

Хуан Вильямс Реболледо. Портрет, написанный Мануэлем Антонио Каро в 1871 году. es.wikipedia.org

К началу войны с Испанией в 1865 году чилийский флот состоял всего из двух кораблей. Основу объединённого флота южноамериканской коалиции составили перуанские силы, однако «Эсмеральда» использовалась очень активно. В ночь на 18 ноября она вместе с пароходом «Майпу» покинула Вальпараисо, проскочив мимо блокировавшего гавань испанского фрегата «Вилья де Мадрид», и ушла на юг страны в залив Чилоэ. Вскоре корвет совершил рейд к берегам Перу, затем вернулся к Вальпараисо, а утром 26 ноября перехватил у порта Папудо к северу от Вальпараисо испанскую шхуну «Вирхен де Ковадонга».

Бой в заливе Папудо

Винтовая шхуна «Вирхен де Ковадонга» была построена в Кадисе в 1859 году как посыльное судно для Филиппин. При водоизмещении 630 т и мощности машины в 170 л.с. она развивала под парами не более 7 узлов. Корабль вооружался двумя 68-фунтовыми (200-мм) гладкоствольными бомбическими орудиями, установленными по центру корпуса, с секторами огня по 23° на каждый борт.

Шхуна «Вирхен де Ковадонга». flickr.com

Шхуна «Вирхен де Ковадонга». flickr.com

В июле 1863 года «Ковадонга» присоединилась к прибывшей из Испании «военно-научной экспедиции» адмирала Луиса Эрнандеса-Пинсона и использовалась в качестве посыльного судна. В сентябре 1865 года новый командующий испанской эскадрой адмирал Хосе Мануэль Пареха отправил шхуну под командованием лейтенанта Луиса Фери для блокады северного чилийского порта Кальдера. В конце ноября на смену «Ковадонге» прибыл фрегат «Рейна Бланка». 25 ноября шхуна получила приказ двигаться на соединение с основной частью эскадры адмирала Парехи, имея на борту корреспонденцию для испанского командующего.

В этот же день Хуан Вильямс Реболледо, одновременно исполнявший обязанности командующего чилийским флотом, получил известие о движении «Ковадонги» на юг. Корабли встретились утром 26 ноября возле порта Папудо в 30 милях севернее Вальпараисо. Чтобы ввести противника в заблуждение, чилийский командир нарушил международное право, подняв британский военный флаг. Это позволило ему сблизиться с испанским кораблём – тем более что «Эсмеральда» строилась по образцу британских шлюпов типа «Круизер».

«Эсмеральда» находилась в плохом состоянии: её корпус давал течь, машины из-за засоленности котлов не могли дать полной мощности, а часть экипажа про прорыве из Вальпараисо осталась на берегу. Шхуна «Ковадонга» находилась в хорошем состоянии, имела опытный экипаж, но слабую машину и ненадёжные котлы.

Южная и центральная часть Чили, фрагмент карты Колтона 1855 года. 1 – Лос-Вилос, 2 – залив Папудо, 3 – Вальпараисо, 4 – Конститусьон, 5 – Талькауано, 6 – залив Чакао. alamy.com

Южная и центральная часть Чили, фрагмент карты Колтона 1855 года. 1 – Лос-Вилос, 2 – залив Папудо, 3 – Вальпараисо, 4 – Конститусьон, 5 – Талькауано, 6 – залив Чакао. alamy.com

Благодаря обману капитану Реболледо к 10 часам удалось сблизиться с противником на дистанцию в 200 м. Он спустил британский флаг и поднял чилийский, а затем прошёл вдоль правого борта шхуны, дав залп всей батареей правого борта. Несмотря на обман, испанцы были готовы к бою и ответили огнём, но у них было всего две пушки против шести. К тому же на близком расстоянии быстрее заряжавшиеся 32-фунтовые пушки «Эсмеральды» оказались эффективнее тяжёлых 68-фунтовок. Испанцы сразу же начали нести потери убитыми и ранеными.

Чилийский корвет обогнул корму шхуны так близко, что лейтенант Фери решил, что противник идёт на абордаж, и послал всех свободных людей с оружием на корму. Кроме того, он приказал бросать в воду канаты, надеясь запутать в них винт корвета. Однако Реболледо развернул корвет, обрушив на врага залп своего левого борта.

