Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 4.3. Хунхузиада – этнический терроризм в Приморье. Амурские флотилии
Наконец-то кораблики. Я заранее извиняюсь за отсутствие хрологического порядка. Потом мне придется вернуться в 1882 год, когда ВК стал во главе РИФ. Выкладываю посты по развитию Приморского региона, а потом про строительство флота. Эти вещи, конечно, связаны между собой, но ВК конкретно во Владивостоке сам ничего не делал.
Амурская флотилия Пограничной стражи
Генерал Скобелев на Дальнем Востоке занимался буквально всем. Просто там ничего не было, и все необходимое само попадало под его влияние. Генерал старался разрулить ситуацию самостоятельно, но многое было не в его компетенции. А вот то, что было вне его компетенции, но требовало неотлагательного решения, согласовывалось с ВК Алексеем Александровичем. ВК в Петербурге «нажимал на нужные кнопки», механизм всероссийской бюрократии проворачивался и дело начинало двигаться в правильном направлении. Так было при переселении казаков, так было при формировании горных дивизий, так было при создании новой горной мортиры. Так же дело обстояло и при организации Амурской и Приморской Пограничной стражи. Дело в том, что казаки охраняли стройку века – транссибирскую магистраль и приграничные районы. Горные дивизии вычищали внутреннюю территорию Приморья и Сибири. Но большую часть границы занимала река, а кораблей у казаков не было. Поэтому на Амуре хунхуз чувствовал себя как дома. 16 января 1883 года Его Императорское Величество подписал указ об организации Амурской Пограничной стражи, а 19 января того же года – подобный указ по поводу Приморской Пограничной стражи. Приморская Пограничная стража имела сухопутную, речную и морскую границы, поэтому и рассматривалась отдельно.
На территории российского Дальнего Востока хунхузы гораздо охотнее нападали на своих соотечественников и представителей малых народов. Тем не менее русское население Приамурья и Приморья также не было застраховано от хунхузских набегов. Разбойники придерживались в отношении русских «патриотической» точки зрения, рассматривая последних не только как добычу, но и как оккупантов, захвативших «исконно китайские земли». Нужно отметить, что китайские приграничные власти всячески поощряли подобные взгляды. Наибольшей «группой риска» среди русских были переселенцы. Русский мужик никогда не был организованным. Все, что ему предлагалось властью, рассматривалось им как «наезд» на его личную сообразительность и смекалку. Все старания властей по организованному перемещению переселенцев на пароходах разбивались об мужицкое упрямство. Переселенцы сбивались в группы и на плотах самостоятельно сплавлялись туда, куда душа укажет. То есть где душе понравилось – там и оседали. Для перемещения использовали реки – сплавлялись по ним на плотах. Именно таких сплавщиков и поджидали «краснобородые».
Сплав переселенцев по реке Амур
http://dkphoto.livejournal.com/243142.html
Китайские разбойники были головной болью нашей дальневосточной администрации от Сретенска до Кореи. Транспортные перевозки по Амуру были осложнены набегами хунхузов – на одиночные пароходы они тоже не стеснялись нападать. Их банды приходили с китайской территории через Амур. Для противодействия было вооружено несколько пароходов. Неимоверными усилиями было осуществлено организованное передвижение переселенцев. Пароходы и баржи собирались в большую группу и с сопровождением вооруженного парохода совершали передвижение. Сплавщиков также собирали в большие группы и сопровождали пароходом. Такое положение дел резко снизило количество набегов на переселенцев, но пароходов не хватало. Поэтому на верфи в Николаевске на Амуре наладили сборку специализированных судов.
Крейсер речной пограничной стражи «десятый». Водоизмещение – 89 тонн, длина – 38,1 м, ширина корпуса по ватерлинии – 4,27 м, осадка – 0,66 м. Вооружение: две 63,5-мм десантные пушки Барановского. Мощность машины – 156 л. с.. Скорость – 11,3 верст в час (на спокойной воде). Бронирование 6 мм, за броневыми брустверами расположен десант до 30 человек. Экипаж 32 человека.
