Согласно проведённому в 2016-м году масштабному голосованию пользователей тематического портала "Cruisecritic", семь из десяти лучших океанских лайнеров мира сделаны на верфи семьи Майер в немецком городке Папенбург. Удивительный результат! Основанная ещё в 18-м веке, эта верфь известна далеко за пределами Германии, но самое главное для нас, что это едва ли не единственная крупная верфь в мире, которую можно легко и просто посетить.
В начале темы, как обычно, немного истории. Биография Бернарда Майера — это история успеха, как её рисуют в учебниках по экономике. В сложные для судостроения 80-е годы прошлого века он решил перепрофилировать производство и перейти от строительства газовых танкеров на круизные лайнеры. Совершенно неоднозначное решение. Многие тогда критически оценивали его идею, но время рассудило иначе. Сейчас верфь Майера — одно из самых передовых судостроительных производств в мире! Портфель заказов расписан на десятилетия вперёд, а сам владелец давно стал мультимиллионером: чисто для справки, его состояние оценивается в 500 миллионов евро. При этом Бернард Майер не потерял связи с народом. По-прежнему живёт в Папенбурге в скромном (по меркам миллионеров, конечно) домике, ходит в магазины, питается в местных ресторанах, катается на велосипеде по таким вот окрестностям.
Окрестности, прямо скажем, не Венеция. 35-тысячный Папенбург может очаровать разве что своей безлюдностью. Признаюсь, особо много времени для знакомства с достопримечательностями данного населённого пункта у меня не было, но то, что я видел, позволяет считать Папенбург типичной сонной немецкой глубинкой с чудесными разводными мостиками.
Может быть, прогулка на катере улучшила бы общее впечатление, но говорить об этом сейчас можно только в сослагательном наклонении. Вернёмся лучше к разговору о верфи Майера.
Ещё в начале 20-го века в Папенбурге было 20 верфей, но уже через несколько лет осталась всего одна, догадываетесь какая именно. Куда подевались остальные судостроители — так и осталось для меня загадкой. Потому как дела у фирмы Майера шли не так чтобы очень хорошо, пока в 70-е годы он не получил заказ на строительство шести газовых танкеров для СССР (если точнее, то суда предназначались для латвийского пароходства). И тут вдруг оказалось, что новые танкеры не помещаются в существующие доки. Надо было срочно что-то менять. Руководство верфи хотело перенести производство в расположенный по соседству на берегу северного моря город Эмден. Выгода очевидна, ведь один 40-километровый проход готовых кораблей по реке Эмс от Папенбурга в море стоит Майеру миллионы! Однако отцы города Эмдена ответили категорическим отказом, и по словам гида, теперь они кусают губы, но не об этом речь. Речь о том, что новую верфь пришлось строить в том же сонном Папенбурге. На месте старой верфи образовалось полузаброшенное "культурное" пространство, заполненное оставленными после переноса производства кранами, станками и прочей ржавеющей техникой.
Бывшие цеха превратились в галереи и рестораны, на месте "склада гаек" организовали культурно-просветительский центр, а вместо литейного производства построили небольшой театр с кранами перед входом.
Думаю, если бы я задался целью сфотографировать все железяки, разбросанные на территории старой верфи, получилась бы тема в 3 раза больше этой.
