Великий Князь Алексей Александрович и его флот Часть 9.5.3
Вспомогательные крейсера
В Российском Императорском флоте, вспомогательные крейсера всегда рассматривались как гражданские суда, на скорую руку переоборудованные в боевые корабли, способные нести крейсерскую службу в океане. Морское ведомство даже доплачивала транспортной компании «Доброфлот» на резервирование таких судов. Такое положение вещей складывалось из осмысления мирового опыта, который умещался в одной фразе «уроки Алабамы».
В 1893 году генерал-адмирал инициировал учения вспомогательного крейсера переоборудованного из грузопассжирского судна Доброфлота. Двухвинтовый товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер «Орел» обладал высокой скоростью – 19,25 узла и отличной мореходностью. Учения прошли гладко и всем понравились. Однако разбор этих учений показал полную непригодность судов с мощной силовой установкой для крейсерской службы. Из 124 дней проведенных в море, крейсер потратил 48 дней на авральные работы по погрузке угля. Машины просто «сжирали» запас угля за несколько дней. Стало ясно, что требуется корабль специальной постройки. Однако и торговые суда списывать из состава вспомогательных крейсеров никто не собирался. Кроме того нашлась извечная причина не строить специальные суда – «денег на это в казне нет».
Учебные корабли
Однако прогресс не стоял на месте. На кораблях флота появились водотрубные котлы. Которые оказались весьма сложным устройством для необученного персонала. Потребовались специализированные учебные суда, для обучения кочегаров – сильно уж дорого обходилась неграмотная эксплуатация на боевых кораблях. Имеющийся в составе флота учебный корабль «Воин» не обеспечивал подготовку кочегаров для флота – он попросту был специализирован на подготовке офицеров флота. Конкурс 1894 года на «специализированный учебный корабль для обучения машинных и котельных команд» выиграло Общество Путиловских заводов. Путиловцы выбрали для подражания обычный грузопассажирский пароход. Часть цилиндрических котлов заменили на котлы системы Бельвиля и применили двухвальную установку с двумя паровыми машинами. При рассмотрении проекта генерал-адмирала вдруг осенило: «Почему только учебный корабль? Конечно в мирное время – это учебный корабль, а в военное время? В военное время это самый настоящий вспомогательный крейсер. В каютах для слушателей можно разместить призовые команды, да и снятых моряков с потопленных судов тоже будет где содержать. Вот только придется переделать его немного. Да кстати – цилиндрические котлы убрать все полностью. Какое это обучение, когда в повседневной службе будут эксплуатироваться они, а в экстренных случаях – водотрубные котлы Бельвиля? Все котлы должны быть водотрубными».
Проект изменили, машин стало четыре – по две на каждый вал винтов. Одна большая машина полного хода, а другая маленькая экономического. Машины нельзя было соединить как на крейсере «Дмитрий Донской». Где непосредственно к валу должна быть присоединена малая машина, а большая уже к малой машине – большая машина могла сломать малую. Сильно уж большой была разница в габаритах. Поэтому машины соединили через редуктор и муфты расцепления. Относительно редуктора, со стороны кормы установили малую, а с противоположной – большую. С целью снижения износа машин экономического хода, их выполнили малооборотистыми, а редуктор с небольшим повышающим коэффициентом. Для компенсации крутящего момента несколько увеличили ход поршня машин. Маломощные малые паровые машины позволили значительно увеличить дальность хода корабля, а машины полного хода достичь большой скорости. На корабле появилось вооружение – две шестидюймовки в оконечностях и восемь трехдюймовок на спардеке. Венчали это великолепие, два надводных торпедных аппарата. Кроме того в грузовом трюме можно было разместить 50 мин заграждения.
С котлами Бельвиля заложили два корабля – «Океан» и «Гольфстрим». Но вскорости во флоте появился новый тип котла – котел Нормана. С этим типом колов было заложено так же два корабля – «Прибой» и «Прилив». Корабли получили так же более мощные машины. Появление комбинированной силовой установки потребовало закладку учебного корабля с подобной СУ. Это учебный корабль «Айсберг». А корабли «Волна» и «Восход» были с турбинными СУ. В войне 1904 года участвовали только корабли двух первых серий. «Океан» крейсировал у южной оконечности Африки, а «Гольфстрим» у мыса Горн. «Прибой» и «Прилив» использовались как прорыватели блокады – доставляли грузы в осажденный Порт-Артур и вывозили раненых из крепости. «Айсберг» прибыл на Дальний Восток в составе эскадры адмирала Рожественского и в боевых действиях участия не принимал.