Подобные суда именовались «крейсерами речной Пограничной стражи». И принадлежали к многочисленному семейству однотипных номерных грузо-буксирных пароходов (то есть построенных по одному проекту и имевших номер вместо названия). Все они были построены в период с 1884 по 1899 гг. Интересен способ постройки этих судов: они заказывались на николаевских, севастопольских и петербургских заводах и доставлялись на Дальний Восток в виде секций, пригодных для быстрой сборки на примитивном стапеле в Николаевске на Амуре. Водоизмещение корпуса таких судов варьировалось в пределах 89–95 тонн. Отличались друг от друга небольшими изменениями в архитектуре надстроек. При машине 150–160 лошадиных сил, пароходы могли развивать среднюю скорость 8–9 верст в час на ходу против течения. В пользу официального названия «крейсеры» имели развитые броневые щиты орудий, по два щита броневых брустверов вдоль каждого борта (возле орудий, для защиты десанта) и полное бронирование рубки. Бронирование защищало людей от пуль. В вооружение «крейсеров» входил комплект винтовок для всей команды и два скорострельных орудия – 63,5-мм десантные пушки B.C. Барановского. Пароходы входили в состав флотилии Пограничной стражи и Амурской флотилии Морского ведомства, а позднее и во флотилию КВЖД. Всего таких пароходов было построено 32 единицы. Все они собирались на верфи Морского ведомства в Николаевске на Амуре.
Тяжелый крейсер речной Пограничной стражи «Тридцатьпервый» Водоизмещение – 160 тонн, длина – 52,6 м, ширина корпуса 8,4 м, осадка – 1,25 м, мощность машин – 211 л.с., скорость до 13 верст в час. Вооружение: два 87-мм морских орудия с длиной ствола 40 калибров. Бронирование 6 мм щиты орудий, брустверы, рубка и надстройки. Экипаж 34 человека, до 80 человек пешего десанта и 28 человек всадников.
Эти суда строились на основе опыта эксплуатации первых речных крейсеров. Они были крупнее и вместительнее. Кормовая надстройка специально проектировалась для размещения лошадей. Конный десант был нужен для преследования конных хунхузов. Из кормовой надстройки на широкий спускаемый трап выходили двухстворчатые распашные ворота. Сквозь них коней выводили из надстройки. Ворота были на обоих бортах. Кроме того, на крейсере была возможность перевозить легкие полевые орудия – до дивизионной пушки включительно. Тяжелые речные крейсеры строились с 1889 по 1897 годы. Эти суда также входили в состав флотилии Пограничной Стражи и во флотилию Морского ведомства. Все 7 пароходов были изготовлены сормовским заводом и собраны на верфи Николаевска на Амуре. Эти крейсера также имели хорошую защиту от стрелкового оружия. Номера этих судов перепутались с номерами крейсеров первого типа и имели следующие названия: «Двадцатьседьмой», «Двадцатьвосьмой», «Тридцатьпервый», «Тридцатьчетвертый», «Тридцатьшестой», «Тридцатьседьмой» и «Тридцатьдевятый». Номера давались верфью в порядке очередности сборки.
Речные крейсера показали себя эффективным средством борьбы на реках. Но в малые реки войти они не могли, чем пользовались китайские бандиты. Поэтому в 1887 году на Амур было доставлено 12 паровых бронекатеров, изготовленных на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Три больших и девять малых. На эти бронекатера были установлены первые пулеметы системы Максима выпуска ковровского оружейного завода. МБК был спроектирован на основе 34-футового парового катера, а дозорно-патрульные бронекатера (ДПБК) типа «Коршун» на основе 56-футового. Для адаптации к речным условиям катерам изменили обводы корпуса, винт убрали в тоннель. Корпуса в районе машин, котлов и рубки обшивались 6-мм броневой (закаленной) сталью, в носовой части имелся броневой траверз такой же толщины. Рубка собиралась из 6-мм стальных листов. Изнутри рубка оклеивалась войлоком, для защиты от осколков брони.
