Винтовой корвет «Веттор Пизани»
Содержание:
История создания
Образованный 17 марта 1861 г. Королевский Итальянский флот с первых дней своего существования начал активно готовиться к новой войне против Австрии. В развитие флота вкладывались огромные денежные средства, закладывались новые корабли, велось расширение портов и верфей. Даже чехарда сменяющих друг друга правительств – за пять лет, предшествующих началу войны, сменилось девять морских министров – не сказывалась на планомерном наращивании итальянской морской мощи.
В 1862 году было принято стратегическое решение об отказе от деревянных кораблей в качестве главной силы флота и переходе к строительству броненосцев. Тем самым дальнейшая постройка классических фрегатов в Италии была прекращена. В отношении корветов все сложилось иначе – на эти корабли возлагались функции, которые в последующем будут присущи классу крейсеров. Совет Адмиралов характеризовал их как «класс кораблей, в наибольшей степени подходящий как для службы на менее значимых [заморских] станциях, так и для крейсерских операций в военное время». Таким образом, в мирное время на эти корабли возлагалась защита итальянских интересов в отдаленных уголках мира, показ флага и служба в качестве стационеров, а в военное – нарушение вражеской торговли.
Предложение о строительстве двух новых деревянных винтовых корветов с открытой батареей и машиной в 300 нарицательных сил впервые было выдвинуто в конце 1863 г. Один из кораблей предполагалось заложить на королевской верфи в Кастелламаре-ди-Стабия, второй – на верфи в Сан-Бартоломео, относящейся к Арсеналу Специи. Стоимость одного такого корабля оценивалась в 1,25 млн. лир.
18 ноября 1864 г. ставший морским министром генерал Альфонсо Ламармора предложил вместо этого заложить один корвет с закрытой батареей. По всей видимости, министр разделял общее мнение армейских генералов, находивших такой корабль более подходящим для перевозки войск и участия в будущих десантных операциях, считавшихся неизбежными в грядущей войне за Венецию.
Три дня спустя Совет Адмиралов дал отрицательную резолюцию на это предложение, мотивируя ее тем, что стоимость постройки большого корвета достигнет 2 млн. лир с соответствующим ростом эксплуатационных расходов, а машина в 300 л.с. не обеспечит ему надлежащих ходовых качеств.
3 апреля 1865 г. преемник Ламарморы на посту министра – генерал Диего Анджолетти – представил палате депутатов проект новой кораблестроительной программы, в числе других кораблей предусматривавшей постройку двух винтовых корветов. После бурного обсуждения 18 мая программа была одобрена парламентом, однако споры относительно выбора проекта продолжались еще не менее полугода. Совет считал основной задачей будущих кораблей службу на заморских станциях, а для этого больше подходят корветы с закрытой батареей,
«потому что, неся артиллерию большего калибра, могут крейсировать более длительное время с меньшим неудобством для экипажа, так как имеют преимущество с точки зрения гигиены».
В конечном итоге, на заседании 10 ноября 1865 г. пришли к решению строить один корвет с открытой и один с закрытой батареей.
Недостаток средств (их львиную долю поглощали броненосцы) не позволил реализовать замысел в полном объеме. В частности, из двух корветов до начала войны 1866 года был заложен только корабль с открытой батареей, получивший название «Караччоло». К постройке второго приступили лишь спустя почти год после трагической для итальянского флота битвы при Лиссе, причем для выдачи заказа понадобилось специальное распоряжение министра, отданное в январе 1867 г.
Проект корвета с закрытой батареей был разработан генерал-инспектором Корпуса корабельных инженеров Джузеппе Микели. Корвет строился в Арсенале Венеции, став первым кораблем, заложенным там после вхождения Венеции в состав Итальянского королевства, и первоначально получил название «Бриоза» (Яркий), но в январе 1869 г. переименован в «Веттор Пизани» – в честь Витторио Пизани (1324-1380) – венецианского адмирала, командовавшего флотом во время войны с Генуей (война Кьоджи).