Все учебные корабли серии «Океан» числились кораблями 1 ранга, соответственно и их командиры имели звание капитан 1 ранга. Корабли отличались незначительными деталями архитектуры, имели практически идентичный корпус и размещение внутренних помещений.
Вспомогательный крейсер (учебный корабль) «Океан»
Вспомогательный крейсер-учебный корабль «Океан»: построен Обществом Путиловских заводов в большом спаренном эллинге. Заложен 11 ноября 1894 года, спущен на воду 6 октября 1896 года, вступил в строй 22 мая 1897 года.
Вспомогательный крейсер-учебный корабль «Гольфстрим»: построен Обществом Путиловских заводов в большом спаренном эллинге. Заложен 11 ноября 1894 года, спущен на воду 30 октября 1896 года, вступил в строй 8 июля 1897 года.
Водоизмещение нормальное – 11880 т, полное – 12102 т, длина по ватерлинии – 146,1 м, полная – 151,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,4 м. 22 котла Бельвиля, четыре паровых машины тройного расширения (по две на каждый вал) суммарной мощностью – 16100 л.с., суммарная мощность машин экономического хода – 2680 л.с., максимальная скорость – 20,14 узла, дальность хода на 10 узлах 15000 миль при запасе угля 2500 т. Экипаж корабля 250 человек + 580 человек слушателей учебных заведений. Вместимость трюмов – 5200 т. Вооружение: 2×1×152/45, 8×1×76/48, 4×1×7,62-мм пулемета М95, 2×1×381-мм ТА, 12 торпед, 50 мин заграждения.
Вспомогательный крейсер-учебный корабль «Прибой»: построен Обществом Путиловских заводов в большом спаренном эллинге. Заложен 17 ноября 1896 года, спущен на воду 20 ноября 1897 года, вступил в строй 1 марта 1898 года.
Вспомогательный крейсер-учебный корабль «Прилив»: построен Обществом Путиловских заводов в большом спаренном эллинге. Заложен 12 декабря 1896 года, спущен на воду 6 января 1898 года, вступил в строй 27 февраля 1899 года.
Водоизмещение нормальное – 11880 т, полное – 12102 т, длина по ватерлинии – 146,1 м, полная – 151,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,4 м. 12 котла Нормана, четыре паровых машины тройного расширения (по две на каждый вал) суммарной мощностью – 18800 л.с., суммарная мощность машин экономического хода – 2680 л.с., максимальная скорость – 21,22 узла, дальность хода на 10 узлах 15000 миль при запасе угля 2500 т. Экипаж корабля 250 человек + 580 человек слушателей учебных заведений. Вместимость трюмов – 5200 т. Вооружение: 2×1×152/45, 8×1×76/48, 4×1×7,62-мм пулемета М95, 2×1×381-мм ТА, 12 торпед, 50 мин заграждения.
Вспомогательный крейсер-учебный корабль «Айсберг»: построен Обществом Путиловских заводов в большом спаренном эллинге. Заложен 17 января 1901 года, спущен на воду 2 ноября 1902 года, вступил в строй 18 апреля 1904 года.
Водоизмещение нормальное – 11880 т, полное – 12102 т, длина по ватерлинии – 146,1 м, полная – 151,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,4 м. 12 котла Нормана, четыре паровых машины тройного расширения (по две на каждый вал) суммарной мощностью – 19989 л.с., суммарная мощность турбин – 3870 л.с., максимальная скорость – 21,67 узла, дальность хода на 14 узлах 17000 миль при запасе угля 2500 т. Экипаж корабля 250 человек + 580 человек слушателей учебных заведений. Вместимость трюмов – 5200 т. Вооружение: 2×1×152/45, 8×1×76/48, 4×1×7,62-мм пулемета М95, 2×1×381-мм ТА, 12 торпед, 50 мин заграждения.