Но времени фотографировать старую технику не было. Меня уже ждал автобус с гидом, который, стоит признать, оказался весьма знающим товарищем и не умолкал ни на минуту. Немного технических деталей, парочка исторических фактов и весёлых историй, плюс множество хвалебных слов о Герре Майере. Вполне логично, кто платит — тот и заказывает музыку. Обцеловали Майера во все места: и такой он хороший, и о людях думает, и городу помогает, и инвалидам работу даёт и т.д. и т.д. На самом деле не всё так солнечно вокруг этого господина. Долгое время он уверял, что на его предприятии работают только местные кадры, пока в 2013-м году где-то в Папенбурге не сгорело двое румынских работяг, занятых на верфи. В прессе начали появляться нехорошие статейки про рабские условия жизни, но фирма подсуетилась и быстренько снесла сгоревший дом, пытаясь таким образом замять скандал. Только вот скандалы начали возникать с пугающей быстротой: махинации с пересчётом рабочих часов, коррупция при принятии решения об углублении акватории реки Эмс, публичные обвинения шефа заводского профсоюза в том что он принуждал практикантов вступать в профсоюз, и наконец мегаскандал — тайный перевод концерна в Люксембург! Даже для меня, абсолютного профана в налоговых вопросах, понятно, что Майер сбежал в Люксембург не только для того, чтобы распустить наблюдательный совет, который "мешает жить". Стоит ли говорить, что обо всём этом гид стыдливо умолчал.
Зато подробно рассказал о том, что производство лайнеров — это не только верфь, но и десятки смежных предприятий. Только что мы проехали завод по изготовлению кают "PreCab". Раньше кают-кабины производили в Финляндии, и одна лишь транспортировка обходилась фирме в 4000 марок за кабину. Теперь всё под боком. Дальше проезжаем какие-то огороды. Гид: обратите внимание, слева находятся поля фермера такого-то, в 70-ые годы Майер купил земли его брата для строительства новой верфи. С тех пор брат забыл о выращивании картофеля и не вылезает из круизов, а этому фермеру не повезло, не всех "Arbeit macht frei". Хорошо, про работу, которая освобождает, гид не говорил, это уже моё творчество. Немцы очень аккуратны в плане использования концлагерных слоганов.
Чувствуется, что программа обкатана на не одной тысяче экскурсионных групп. Всё по-немецки чётко: автобус-кино-музей-доки-магазин-автобус. Организация на космическом уровне, за 2 часа никаких задержек, никаких ошибок! Всё — от покупки билетов онлайн на странице фирмы, до каждого слова гида — продумано до последней мелочи. Экскурсии по верфи проводятся с 1991 года, и если тогда за год верфь Майера посетили всего 6000 человек, то в 2015-м число посетителей достигло 250 000 (некоторые источники говорят о 300 000) Не знаю, какой ещё завод в мире может похвастаться таким количеством туристов. Достаточно бросить один взгляд на территорию верфи, чтобы понять, насколько основательно здесь подходят к туристическому вопросу. Чего стоят одни стеклянные переходы между цехами!
С такими стеклянными лестницами.
Забегая вперёд, скажу, что лично для меня прогулка по стеклянным коридорам стала самым интересным моментом во всей экскурсии. Да, был ещё самый большой в мире сухой док, но как-то проникнуться размерами 500-метрового заводского гиганта не получилось, а благодаря прозрачным стенам заводских переходов можно было наслаждаться красочной панорамой, смотря на все 4 стороны.
Ну что значит красочные панорамы. В основном это были виды сваленной во дворе продукции и уходящие за горизонт громады доков. Только на первый взгляд кажется, что всё разбросано в хаотичном порядке: поверьте, на самом деле каждая гайка здесь находится на своём месте!
Сама экскурсия начинается с 2-х коротких документальных фильмов, которые показывают в 2-х разных кинозалах. С умом сделано, пока одна группа туристов смотрит фильм об истории 6 поколений владельцев верфи, другая проникается художественным сравнением работы верфи с симфоническим оркестром. И тот и другой фильм сняты вполне профессионально, так что смотрятся не без интереса. Из исторического фильма узнал о любопытном факте, показывающем отношение к клиентам. В годы войны работники верфи затопили недоделанный пожарный корабль "Бюргомистр Освальд", чтобы он не пострадал от бомбёжек. Спустя 9 лет корабль подняли со дна реки, доделали и передали заказчику, хотя если смотреть строго, то заказчик, рейхс-министерство фашистской Германии, давно перестало существовать. К слову, при желании можете посмотреть на список всех изготовленных семейством Майеров кораблей. После кино вам покажут зал моделек. Здесь выставлены последние достижения фирмы в масштабе 1:100, только зачем-то включили синее освещение. Наверное, чтобы вражеские шпионы не смогли сфотографировать что-то особо ценное. Гид прямо так и сказал, фотографируйте что хотите, потому как то что не надо фотографировать вы всё равно не увидите.