Малый бронекатер №7 (МБК-7)
Катера серии МБК имели вес 6,3 тонны, длину 10,4 м, ширину 2,55 м, осадку 0,61 м (максимальная 0,75 м). Паровая машина мощностью 16 л.с. сообщала скорость до 6 узлов (10 верст в час). Запас хода 300 верст. Бронирование – противопульное: вертикальные листы 6 мм, горизонтальные – 4 мм. Экипаж 4 человека.
Дозорно-патрульный бронекатер (ДПБК) серии «Коршун» (Коршун, Лунь, Беркут)
Водоизмещение 14,4 т, длина – 15,8 м, ширина 3,15 м, осадка 0,75 м. Вооружение – одна 63,5-мм пушка Барановского, один 10,67-мм пулемет. Бронирование: вертикальная броня 6 мм, горизонтальная 4 мм. Мощность паровой машины 22 л.с., скорость до 7 узлов (11 верст в час). Запас хода 560 верст.
27 июля 1889 года экипаж МБК-7 занимался гидрографическими работами на реке Амур, выше устья реки Бурея. Утром, разведя пары и позавтракав, экипаж уже собирался отчалить от берега, когда к ним прискакал повар старательской артели. Повар сообщил о нападении хунхузов на старателей, моющих золото по ручью Тарекан, левом притоке реки Буреи, в версте выше по течению. Несмотря на вооруженное сопротивление артельщиков, хунхузы убили председателя и отобрали намытое золото. Сами старатели во время нападения были на работах. В лагере оставались председатель и повар. Повару удалось бежать на лошади, а председатель был убит при оказании сопротивления. Услышав стрельбу, старатели поспешили на помощь. Но хунхузы уже грузились в свою джонку.
Выслушав повара, экипаж МБК-7 начал преследование. Через полтора часа погони командир катера увидел джонку бандитов. Хунхузы тоже заметили преследователей, собрались на корме своего судна и открыли ружейный огонь по катеру. Китайцы не имели представления ни о броне, ни о пулемете. Тем страшнее получилась расплата. Подойдя на 300 метров, командир МБК открыл огонь по бандитам. Трое погибли сразу, четверо были ранены, пятеро бросились в воду и поплыли к ближайшему берегу. Но там их уже поджидали старатели – никто из них выбраться на берег не смог. В джонке остался только один бандит – 18-летний юноша. Он упал на дно джонки и пытался спрятаться. Но и ему не повезло – повар показал, что именно он по команде главаря застрелил председателя.
Бронекатера и в дальнейшем строились для нужд Пограничной стражи. Наличие этих судов снизило активность хунхузов на малых реках. Экипажи бронекатеров сами навязывали бой бандам китайцев в местах переправ и подавляли сопротивление. Неуязвимость бронекатеров, от стрелкового оружия сыграла свою роль в «битве» за русское Приморье и Приамурье.
Создание мощного и многочисленного речного флота Пограничной Стражи способствовало уходу хунхузов на китайскую территорию. Оставались небольшие шайки неуемных джентльменов удачи, а по сути неумных дилетантов. Умные-то как раз поняли, что на российской территории в лучшем случае им светит только каторга. Видя успехи российской стороны, китайские власти также начали пытаться навести порядок на своей территории. Китайцы в приграничных районах предлагали русским совместные операции по преследованию бандитов. Русская администрация всегда отзывалась положительно на оказание помощи китайцам. Ведь возможность отодвинуть угрозу бандитизма от своей границы – благое дело.
