Viva España! Часть II. Политическая система Испании с 1876 года
Viva España!
Доброго времени суток, дорогие друзья! Продолжаю публикацию материалов по альтернативной истории Испании с 1872 года.
Viva España! Часть I. История Испании с 1872 года
Во второй части будут рассмотрены органы государственной власти Испании и оппозиционные силы, а также «политика национального согласия», в том числе восстановление правопорядка, экономические и политические реформы в стране до 1896 года, приведены краткие биографии политических деятелей Испании конца XIX века. События, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.
Политическая система Испании с 1876 года
Государственная власть Испании
B 1876 году Учредительные кортесы приняли новую конституцию. Испания провозглашалась конституционной монархией. Конституция Испании 1876 года определила три основные ветви в соответствии с принципом разделения властей: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала кортесам и королю, исполнительная власть – Правительству Испании (исп. Gobierno де España), судебная власть – Верховному суду Испании (исп. Tribunal Supremo de España).
Генеральные кортесы (исп. Cortes Generales/Cortes Españolas) – представительный орган и носитель законодательной власти (парламент) Испании.
Нижняя палата кортесов – конгресс депутатов (исп. Congreso de los Diputados) избиралась, в верхней палате – сенате (исп. Senado de España) половина депутатского корпуса избиралась, другую половину составляли гранды, архиепископы, генералы, члены правительства.
Избирательный закон вводил имущественный ценз для избирателей, в конце 1870-х и в 1880-е годы в парламентских выборах имели право участвовать всего 4–6% населения страны. Кортесы разрабатывали законы, утверждали бюджет, налоги и таможенные тарифы. Король обладал законодательной инициативой, он назначал и смещал правительство, мог распустить кортесы (с обязательным назначением новых выборов).
Конституция провозглашала свободу слова, печати (предварительная цензура запрещалась), право граждан на создание объединений, на проведение мирных собраний, гарантировала неприкосновенность жилища и тайну переписки. Католицизм являлся государственной религией, но в то же время преследование граждан за их религиозные верования не допускалось.
B середине 1870-х годов началось создание двухпартийной системы. Решения по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики принимали руководители консерваторов и либералов, а монарх лишь подписывал соответствующие документы.
Либерально-консервативная партия (исп. Partido Liberal-Conservador, PLC, также называемая просто Консервативной партией), руководимая Антонио Кановасом дель Кастильо, сложилась в 1875–1876 годах, включением в неё членов консервативной Умеренной партии и Либерального союза. С самого начала партия стала ведущей политической силой страны, выиграв выборы 1876 и 1879 годов. В выборную кампанию 1881 года Либерально-консервативная партия, находившаяся у власти пять лет подряд, вступила, испытывая серьёзные проблемы, в частности, её покинули ряд крупных политиков. В результате к власти пришли главные оппоненты консерваторов – либералы.
Либеральная партия (исп. Partido Liberal, PL, вначале левоцентристская, затем правоцентристская), чьим лидером стал Пракседес Матео Сагаста, оформилась к началу 1880-х годов. Политическая программа либералов с самого начала включала в себя введение всеобщего избирательного права для мужчин (реализовано Сагастой в 1890 году), деклерикализацию и разделение властей. Хотя Либеральная партия и может быть классифицировано как династическая, то есть выступавшая в защиту монархии и царствующей династии, она в то же время выступала за либерализацию и демократизацию, нередко включая в свои ряды людей с умеренно-республиканскими взглядами.
Как консерваторы, так и либералы пользовались поддержкой олигархии. Консерваторы опирались на круги, которые были заинтересованы в установлении протекционизма, либералов поддерживали сторонники низких таможенных пошлин. Ни консервативная, ни либеральная партия не имели в этот период каких-либо программных документов. Позиции партий по важнейшим вопросам выражались в речах и статьях их лидеров. Организационная структура обеих партий была слабой, они не имели четкой системы членства.
Выборы 1881 года лишь формально носили характер конкурентных, на деле они были проведены в соответствии с незадолго до этого разработанным Кановасом планом «Мирный поворот» (исп. El Turno Pacífico), предусматривающий мирный переход власти от одной партии к другой, признание вновь сформированным правительством тех преобразований, которые были проведены предшествующим кабинетом, отказ консерваторов и либералов от сотрудничества с «третьими партиями». Согласно ему в Испании закреплялась двухпартийная система, в рамках которой две «официальные» партии, правоцентристская Либерально-консервативная и левоцентристская Либеральная должны были по очереди сменять друг друга у власти, не допуская перерастания противоречий между ними в политический кризис, грозивший стране очередной гражданской войной.
Выбор между партиями должен был делать король, после чего политикам предстояло оформить победу нужной партии. «Мирный поворот» полностью исключал возможности победы на выборах любых других партий. Таким образом, выборы 1881 года фактически стали лишь формальным оформлением перехода власти к Либеральной партии, на деле произошедшего ещё в феврале того же 1881 года.
Начиная с 1881 года «Мирный поворот» много лет обеспечивал стабильность политической системы Испании. Механизм смены правительства и проведения парламентских выборов на практике выглядел следующим образом. B случае возникновения политического кризиса по рекомендации лидеров консерваторов и либералов монарх смещал правительство и назначал новое, а затем распускал конгресс депутатов и объявлял новые выборы. Далее руководители консерваторов и либералов договаривались о распределении депутатских мандатов таким образом, чтобы большинство мест в конгрессе депутатов принадлежало той партии, которая сформировала новое правительство. После этого министерство внутренних дел направляло на места инструкции, в которых указывались имена желательных кандидатов.
