1

 

Первые корабли – императорская серия.

      Эскадренные броненосцы типа "Император Александр II" — строились по двадцатилетней кораблестроительной программе 1883-1902 гг. и предназначались для усиления Балтийского флота и присутствия российских судов в бассейнах Балтийского и Средиземного моря. Однако судьба распорядилась по другому – основная их служба прошла на Дальнем Востоке. Корабли этого проекта являлись первыми серийными мореходными броненосцами с большой дальностью плавания и мощным артиллерийским вооружением и ежегодно находились в дальних плаваниях.  

      Проект броненосцев разрабатывался Кораблестроительным отделением Морского Технического Комитета (МТК).  За образец, для новых броненосцев, был взят строящийся броненосный фрегат «Адмирал Нахимов». Удачные компоновочные решения Нахимова было решено развить в броненосцах.    

      Система броневой защиты кораблей состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, каземата, барбета и боевой рубки. Горизонтальная броневая защита включала броневую палубу, которая настилалась поверх жилой палубы и примыкала к вертикальному броневому поясу. Плиты бортовой поясной брони имели различную толщину и общий вес в 1117,4 тонны. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, через деревянную подшивку из тика толщиной 254-мм, которые проходили сквозь бортовую обшивку, подкладку и вворачивались в саму плиту. Надводная часть плиты (1,06 метра) имела большую толщину, а подводная (1,52 метра) постепенно утончалась. Первые плиты пояса, в носовой части, имели толщину вверху – 100-мм, внизу – 100-мм. Затем шли плиты толщиной вверху 152-мм, внизу 100-мм, далее – плиты 203/127-мм, плиты 225/127-мм. Следующие плиты имели толщину 254/127-мм, далее плиты толщиной 305/127-мм и затем шли наиболее толстые плиты 356/203-мм. После них к корме плиты утончались до 305/127-мм и до 225/127-мм. Завершали поясную защиту, соединяясь с соответствующими плитами другого борта, плиты в 125/100-мм. Поверх пояса непосредственно на жилой (броневой) палубе во всю длину и ширину корабля стелились два ряда броневых листов. Нижний ряд листов имел толщину 19-мм, верхний — 44,5 мм (общая толщина 63,5 мм). Все люки жилой палубы закрывались броневыми 63,5-мм крышками. Вокруг люков, по их периметру, имелись броневые комингсы толщиной 50,8-мм. К бортам пристыковывались небольшие скосы палубы – броневые плиты толщиной 76-мм. Каземат в носу и корме защищали траверзные плиты толщиной 152-мм, а в районе 152-мм и 47-мм орудий броневая защита борта составляла 76-мм. Всего в броневую систему каземата входили плиты общим весом в 125 тонн. На кораблях этого типа количество и размеры плит несколько отличались, но их толщины были равны. Боевая командирская (капитанская) рубка имела бортовые плиты толщиной 203-мм и потолочные плиты толщиной 63-мм. Барбетные установки 305-мм орудий защищались броневыми плитами толщиной 254-мм и высотой 6 метров. Их общий вес равнялся 301,2 тонны на каждую установку. Поверх барбета находился "башенный купол" весом 39,5 тонны и толщиной 63,5-мм, который защищал прислугу орудий от осколков и огня малокалиберной артиллерии.

      Компактное котельное отделение разделили на четыре отсека-кочегарни, по три котла в каждом. В отличии от Нахимова броненосцы оборудовались двумя дымовыми трубами. Паровые котлы цилиндрические, огнетрубные, пролетного типа, четырёхтопочные. Наибольшее рабочее давление пара в котле 60 фунтов на кв. дюйм (0,42 МПа). Полный запас топлива (угля) включал 847-970 тонн, что позволяло броненосцу пройти более 3000 миль при скорости хода в 10 узлов. Паровая машина броненосца, производства Балтийского завода – вертикальная, трехцилиндровая, двойного расширения пара с рабочим давлением 6,3 атмосферы. Паровая машина броненосцев "Император Николай I" и "Император Павел I" производства Франко-Русского завода – вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 6,88 атмосферы.