Так, 2 августа 1890 года управляющий Мохэскими золотыми приисками Чжоу Мянь обратился к генерал-губернатору Приамурского края С.М. Духовскому о совместном преследовании шайки атамана Цзао Шэня. Цзяо, в месте впадения реки Таолихэ в реку Сунгари, выстроил большую крепость, в которой чувствовал себя в безопасности. Особое негодование Чжоу Мяня вызвало дерзкое разграбление бандой государственного прииска на реке Джаиме. С российской стороны были выделены тяжелый речной крейсер «Тридцатьпервый» и патрульный бронекатер «Коршун». С китайской стороны было около 300 солдат. Кроме того, на «Тридцатьпервый» погрузили два 4-фунтовых полевых орудия, вместе с передками и лошадьми. Китайских солдат погрузили на баржи, которые тянул зафрахтованный частный пароход «Ингода». 5 августа караван углубился на китайскую территорию, а 7 войска подошли к предместью реки Таолихе. Солдаты и артиллерия сгрузились на берег. «Тридцатьпервый» выждал, пока войска перекроют пути отхода из крепости – две дороги, ведущие в горы. «Корщун» ушел для блокирования отхода через реку Таолихе, а крейсер пошел на траверз крепости. Заняв удобную позицию, крейсер открыл огонь из орудий – бандиты пытались отвечать из небольших дульнозарядных пушек. Но безуспешно. Через полчаса обстрела в крепости начался пожар – бандиты кинулись к укрытым в затоне реки Таолихе джонкам. Но там их встретил пулеметный огонь «Коршуна». Остатки банды на лошадях ринулась в горы. Но и там их ждала засада – орудийный и ружейный огонь подавил сопротивление. 29 бандитов сдались в плен. Пулеметный огонь с «Коршуна» был очень эффективным. За всем этим в подзорную трубу наблюдал Чжоу Мянь, расположившийся на мостике «Тридцатьпервого». Это событие имело большие последствия – чиновник подробно описал бой и отправил рапорт в Пекин. Там осознали значимость пулемета, и вскоре это оружие появилось в китайских войсках. Эти пулеметы очень осложнили действия русских войск при подавлении восстания ихэтуаней в 1900 году.
Амуро-Уссурийская казачья флотилия
Базой казачьей флотилии стала пристань поселка Иман на реке Уссури. В её состав входили небольшие вооруженные речные пароходы «Амурец» и «Уссуриец». Были также баржи «Булава» и «Аленка» и речной буксирный паровой катер «Дозорный».
Буксирный пароход типа «Шилка»: Длина – 31,6 м, ширина – 6,3 м, осадка – 0,89 м, водоизмещение 42 т. Мощность машин – 76 л.с., дальность хода 1200 верст. Вооружение – одна 37-мм револьверная пушка Гочкиса. Оба парохода были построены на верфи Николаевска на Амуре в 1880 году. Казаки использовали их в качестве буксиров для своих барж. Обучение казаки проходили на судах Пограничной стражи. Этот тип буксира был очень популярен на Амуре. Были они во флотилии Морского ведомств, и в Пограничной стражи, и во флотилии Министерства путей сообщения, и во флотилии КВЖД.
Амурская флотилия Морского ведомства
Морским ведомством, в лице ВК Алексея Александровича, также была осознана угроза на Дальнем Востоке. Вернее, угрозы было две: первая – защита Владивостока и Николаевска на Амуре, вторая – захват Хабаровска с «перерезанием» строящейся магистрали. Эта вторая угроза стала фобией для ВК. И если Владивосток худо-бедно был защищен хотя бы примитивными береговыми батареями, а потеря Николаевска хоть и тяжелая утрата, но все же не смертельная (защита этого города ставилась в задачу Сибирской военной флотилии – то есть Тихоокеанскому флоту), то потерю снабжения региона, через потерю железной дороги, посчитали существенной угрозой. Причем угрозу расценивали не только от китайцев. Была предположена возможность продвижения английского флота по Амуру до Хабаровска.
«Сучанское сражение» и «Савеловский пограничный кризис 1883 года» (рассмотрен в главе 4.2) требовали укрепления границы и вооруженных сил. Китай в любое время мог пойти на обострение отношений. Для парирования этой угрозы на Амур и Уссури были переброшены миноноски – всего 8 штук. Их перевозили в разобранном виде и собирали в Николаевске. Также были включены в состав флотилии несколько речных номерных крейсеров – аналогичных «крейсерам речной Пограничной стражи».
