Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.1
Ошибка генерал-адмирала или «алмаз» не граненый?
Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов» был сильнейшим крейсером своего времени. Но и у него были свои недостатки. Генерал-адмирал решил создать еще более сильный корабль. Как, он еще не знал и решил положиться на знания Управляющего Морским министерством И.А.Шестакова. По замыслу ВК – это должен был стать корабль способный стоять в линии, иметь большую скорость (для маневра по охвату головы или хвоста линии противника) и способным быть рейдером. Столь противоположные требования озадачили и Шестакова. В планах Генерал-Адмирала, была эскадра составленная по схеме 5+3 – пять эскадренных броненосцев и три крейсера-броненосца. Крейсера-броненосцы – быстроходное крыло эскадры. Броненосцы в линии связывают неприятеля боем, а крейсера, имея преимущество в скорости и маневре, охватывают голову или хвост вражеской колонны. Идея была правильная, а вот исполнение подкачало.
В ноябре 1884 года, Шестаков дал задание специалистам МТК разработать «…стратегическую программу наших построек в следующем направлении: строить броненосные эскадренные крейсеры, способные бороться на Балтике (minimum 9'' орудия (mахimum 12'' орудия, но не более двух) и 12'' броня) и быть посланы в даль. По замыслу это должен быть корабль класса эскадренного броненосного крейсера. Адмирал распорядился, чтобы новый броненосный корабль, подобный по общему расположению броненосцу «Император Николай I», имел осадку в пределах 22-25 футов при скорости 17 уз, «наивозможно полно защищен не очень толстою броней, как пояса по грузовой ватерлинии, так и всей артиллерии». Предполагалось строительство трех кораблей.
На конкурсе проекты нового броненосца разрабатывались одновременно Обществом Франко-Русских заводов, главным корабельным инженером Санкт-Петербургского порта Н.А.Субботиным, и старшим судостроителем Нового Адмиралтейства Э.Е.Гуляевым. Первым был готов проект Общества Франко-Русских заводов: главный уполномоченный Общества П.К. Дю Бюи представил его управляющему Морским министерством И.А.Шестакову уже 11 февраля 1885 года, а 21 мая, Морской технический комитет (МТК) приступил к рассмотрению всех трех проектов. При весьма схожих размерениях кораблей, в проекте Н.А.Субботина все 305 и 229 мм орудия предполагалось разместить в одноорудийных башнях. В проекте Франко-Русского завода предлагались барбетные установки для двух 305 мм орудий и казематы для 229 и 152 мм орудий. В проекте Э.Е.Гуляева четыре 229 мм орудия размещались в двух барбетных установках, а еще четыре — в казематах. Проект Э.Е.Гуляева представлял из себя очень сильно «обжатый» броненосец «Император Николай I». Спустя четыре дня проекты рассмотрел Великий Князь генерал-адмирал Алексей Александрович, а 6 июля МТК, признал лучшим проект Э.Е.Гуляева. Генерал-адмирал настоял на изменениях: предложено, носовой и кормовой барбеты с 229 мм пушками, заменить одноорудийными башнями с 305 мм орудиями. Аналогично проекту Н.А.Субботина. Сказалось отсутствие опыта и юношеский максимализм ВК – по-видимому Алексей хотел получить очень мощный и одновременно быстроходный корабль. Он еще не понимал, что для получения одного преимущества, надо заплатить другим. После согласования изменений с Э.Е. Гуляевым, МТК утвердил спецификацию по корпусу броненосного корабля «№4» — будущего «Гангута». Постройку корабля было решено вести на казенном Новом Адмиралтействе. С постройкой второго и третьего крейсеров решили повременить.
2 августа Великий Князь генерал-адмирал Алексей Александрович, попросил не торопиться с закладкой корабля. Он намеревался «обкатать» корпус броненосца в Англии в опытовом бассейне Фруда. На что у генерал-адмирала была предварительная договоренность. Целью опытов было достижение кораблем скорости 18 узлов при имеющейся силовой установке. Управляющий Морским министерством И.А.Шестаков высказал свое мнение, что это не реально и огромные средства будут потрачены зря. Однако, 7 августа МТК, по настоянию Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича, приняло решение обкатать модель корпуса нового броненосца в опытовом бассейне. Но послать для наблюдения грамотного офицера. С целью получить сведения для строительства опытового бассейна в России.