Поставленную задачу выполняли касики (исп. Caciques, касиками в Испании второй половины XIX – начала XX века называли неформальных политических лидеров), которые обеспечивали контроль над политической ситуацией на местах. Касики брали в свои руки ведение избирательной кампании и добивались нужного результата с помощью подкупа и запугивания избирателей, а также путем многообразных фальсификаций. Касикизм безотказно действовал в деревне, так как касики всегда опирались на поддержку крупных землевладельцев, в чьих руках находились судьбы арендаторов и батраков. B городах влияние касикизма было меньшим, но городские избирательные округа составляли менее четверти всех избирательных округов.
Политическая система 1881 года была антидемократической, она фактически отстраняла народные массы от участия в политической жизни, обеспечивала монополию на власть двух правящих партий и политическое представительство различных фракций олигархии.
Важной опорой режима Реставрации являлась католическая церковь. Численность духовенства в конце ХІХ века превышала 100 тысяч человек. B ходе буржуазных революций церковь потеряла большую часть своей земельной собственности, после окончания революционных потрясений государство частично компенсировало эти потери бумагами государственного долга. B эпоху Реставрации церковь активно участвовала в предпринимательской деятельности. Конституция 1876 года обязывала государство поддерживать католицизм и служителей церкви. Духовные лица не могли баллотироваться в конгресс депутатов, но в той части сената, которая назначалась королем, 10 мест были отданы верхушке духовенства.
B политическом плане церковь занимала консервативные позиции и полностью поддерживала курс правящих кругов, что способствовало распространению антиклерикальных настроений в низших слоях испанского общества. В 1884 году Католический союз, представлявший интересы духовенства, объединился с Либерально-консервативной партией.
B эпоху Реставрации резко снизилась политическая активность армии, что объяснялось стремлением господствующих классов к политической стабилизации. B 1876 году А. Кановас подписал циркуляр, запрещавший военным участвовать в политической деятельности. Несмотря на попытки части республиканцев вовлечь военных в борьбу против монархии, армия сохраняла лояльность в отношении трона и правительства.
Оппозиционные силы
B эпоху Реставрации крайне правые продолжали поддерживать карлизм, однако поражение реакции в гражданской войне 1872–1876 годов значительно ослабило его влияние. Основная угроза режиму Реставрации исходила слева.
Восстановление монархии усилило разногласия в среде республиканцев. B последней четверти XIX века существовало несколько республиканских группировок, сплотившихся вокруг своих лидеров. Ha правом фланге республиканского движения находилась группа Э. Кастелара, выступавшая за установление республики и всеобщего избирательного права (после того как в 1890 году всеобщее избирательное право было введено, группа Кастелара постепенно сблизилась с либеральной партией). Еще одно течение в республиканской среде было связано с именем H. Сальмерона. Его сторонники отвергали компромиссы с монархистами. Сальмерон прилагал немало усилий для объединения республиканцев, однако эти попытки в конечном счете оказались безуспешны. Кастелар и Сальмерон считали, что борьба за установление республики должна вестись политическими методами.
Радикальная республиканская партия, чьим лидером был M. Руис Сорилья, предлагала иной путь – «пронунсиамьенто», восстание в армии. B 1880-е годы радикалы неоднократно пытались осуществить «пронунсиамьенто» с целью свержения монархии. Потерпев несколько неудач, партия Руиса Сорильи к концу 1880-х годов сошла с политической сцены.
Республиканская федералистская партия, которую возглавлял Ф. Пи-и-Маргаль, основной задачей считала установление республики и превращение унитарного государства в федерацию. Республиканцы-федералисты уделяли большое внимание социальной проблематике: в их программе фигурировали требования легализации забастовок, создания арбитражных судов для разрешения трудовых конфликтов и развития кооперативного движения. B ходе выборов республиканцы иногда добивались избрания своих кандидатов в городских округах, где влияние касикизма было не столь сильным, но небольшая республиканская фракция в конгрессе депутатов не могла противостоять монархическому большинству.
Огромную роль в распространении антиклерикальных и республиканских идей сыграл Свободный институт просвещения, основанный прогрессивными учеными в 1876 году. Его целью было создание новой системы образования, независимой от церкви. Осуществить эту задачу не удалось, однако деятельность Свободного института оказала огромное влияние на формирование целого поколения демократической интеллигенции.
B конце XIX века появились первые ростки национального движения в Каталонии, Стране Басков и Галисии. Возникновение национальных движений в Каталонии и Стране Басков было связано не только с ярко выраженным этническим своеобразием, но и с быстрым ростом промышленности в этих районах. Здесь сформировалась экономически влиятельная национальная буржуазия, которая заявила о своих притязаниях на политическую власть.
Все более важную роль в жизни испанского общества приобретает крестьянское и рабочее движение. Крестьянское движение было наиболее активным в южных районах страны, где господствовал латифундизм. Оно порождалось не только ужасающей нищетой батраков и малоземельных крестьян и вопиющим произволом латифундистов (были случаи, когда они по окончании полевых работ отказывались платить батракам), но и невозможностью для крестьян защитить свои интересы законным образом, так как местные органы власти полностью контролировались латифундистами и их ставленниками – касиками. Крупные землевладельцы Андалусии – цитадели латифундизма – культивировали особый стиль поведения, относясь к крестьянам как к «низшим существам».
Варварские формы эксплуатации и произвола порождали столь же варварские формы сопротивления. Широкое распространение в Андалусии получил так называемый «аграрный бандитизм», проявлявшийся в покушениях на жизнь латифундистов и их управляющих, поджогах помещичьего имущества, грабежах на дорогах и т.д. Несмотря на постоянные облавы, Гражданской гвардии и полиции так и не удалось покончить с этим явлением. Бунтарские настроения подготовили почву для распространения анархистских идей в испанской деревне. B начале 1880-х годов в сельских районах Южной Испании появляются анархистские организации, некоторые из них призывали к террористическим действиям.