20 корабликов выполнены с максимально возможной достоверностью, стоимость таких "моделек" может достигать цены обычного автомобиля! В прошлом году предприятие потратило несколько миллионов евро, чтобы оформить экспозицию "по-новому". На что конкретно пошли деньги не скажу, возможно просто докупили моделек. Не за долго до моего визита со стапелей верфи сошёл красавец "Ovation of the Seas": между прочим, это 3-й по величине круизный лайнер в мире! Верфь старается с каждой новой моделью проделать нечто этакое. Например, в "Ovation of the Seas" это смотровая гондола на крыше корабля, подвешенная на вращающемся 90-метровом шесте. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Хотите аквапарк — ноу проблем. Может гоночную трассу, или концертный зал на 1500 кресел? Как, хотите всё сразу? Тогда придётся построить что-то побольше и подороже этого 350-метрового монстра. Хотя куда дороже, по официальным данным "Ovation of the Seas" обошёлся в 950 миллионов долларов.
Здесь же выставлены контуры строящегося "Genting Dream".
Небольшая экспозиция знакомит с основами кораблестроения. Хоть гид и утверждал, что после экскурсии мы будем готовы сами строить лайнеры, особо подготовленным я себя не ощутил. Сложное это занятие, недаром на примерно 3000 рабочих верфи Майера приходится 450 инженеров. Внушительное число работников умственного труда. Кстати, пока не забыл, на соседнем стенде висела информация, что 60% всех служащих верфи имеют свои собственные дома. По-немецким меркам весьма солидная цифра. Как понимаю, остальные 40% персонала — это бедные румынские рабочие, батрачащие по 2 смены в день за 8 евро в час. Но что-то я отвлёкся. Ещё один любопытный факт: до сих пор постройка любого корабля начинается с закладки "счастливого цента", традиция как-никак. Меня особо впечатлило, что время от начала проектирования до полного изготовления лайнера занимает максимум 3 года!
Строительство таких огромных кораблей проходит по блочному принципу, всё как в детском конструкторе, только масштаб другой. В среднем океанский лайнер состоит из 80 блоков по 800 тонн каждый, а ведь есть ещё куча разных машин, более 2000 километров кабелей и 400 километров вот таких труб.
Любопытная подача материала: поставлен пульт с рядом разноцветных кнопок, нажимаешь красную и на экране появляется крановщик в красной каске. Рассказывает о своей работе, неожиданно очень интересно. Никакой канцелярщины или переигрывания. Всё вышло естественно, живо и с юмором. Как видите, на верфи действует принцип цветового каско-разделения: красные каски у крановщиков, жёлтые у монтажников, белые у работников смежных предприятий. Сам Герр Майер носит не золотую каску, как можно было бы подумать, а обычную жёлтую.
Посетителям каски не положены, потому как производственный процесс они могут наблюдать только из-за толстых смотровых стёкол.
Много разглядеть не удалось. Видна только маленькая часть дока. Возможно, если бы я приехал на 2-3 недели раньше, то увидел бы более интересную картину готового лайнера "Ovation of the Seas". Сейчас здесь строится "маленький", всего лишь 335-метровый круизный кораблик для Гонконга.
Уже этой осенью "Genting Dream" должен быть полностью на плаву. Обратите внимание, полукилометровый размер дока позволяет одновременно строить 2 корабля. Конечно, второй корабль строится не целиком, а в виде отдельных секций, которые потом будут соединены в одно целое.
Вот так эти секции выглядят в недостроенном виде.