Уильям Фруд первым в мире построил опытный бассейн и стал проводить в нем эксперименты по определению сопротивления на малых моделях судов. С 1859 года он проводил эксперименты с моделями кораблей у себя дома. Сначала в Пейгнтоне, а потом в опытовом бассейне в Торквее. В 1861 году Фруд отправил в Институт Военно-Морских архитекторов статью, которая оказала большое влияние на проектирование кораблей. Отец и сын разработали теорию, позволяющую рассчитать сопротивление воды движению судна по результатам испытаний модели.
В январе 1886 года Великий Князь генерал-адмирал Алексей Александрович получил результаты, из опытового бассейна Фруда, по броненосцу №4. Читая рекомендации англичанина, Алексей Александрович не смог разобраться в изложенном. На следующий день были приглашены старший судостроитель Нового Адмиралтейства Э.Е.Гуляев, вице-адмирал Попов А.А. и управляющий Морским министерством И.А.Шестаков. Рекомендации гласили: «…Судно должно быть длиннее поперечных волн возникающих при его движении. Рекомендуем удлинить носовую оконечность на 10 футов (3,048 метра) и кормовую оконечность на 9 футов (2,743 метра). Изменить конфигурацию таранного образования и выполнить его со значительным утолщением. Для упрощения понимания, теоретический чертеж корпуса прилагается. Рекомендуем довести мощность силовой установки до 10000-10800 индикаторных сил…». Далее шли таблицы и графики скорости.
В пояснении по поводу указанного утолщенного таранного образования было указано – «… главный резерв снижения волнового сопротивления водоизмещающего судна заключается в уменьшении высоты и массы носовой волны, возникающей в зоне повышенного гидродинамического давления при встрече движущегося корпуса с невозмущенной еще массой воды. Высота этой волны и ее профиль зависят от распределения гидродинамического давления вблизи форштевня и водоизмещения по длине корпуса, а так же от остроты обводов носовой оконечности судна. Волновое сопротивление может быть снижено в результате использования принципа интерференции — наложения двух последовательных волновых систем таким образом, чтобы они взаимно гасили друг друга. Одно из конструктивных решений этой задачи состоит в применении утолщенных обводов тарана в носовой оконечности судна. Такой таран, представляющий собой хорошо обтекаемое тело, движущееся под водой впереди форштевня судна, формирует свою собственную волну. Поток воды, сбегающий с тарана, подходит к месту подъема гребня носовой волны с пониженным давлением (если бы не было корпуса судна, то здесь образовалась бы впадина на поверхности воды). Происходит наложение впадины волны от тарана на гребень волны от форштевня. В результате носовая волна «оседает», уменьшается также высота поперечных волн по всей длине судна. Таран продолжает служить средством для стабилизации корпуса и сохранения устойчивости на курсе в условиях волнения. Тем более важно это для высокой скорости хода, такая конструкция тарана, благоприятно сказывается на уменьшении волнового сопротивления также и на спокойной воде».
Адмиралы, разобравшись с пояснениями, приняли решение учесть рекомендации при перепроектировании и строительстве корабля №4. А теоретический чертеж, полученный от Фруда, принять как основной.
К маю проект был переработан в соответствии с рекомендациями Фруда и на основе работы Макарова С.О. «О непотопляемости судов» изданной в 1875 году (генерал-адмирал очень настаивал на создании проекта корабля в соответствии с данной работой). В сентябре подготовили весь пакет документов, были подписаны договора на поставку материалов и вооружения.
Строительство «броненосного корабля №4 для Балтийского моря» началось в эллинге Нового Адмиралтейства 29 октября 1886 года. Торжественная церемония закладки «броненосного корабля №4 для Балтийского моря», во время которой он получил наименование «Гангут», состоялась 20 мая 1887 года в присутствии императора Александра III, императрицы Марии Федоровны, генерал-адмирала Алексея Александровича, управляющего Морским министерством вице-адмирала Ивана Алексеевича Шестакова, главного корабельного инженера Н.А.Субботина и других официальных лиц. Первоначально проектировавшийся как крейсер-броненосец, этот корабль, волею судьбы, стал кораблем, на котором обкатали очень много новшеств: таран-бульб (хотя в то время он так не назывался); система непотопляемости; дополнительная противоминная защита в носовой оконечности; противоосколочное бронирование оконечностей, боевая форсировка котлов. И через многие годы, претерпев аварии и затопление был восстановлен в качестве броненосного крейсера – практически таким, каким его предлагал Гуляев на конкурсе.