Вспомогательный крейсер-учебный корабль «Волна»: построен Обществом Путиловских заводов в большом спаренном эллинге. Заложен 29 декабря 1903 года, спущен на воду 1 сентября 1905 года, вступил в строй 10 мая 1906 года.
Вспомогательный крейсер-учебный корабль «Восход»: построен Обществом Путиловских заводов в большом спаренном эллинге. Заложен 30 декабря 1903 года, спущен на воду 21 сентября 1905 года, вступил в строй 26 июня 1906 года.
Водоизмещение нормальное – 11880 т, полное – 12102 т, длина по ватерлинии – 146,1 м, полная – 151,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,4 м. 9 котлов Нормана, два турбозубчатых агрегата системы Иванова И. И., суммарной мощностью – 27385 л.с., максимальная скорость – 24,09 узла, дальность хода на 14 узлах 15000 миль при запасе угля 2000 т. Экипаж корабля 280 человек + 550 человек слушателей учебных заведений. Вместимость трюмов – 5200 т. Вооружение: 2×1×152/45, 8×1×76/48, 4×1×7,62-мм пулемета М95, 2×1×381-мм ТА, 12 торпед, 50 мин заграждения.
Быстроходные эскадренные транспорты
В 1898 году на основе крейсера «Прибой» был разработан быстроходный эскадренный транспорт типа ЭТр-10. Всего было построено на трех различных верфях 12 транспортов. Четыре из них (ЭТр-16, ЭТр-17, ЭТр-18 и ЭТр-19), постройки Архангельского адмиралтейства, были выполнены, как бы мы сейчас сказали – ледового класса. То есть приспособленные к плаванию в северных широтах при наличии ледяного поля толщиной до 10-15 см.
Собственно эскадренные транспорты ничем не отличались от учебных кораблей типа «Прибой» – те же размерения, такая же силовая установка, идентичный корпус и подкрепления под артиллерийские установки. Вот только сами пушки хранились в базе и должны были устанавливаться на корабли с началом боевых действий. Экипаж доукомплектовывался до полного штата, так же при начале боевых действий. Отчего все транспорты числились кораблями третьего ранга и соответственно командовали ими капитаны 3 ранга. Собственно генерал-адмирал планировал их использование в качестве вспомогательных крейсеров в случае недостаточности или уничтожения уже имеющихся.
Быстроходный эскадренный транспорт ЭТр-10
Водоизмещение нормальное – 11880 т, полное – 12102 т, длина по ватерлинии – 146,1 м, полная – 151,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,4 м. 12 котла Нормана, четыре паровых машины тройного расширения (по две на каждый вал) суммарной мощностью – 18800 л.с., суммарная мощность машин экономического хода – 2680 л.с., максимальная скорость – 21,22 узла, дальность хода на 10 узлах 15000 миль при запасе угля 2500 т. Экипаж корабля 250 человек в военное время, 160 человек в мирное время. Вместимость трюмов – 5200 т. Вооружение в военное время: первый вариант: 2×1×152/45, 8×1×76/48. Второй вариант: 2×1×122/45, 8×1×87/50. Третий вариант: 10×1×87/50. Четвертый вариант: 8×1×107/50. Во время войны 1904 года на транспортах практиковалось установка артиллерии по всем 4 вариантам. В мирное время вооружение отсутствует. Всего, в период с ноября 1898 года до апреля 1904 года, построено 12 транспортов ЭТР-10, ЭТР-11 и ЭТр-12 – на Путиловской верфи, Этр-14, ЭТр-15, ЭТр-19, ЭТр-20 и ЭТр-21 – на верфи НАОС в Николаеве, ЭТР-16, ЭТр-17, ЭТр-18 и ЭТр-19 на Соломбальской верфи в Архангельске.