Описание конструкции
«Веттор Пизани» стал последним классическим парусно-паровым корветом итальянского флота. Его корпус имел типичную для своего времени деревянную конструкцию (с дополнительными металлическими связями) с небольшим полубаком и отличался высочайшим качеством постройки, так что даже после трех кругосветных плаваний ему не требовалась тимберовка. На изготовление корпуса шли различные сорта дерева: киль, штевни и важнейшие элементы набора выполнялись из романского дуба, наружная обшивка – из тика, фриулийского дуба, кадорской и корсиканской лиственницы, внутренняя – из тика и романского дуба, бимсы – из корсиканской и кадорской сосны, ширстрек – из фриулийского дуба, мостики – из черной сосны; бимсы под котлами были обиты железом; подводная часть обшивалась медью. Носовое украшение в виде стилизованной фигуры адмирала Пизани было подарено кораблю графом Андреа Моросини.
На мачты шли черная сосна и ель. В процессе достройки высоту мачт решено было уменьшить против исходного проекта; это решение имело негативные последствия в виде малой площади парусности (1211,2 м²), так что и скорость корвета под парусами нельзя назвать выдающейся – 7,5 уз. Кроме того, мачтовый лес оказался плохо просушенным и очень быстро пришел в негодность, что заставило уже в 1877 году полностью заменить рангоут (для этой цели в Венецию был направлен генерал Микели), заодно увеличив высоту мачт на два с лишним метра и добавив парусов. Тогда же стоячий такелаж – впервые на итальянском корабле таких размеров – выполнили не из канатов, а из металлического троса; результат эксперимента сочли удовлетворительным и впоследствии распространили на другие корабли.
Благодаря совершенным обводам корвет обладал хорошей мореходностью, прекрасно слушался руля, но из-за избыточной остойчивости поначалу обладал сильной и порывистой бортовой качкой, размахи которой доходили до 37°, в связи с чем после первого океанского плавания потребовалось поднять центр тяжести, переместив веса внутри корпуса. Первый командир корабля, капитан 2 ранга Джузеппе Ловера ди Мария, отмечал, что корвет
«под парами управляется прекрасно, но под парусами – посредственно».
Осенью 1878 г. в кормовой части был надстроен деревянный полуют весом 12 т, в котором разместились каюта и салон командира, прежняя убирающаяся дымовая труба заменена новой, увеличенного сечения, а перед ней установили закрытую ходовую рубку. Это облегчило условия несения вахты, однако, по мнению современников, испортило эстетически безупречный силуэт корабля.
Силовая установка была изготовлена в Неаполе фирмой «Гуппи» и смонтирована на корабле в мае 1869 г. Она состояла из четырех цилиндрических котлов, паровой машины и конденсатора. Во время ремонта корвета в 1877 г. был выявлен значительный износ первоначально установленных на нем котлов, поэтому они были сняты и переставлены на старый пароходо-корвет «Этторе Фьерамоска», продлив его карьеру еще на пять лет. Вместо них, между сентябрем 1878 г. и январем 1879 г., «Веттор Пизани» получил новые котлы, изготовленные фирмой «Паттисон» из Неаполя и изначально предназначавшиеся для корвета «Этна». Каждый такой котел имел четыре топки, площадь колосниковых решеток 24,32 м², поверхности нагрева —317,19 м². В мае 1886 г., во время очередного ремонта в Неаполе, они были заменены новыми, изготовленными в 1883 г. фирмой «Гуппи» для пароходо-корвета «Гискардо», но так и не установленными до его списания. Эти котлы были трехтопочными и имели рабочее давление 25 фунтов на кв. дюйм (1,75 кг/см²), длину 2,66 м, диаметр 3,64 м, площадь колосниковых решеток 20,736 м², суммарную нагревательную поверхность 639,54 м², полный объем воды 58 м³, объем парового коллектора 33,328 м³, площадь парообразующей поверхности 36,26 м². Кроме того, при вводе в строй на корабле был установлен вспомогательный котел фирмы «Филд», работавший на динамо-машину сети освещения.