Строителем корабля был назначен младший судостроитель А.Е.Леонтьев 2-й. Проект предусматривал установку двух вертикальных паровых машин тройного расширения. Суммарная индикаторная мощность машин предполагалась 9800 л.с. при естественной и 13000 л.с. при форсированной тяге. Вооружение броненосца состояло из двух 305 мм орудий с длиной ствола 30 калибров в носовой и кормовой башенных установках; четырех 229 мм орудий с длиной ствола 35 калибров в каземате на батарейной палубе; восьми 152 мм орудий с длиной ствола 35 калибров на батарейной палубе; двух 63,5 мм десантных пушек Барановского. Противоминная артиллерия состояла из шести 47 мм пушек с длинной ствола 46 калибров и десяти пятиствольных 37 мм пушек Р37. Корабль имел пять 381 мм надводных торпедных аппаратов.
В качестве контрагентов для строительства броненосного корабля было привлечено большое количество как казенных, так и частных предприятий. Листовую, угловую, тавровую и другую сталь поставлял Александровский сталелитейный и сталерельсовый завод, броню — Адмиралтейские Ижорские заводы. Большой заказ получил Балтийский завод, который изготавливал паровые котлы и главные машины. Орудия изготавливал Обуховский завод, станки 152 мм орудий — Металлический, а станки 229 мм орудий и 381 мм торпедные аппараты — Общество Путиловских заводов. Путиловский завод представил так же, проект башни 305 мм орудий, автором которого был французский инженер Г. Канэ.
6 октября 1889 года «Гангут» благополучно сошел на воду. Углубление форштевнем составило 4,28 м, ахтерштевнем — 4,43 м, «воды в трюме и перегиби при спуске нет» доложим в МТК командир корабля капитан 1 ранга Скрыдлов. 18 сентября 1890 года успешно завершили швартовные испытания, а 14 октября броненосец своим ходом перешел, в сопровождении восьми буксиров в Кронштадт. 3 июля 1891 года «Гангут» вышел на ходовые испытания, но через 19 дней вернулся в гавань для устранения многочисленных неисправностей. Новые испытания состоялись 30 марта 1892 года: во время шестичасового пробега на полном ходу, без форсировки котлов, при суммарной мощности машин 9936 л.с, углублении форштевнем 7,45 м и ахтерштевнем 7,55 м, «Гангут» развил скорость 17,51 уз, причем наблюдалась сильная вибрация верхней части цилиндров. МТК признал результаты этих испытаний неудовлетворительными и журналом от 10 мая 1892 года предложил Балтийскому заводу провести новые испытания. В июне "гангут" поставили в док — произвели регулировку винтов. После чего занялись машинами — причиной вибрации были золотники. Пришлось изменить их конструкцию. 12 сентября состоялись повторные ходовые испытания. При полной форсировке котлов (13716 л.с.) и осадке 7,6 м, что соответствовало водоизмещению 9459 т, новый броненосец сумел развить максимальную скорость в 19,34 уз (средняя — 19,12 уз); при запасе угля 725 т. дальность плавания в расчете на 10 узловой ход оказалась равной 3800 миль. Машины работали ровно, без стука и нагревания отдельных частей. Без форсирования котлов, корабль разогнался до 17,92 узла, но заветные 18 узлов преодолеть не смог.
Крейсер-броненосец (броненосец 2 класса) «Гангут» 1892 год
Заложен 20 мая 1887 года в эллинге Нового Адмиралтейства, спущен на воду 6 октября 1889 года, вступил в строй 15 сентября 1892 года.