Анархизм был преобладающим течением и в рабочем движении этого периода, несмотря на постоянные репрессии. Популярность анархизма в среде рабочих и ремесленников объяснялась целым рядом причин. Он привлекал самую обездоленную и, как правило, неграмотную или малограмотную часть городского населения кажущейся простотой и радикальностью предлагаемых решений. Лозунги «прямого действия», «пропаганды действием». Господство касикизма, беззастенчивые фальсификации в ходе выборов дискредитировали идеи демократии и парламентаризма, отвращали трудящихся от участия в выборах и косвенным образом способствовали распространению анархистского тезиса об отказе от политической борьбы.
B 1880-e годы анархисты неоднократно пытались создать общенациональную организацию. B 1881-1882 годах образовалась Федерация трудящихся испанского народа, объединявшая 50–60 тыс. человек. К концу 1880-х годов она распалась. Это объяснялось, во-первых, постоянным преследованием анархистов со стороны властей; во-вторых, организационной слабостью и рыхлостью, отсутствием дисциплины, что было связано с негативным отношением анархистов к любому «авторитаризму», в том числе и в своих рядах. В-третьих, в конце 1880-х годов в анархистском движении происходит раскол между «чистыми анархистами» (бакунистами) и анархо-синдикалистами. Анархисты нередко прибегали к индивидуальному террору. Сложился своего рода «порочный круг»: террористические акты вызывали репрессии, за которыми следовали новые выстрелы и взрывы.
Другое течение в испанском рабочем движении представляли социалисты. B 1879 году группа сторонников марксизма во главе с Пабло Иглесиасом создала Испанскую социалистическую рабочую партию (ИСРП). B 1880 году была принята программа партии, в которой были сформулированы как конечные цели (завоевание пролетариатом политической власти, установление общественной собственности на средства производства и ликвидация классов), так и ближайшие задачи (национализация шахт и транспорта, введение трудового законодательства, признание права на забастовку, введение бесплатного среднего образования). Вместе с тем у ИСРП не было особой программы по аграрному вопросу; вследствие этого влияние партии в деревне было очень слабым.
Кризис государственной власти
Кроме республиканцев недовольство населения политикой правящих кругов выражали анархисты, социалисты и автономисты. Центрами дезорганизации стали Андалузия, где сельское население бедствовало особенно сильно, и промышленная Каталония.
Анархисты главной формой борьбы в 80-е годы избрали террор. В Андалусии члены созданной анархистами организации «Черная рука» убивали помещиков, грабили и поджигали имения, навлекая на местных крестьян жесточайшие репрессии. В городах, особенно в Барселоне, множились покушения: дважды стреляли в Альфонса XII, две бомбы были брошены в Мартинеса Кампоса. Генерал не пострадал, но многие прохожие были тяжело ранены.
Недовольство нарастало и среди консервативной части населения, как крупных землевладельцев, иерархов католической церкви, так и среди патриархально настроенного крестьянства. В обществе нарастало напряжение, в любой момент способное привести к очередной кровопролитной гражданской войне.
В январе 1885 года в провинциях Гранада и Малага начала свирепствовать холера, король Альфонс XII сам отправился туда, принимал нужные меры и ободрял власти и больных. Кроме этого Испания сильно пострадала от землетрясений в Андалузии. 2 июля 1885 года король лично посетил госпитали в Аранхуэсе, где тогда особенно свирепствовала холера. Население Мадрида устроило ему при его возвращении восторженную встречу.
В тоже время правительство столкнулось с новыми попытками организовать республиканский переворот: сначала в районе Картахены, где солдаты-республиканцы во главе с сержантом Касеро овладели на короткий срок крепостью Сан-Хулиан (исп. Castillo de San Julian), но вскоре сдались правительственным войскам, а затем в Мадриде, где в ночь с 18 на 19 сентября 1886 года восстали два полка – пехотный и кавалерийский, заняли столичный вокзал Аточа (исп. Estacion de Atocha Madrid).
При этом поступательное развитие страны, проведение политических и экономических реформ, в первую очередь завершение аграрной реформы, привлечение в национальную экономику зарубежных инвестиций, и защита капиталов, были возможны только в условиях внутренней стабильности, поддержания законности и порядка, недопущения развязывания очередной гражданской войны и разрушительного хаоса в испанском королевстве. Что, в свою очередь, настоятельно требовало принятия экстренных мер, ограничивающих демократические порядки.
Стремясь предотвратить новую гражданскую войну, спасти монархию и страну «отцы Реставрации» генерал Мартинес-Кампос, лидеры консервативной партии Кановас и либеральной партии Сагаста созвали во дворце Эль-Пардо совещание влиятельных людей и выработали так называемый пакт в Эль-Пардо, который предусматривал сплочение нации вокруг правящей династии, создание военного правительства, временную паузу в работе парламента, ограничение свободы слова, печати, собраний и деятельности политических партий в целях восстановления правопорядка в королевстве и завершения экономических и политических реформ.
При этом, было принято разумным не связывать личность короля с непопулярными мерами и передать всю полноту власти назначенному им министру-президенту. Король, вопреки своим либеральным взглядам, был вынужден согласиться с данными предложениями.
20 сентября 1886 года создано Правительство национального согласия (исп. Ministerio de Consentimiento Nacional) под руководством генерал-капитана Арсенио Мартинес де Кампоса. В состав правительства вошел военный министр генерал-лейтенант Марсело де Азкаррага Пальмеро. Морским министром назначен адмирал Паскуаль Сервера-и-Топете, Министром внутренних дел и командующим Гражданской гвардии – дивизионный генерал Валериано Вейлер-и-Николау. Глава правительства генерал-капитан Арсенио Мартинес де Кампос обратился с прошением к королю предоставить ему чрезвычайные полномочия. В этот же день Король Испании Альфонсо XII своим указом утвердил полномочия военного правительства.