Дальнейший бой заключался в том, что чилийский корвет маневрировал вокруг испанской шхуны, попеременно ведя огонь то правым, то левым бортом. «Ковадонга» отвечала, и на четвёртом залпе чилийцев добилась двух ответных попаданий в противника, впрочем, не нанёсших существенного вреда. Вскоре одна из выпущенных с «Эсмеральды» бомб взорвалась рядом с кормовым орудием «Ковадонги», выведя из строя его и 14 человек орудийной прислуги.

Бой в заливе Папудо. Картина Томаса Сомерскейлса. es.wikipedia.org

Бой в заливе Папудо. Картина Томаса Сомерскейлса. es.wikipedia.org

Вдобавок ко всему пушки «Ковадонги», расположенные по центру корпуса, из-за наличия фальшборта не могли стрелять с нулевым или отрицательным углом возвышения. Чилийский командир постарался максимально сблизиться с противником, поэтому испанские снаряды пролетали над палубой «Эсмеральды», поражая лишь рангоут. Через полчаса боя лейтенанту Фери пришлось спустить флаг. Одновременно он приказал выбросить за борт секретные бумаги, а механику-англичанину отдал распоряжение открыть трюмные клапаны для впуска воды. Но ни то, ни другое выполнить не удалось, так как Реболледо быстро направил на шхуну абордажную команду во главе со своим старшим помощником лейтенантом Мануэлем Томсоном. Чилийские моряки смогли закрыть клапаны, когда в трюме шхуны было уже 4 фута воды, и она подбиралась к топке котла. Им также удалось предотвратить уничтожение документов, среди которых оказались письма для адмирала Парехи.

Мануэль Томсон в звании капитана 2-го ранга. commons.wikimedia.org

Мануэль Томсон в звании капитана 2-го ранга. commons.wikimedia.org

На испанском корабле были разбиты все шлюпки, повреждения получили мачты и рангоут, но сам корпус остался цел. Согласно отчёту Реболледо, на захваченной шхуне было 2 убитых и 14 раненых; испанцы называют другие цифры – 4 убитых и 22 раненых. В плен попали 122 испанца, в том числе командир корабля и 6 офицеров. На чилийском корвете повреждения оказались минимальными, убитых и раненых не было.

Неудачная охота

После боя Реболледо привёл оба корабля на рейд Папудо, где высадил пленных испанцев. Затем, опасаясь появления испанских кораблей, которые блокировали Вальпараисо, чилийский командир направился на север к порту Лос-Вилос. Здесь трофейная шхуна была отремонтирована и получила чилийский экипаж во главе с лейтенантом Томсоном. Так в чилийском флоте появился третий боевой корабль в дополнение к «Эсмеральде» и «Майпу». 4 декабря было решено сохранить трофейной шхуне прежнее название.

Имея уже три корабля, Реболледо попытался повторить успех и направился к порту Конститусьон в устье реки Мауле (к югу от Вальпараисо). Для блокады побережья Чили испанцам пришлось разделить свои силы, и теперь чилийский командир намеревался перехватить ещё одно из испанских посыльных судов, поддерживавших связь между блокирующими группами – транспорт «Маркиза де ла Виктория» или корвет «Венседора». Новой победы добиться не удалось, а вскоре Реболледо получил распоряжение министра обороны отправиться на самый юг Чили, в залив Чилоэ, где собиралась объединённая чилийско-перуанская эскадра. По иронии судьбы «Венседора» прошла мимо Конститусьона через несколько часов после ухода чилийских кораблей.

«Эсмеральде» не довелось участвовать в сражении при Абтао 7 февраля 1866 года: за два дня до боя Реболледо отбыл в Анкуд за углём и предметами снабжения, необходимыми только что прибывшим в чилийскую базу перуанским фрегатам. Больше чилийские корабли в боях этой войны не участвовали, за исключением парохода «Майпу», отправленного в Магелланов пролив – здесь ему удалось перехватить два испанских коммерческих судна. Впрочем, совершённых «Эсмеральдой» подвигов вполне хватало, чтобы вписать её имя в историю чилийского флота. Впрочем, на этом славная биография маленького корвета не завершилась.

Литература

      1. Pedro Campos Arizabalo. «La Gloriosa Esmeralda: Algunas Precisiones Históricas» // Revista de Marina [Chile], 2009 (3)
      2. https://www.armada.cl
      3. https://museoesmeralda.cl
      4. http://archivo.mmn.cl

источник: https://warspot.ru/13972-izumrud-chiliyskogo-flota

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account