Корвет оборудовался двухцилиндровой горизонтальной паровой машиной среднего давления с развернутым шатуном. Диаметр цилиндров составлял 1397 мм, ход поршня 762 мм, номинальная мощность 300 л.с. при 60 оборотах в минуту (средняя индикаторная мощность —950 и.л.с.). Реверс машины с переднего на задний ход мог производиться за 15-16 секунд. Первоначально на «Пизани» стоял конденсатор «Нормандия» британского производства, который в 1882 г. заменили на новый, типа «Перруа», снабженный испарителем Кузэна производительностью 9000 л. воды в сутки.
Корабль приводился в движение двухлопастным винтом диаметром 4,317 м, который снабжался рамой и мог подниматься при движении под парусами. На предварительных ходовых испытаниях в 1871 г. «Веттор Пизани» показал среднюю скорость 8,8 уз при давлении пара 20 фунтов на кв. дюйм (1,4 кг/см2) и 62,5 оборотах в минуту. В дальнейшем, путем подбора оптимального шага винта, который составил 5,48 м (в 1886 г. его увеличили до 5,781 м), скорость удалось довести до 9,66 уз. Наилучший же свой результат – 10,4 уз – корвет показал 18 марта 1879 г., перед отправкой в третье океанское плавание.
В 1882 и 1886 гг., по завершении очередных ремонтов, проводились новые испытания, результаты которых оказались заметно хуже (см. таблицу). Проще всего было бы, как водится, списать это на плохое качество угля и неопытность кочегаров, однако выводы Главного управления снабжения оказались нелицеприятными. В вышедшем в июле 1886 г. отчете отмечалось, что котлы, изготовленные для пароходо-корвета «Гискардо», несмотря на большую, чем у предыдущих, площадь колосниковых решеток и нагревательной поверхности, в обычных условиях эксплуатации не держат давление выше 15 фунтов на кв. дюйм (1,05 кг/см²) и не обеспечивают машине более 40-50 оборотов в минуту, снижая тем самым ее мощность с исходных 950 до 425 и.л.с.
Запас угля достигал 190 т, но из-за избыточной остойчивости обычно на борт брали не более 150 т. Этого хватало всего на несколько дней хода под парами, поэтому большую часть плавания корвет проводил под парусами.
Артиллерийское вооружение поначалу состояло из четырех 16-см (40-фнт) чугунных скрепленных, десяти 12-см (16-фнт) чугунных и трех 8-см (5-фнт) бронзовых пушек (все пушки – нарезные дульнозарядные). В 1878 г. для компенсации веса возведенного полуюта 16-см пушки были заменены таким же числом 12-см.
В 1879 году все вооружение было заменено на десять 120-мм стальных казнозарядных орудий №2 с длиной ствола 20,1 клб. на станках системы Альбини. В 1883 г., при стоянке в перуанском порту Кальяо, «Веттор Пизани» получил с находившегося там и выводимого из состава флота пароходо-корвета «Аркимеде» четыре 75-мм казнозарядных бронзовых пушки – две №1 с длиной ствола 21,2 клб. и две №2 с длиной ствола 12 клб.
В 1885 г., при переоборудовании в учебный корабль, вооружение сократили до шести 120-мм орудий №2, размещенных в кормовой части, к которым в следующем году добавилось две 25-мм четырехствольных митральезы системы Норденфельда и два пулемета Максима. Наконец, в 1888 г. «Пизани» снова получил пару 75-мм пушек, а также шесть мин образца 1882 г.
Набор корабельных плавсредств в 1877 г. состоял из парусного баркаса, четырех гребных катеров, 8-метрового вельбота, яла и двух традиционных венецианских плоскодонных лодок – «топо» и «сандалетто». Число и тип шлюпок по ходу службы неоднократно менялись. Так, во время кругосветного плавания 1871-1873 гг. на борту находился паровой катер водоизмещением 7,149 т и длиной 10,565 м, тогда как вельбот в 1878 г. был изъят и заменен ялом.