Водоизмещение проектное – 8994 т, фактическое полное – 9459 т. Длина – 115,2 м, ширина – 18,2 м, осадка – 7,6 м. Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 12 цилиндрических котлов. Скорость: 17,92 узла при мощности машин 9936 л.с., 19,34 узла при мощности машин 13716 л.с., запас топлива — 725 т, дальность хода — 3800 миль на 10 узлах. Броня (сталежелезная): главный пояс — 406/356 мм, верхний пояс — 127 мм, траверзы 241-216 мм, казематы 229-152 мм, оконечности – 102/76/50 мм, палуба 63,5-76 мм, башни — 229 мм, крыши башен — 63,5 мм, барбеты — 229 мм, рубка — 152 мм. Вооружение: 2×1×305/30-мм, 4×1×229/35-мм, 8×1×152/35-мм, 14×1×47-мм орудий, 8×1×37-мм револьверных пушек, 4×381-мм торпедных аппаратов. Экипаж: 29 офицеров и 533 матроса.
Гангут постоянно находился на Балтике в составе Практической эскадры. При отсутствии специализированных учебных кораблей, он являлся учебным классом для многих моряков. За время эксплуатации броненосца выявили огромное количество его недостатков. Самыми серьезными недостатками корабля являлись негерметичность водонепроницаемых переборок (качество сборки неудовлетворительной) и перегрузка — хроническая болезнь многих кораблей. На Гангуте она была чудовищной – 465 т. Из-за этого даже угля никогда не грузили полную норму. В следствии чего, об рейдерских возможностях корабля уже даже не вспоминали. Для устранения перегрузки, МТК 5 декабря 1895 года обсудил возможность проведения ряда переделок: уменьшить толщину главного броневого пояса с 406 до 229 мм, а верхнего каземата с 229 до 127 мм за счет применения «гарвеированной» брони более высокого качества; это дало бы общее снижение водоизмещения на 459,63 т, а осадки — на 0,269 м; 305 мм орудия заменить на два 229 мм в каждой башне, а четыре 229 мм в казематах — на такое же число 152 мм орудий, что снизило бы водоизмещение еще на 36,8 т, а осадку — на 0,052 м. и привело корабль к проектному водоизмещению. Все орудия решили заменить новыми системами, более скорострельными и дальнобойными. Но все эти решения оказались бесполезными: из-за загруженности заводов заказами для строящихся кораблей, «Гангут» до конца 1895 года так и не получил ни новой брони, ни новых орудий.
Кампания 1896 года едва не закончилась для «Гангута» катастрофой. В сентябре, при переходе из Транзунда в Кронштадт, броненосец, входя в пролив Бьерке Зунд, отклонился от курса влево и налетел на камни банки Ялкаматала. Руководство спасательными работами принял на себя командующий Практической эскадрой контр-адмирал С.О.Макаров, который прибыл на аварийный броненосец со своего флагманского корабля «Петр Великий». С помощью других кораблей эскадры удалось подвести под пробоину пластырь, значительно уменьшив поступление воды внутрь корпуса. Затем броненосец стянули с камней и он своим ходом дошел до Кронштадта, где стал в док.
К концу весны ремонтные работы завершились и «Гангут» начал свою новую кампанию. 20 мая 1897 года Практическая эскадра Балтийского моря, под командованием вице-адмирала С.П.Тыртова, державшего свой флаг на «Гангуте», вышла на Транзундский рейд. 12 июня броненосец снялся с якоря и направился для выполнения учебных артиллерийских стрельб на плес к северу от острова Рондо. Выйдя в заданный район поставили щит на якорь, корабль лег в дрейф и экипажу дали время пообедать. В 13 ч 15 мин пробили боевую тревогу и «Гангут» начал маневрирование у щита, стреляя с обоих бортов орудиями всех калибров, в том числе и 305-мм. Стрельбы окончились в 15 ч 40 мин, когда погода начала портиться и ветер развел волну силой около 3 баллов. Щит подняли на борт и «Гангут», имея под парами четыре котла (два в левом носовом отделении и два в правом кормовом), лег на курс на Транзунд. Скорость корабля составляла 2,5 уз. В 15 ч 45 мин вахтенные доложили о выходившем из Бьерке Зунда пароходе «Днепр». В этот момент на корабле почувствовали толчок, настолько небольшой, что на верхней палубе его едва заметили. В жилой палубе ощущение было как при реверсе с переднего хода на задний, и лишь кочегары, стоявшие на вахте, совершенно отчетливо услышали скрежет под днищем – о чем доложили на мостик. В своем донесении С.