Корабли радиоразведки
В 1901 году в состав Российского Императорского флота было введено два уникальных корабля – это вспомогательные крейсера «Посейдон» и «Юпитер». Их переоборудовали их эскадренных транспортов ЭТр-11 и ЭТр-12. На кораблях было смонтировано различное радиотехническое оборудование из-за чего их можно назвать первыми кораблями радиоразведки. Служившие на этих кораблях офицеры постоянно совершенствовали систему радиосвязи, поэтому корабли часто перестраивались. К началу войны 1904 года на кораблях радиоразведки умели поддерживать радиосвязь в условиях искровых помех, определять пеленг на передатчик, находящийся в пределах досягаемости своих радиоприемников. Благодаря высоким мачтам и мощным передатчикам, поддерживали уверенную радиосвязь на расстоянии до 150 миль. Из-за обилия антенн, корабли имели причудливый вид. Но именно это и было их главным оружием. Артиллерийского вооружения корабли не несли. Однако во время войны 1904 года их вооружили десятью 57-мм пуками и четырьмя пулеметами. Но сделали это уже во Владивостоке.
Корабль радиоразведки «Посейдон»
Водоизмещение нормальное – 11880 т, полное – 12102 т, длина по ватерлинии – 146,1 м, полная – 151,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,4 м. 12 котла Нормана, четыре паровых машины тройного расширения (по две на каждый вал) суммарной мощностью – 18800 л.с., суммарная мощность машин экономического хода – 2680 л.с., максимальная скорость – 21,22 узла, дальность хода на 10 узлах 15000 миль при запасе угля 2500 т. Экипаж корабля 567 человек. Всего переоборудовано два корабля – «Посейдон» и «Юпитер».
Вспомогательные крейсеры-рейдеры
Используя удачную конструкцию учебных кораблей типа «Океан» генерал-адмирал воплотил в металле свою давнюю мечту: «построить крейсер-рейдер замаскированный под обычного торговца». И таких крейсеров было построено четыре единицы: «Альбатрос», «Пеликан», «Пингвин» и «Тукан». Все корабли постройки верфи Общества Путиловских заводов. За столь нейтральными названиями были скрыты весьма мощные корабли. Строились они, как бы по заказу «Доброфлота», и даже осуществляли кой-какие перевозки на Дальний Восток. Экипажи набирались из отставников добровольцев. Форма одежды соответствовала чисто гражданскому флоту. Все вооружение крейсеров было скрыто щитами и надстройками, поэтому внешне корабли были простыми торговыми судами. Даже радиоантенны были выполнены в виде обыкновенных растяжек. В вооружение крейсеров входило: два восьмидюймовых орудия, восемь шестидюймовых, шесть трехдюймовых пушек и по четыре ружье-пулемета ковровского оружейного завода. Кроме того имелось четыре надводных торпедных аппарата и оборудование для постановки мин заграждения. Корабли имели достаточно вместительные трюмы и большое количество жилых помещений, предназначенных для размещения призовых команд и пленных моряков противника. О наличии этих кораблей знало очень небольшое число офицеров МГШ. Размышляя над составом вооружения, генерал-адмирал сделал выбор на установку двух орудий калибра 203-мм. Выбор был не случайным – ведь рейдеру всегда есть возможность встретить достойного противника. Поэтому, по теоретическим расчетам Алексея Александровича, восьмидюймовки дадут рейдеру некоторый паритет с противником, а если повезет то и преимущество.
Вспомогательный крейсер-рейдер «Альбатрос»
Водоизмещение нормальное – 11880 т, полное – 12102 т, длина по ватерлинии – 146,1 м, полная – 151,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,4 м. 12 котла Нормана, четыре паровых машины тройного расширения (по две на каждый вал) суммарной мощностью – 18800 л.с., суммарная мощность машин экономического хода – 2680 л.с., максимальная скорость – 21,22 узла, дальность хода на 10 узлах 15000 миль при запасе угля 2500 т. Экипаж корабля 312 человек. Вместимость трюмов – 5200 т. Вместимость жилых помещений до 400 человек. Вооружение: 2×1×203/45, 8×1×152/45, 6×1×76/48, 4×1×7,62 мм пулемета, 4×1×381 мм надводных ТА, 16 торпед, мины заграждения до 50 шт.