Корвет нес два становых и два запасных якоря.
Экипаж по штату состоял из 238 человек – 13 офицеров, 219 унтер-офицеров и матросов и 6 морских пехотинцев. Будучи предназначенным для дальних океанских вояжей, «Веттор Пизани» располагал обширными продовольственными кладовыми и цистернами, содержавшими 27 т воды для мытья, 6000 л вина, 1000 л водки и уксуса из расчета на 130 дней плавания.
Согласно сметному отчету верфи, датированному 27 июля 1871 г., стоимость постройки составила 1 310 298 лир (в том числе материалы – 710341 лира, работа – 599957 лир), однако в целом, включая стоимость вооружения и оборудования, корабль обошелся казне в 3104958 лир.
История службы
Еще до официального ввода в строй «Веттор Пизани» представлял Италию на церемонии открытия Суэцкого канала 17 ноября 1869 г. и стал первым итальянским кораблем, прошедшим им.
Подняв флаг 10 апреля 1871 г., корвет под командованием капитана 2 ранга Джузеппе Ловера ди Мария стал готовиться к плаванию в дальневосточные воды с целью укрепления международных связей, начало которым положили визиты корветов «Маджента» и «Принчипесса Клотильда». Из Венеции «Пизани» перешел в Неаполь, где прошел докование и 30 мая отправился в поход, продолжавшийся 27 месяцев и 9 дней.
Совершив заход в Бейрут, корабль вошел в Красное море и почти весь июль провел в Ассабе, занимаясь гидрографическими и топографическими исследованиями в рамках работы комиссии под началом армейского офицера Энцио де Векки, изучавшей возможности организации итальянской колонии в Эритрее. Затем путь корвета лежал через Аден, Сингапур, Йокогаму, Шанхай, Гонконг, Амой и Манилу. На одном из переходов на борту «Пизани» находились три итальянских коммерсанта, отозвавшиеся о капитане Ловера как о «грубом и негостеприимном человеке». В марте 1872 г. корвет прибыл в Манилу, чтобы продолжить начатые командиром «Принчипессы Клотильды» Карло-Альберто Раккия переговоры об организации на острове Борнео итальянской колонии для ссылки преступников. Затем последовало возвращение в Сингапур и Йокогаму, где на борт приняли большой груз шелковых коконов, после чего «Пизани» отправился к берегам Новой Гвинеи на поиск итальянских исследователей Одоардо Беккари и Луиджи-Мария Д’Альбертиса, от которых давно не было вестей. Оба были найдены, причем Д’Альбертис к тому времени был тяжело болен малярией, и его пришлось эвакуировать. Во время следования вдоль южного берега Новой Гвинеи Д’Альбертис продолжил свои изыскания, исследовав гору Шарль-Луи и хребет Оуэн-Стэнли, а также открыл ранее неизвестный науке вид райской птицы, но здоровье его продолжало ухудшаться, поэтому при прибытии в Сидней 1 февраля 1873 г. он сошел на берег. Вскоре на Дальний Восток прибыл пароходо-корвет «Говерноло», а «Пизани» через Окленд и Монтевидео вернулся на Средиземное море. 29 августа 1873 г. неподалеку от Картахены он был встречен итальянской эскадрой, проводившей ежегодные маневры, и 3 сентября прибыл в Неаполь, где был разоружен. В ходе своего первого кругосветного плавания, продолжавшегося 440 дней, корвет прошел 48000 миль (из них 40000 – под парусами) и совершил заход в 41 порт.