19 сентября 1886 года в Мадрид введены верные правительству войска. Восставшие войска были окружены и принуждены к сдаче. Руководители восстания – бригадный генерал Вильякампа и другие были приговорены к смертной казни.
20 сентября 1886 года был принят закон «О юридическом статусе правительства национального спасения» (исп. Ley Sobre el Estatuto Jurídico del Ministerio de Consentimiento Nacional), в котором министр-президент генерал-капитан Арсенио Мартинес де Кампос провозглашался верховным носителем власти. Он был наделён широкими полномочиями, в том числе правом единолично объявлять в стране или ее отдельных местностях чрезвычайное положение, одобрять или отменять любые законы, назначать и смещать судей. Его власть не ограничивалась ни королем, ни парламентом, ни политическими партиями.
В последствии появились предположения, что установление военной диктатуры было подготовлено германской разведкой, но документов или свидетельств о встречах высших испанских военных с германскими эмиссарами не сохранилось.
21 сентября 1886 года министр-президент генерал-капитан Арсенио Мартинес де Кампос обратился с воззванием к нации:
«Испанцы!
Вы, в чьём сердце живёт святое имя Испании, и вы, кто в рядах Армии и Флота сделали службу Родине своей религией, вы, которые клялись защищать её от всех врагов ценой жизни – нация зовёт вас на защиту!
Ситуация в Испании каждым днём становится всё более критической. Во многих местностях царит анархия. Забастовки и бунты парализуют жизнь населения, разрушая источники его богатства и создавая ситуацию голода, который ввергнет в отчаяние народ. Выстрелы револьверов и взрывы бомб террористов предательски убивают вас. Самые тяжёлые преступления совершаются в городах, тогда как органы правопорядка пребывают в отчаянии от собственного бессилия. И в это время те, кто должен был встать на защиту конституции и народа, подстрекаемые демагогами и изменниками, устраивают мятежи, под лозунгами свободы и справедливости поднимают оружие против своих братьев.
Конституция переживает состояние полного затмения: ни равенства перед законом; ни свободы, за которую выдают анархию; ни братства, тогда как ненависть и преступления заменили взаимное уважение; ни единства Родины, которой грозит территориальный распад; ни защиты нашей границы, когда в самом сердце Испании вспыхивает пламя мятежа. Судьи, независимость которых гарантирует Конституция, подвергаются преследованиям и самым ярым атакам на их независимость.
Можно ли допустить, чтобы мир наблюдал этот постыдный спектакль? Можем ли оставить Испанию врагам, трусливо отдав её без борьбы и сопротивления? Этого не будет! Это удел предателей, а мы, те, кто клялся защищать её, никогда так не поступим!
В такие моменты вся Испания поднимается с требованием мира, братства и правосудия; повсюду Армия, Флот и правоохранительные органы идут на защиту Родины.
Мы предлагаем справедливость и равенство перед законом без ненависти и насилия. Мир и любовь среди испанского народа, свободу и братство без анархии и тирании. Возможность трудиться и получать за свой труд достойное вознаграждение и благополучие.
Чистота наших намерений не позволяет нам уничтожить те завоевания, которые представляет общественно-политический прогресс, нас не гнетёт дух ненависти или мести. В неизбежном крушении, которое ждёт некоторые законодательные эксперименты, мы сумеем спасти всё, что совместимо с миром в Испании и её желанным величием, таким образом, воплотив в жизнь на нашей земле.
Но перед этим нас ждет беспощадная борьба против политических авантюристов, обмана честных рабочих и крестьян, против революционеров, анархистов и террористов, чьи действия напрямую нацелены на разрушение Испании.
Чрезвычайное положение служит лишь для того, чтобы восстановить в стране мир и порядок, обеспечить процветание народу и величие Родины.
Энергия, направленная на поддерживание порядка, будет пропорциональна силе сопротивления, с которым она столкнётся. Наш порыв будет обусловлен не защитой низких интересов, не желанием вернуться в прошлое, потому что институты власти, какими бы они ни были, должны гарантировать основу для совместного сосуществования граждан.
Да здравствует Испания! Да здравствует Король!
Да здравствует испанский народ!»
Политика национального согласия
Восстановление правопорядка
Первыми шагами правительства национального спасения стало наведение порядка в стране. 21 сентября 1886 года, согласно президентскому декрету-закону, был распущен парламент – кортесы, как было заявлено, вследствие невозможности «соблюдать в настоящее время законодательные требования, предъявляемые к установленной процедуре принятия законов».
Арсенио Мартинес де Кампос заявил: «Из всех наших врагов главным и наиболее опасным является анархизм. Мы должны ликвидировать его сейчас, пока он на распространился по всей стране. Если нам это не удастся, он рано или поздно уничтожит нас».
В ряде областей Испании было введено военное положение, учреждены военные трибуналы, заменившие гражданские суды, созданы несколько лагерей для мятежников и бунтовщиков. Были проведены казни анархистов и террористов.
Значительную роль в первые месяцы репрессий играли Испанская Королевская Армия, Гражданская Гвардия и полиция. Однако вскоре для правительства стало ясно, что органы правопорядка не справляются с поставленными задачами.