П.Тыртов так описал этот момент: «При ударе был в своей каюте, и сотрясение было так незначительно, что я принял его за задний ход, так как только что перед этим маневрировали для взятия щита. Затем, когда вскоре была пробита водяная тревога, то я принял ее за учение и наверх не пошел, так была далека от меня мысль, что мы ударились о камень. В тот же момент флагофицер мне доложил, что в передних кочегарнях над верхним дном показалась вода. Выйдя наверх, кроме отдельных распоряжений, приказал увеличить ход, чтобы скорее приблизиться к отмелому берегу». Корабль описав плавную циркуляцию вправо направили в сторону мыса Вепревский острова Нейсаари. На мостике рулевой доложил, что броненосец во время корректировки курса, дополнительно отклонился от курса на 2° вправо и в течение примерно минуты не слушался руля. В это время в правое носовое котельное отделение уже поступала вода и несколько молодых кочегаров, испугавшись, выскочили на палубу, но быстро пришли в себя и вернулись назад, помогать своим более опытным товарищам, которые вели борьбу с водой. Когда старший инженер-механик Н.М.Русначенко спустился вниз, воды уже было по колено и она прибывала, хотя все водоотливные средства работали. Кочегары выгребали жар из топок, чтобы предотвратить взрыв котлов. В это время вода начала затапливать и кормовое котельное отделение правого борта. Когда она появилась и в коридоре крюйткамеры 229 мм орудий, помощник старшего инженермеханика А.А.Гаврилов приказал разводить пары в левом кормовом котельном отделении. В 15 ч 50 мин вновь пробили водяную тревогу, после чего были задраены все водонепроницаемые переборки и люки жилой палубы. Командир спустился вниз и убедился, что команда действовала достаточно спокойно. Начали разводить пары во вспомогательном котле Бельвиля и котле Шанд-Мессона пожарного насоса, но, к несчастью, никто не обратил внимания, что в последнем нет воды, в следствии чего этот котел вышел из строя. Под предполагаемое место пробоины начали подводить пластырь с помощью обносных цепочек, но они разорвались. Тогда решили закрыть пробоину тентом, для заводки концов спустили вельбот, сложное таранное образование носовой оконечности и все усиливавшееся волнение мешали работе. В 15 ч 55 мин, хотя корабль еще не подошел к берегу, остановили главные машины и отдали правый якорь, для предотвращения дрейфа. Через 10 мин вода залила топки котлов в правом носовом отделении, через несколько минут были залиты и топки в правом кормовом отделении котлов. Броненосец остался без хода – двух котлов хватало только для освещения и для водоотливных средств. Спешно вели растопку котлов левого борта. По приказанию С.П.Тыртова к младшему флагману эскадры контр-адмиралу П.Н.Назимову отправили на вельботе флаг-офицера мичмана П.И.Игнатьева. К этому моменту крен броненосца достиг уже 7° на правый борт и для его выравнивания приняли около 70 т воды в коридоры этого борта. Крен уменьшился до 1°, но через полчаса корабль вновь стал крениться. Затопление коридоров прекратили и по инициативе Н.М.Русначенко затопили левый кормовой погреб 305-мм зарядов. Наконец удалось подвести под предполагаемую пробоину и тент и штатный пластырь, но вода продолжала прибывать. Борьба за живучесть продолжалась: подкрепляли переборки, ставили упоры на крышки люков жилой палубы, откачивали воду, в том числе и ручными помпами и ведрами, но остановить поступление воды не удалось. В 16 ч 45 мин подняли сигнал «Терплю бедствие» по международному своду и начали производить выстрелы с интервалом в 1 мин, чтобы привлечь внимание лоцманов на острове Тулуран Саари (ныне Вихревой). В 17 ч 20 мин начали пускать сигнальные ракеты. В 18 ч удалось запустить вспомогательный котел Бельвиля и водоотливные средства могли работать на полную мощность. Но производительности всех средств не хватало – вода прибывала. Вскоре жилая палуба оказалась ниже ватерлинии и вода хлынула из шпигатов, гальюнов и умывальников. Команда затыкала канализацию подручными средствами. С большим трудом с этим справились. Начали вычерпывать воду с жилой палубы. К 18 ч 30 мин «Гангут» погрузился на 2 метра, но жилую палубу у стихии отстояли. В 19 ч к броненосцу подошел миноносец № 108, через 10 мин — пароход «Улеаборг» и еще через 5 мин — крейсер «Африка». Крен броненосца на правый борт оставался в пределах 3° и С.