Восьмидюймовые орудия размещались в баковой и ютовой орудийных выгородказ-надстройках. Сами надстройки были можно сказать бутафорскими. Их основу составляли угловые пиллерсы – жестко закрепленные на палубе, и стрингеры, таврового типа, закрепленные на этих пилерсах. Нижняя часть обшивки этих надстроек так же имела жесткое крепление с палубой. Верхняя же часть обшивки состояла из щитов, шарнирно соединенных с нижней частью обшивки. В следствии чего она могла свободно открываться наружу. Надстройку можно было открывать как всю полностью, так и частично – в корму, в нос или на любой борт. Подача боеприпасов осуществлялась прямо в орудийную выгородку. Палубный настил, уложенный на верхние стрингеры, закрывал (маскировал) орудийную установку сверху. Кормовая стенка на баковой надстройке и носовая на ютовой – били не откидывающиеся. Что обеспечивало достаточную жесткость конструкции.
Орудия калибром 152 и 76 мм устанавливались в бортовых выгородках-казематах, которые никакого бронирования не имели. Выгородки закрывались маскирующими створками. Для обеспечения большей маскировки, сами орудийные выгородки изнутри были окрашены в такой же черный цвет как и борта кораблей.
В вооружение крейсеров входило четыре ручных пулемета (ружье пулемета) РПРД1899. Пулеметы хранились в ходовой рубке и могли быть задействованы в любой момент.
Ружье пулемет Рудницкого-Двоеглазова образца 1899 года производства ковровского оружейного завода (РПРД1899)
Оружейники Рудницкий и Двоеглазов проводили работы по созданию самозарядной винтовки – неудачное дебютирование на конкурсе 1886 года объединило конструкторов. Но все новые их образцы были очень тяжелы и сложны в производстве. Что отражалось на их стоимости и перспективе принятия на вооружение. В 1895 году ВК присутствовал на испытаниях очередного образца. Самостоятельно опробовал винтовку, установленную на складных сошках (из-за избыточного веса винтовки), Алексей Александрович предложил переделать её в ружье-пулемет. Ружье-пулемет предполагалось использовать при десантных операциях в морской пехоте и как противоабордажное оружие на транспортах. В 1899 году такой ружье-пулемет был отработан, прошел испытания и был принят на вооружение морской пехоты. Автоматика пулемета работала по принципу короткого хода ствола при отдаче. Во время выстрела, ствол сцепленный с затвором лапками-захватами, выполненными в виде роликов, откатывался назад. Лапки при этом выходили из зажима щечек ствольной коробки и набегали на клин. Посредством клина захват разжимался и освобождал затвор. После чего, упершись в клин, ствол останавливался в своем заднем крайнем положении и удерживался там небольшой пружиной. Затвор, по инерции продолжал движение назад, сжимая возвратно-боевую пружину, извлекал из патронника и экстрагировал стреляную гильзу, взводил УСМ и дойдя до упора, посредством возвратно-боевой пружины возвращался вперед. При этом захватывал из коробчатого магазина (установленного в нижней части пулемета) очередной патрон, досылал его в патронник и задавливал ствол в переднее крайнее положение. При этом лапки снимались с клина, входили в щечки и сцепляли затвор со стволом воедино. При нажатом спусковом крючке, курок срывался с зацепа и разбивал капсюль патрона. После чего цикл повторялся. Для питания пулемета использовались коробчатый магазин на 30 патронов (рожок) и цилиндрический на 75 патронов (банка). Охлаждение ствола осуществлялось по типу пулемета Максима – водой. Для облегчения стрельбы в положении лежа, на стволе устанавливались складные сошки. Вес пулемета равнялся 12,4 кг., что позволяло вести огонь стоя, с пулеметом вывешенном на ремне через плечо стрелка. Для стрельбы в обороне предназначался магазин на 75 винтовочных патронов, а для наступательных действий – на 30.
26 января 1904 года из порта Шанхай, транспорт «Манчжурия» вывел на буксире канонерскую лодку «Маньчжур». Русские корабли выполняли предписание генерал-адмирала покинуть нейтральные порты. Приказ генерал-адмира был доставлен в Шанхай только накануне – 23 января. Немедленно покинуть порт корабли не могли – «Маньчжур» имел разобранные машины. Одну машину наспех собрали. И это «наспех собрали» давало опасение командиру канонерки на её надежность. Поэтому, вовремя подвернувшийся транспорт «Маньчжурия» оказался кстати. После полудни, 26 января транспорт взял канонерскую лодку на буксир и вывел в море. Путь был не близким – в Порт-Артур. Погода благоприятствовала и никаких недоразумений не предвиделось. Пароход «Маньчжурия» был загружен боеприпасами, воздухоплавательным парком и 800 тысячами банок мясных консервов. Однако корабли были перехвачены 3-м боевым отрядом японского флота утром 27 января 1904 года. Командование русских кораблей не имело информации о начале Русско-Японской войны, но было проинформировано о такой возможности. Наличие же большого соединения японских боевых кораблей в Желтом море исключало мирные намерения японцев.