Пройдя ремонт, 11 апреля 1874 г. «Веттор Пизани» вновь вступил в кампанию под командованием капитана 2 ранга Альберто де Негри. После двух месяцев подготовки, 14 июня корвет отправился в новую кругосветку, продолжавшуюся два года и девять месяцев (1004 дня), в ходе которой прошел 49 000 миль и посетил 25 портов – преимущественно китайских и японских. В октябре 1875 г. в Йокогаме корабль принял новый командир – капитан 2 ранга Антонио Ансальдо. Покинув этот порт 1 ноября 1875 г., «Пизани» пересек Тихий океан и 14 февраля 1876 г. прибыл в Порт ля Унион (Сальвадор), откуда проследовал в Акапулько (Мексика), Вальпараисо (Чили), обогнул мыс Горн и прибыл в Монтевидео (Уругвай). На Южноамериканской станции пришлось задержаться почти на год. В июне корвет снова демонстрировал флаг в Вальпараисо, затем вернулся в Уругвай, 8 октября бросил якорь в Рио-де-Жанейро и лишь 4 декабря взял курс к берегам Италии. Миновав Гибралтар и войдя в Средиземное море, он был вынужден остановиться в Сиракузах 19 февраля 1877 г., чтобы переждать шторм, и только 24 февраля прибыл, наконец, в родную Венецию.
Там силами местного арсенала была проведена модернизация и перевооружение корабля, продолжавшаяся до начала 1879 г. За это время, декретом морского министра от 1 июня 1877 г. «Веттор Пизани» был переклассифицирован в военный корабль 2-го класса (nave da guerra di II classe). 12 декабря 1878 г. корвет торжественно открыл один из двух новых сухих доков в Арсенале Венеции.
11 марта 1879 г. «Веттор Пизани» поднял вымпел и начал кампанию, чтобы совершить поход на Дальний Восток с дипломатической миссией. Для этого его командиром был назначен член королевской фамилии – капитан 2 ранга Томмазо ди Савойя, герцог Генуэзский. Утром 31 марта корвет оставил Венецию и 7 апреля, после остановки в Бриндизи, отправился в третье океанское плавание. Маршрут пролегал через Кефалонию (Крит), Суэц, Порт-Саид, Аден и Рас-Филуш, где 3 июня на борт были взяты
«73 барана и 7 тонн берберийского угля».
26 июня корабль был в Пенанге, 4 июля – в Сингапуре, 22 июля – в Гонконге, а утром 3 августа сигнальщикам открылись берега японского архипелага Гото. Между 29 июля и 1 августа корвет выдержал жестокий тайфун, во время которого
«размахи бортовой качки достигали 40°, и были получены некоторые повреждения: затоплен ряд отсеков, порваны паруса, сорвано несколько шлюпок, дверей и люков».
Совершив заход в Нагасаки (8 августа), «Пизани» проследовал в залив Ольги, где был вынужден почти на месяц задержаться в карантине из-за отмеченных на борту случаев заболевания холерой. Получив, наконец, разрешение русских властей, 22 сентября он вошел во Владивосток, а затем отправился в Посьет, Хакодате и Йокогаму, откуда герцог Генуэзский с четырьмя офицерами совершили поездку по железной дороге в Токио, чтобы отдать почести императору Мэйдзи.
До конца января 1880 г. корвет курсировал между различными японскими портами, но в феврале спешно перешел в Шанхай – в связи с обострением русско-китайских отношений (ожидалось, что дело дойдет до войны) в китайских водах собралась внушительная международная эскадра из двадцати боевых кораблей с тремя адмиралами на борту. По предложению итальянского посла Де Лука («дабы офицеры могли лучше отдавать себе отчет относительно внутренней ситуации в Китае»), «Пизани» поднялся вверх по течению Янцзы до Ханькоу, став первым итальянским кораблем, побывавшим во внутренних китайских водах.
Напряженность на Дальнем Востоке сохранялась в течение нескольких месяцев, заставив корвет оставаться в Китае, но как только обстановка разрядилась, он отправился в Японию, экономические связи с которой для Италии были важнее, и 25 ноября 1880 г. бросил якорь в Йокогаме. Весной 1881 г. корабль еще раз побывал в Китае, но вскоре получил приказ о возвращении. Пройдя через Аден, Суэцкий канал и Итаку, 20 сентября 1881 г. «Веттор Пизани» прибыл в Венецию. В течение похода, продолжавшегося 32 месяца (965 суток), он прошел 42 тысячи миль и посетил 130 иностранных портов.