       Артиллерийское вооружение броненосцев состояло из двух спаренных установок 305-мм орудий, двенадцати 152-мм орудий в казематах, четырнадцати 47-мм револьверных пушек в казематах батарейной палубы и десяти 37-мм револьверных пушек, защищенных щитами,  на верхней палубе. По традиции того времени, орудия 152-мм калибра в походном положении втягивались внутрь каземата. А порты 47-мм орудий позволяли повернуть сами орудия вдоль борта. Поэтому в походном положении все порты батарейной палубы были закрыты. На броненосце "Император Александр II" орудия главного калибра были размещены в барбетной установке типа МК-I. На "Император Николай I"  в башенной установке МК-III, на "Император Павел I" – в МК-IIIА.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 8.2

Эскадренный броненосец «Император Александр II»

       Заложены в Новом Адмиралтействе Строительство начато 17 (29) ноября 1883 года. Спущен на воду 14 (26) июля 1886 года. Введён в эксплуатацию с июня 1889 года.

      Полное водоизмещение фактическое — 9945 т (по первоначальному проекту 9082 т); длина — 109,5 м, ширина 20,4 м; осадка носом 7,15 м, кормой 7,85 м, средняя 7,5 м; проектная высота надводного борта в носу 5,5 м, на миделе и в корме 5,5 м; нагрузка на 1 см осадки 16,15 т; метацентрическая высота — 1,12 м.

      Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 5-уз ходом – 5940 миль, 8-уз ходом – 4600 миль, 10-уз ходом – 3552 мили, 15-уз – 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз – 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с. Две главные паровые машины двойного расширения имели по три цилиндра и вращали каждая свой винт системы Гриффитса диаметром 5,8 м и шагом 7 м. Машины были построены Балтийским заводом. По проекту они должны были иметь суммарную мощность 8500 л.с., однако на ходовых испытаниях 18 сентября 1890 г. смогли развить только 8289 л.с. Тем не менее, скорость превысила проектную и составила 15,27 уз.

       Вооружение: 2х2х305-мм в двух барбетных установках МК-I, 1х12х152-мм орудий типа 6/35К-I, четырнадцать 47-мм револьверных пушек Р-47, десять 37-мм пятиствольных револьверных пушек Р-37, два 63,5-мм десантных орудия Барановского типа Д-63, четыре 381-мм надводных торпедных аппарата.

     Бронирование: борт 356-203 мм (сталежелезные плиты), траверзы – 152 мм, палуба — 63,5 мм, барбет — 254 мм, башенный купол – 63,5 мм, казематы — 76 мм, боевая рубка — 203 мм.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 8.2

Эскадренный броненосец «Император Николай I»

     Заложены на верфи Общества Франко-Русском заводе 17 ноября 1884 года. Спущен на воду 14 июля 1887 года. Введён в эксплуатацию с мая 1890 года.

         Полное водоизмещение фактическое 10105 т (по первоначальному проекту 9228 т), длина — 109,8 м, ширина — 20,4 м, осадка — 7,6 м, нагрузка на 1 см осадки — 16,27 т, метацентрическая высота — 1,13 м.

       Две вертикальные паровые машины тройного расширения Франко-Русского завода (выполнена по чертежам Балтийского завода) вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 6,88 атмосферы суммарной мощностью 9936 л.с., 12 огнетрубных цилиндрических котлов. Скорость 16,22 узла, при естественной тяге. На испытаниях при естественной форсировке (при закрытых люках котельных отделений) 11426 л.с. и скорость 16,99 узла. Дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 5-уз ходом – 5980 миль, 8-уз ходом – 4670 миль, 10-уз ходом – 3644 мили, 15-уз – 1820 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз – 523 м; полный поворот совершается за 7 мин 34 с.

     Вооружение: 2х2х305-мм в двух башенных установках МК-III, 1х12х152-мм орудий типа 6/35К-I, четырнадцать 47-мм револьверных пушек Р-47, десять 37-мм пятиствольных револьверных пушек Р-37, два 63,5-мм десантных орудия Барановского типа Д-63, четыре 381-мм надводных торпедных аппарата.

     Бронирование: борт 102-356 мм (компаунд), траверзы – 152 мм, палуба — 63,5 мм, барбет — 254 мм, башни – 254 мм, крыша башен – 63,5 мм, казематы 152-мм орудий — 152 мм, казематы 47-мм орудий – 51 мм, противоосколочные перегородки в казематах – 25 мм, боевая рубка — 203 мм.