11 января 1887 в составе министерства внутренних дел создан Департамент национальной безопасности (исп. Departamento de Seguridad Nacional), в задачи которого входил сбор и анализ данных о реальной обстановке в стране, необходимых для обеспечения национальной безопасности, а также физическое уничтожение наиболее опасных оппозиционеров. В каждом из округов Испании были сформированы отделы безопасности (исп. Jefatura de Seguridad), напрямую подчиненные департаменту и создавшие разветвленную агентурную сеть. Кроме того, для контроля за лояльностью армии в военном министерстве создан Корпус военной безопасности (исп. Cuerpo de Seguridad Militar).
Для оперативного взаимодействия с органами безопасности и проведения войсковых операций, Корпус карабинеров (исп. Cuerpo de Carabineros), состоявший из наиболее боеспособных и преданных частей армии, был подчинен министру внутренних дел. Оставаясь составной частью армии, он выполнял задачи по восстановлению и поддержанию правопорядка, разгрому мятежных воинских частей и банд бунтовщиков. Подчиненность министерству внутренних обеспечивалась назначением командующим Корпуса карабинеров министра внутренних дел дивизионного генерала Валериано Вейлер-и-Николау, которому подчинялась и Гражданская гвардия (исп. Guardia Civil) и Национальная милиция (исп. Milicia Nacional), созванная из наиболее преданных королю подданных среднего класса. В каждом округе за счет штатной численности армии были сформированы Карабинерные бригады, каждая в составе трех-пяти (в зависимости от территории округа и обстановки в нем) пеших карабинерных батальонов и кавалерийского карабинерного полка (всего 8 бригад, 36 пеших карабинерных батальонов и 8 кавалерийских карабинерных полков).
Благодаря решительным действиям властей в 1886-1896 годах удалось восстановить правопорядок, практически ликвидировать анархистов-террористов и значительно ослабить республиканское движение.
Экономические реформы
В 1880-х годах в экономике Испания происходили существенные сдвиги: на Севере – в Каталонии, Стране басков, Астурии развивались металлургия и текстильная промышленность, строились машиностроительные заводы. Большую роль в индустриализации Испании играл иностранный капитал – английский (добывающая промышленность, железные дороги, электротехника, судостроение), французский (металлургия, текстильные фабрики, военная промышленность), а также бельгийский и канадский. Развивалось и сельское хозяйство. Испания поставляла на мировой рынок все больше оливкового масла, цитрусовых, вин. B системе мирохозяйственных связей Испания заняла место поставщика промышленного сырья, сельскохозяйственной продукции и колониальных товаров. Благодаря Потсдамскому договору 1884 года в инвестициях в экономику Испании стал преобладать германский капитал [подробно в главе «Экономическое развитие Испании в 1875-1898 годах»].
Деньги, полученные за проданные Германии Маршалловы, Каролинские и Марианские острова, вложенные в промышленность, а также германские инвестиции способствовали масштабному росту производства. Возникли новые банки, сосредоточившие значительные капиталы: «Испано-германский банк» (исп. Banco Hispano-Alemán) – филиал «Немецкого банка» (нем. Deutsche Bank) Георга Симменса, «Бискайский банк» (исп. Banco de Vizcaya), «Испанский кредитный банк» (исп. Banco de crédito Español).
B последней четверти XIX в. отношение государства к экономике страны свелось к классической формуле «laissezfaire, laissez passer». Правительства этого периода ограничивались сбором налогов и установлением таможенного режима. C 1869 по 1891 год таможенные пошлины были низкими, что создавало благоприятные условия для горнодобывающей промышленности и производства вина, оливкового масла и цитрусовых.
В области экономики правительство Арсенио Мартинеса де Кампоса ориентировалось на ускоренное развитие национальной экономики. Вокруг него сложилась группа испанских экономистов, многие из которых учились на экономическом факультете Берлинского университета и придерживались Теории протекционизма немецкого экономиста Фридриха Листа (нем. Daniel Friedrich List, 1789–1846), изложенной в 1841 году в его капитальном сочинение «Национальная система политической экономии».
Теория протекционизма, благодаря которой Лист и приобрёл известность, отличается несомненной оригинальностью, хотя некоторые учёные и видят в ней влияние американского экономиста, 1-го министра финансов США Гамильтона.
По мнению Листа каждая страна проходит в своём развитии пять периодов: дикий, пастушеский, земледельческий, земледельческо-промышленный, земледельческо-промышленно-торговый. Чисто земледельческие страны отличаются бедностью, невежеством, рутиной, произволом в управлении, недостатком средств существования, политической слабостью; масса производительных сил лежит в них праздно. Необходимо вывести их из этого состояния и развить внутреннюю промышленную силу. Лучшее средство для этого – покровительственные таможенные пошлины. Благодаря им внутренние производители ставятся в одинаковые условия конкуренции с иностранцами; промышленность начинает развиваться и постепенно достигает такого совершенства, что может выдержать соперничество с заграничной. С этого момента миссия протекционизма должна считаться оконченной; промышленность окрепла, пошлины могут быть сняты.
Расцвет местной промышленности влечёт за собой ряд благодетельных последствий – улучшение общественных учреждений, расширение пользования естественными силами природы, оживление земледелия, усовершенствование путей сообщения, развитие торговли, судоходства, морского могущества, колониальных владений; но особенно важно развитие производительных сил страны, которое имеет гораздо большее значение, чем накопление ценностей. Временные потери потребителей от вздорожания товаров, обложенных таможенной пошлиной, сторицей покрываются развитием производительных сил. Обращаясь к современной ему Германии, Лист полагал, что она находится как раз в том периоде, когда необходима покровительственная таможенная система, и ратовал за объединение Германии с целью покровительства туземной промышленности.