Командир мореходной канонерской лодки «Манчьжура» капитан 2 ранга Николай Александрович Кроун, приказал сняться с буксира и на максимально возможной скорости (восемь узлов) стал уходить в море. «Манчжурии» же приказано было следовать как можно быстрей в Циндао. Бой был скоротечным, крейсер «Такосаго» накрыл залпом русский корабль и тот потерял ход – осколками была повреждена единственная исправная машина. Авизо «Тацута», маневрируя для постановки в строй своей колонны, сам подвернулся под 203-мм снаряд выпущенный комендорами «Маньчжура». Снаряд разорвался в носовой части корабля, вызвав пожар. Впрочем, быстро потушенный командой. Это было единственное русских комендоров. Вскоре возгорание произошло и на «Маньчжуре». Не вовремя начатое тушение, незначительного возгорания, привело к большому пожару. Русские открыли кингстоны затопления и покинули корабль. «Маньчжур» вскоре затонул. Японцы спасли уцелевших моряков и перевели на сдавшуюся «Маньчжурию». Авизо «Тацута» было приказано отконвоировать пароход в Японию.
В это же время, два вспомогательных крейсера-рейдера «Пингвин» и «Пеликан» шли курсом на Порт-Артур с целью догнать «Манчжурию». МГШ, опасаясь задержки с доставкой сообщения, продублировал приказ доставить сообщение в Шанхай для русских кораблей «Маньчжур» и «Манчжурия». Однако крейсера не застали транспорт и канонерку в Шанхае, поэтому ушли в погоню за караваном, с целью предупредить о начале войны. Эту информацию они получили от французского стационара в Шанхае. Примерно в 120 миль от траверза на Циндао, встречный китайский пароход просигналил русским о близости японского флота. Застопорив ход, командир «Пеликана» прибыл на китайский корабль, где в красках выслушал рассказ о бое «Маньчжура» с 3-м японским боевым отрядом. А так же о том, что транспорт «Манчжурия» конвоируется в сторону Японии малым японским крейсером. Прибыв на «Пингвин», командир «Пеликана» 1 ранга Строганов, предложил перехватить «Манчжурию» с конвоиром.
Погоня длилась три часа, наконец на горизонте были замечены дымы двух кораблей. Солнце катилось к закату и нагнать конвой не составило труда. Наконец и на японском крейсере русские «транспорты» были замечены. Командир авизо «Тацута» капитан 2 ранга Мацумура Нагуару даже обрадовался встрече. Он тут же приказал развернуться на встречу им и дать предупредительный выстрел. «Пингвин» и «Пеликан» отвернули вправо и застопорили ход. Подойдя на дистанцию в 300 метров, «Тацута» лег на параллельный с русскими курс и так же застопорил ход. Мацумура стоял на мостике своего корабля. Солнце мешало хорошо рассмотреть русских, но душа японского офицера пела. Еще бы, он в одиночку перехватил еще два русских транспорта. Конечно транспорты, вон у них флаги Доброфлота. На шкафуте спускали шлюпки, офицеры отдавали четкие команды, а матросы быстро и слаженно занимали свои места. На палубу высыпали матросы свободные от вахты, Мацумура хотел приказать сыграть боевую тревогу, но потом передумал – зачем гонять людей зря почем, досмотровые команды сами справятся с торговыми кораблями. В это время, что то ухнуло. Звук был до боли знакомый – минный аппарат, точно – это выстрел из минного аппарата. Нужно срочно дать ход – мысли роем неслись в голове японского офицера. Он резко повернулся, что бы отдать команду. Но сделать ничего не успел. Откуда то сзади, донесся треск нескольких пулеметов. Пули зацокали по корпусу корабля. Послышался звон разбивающегося стекла в рубке и крики раненых людей. Что то больно и с бешеной силой ударило по левой ноге. Мацумура упал, сильно закричав, позвал вахтенного офицера – но из рубки никто не выходил. Он принялся ползти в сторону двери