        Эскадренный броненосец «Император Павел I»: заложены на верфи Общества Путиловских заводов. Строительство начато 17 (29) ноября 1885 года. Спущен на воду 14 (26) июля 1888 года. Введён в эксплуатацию с июня 1892 года. Корабль строился на новой Путиловской верфи. К моменту закладки броненосца верфь не была готова в полном объеме. Поэтому все металлоконструкции поставлялись Франко-Русским заводом, а путиловцы только собирали корпус. Броненосец отличался более мощными, 35 калиберными орудиями 305-мм калибра.

     Полное водоизмещение фактическое 10112 т (по первоначальному проекту 9228 т), длина — 109,8 м, ширина — 20,4 м, осадка — 7,6 м, нагрузка на 1 см осадки — 16,27 т, метацентрическая высота — 1,13 м.

       Две вертикальные паровые машины тройного расширения Франко-Русского завода (выполнена по чертежам Балтийского завода) вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 6,88 атмосферы суммарной мощностью 9936 л.с., 12 огнетрубных цилиндрических котлов. Скорость 16,2 узла, при естественной тяге. На испытаниях при естественной форсировке (при закрытых люках котельных отделений) 11426 л.с. и скорость 16,95 узла. Дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 5-уз ходом – 5980 миль, 8-уз ходом – 4670 миль, 10-уз ходом – 3644 мили, 15-уз – 1820 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз – 523 м; полный поворот совершается за 7 мин 34 с.

     Вооружение: 2х2х305-мм в двух башенных установках МК-IIIА (башня МК-III, адаптированная под более мощные 35 калиберные орудия), 1х12х152-мм орудий типа 6/35К-I, четырнадцать 47-мм револьверных пушек Р-47, десять 37-мм пятиствольных револьверных пушек Р-37, два 63,5-мм десантных орудия Барановского типа Д-63, четыре 381-мм надводных торпедных аппарата.

     Бронирование: борт 102-356 мм (компаунд), траверзы – 152 мм, палуба — 63,5 мм, барбет — 254 мм, башни – 254 мм, крыша башен – 63,5 мм, казематы 152-мм орудий — 152 мм, казематы 47-мм орудий – 51 мм, противоосколочные перегородки в казематах – 25 мм, боевая рубка — 203 мм.

      После вступления в строй всех трех балтийских броненосцев, флотские острословы дали им нарицательные имена: «Сын», «Отец» и «Дед». Броненосец «Император Николай I» стал действительно "отцом" всех классических русских броненосцев. Именно с него началось эволюционное развитие этого класса кораблей в Российской Империи.

       В 1899 году генерал-адмирал «провернул» еще одно дельце. На флоте резко встал вопрос с артиллерийским вооружением. Крейсер «Минин» прошел модернизацию, но артиллерия осталась старой – банально не хватило стволов. Крейсер «Адмирал Корнилов» ждал свою артиллерию почти год. Были проблемы и с вооружением новых вспомогательных крейсеров. «Артиллерийский голод» настойчиво требовал расширения производства, конечно же, на Обуховском заводе в первую очередь. Так как с 1886 года завод был передан в казну. И если деньги на само производство были, то расширятся заводу, было некуда. В конце 1888 года, у принца П.Г. Ольденбургского на правом берегу Невы, была выкуплена земля. Сделка состоялась через адвокатскую контору на казенные средства. При этом покупатель оставался «инкогнито». Этим «инкогнито» был ВК Алексей Александрович. Часть земли было передано под новые цеха Обуховскому заводу. А на остальной появилось Общество «Полигон». Единственным «акционером» которого был генерал-адмирал. На территории Общества был оборудован артиллерийский полигон. Конечно «Полигон» организовывался с благими намерениями – ведь на нем отстреливали свои орудия и Обуховцы и Путиловцы и Александровский завод. Да и Петербургский гарнизон артиллерийские стрельбы проводил тоже там. Конечно не бесплатно – аренда полигона была очень дорогой. Заводчики попытались саботировать нововведение, но циркуляр коменданта Петербурга поставил все на свои места – то есть, так как надо ВК. По договору с Финансовым ведомством, ВК обязался вернуть деньги, потраченные на выкуп земли. И частично деньги были возвращены. Первый взнос паем земли на расширение завода был оценен гораздо дороже его покупной стоимости. Поэтому уже в 1891 году в Финансовом ведомстве появилась резолюция о погашении долга.

Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account