После короткого осмотра дока экскурсия продолжилась в рекламных залах готовой продукции. Среди клиентов верфи практически все известные круизные компании мира: Аида, карибские линии, норвежские, Дисней. В 2011-м году, когда строили один из диснеевских лайнеров, неизвестные рабочие затопили 2 палубы, 50 кабин оказались полностью разрушены, впрочем, общему строительству это не слишком помешало. Если вы в самом начале теме зашли по ссылке народного круизного голосования, то видели, что диснеевские лайнеры признаны лучшими в мире. Но давайте не будем преувеличивать значение того опроса.
"Верфи Майера" не только самое крупное корабельное производство Германии, но также и самый большой изготовитель театров. Так что фирме вполне подошёл бы рекламный слоган: "Если надо, мы хоть Большой театр засунем на ваш корабль!" Театры нам, правда, не показали, ограничились видами кают.
Каюты совершенно не впечатлили: скромненько, бедненько, узенько. Странно, ведь по идее это редкая возможность для круизных компаний показать товар лицом, а вместо шикарных сьютов мы смотрим на какие-то клетки минус двадцатого уровня. Гид конечно бил себя в грудь, говоря, что балконы переоценены. Мол, хороший виртуальный иллюминатор, установленный в безоконном кочегар-классе, покажет вам картинку снаружи не хуже любого настоящего окна, но что-то заставляло усомниться в его словах.
Второй док заметно меньше, его длина всего 370 метров и этого уже не хватает для постройки современных круизных лайнеров. Поэтому цех большей частью простаивает без дела, только в 2019-м году здесь начнут сборку английского плавучего "дома престарелых". По словам гида, на борт этого судна смогут подыматься только лица старше 50 лет.
А пока тут собирают похожие секции, что и в первом доке.
Где-то здесь должна была быть интерактивная карта, показывающая, где сейчас находится каждый из произведённых на верфи лайнеров. Скорее всего я так увлёкся фотографированием винта, что полностью проигнорировал такой забавный экспонат. Понимаю, если бы ещё это был бы настоящий винт, а не обычная пластиковая поделка.
Музейный магазин, как и абсолютное большинство немецких магазинов в музеях, оказался скучной свалкой китайских сувениров: майки, брелки, бутылочная почта и разные фигурки пароходиков. Ничего оригинального там не нашёл.
В конце экскурсии показали ещё один небольшой фильм про сложности перехода готовых кораблей из Папенбурга в море. За 40 километров по реке Эмс лайнеры должны пройти целый ряд препятствий, буквально протискиваясь сквозь узкие шлюзы и разводные мосты. На странице верфи можно даже поиграть в онлайн-игру "Проведи свой корабль в море". У меня сходу не получилось, мой корабль разбился об первый же мост. Проход кораблей настолько занимательное действо, что 2 раза в год (именно столько готовой продукции выпускает верфь) вдоль реки собираются сотни тысяч зрителей. Ну а раз есть спрос, то грех не сделать на нём гешефт. По такому поводу организуются настоящие народные гулянья с музыкой, салютами и прочими обязательными составляющими подобных мероприятий.
Прощальный проход по стеклянным коридорам, и можно подводить итоги. Если в двух словах, то мне понравилось. Только настоящей экскурсией по верфи это назвать сложно. Всё, что вы получите от верфи, это 5 минут у окна с видом на корму корабля. Проникнуться масштабом производства за стерильными витринами практически невозможно! Единственное решение — заказать экскурсию не для обычных смертных, а для VIP. Тогда кроме ночёвки и кормёжки вы получите полноценную экскурсию по докам. Правда, и стоить это удовольствие будет не 12,90, а 199 евро. Возможно тогда вам даже не понадобится немецкий язык, думаю, для важных персон могут провести экскурсию на любом языке. Но если вас не пугает немецкий язык и вы мечтаете хоть краем глаза увидеть, как делаются океанские лайнеры, то экскурсия по верфи Майера принесёт вам минимум 2 часа удовольствий!
источник: http://reports.travel.ru/reports/2016/05/254085.html