в рубку. В это время грянул выстрел, нет это не японская пушка выстрелила – это выстрел не меньше чем из восьмидюймовки. Грохот взрыва снаряда слился с взрывам торпеды. Корабль вздрогнул и резко накренился на левый борт. Мацумура схватился за стойку леерного ограждения. Дверь в рубку открылась и командир увидел, что в ней все мертвы. В отчаянье он подумал, ну хоть кто-нибудь может отдать команду дать ход кораблю, что бы уйти от этого ада. Взгляд скользнул по кораблю и надежда угасла в душе офицера – там где было машинное отделение бушевало пламя и зияла огромная дыра. Она была настолько огромной, что Мацумура видел само машинное отделение. Неожиданно все стихло. Командир авизо повернул голову в сторону русских кораблей – дьявол, откуда на них андреевские флаги? Как он их сразу не увидел? Японские моряки, сидящие в шлюпках, начали стрелять из винтовок по русским кораблям. И ад вернулся. Пулеметы – много пулеметов, застрекотали с новой силой. Ад продолжался несколько секунд, но в шлюпках живых не осталось. Эта картина была невыносима для командира авизо и он потерял сознание. Очнулся Мацумура в лазарете русского крейсера «Пингвин». Его прооперировали, пулю извлекли, наложили гипс и перевязали. Осознав случившееся, он начал протестовать и схватил за галанку матроса санитара. Тот не долго размышляя, отвесил Мацумуре увесистую оплеуху и японец опять погрузился в «состояние анастезии».
Пока «Пингвин» и «Пеликан» развлекались с «Тацутой», на «Манчжурии» шел рукопашный бой. Этот бой начался в кочегарке. Стармех, смог спрятать свой личный револьвер в угольной тачке, а затем опять завладеть им. Когда кочегары услышали стрельбу, к ним в КО спустился старший механик. Он сказал всего одно слово: «Наши» и выстрелил в японского матроса, стоявшего в КО с винтовкой. После чего ринулся в машинное отделение. Кочегары, завладев винтовкой, побежали ему на подмогу. В машинном отделении уже шла потасовка. Трое японцев были уже связаны, а один отбивался от нападавших штыком, снятым с винтовки. Куда делась его винтовка стармех Шестаков не понял – он просто выстрелил в упорного самурая. И вовремя – японец, к тому моменту, уже ранил двоих и убил одного машиниста. И судя по упорству, сдаваться не собирался. Русские собрав трофеи и еще дополнительно вооружившись чем только можно, двинулись на верхнюю палубу и мостик корабля. Шестаков вместе с двумя вооруженными матросами пробрался на мостик, где ими был убит японский офицер мичман Отаока и избит капитан транспорта. Шестаков приказал его связать и бросить в трюм вместе с японцами (следствие в Порт-Артуре подтвердило предположение старшего механика о сговоре капитана с японцами и капитан был повешен). Еще пять японских матросов забаррикадировались на камбузе «Манчжурии», но это их не спасло.
«Тацута» тонул почти два часа. За это время русские перерыли весь корабль. На мостике и командирской каюте было обнаружено большое количество документов. В том числе и схемы минных поле японских портов Симоносеки и Хиросима. Были демонтированы все орудия – две 120-мм/40 и четыре 76-мм//40 пушки, а так же выгружено большое количество боеприпасов. После чего Строганов приказал затопить японский корабль. Утром 29 января «Пингвин», «Пеликан» и «Манчжурия» прибыли в Порт-Артур. А уже 3 февраля вспомогательные крейсера «Альбатрос», «Пеликан», «Пингвин» и «Тукан» вышли в крейсерство. Эти корабли вели крейсерские действия на траверзе Шанхай – остров Окинава, где ими было задержано и ликвидировано огромное количество контрабанды. Но уже 14 февраля им пришлось покинуть этот район – в бою, с японским отрядом вспомогательных крейсеров, они все получили повреждения.