П.Тыртов приказал завести буксир на крейсер «Африка» и отвести «Гангут» на мелководье, к 20 часам Гангут стоял у мыса Вепревский. Отдали оба якоря и С.П.Тыртову сообщили, что броненосец прекратил погружаться. Тыртов был спокоен – еще бы, ведь броненосец днищем стоял на отмели. В последующие дни с Гангута, для облегчения корабля, сняли всю артиллерию, демонтировали броневые плиты, значительную часть воды удалось откачать, и броненосец своим ходом двинулся в Кронштадт. Где опять оказался в доке. 14 июня, к месту аварии корабля, на блокшиве «Самоед» со своего учебного полигона в Койвисто (ныне Приморск) прибыли инструкторы и слушатели Кронштадтской водолазной школы. До конца месяца водолазы тщательно обследовали акваторию и обнаружили необозначенную на карте скалу, в верхней части которой имелись две вершины, отстоящие от поверхности воды на 7,5 и 7,9 м; следует отметить, что осадка «Гангута» в тот день составляла 7,4 м носом и 7,7 м кормой. На более высокой вершине остались следы сурика, а между ними обнаружили заклепки, принадлежащие «Гангуту». Осмотром днища броненосца в доке установлено, что удар пришелся во второй стрингер. И по причине его жесткости и несминаемости, удар передался второй палубе, которая деформировалась с разрывом заклепок и потерей герметичности. Наружная обшивка так же получила повреждения с разрывом заклепок. Пробоина шла от 36 до 57 шпангоутов, что и привело к затоплению обеих кочегарок правого борта и носовой крюйткамеры 229-мм снарядов, так же по правому борту.
Для расследования обстоятельств и причин повреждения эскадренного броненосца «Гангут» была создана комиссия под председательством контр-адмирала Р.Р.Дикера. После окончания следствия с 26 по 28 марта 1898 года в Кронштадте состоялся суд, перед которым предстали командир корабля капитан 1 ранга К.М.Тихоцкий, флагманский штурман Практической эскадры штабс-капитан Ф.А.Тимофеевский, штурман корабля штабс-капитан Г.С.Штольц, механики Н.М.Русначенко и А.А.Гаврилов. Суд согласился с выводами следственной комиссии о том, что повреждения броненосец получил благодаря стечению ряда неблагоприятных обстоятельств. Ошибками в ходе борьбы за живучесть корабля признали: неправильная первоначальная оценка аварийного состояния броненосца; затопление для выравнивания крена велось без расчетов; трюмные специалисты в связи с недостаточным знанием корабельных систем допустили ряд ошибок и не использовали их возможности (основная масса команды была курсантами — учащимися флотских училищ); водоотливные средства запустили в действие без учета паропроизводительности котлов. В итоге, всех обвиняемых оправдали, лишь Н.М.Русначенко наказали пятью сутками ареста.
Тем не менее, из трагедии «Гангута» были извлечены уроки. Усилилось внимание к вопросам непотопляемости, 22 февраля 1898 года МТК утвердил новую инструкцию об испытании водонепроницаемости переборок наливом воды в отсеки, разработанную на основе новых предложений С.О.Макарова: заранее в спокойной обстановке за письменным столом произвести необходимые расчёты для определения крена корабля при получении той или иной пробоины, а также разыскания оптимальной, системы затопления других отсеков. Все эти расчёты сводились в легко просматриваемую таблицу. Особым указом, обязывалось иметь на всех кораблях 1 и 2 рангов радиостанций и служащих обученных управления с оными. Так же были разработаны и рекомендованы к применению новые сорта судовой стали. Разработаны методики и программы обучения экипажей по борьбе за живучесть кораблей и судов.