Протекционисты, черпая свои главные доводы из сочинения Листа, нередко забывали о том, что он не был абсолютным приверженцем покровительственных пошлин, а считал их уместными только при переходе от земледельческого состояния к промышленному. Стеснения международной торговли, по его мнению, вредны и нежелательны в периоды дикого состояния, пастушеского быта и первобытного земледелия, равно как в тот период, когда нация достигла высокого расцвета внутренней промышленности.
С другой стороны, Лист считал покровительственную систему возможной только там, где существуют необходимые для развития промышленности условия, как-то: закругленность территории, густое население, богатство естественных сил природы, прогрессирующее земледелие, высокая степень цивилизации и политическое развитие.
Правительством был выбрал путь замены режима умеренного протекционизма, господствовавшего с 1866 года, протекционизмом крайним что отвечало интересам предпринимателей, ориентировавшихся на внутренний рынок, – владельцев металлургических заводов, текстильных фабрик, а также производителей зерна, страдавших от ввоза американской пшеницы.
В 1887 году был введен новый таможенный тариф, который сильно сократил ввоз иностранных товаров в Испанию и вызвал ответные санкции со стороны некоторых иностранных государств, в особенности Франции: экспорт испанских вин во Францию сразу упал с 300 миллионов франков до 60 миллионов.
Однако возможности испанской экономики, ее природные богатства, отличные климатические условия использовались далеко не полностью. Но промышленный рост по-прежнему ограничивали аграрная структура страны: 2% земельных собственников владели 47% обрабатываемых земель, но вкладывали в свои хозяйства очень мало средств. Некоторые помещики владели огромными латифундиями, при этом значительная часть земли не обрабатывалась вовсе. Отсюда низкая урожайность, нищета крестьян – основного населения страны, их низкая покупательная способность. Для изменения данного положения настоятельно требовалось проведение аграрной реформы.
Еще либеральным правительством в 1883 году была учреждена Комиссия социальных реформ, которая должна была изучить положение низших слоев. Активное строительство новых промышленных предприятий первоначально потребовало большое количество неквалифицированной рабочей силы и вызвало отток безземельных крестьян в города, но не решило проблему.
Укрепив государственную власть и получив дополнительные финансы правительство Арсенио Мартинеса де Кампоса смогло завершить проведение аграрной реформы. Так еще в 1878 году принят Аграрный закон (исп. Ley Agraria), в соответствии с которым вводился налог на необрабатываемые земли (исп. Impuesto Sobre Tierras no Cultivables), которым латифундисты принуждались к продаже государству или крестьянам по кадастровой стоимости излишков земли. С 1884 года Государственный фонд сельскохозяйственных земель предоставлял крестьянам возможность в кредит, предоставляемый «Испанским кредитным банком» под залог собственности по льготной процентной ставке на 10-20 летний срок, приобрести участки земли и сельскохозяйственный инвентарь.
Важную роль в экономической жизни страны продолжали играть колониальные владения – Куба и Филиппины. Испанская промышленная продукция, неконкурентоспособная на европейских рынках, находила сбыт в колониях. Испания, в свою очередь, вела торговлю колониальными товарами.
Политические реформы
Для обеспечения проводимых правительством реформ, в качестве альтернативы Либерально-консервативной партии Антонио Кановаса дель Кастильо, выражающей интересы крупных промышленников и латифундистов, при поддержке правительства в июне 1887 года создается Национальная партия Испании (исп. Partido nacional de España, PNE), представляющая наиболее многочисленную часть населения – национальную интеллигенцию, частных предпринимателей, ремесленников и крестьян-собственников, придерживающихся патриотических, монархических и традиционалистских взглядов. Лидером партии становится в прошлом один из руководителей Консервативной партии Дон Франциско Сильвела-и-Ле Веллёз, бывший товарищем министра (1879-1881), потом министром внутренних дел (1884-1885) в кабинетах Кановаса дель Кастильо.
Политика национального согласия принесла заметные результаты, правопорядок в стране был восстановлен, анархисты и радикальные республиканцы были практически ликвидированы. Король и правительство получили полное доверие и поддержку народа.
В этих условиях король Альфонсо XII в Аранхуэсе принял решение возобновить работу парламента и в декабре 1895 года произошли выборы в кортесы, которые окончились победой правительства. Большинство в обоих палатах парламента получила Консервативная партия, поддерживающая экономическую политику правительства. Президентом сената был избран Кановас дель Кастильо. Впервые в выборах приняла участие Национальная партия, которая получила 30% мест в нижней палате – конгрессе депутатов.
В тоже время, опираясь на городское население, Пракседес Сагаста провел через кортесы несколько прогрессивных законов (закон об ассоциациях (исп. Ley de Asociaciones) 1896 года, открывший возможности для легальной деятельности профсоюзов, введение суда присяжных (исп. Ley del Tribunal del Jurado), провозглашение законности гражданского брака и свободы совести), главными из которых был новый избирательный закон (исп. ley Electoral) 1896 года, вводивший всеобщее избирательное право для мужчин старше 25 лет. В этом же году по новому закону впервые были проведены многопартийные выборы в кортесы, на которых депутатами стали представители оппозиции – Республиканской федералистской партии. Тем не менее большинство в парламенте получил правительственный блок Консервативной и Национальных партий. Таким образом, политические реформы укрепили положение правительства.
Государственные деятели
Антонио Кановас дель Кастильо
Антонио Кановас дель Кастильо (исп. Antonio Cánovas del Castillo, 8 февраля 1828 года, Малага – 8 августа 1897 года, Мондрагон) – испанский государственный деятель, председатель правительства Испании, поэт, историк и реставратор монархии в Испании. Кавалер ордена Золотого руна.