Пройдя обширную модернизацию, в начале 1882 г. «Пизани» под командованием капитана 2 ранга Джузеппе Палумбо был направлен в качестве стационера в Южную Америку. Вечером 26 марта он оставил Венецию, 2 апреля пришел в Неаполь, где прошел последний ремонт, принял уголь, погрузил научное оборудование, материалы для гидрографических и биологических исследований (в числе прочего были приобретены музыкальные инструменты «для развлечения экипажа в течение длительных переходов»), и 20 апреля вышел в море. Достигнув Рио-де-Жанейро, корабль оставался там в течение 25 дней. За это время экипаж побывал на плантациях кофе и сахарного тростника, где в бесчеловечных условиях трудились рабы. 12 августа офицеры были приняты во дворце императором Бразилии Педру II, супруга которого, Тереза-Кристина, происходила из рода неаполитанских Бурбонов и была рада поговорить на родном языке. Спустя шесть дней сам император посетил корабль, проявив особый интерес к зоологическому кабинету и проведенным в его присутствии гидрографическим исследованиям. Из Рио корвет перешел в Монтевидео, где находилась канонерская лодка «Сцилла» – единственный на тот момент корабль, составляющий Морскую дивизию Южной Америки. Оттуда попутным пароходом в Италию была отправлена первая партия собранных во время похода зоологических образцов, а «Пизани» продолжил поход. В Магеллановом проливе его встретил сильный ветер и снегопад. Поднимаясь вдоль побережья Чили, корабль производил научные исследования и часто останавливался, отправляя на берег отряды для сборки дров – мера, призванная экономить уголь. В научной работе экипаж провел весь конец 1882 года – на карте появились залив Пуэрто-Итальяно, остров Палумбо, гора Италия, банка Отранто и ряд других объектов, получивших «итальянские» названия (одних новых островов было открыто более десяти).
В это время обстановка на тихоокеанском побережье Южной Америки была взорвана начавшейся войной между Чили и Перу, а также гражданской войной в Эквадоре. Прибыв в Кальяо в апреле 1883 г., «Веттор Пизани» обеспечивал защиту итальянских интересов, а его офицеры активно включились в археологические исследования доколумбовых акрополей. Из Перу корвет перешел в эквадорский порт Гуаякиль, где капитан Палумбо осуществлял функции посредника между главами противоборствующих группировок – президентом Игнасио де Вентемилья и генералом Элоем Альфаро, чтобы защитить интересы подданных не только итальянской короны, но и других европейских стран, не сумевших направить свои корабли в зону боевых действий. Находясь в Эквадоре более двух с половиной месяцев, экипаж «Пизани» продолжал заниматься картографической съемкой побережья. Когда части генерала Альфаро взяли город, кавторанг Палумбо приложил все усилия, чтобы не допустить мародерства. 14 июля корвет покинул Гуаякиль и перешел в перуанский порт Пайта, где высадил группу политических эмигрантов и пополнил запасы угля, а 25 июля достиг Кальяо, занятого чилийскими войсками.
В ноябре 1883 г. «Пизани» принял на борт экипаж и артиллерию пароходо-корвета «Аркимеде», выведенного из состава флота и проданного на слом в Кальяо. 5 декабря корабль отправился в Панаму. На входе в залив Гуаякиль он налетел на крупного кита, к счастью, не получив повреждений. В Панаме 3 марта 1884 г. экипаж «Аркимеде» был передан на транспорт «Конте Кавур», направлявшийся на родину. «Пизани» также не стал задерживаться из-за начавшейся в городе эпидемии желтой лихорадки и 12 марта отправился на Галапагосские острова, где был проведен ряд научных исследований.