По материалам: http://foto-transporta.ru/main.php?g2_itemId=5279&g2_view=core.DownloadItem
К весне 1898 года броненосец Гангут вновь был отремонтирован, но оказался без артиллерии и брони. 305-мм пушки и броня были доставлена в Порт-Артур, где устанавливалась на береговых батареях. А торпедные аппараты, 229-мм и 152-мм орудия уже стояли на вспомогательных крейсерах. Гангут отшвартовали к достроечной стенке Кронштадского порта и казалось совсем забыли о нем. В 1899 году началась модернизация Гангута. Корабль получил новые котлы, выполненные по спецификации 1895 года (рабочее давление котлов возросло со 110 фт/дм2 до 180 фт/дм2). Машины модернизировали по спецификации 1894/95 года (принудительная смазка трущихся частей с отводом тепла в маслоохладители). Мощность силовой установки возросла до 13612 л.с., на естественной тяге. И 18317 л.с. при полной боевой форсировке (допускалась только в исключительных случаях, так как нередко приводила к деформации дымогарных трубок и выходу котлов из строя. Кроме того машины работали с большим перегрузом и перегревом – система принудительной смазки не справлялась с отводом тепла). Новые 229-мм пушки, с длиной ствола 45 калибров, попарно установили в обоих башнях — аналогично крейсерам типа «Р». Максимальный угол возвышения орудий довели до 27 градусов (максимальная дальность стрельбы 20 800 метров – 112,3 кабельтова). Новые 152-мм пушки, с длиной ствола в 45 калибров, разместили внутри цитадели. Между орудиями установили противоосколочные 25-мм перегородки. 47-мм артиллерию заменили на 87-мм 50 калиберные скорострельные пушки. Еще по четыре 87-мм пушки установили в оконечностях на батарейной палубе. Их прикрыли 50-мм броневой подшивкой. 37-мм пятистволки, заменили 25,4-мм автоматическими пушками АК25, Ковровского оружейного завода, созданными на основе пулемета Максима. На боевых марсах установили пулеметы винтовочного калибра. Броню старый корабль получил новую «гарвеированную», более высокого качества: толщину главного броневого пояса составила 229 мм, а верхнего каземата 127 мм, противоосколочный пояс остался прежней толщины. Водоизмещение корабля вернулось к проектному, а в перегруз теперь Гангут мог взять до 900 тонн угля. Мачты упростили и удлинили. На них смонтировали проволочную антенну для радиостанции. Корабль получил дальномеры и новую систему управления огнем. После модернизации «Гангут» перекласифицировали в броненосный крейсер. Обновленный корабль вступил в строй в марте 1901 года и был отправлен в Персидский залив, с базированием на остров Ормуз (куплен Российской Империей в 1898 году). Где был зачислен в третью оперативную эскадру. По образцу «Гангута», в 1904 году, была проведена модернизация броненосца «Император Николай I». В 1904 году, «Гангут» в составе эскадры адмирала Вирениуса, совершил переход на Дальний Восток. Сначала во Владивосток, а затем в Порт-Артур. Погиб во время боя в Желтом море у мыса Шантунг.
Броненосный крейсер «Гангут» 1901 год
Водоизмещение фактическое полное – 9086 т. Длина – 115,2 м, ширина – 18,2 м, осадка – 7,3 м. Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 12 цилиндрических котлов. Скорость: 20,1 узла при мощности машин 13612 л.с., 22,2 узла при мощности машин 18317 л.с., запас топлива — 725 т, дальность хода — 4700 миль на 10 узлах. Броня (гарвеированная): главный пояс — 229 мм, верхний пояс — 127 мм, траверзы 229 мм, казематы 127 мм, оконечности – 102/76/50 мм, палуба — 63,5-76 мм, башни — 229 мм, крыши башен — 63,5 мм, барбеты — 229 мм, рубка — 152 мм. Вооружение: 2×2×229/45-мм, 12×1×152/45-мм, 20×1×87/50-мм орудий, 4×1×25-мм автоматических пушек, 4×1×7,62-мм пулемета, 2×381-мм подводных траверзных торпедных аппаратов, 1×381-мм надводный носовой торпедный аппарат. Экипаж: 35 офицеров и 548 матросов.
От автора: первый пост по броненосцу "Гангут" прошу считать черновиком, утратившим актуальность на данный момент времени.