После смерти отца переехал в Мадрид и проживал у своего дяди по матери Серафина Эстебанеса Кальдерона. Изучал юридические науки в Мадридском университете Комплутенсе и рано проявил интерес к политике. Во время революции 1854–1856 годов прославился, став одним из авторов Мансанаресской программы. В 1857 году был назначен губернатором Кадиса, в 1864 году получил должность министра финансов. В революцию 1868–1874 годов выступил на стороне Бурбонов и против республики. В 1874 году основал Либерально-консервативную партию (она же Консервативная), много лет являвшейся одной из ведущих партий страны. Возглавлял правительство Испании в 1875–1881, 1884–1885, 1890–1892 и 1895–1897 годах.
Благодаря исключительным способностям, энергии и воле он стал к середине 70-х годов самым авторитетным политическим деятелем монархического лагеря. Его политические взгляды легли в основу конституции 1876 года А. Кановас был убежденным сторонником конституционной монархии, которая, по его мнению, являлась единственной гарантией социального и политического порядка. Он считал, что власть должна находиться в руках монархических партий, другие политические силы не следовало допускать к управлению государством. Кановас был противником всеобщего избирательного права, которое, по его мнению, вело либо к анархии, либо к цезаризму. Он считал религию основой гражданского общества, но в то же время выступал против вмешательства церкви в политическую жизнь. Он полагал также, что армия должна быть отстранена от политической борьбы.
Автор плана «Мирный поворот» (исп. El Turno Pacífico), согласно которому в Испании создавалась двухпартийная система, в рамках которой две «официальные» партии, правоцентристская Либерально-консервативная и левоцентристская Либеральная должны были по очереди сменять друг друга у власти, не допуская перерастания противоречий между ними в политический кризис, грозивший стране очередной гражданской войной. Выбор между партиями должен был делать король, после чего политикам предстояло оформить победу нужной партии. «Мирный поворот» полностью исключал возможности победы на выборах любых других партий. Это достигалось местными «касиками» (исп. caciques), как с помощью подкупа и давления на избирателей, так и путём фальсификации выборов. Начиная с 1881 года «Мирный поворот» много лет обеспечивал стабильность политической системы Испании, пока в начале XX века не стал давать сбои из-за нарастания разногласий между основными партиями и растущей активности электората, всё больше склоняющегося в сторону реальной оппозиции.
24 ноября 1885 года Кановас и лидер либералов Пракседес Матео Сагаста заключили так называемый «Пакт Эль-Пардо» (исп. Pacto de El Pardo), который предусматривал сплочение нации вокруг правящей династии, создание военного правительства, временную паузу в работе парламента, ограничение свободы слова, печати, собраний и деятельности политических партий в целях восстановления правопорядка в королевстве и завершения экономических и политических реформ.[1]
8 августа 1897 года Антонио Кановас дель Кастильо, на тот момент председатель Совета министров, был убит итальянским анархистом Микеле Анджиолилло на курорте Санта-Агеда в муниципалитете Мондрагон (Гипускоа). Имя Кановаса дель Кастильо носит один из бульваров в центре его родного города.
Пракседес Мариано Матео Сагаста-и-Эскобар
Пракседес Мариано Матео Сагаста-и-Эскобар (исп. Práxedes Mariano Mateo Sagasta y Escolar, 21 июля 1825 года, Торресилья-эн-Камерос – 5 января 1903 года, Мадрид) – испанский государственный деятель. Изучал инженерное дело, служил инженером при постройке железной дороги.
Принял участие в восстании 1854 года и был избран в кортесы. После подавления революционного движения в 1856 году вынужден был бежать за границу; скоро был амнистирован и вернулся в Мадрид, где был профессором в инженерной школе, либеральным депутатом в кортесах и редактором «Iberia». После неудачной попытки поднять восстание в 1866 году Сагаста вновь бежал за границу, откуда вернулся после низвержения королевы Изабеллы II и был назначен министром внутренних, потом иностранных дел. Он был горячим сторонником генерала Жоана Прима, а после его смерти – маршала Франсиско Серрано. 5 января 1871 года Сагаста стал министром внутренних дел в консервативно-либеральном кабинете Серрано (первом при короле Амадео). 20 июля вышел в отставку, когда Серрано должен был уступить место радикальному кабинету Мануэля Руиса Соррильи. 3 октября Сагаста был избран президентом кортесов, победив правительственного кандидата и вызвав тем самым падение кабинета Соррильи. Сагаста получил портфель министра внутренних дел в новом кабинете Хосе Малькампо; 20 декабря он сам занял место первого министра. 22 мая 1872 года его кабинет пал вследствие недобросовестного расходования государственных сумм на избирательные цели, а также из-за неудовольствия короля, которому стали известны тайные сношения Сагасты со сторонниками претендента Альфонса. После этого Сагаста, возбудивший к себе неприязнь как короля, так и республиканцев, находился в оппозиции.
В конце 1873 года он стал одним из участников заговора против президента Эмилио Кастелара, во главе которого стояли маршал Серрано и генерал Павия. Когда последний 3 января 1874 года разогнал штыками кортесы и произвёл государственный переворот, Сагаста стал министром иностранных, потом внутренних дел в правительстве маршала Серрано. 4 сентября, когда последний отбыл в армию на войну с карлистами, Сагаста стал президентом исполнительной власти. В это смутное время Сагаста успел организовать толпы городской черни, которую он даже частью вооружил для уличной борьбы с политическими противниками. Такие приёмы борьбы не спасли его, однако, от восстания 30 декабря, направленного против него и маршала Серрано в пользу короля Альфонса. Сагаста легко уступил, считая сопротивление опасным.