К началу мая корвет вернулся в Кальяо, где уже собралась внушительная международная эскадра – ожидалась инаугурация полковника Мигеля Иглесиаса в качестве президента республики. «Пизани» пробыл в порту недолго: передав функции стационера прибывшему крейсеру «Флавио Джойя», 19 мая 1884 г. он отправился на родину через Тихий океан, чтобы завершить поход третьим кругосветным плаванием – на этот раз в направлении с востока на запад. Во время 20-дневной стоянки в Гонолулу корвет прошел ремонт и пополнил запасы, а на его борту побывал король Калакуа – сюзерен Гавайских островов. Дальнейший путь поначалу намеревались проложить через Французскую Полинезию и Новую Гвинею, однако состояние корабля, слишком долго находившегося в плавании, начало внушать опасения. Поэтому, выйдя из Гонолулу 19 июля, он взял курс на Филиппины. Встречный муссон сильно уменьшил скорость, поэтому переход до Сан-Хасинто занял 54 дня. К тому же, в этом порту не оказалось угля, и в качестве топлива пришлось загрузиться дровами.
Там же была получена телеграмма от командира крейсера «Кристофоро Коломбо» с указанием следовать в Шанхай – начавшиеся боевые действия между Францией и Китаем требовали присутствия кораблей для защиты итальянских интересов. Достигнув 4 октября Амоя, угля взяли с избытком – на 25 тонн больше нормального запаса. Вечером 13 октября «Веттор Пизани» вышел в море, направляясь в Шанхай, но из-за сильного тайфуна был вынужден зайти в Гонконг, где простоял около двух месяцев, пережидая период неблагоприятных ветров. Только 6 января 1885 г. корвет достиг Шанхая, однако уже 19-го был получена телеграмма из Рима о срочном возвращении на родину. Стоявшие морозы (температура колебалась от – до +5 градусов по Цельсию, рейд периодически сковывался льдом) стали роковыми для одной из двух галапагосских черепах – она умерла от переохлаждения.
20 января корабль покинул негостеприимный Шанхай и 25 февраля прибыл в Коломбо. Капитан 2 ранга Палумбо хотел продолжить научные изыскания в Индийском океане, но близившееся окончание периода благоприятных северо-восточных муссонов заставило его отказаться от этой затеи. 15 марта корвет был в Адене, 27-го – в Массауа (там на борт были приняты 106 членов экипажа фрегата «Гарибальди», подлежащего исключению из состава флота), 1 апреля корабль вошел в Суэцкий канал и 14-го прибыл в Порт-Саид, где пополнил запасы для последнего участка маршрута. Наконец, 30 апреля 1885 г. «Веттор Пизани» вошел в гавань Неаполя, закончив свой поход, продолжавшийся три года и десять дней (1105 суток), за время которого было пройдено более 42 тысяч миль и собран богатейший научный материал.
В 1885 году корвет был переоборудован в учебный корабль и придан Морской академии в Ливорно. В последующие годы он совершил восемь походов по Средиземному морю и Атлантическому океану. Как правило, кампания начиналась в июне и заканчивалась в октябре; на борту «Пизани» при этом находилось пять-шесть десятков гардемаринов.
19 октября 1891 г. корабль прибыл в Ливорно, завершив свою последнюю кампанию. 6 марта 1892 г. старый корвет был разоружен, а королевским декретом от 12 февраля 1893 г. – исключен из состава флота и отправлен на слом.
Литература
- Bargoni F. Esploratori, Fregate, Corvette ed Awisi Italiani 1861-1968 – Roma: USMM, 1969.
- Bargoni F., Gay F., Gay V.M. Navi a vela e navi miste italiane 1861-1887. – Roma: USMM, 2001.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships 1860-1905. – London: Conway Maritime Press, 1979.
- Stumpo E. La campagne oceaniche della Regia Marina Italiana dall’unita al primo Novecento // «Mediterranea. Ricerche storice», n.17, 2009.
- Материалы сети Internet.
Автор выражает благодарность С.А. Балакину (Москва) и Е.А. Целикову (Краснодарский край) за предоставленные материалы и оказанную помощь
источник: Сергей Патянин «Винтовой корвет «Веттор Пизани»» «Арсенал-Коллекция» №10(52) 2016, стр.37-41