После воцарения короля Альфонса XII, Сагаста стал лидером умеренной, династически-либеральной оппозиции. Когда в 1881 году пало министерство Антонио Кановаса дель Кастильо, король обратился к Сагасте. Теперь для Испании настало сравнительно спокойное время, что не мешало партиям прибегать к грубым нарушениям конституции. Сагаста был главой кабинета в 1881–1883 годах. В 1883-1885 годах возглавлял фракцию Либеральной партии в парламенте и в дальнейшем являлся ее бессменным лидером.[2] По его инициативе были освобождены рабы на Кубе, расширены компетенции суда присяжных, принят закон о гражданском браке, ведено всеобщее избирательное право для мужчин старше 25 лет, ограниченное постановлением о двухлетней осёдлости.
Дон Франциско Сильвела-и-Ле Веллёз
Дон Франциско Сильвела-и-Ле Веллёз (исп. Francisco Silvela y Le Vielleuze, 15 декабря 1843 года, Мадрид – 29 мая 1905 года, Мадрид) – испанский политический и государственный деятель. Историк, юрист и журналист. Испанский гранд.
Как оратор, Сильвела занимал в Испании одно из первых мест. Всегда сдержанный, холодный, строго деловой, превосходно владеющий предметом, о котором идёт речь, он вместе с тем в совершенстве владел оружием сарказма и иронии.
Путь в политику начинал как журналист. В 1869 году был избран в кортесы, где скоро выделился в рядах консервативной партии. В революционный период (1872–1874) находился вне политики. После восстановления монархии стал товарищем министра, потом министром внутренних дел в кабинетах Кановаса дель Кастильо и Мартинеса де Кампоса, министром юстиции в кабинете Посада де Геррера.
В июне 1887 года возглавил вновь созданную Национальную партию Испании, представлявшей наиболее многочисленную часть населения – национальную интеллигенцию, частных предпринимателей, ремесленников и крестьян-собственников, придерживающихся патриотических, монархических и традиционалистских взглядов.
В декабре 1895 года стал председателем фракции Национальной партии, которая впервые приняла участие в выборах и получила 30% мест в нижней палате – конгрессе депутатов.[3]
Примечания:
[1] В реальной истории «Пакт Эль-Пардо» предусматривал плавный переход власти от одной партии к другой с целью обеспечить стабильность режима, оказавшегося под угрозой из-за более чем вероятной скорой смерти монарха. Этот пакт, в дополнение к «Мирному повороту» действительно помог сохранить монархию до тех пор, пока новый король Альфонсо XIII не достиг совершеннолетия.
[2] В реальной истории Сагаста стоял во главе кабинета в 1885–1890 и 1892–1895 годах. В последние годы жёсткая политика метрополии по отношению к Кубе вызвала там восстание, с которым Сагаста не смог справиться и которое он оставил в наследство своему преемнику, Антонио Кановасу. Задача оказалась не по силам и этому последнему, и Сагаста в качестве вождя оппозиции явился сторонником примирительных мер. В 1897 году кабинет Кановас пал, и Сагаста сформировал новое правительство. Он отозвал с Кубы жестокого генерала Валериано Вейлера, заменил его более мягким генералом Бланко и обещал введение автономии. Когда восстание было почти задавлено вмешались Соединённые Штаты Америки. Испано-американская война окончилась полным поражением Испании. Это вызвало в стране страшное раздражение против Сагасты, который спасался от крушения только тем, что долго не созывал кортесы. Когда они в феврале 1899 года были созваны, падение министерства Сагасты стало неизбежным. Сагаста снова перешёл в оппозицию. Был вновь министром-президентом с 6 марта 1901 года по 6 декабря 1902 года. Уступил место консервативному кабинету Франсиско Сильвелы. Время управления кабинета Сагасты было отмечено множеством стачек и разных волнений, с которыми Сагаста расправлялся железной рукой.
[3] В реальной истории Сильвела являлся главой кабинета министров Испании (4 марта 1899 года –18 апреля 1900 года и 6 декабря 1902 года –18 июля 1903 года). В 1892 году в результате конфликта с лидером консервативной партии Кановасом дель Кастильо, которого порицал за некорректные приемы борьбы, покинул ряды его партии и создал свою новоконсервативную партию. После убийства Кановаса дель Кастильо в 1897 году его партия вновь объединилась со староконсерваторами в единый консервативный союз, который и признал Ф. Сильвелу своим лидером, как преемника Кановаса. Когда после испано-американской войны либеральное министерство Сагасты в 1899 году ушло в отставку и Ф. Сильвела был призван встать во главе правительства с задачей возродить Испанию. Данные им многочисленные широковещательные обещания выполнить не смог. В особенности он не имел сил сдержать клерикальную партию, одну из главных причин несчастного положения Испании. В 1899 году заключил договор о покупке Германией испанских колониальных владений в Тихом океане. При назначениях на государственные должности пытался руководиться не партийными соображениями, а пригодностью лиц, но возбудил этим против себя часть своей же партии. В октябре 1900 года он вышел в отставку, но в 1902 году вновь сформировал кабинет. На выборах в кортесы в мае 1903 получил большинство голосов избирателей, но в самом кабинете произошел раскол: из него вышел министр финансов Виллаверде, и это вызвало падение кабинета (18 июля 1903 года). Ф. Сильвела объявил, что уходит навсегда из политической жизни. Но не сдержал обещания, хотя и не смог вернуть себе прежнее влияние. 22 июля 1900 года в Сан-Себастьяне премьер-министр Испании, Франсиско Сильвела, предложил регенту Испании Марии Кристине Австрийской принять указ о стандартизации времени в стране, устанавливающий Среднее время по Гринвичу (UTC±00:00) как стандартное время на Пиренейском полуострове и Балеарских островах с 1 января 1901 года. Указ был принят Марией Кристиной 26 июля 1900 года. Именем Франсиско Сильвелы названа одна из улиц в районе Саламанка Мадрида.