Миноноска №92 Амурской флотилии Морского ведомства
Миноноски Амурской флотилии №92, №93, №94, №95, №96, №97 и №106 – все типа «Касатка». Изготовлены заводом Берда и собраны в Николаевске на Амуре. Водоизмещение 23 т, длина 21,7 м, ширина 2,74 м, осадка 0,99–1,68 м. Вооружение: две 37-мм пушки Гочкиса и один 381-мм ТА. Бронирования нет. Одна вертикальная двухцилиндровая паровая машина двойного расширения мощностью 220 л.с., один локомотивный котел, один винт. Скорость 16 узлов. Дальность плавания на 10 узлах 200 миль. Экипаж 7 человек.
Следующим шагом стало строительство плавбатарей на несамоходных баржах. На баржах устанавливали по два 6-дюймовых орудия. Баржи имели возможность перемещаться под парусами. Всего ПАБов было построено 7 единиц. Все они были номерные – от №1 до №7. Строились по одному проекту и отличий не имели.
ПАБ №4 (плавучая артиллерийская батарея)
Водоизмещение 160 тонн, длина 61,6 м, ширина 9,8 м, осадка 1,1 м. Вооружение: два 152-мм морских орудия с длинной ствола в 35 калибров, две 37-мм пушки Гочкиса. Экипаж 27 человек.
Для затруднения продвижения кораблей противника по Амуру в 1885 году строятся 4 минных заградителя. Предполагалась установка минных банок на поворотах реки с прикрытием оных плавбатареями.
Речной минный заградитель «Шивера»: водоизмещение – 76 т, длина – 45,22 м, ширина – 7,01 м, осадка – 0,91 м. Мощность машин 136 л.с, скорость 11,2 версты в час, запас хода 2400 верст. Вооружение: две 37-мм пушки Гочкиса, 60 речных якорных мин заграждения. Экипаж 24 человека. Всего в 1884–1888 гг. построено пять минзагов: «Шивера», «Перекат», «Порог», «Затор» и «Залом».
В 1891 году была впервые осмыслена Япония как вероятный противник. ВК опять стал опасаться за Хабаровск – теперь эта угроза казалась реальной от японцев. «Масла в огонь подлили» сами дальневосточники. На учениях 1891 года четыре миноноски скрытно совершили переход из Татарского пролива к Хабаровску. В принципе это показало очень хорошее знание акватории реки Амур экипажами миноносок. Но ВК занервничал. И в Николаевске закладываются канонерские лодки для Амура. Четыре типа «Бурят», шесть типа «Якут» и две типа «Орочанин». Все корабли строились по одному проекту и различались только вооружением. Здесь проявилась концепция ВК по экономии средств при строительстве флота: "Экономить надо не на корабле, а на подготовке проекта и выполнении постройки. Корабли могут быть разными, но построенными по одному проекту. Изготовитель должен получить полный комплект чертежей до закладки корабля на стапеле. Переделка корабля — непозволительная роскошь, а экономия в ущерб боевым качествам корабля – есть преступление". Все канонерские лодки имели одинаковую конструкцию корпуса и однотипные механизмы. Различались они только вооружением. Корпуса имели плоскодонную конструкцию и формировались из мягкой судостроительной стали по поперечной системе набора, шпангоуты и бимсы набирались из угольников 70×41×4,7 мм. Обшивка днища и скулы имели толщину 4—4,8, борт 2,4—4 мм; палубные стрингеры шириной 0,61 м и толщиной 4 мм проходили по всему корпусу, борта подкреплялись стрингерами из уголкового профиля. Две продольные и девять поперечных переборок делили корпус на водонепроницаемые отсеки, а в бортовых отделениях (район котельного и машинного отделений) были оборудованы угольные кофердамы. Машинное и котельное отделения сообщались через водонепроницаемую дверь, в остальные отсеки спускались только через люки на верхней палубе или из надстройки.
Канонерские лодки первого типа: «Бурят», «Монгол», «Удэгеец», «Эвенк». Водоизмещение стандартное – 279 т, максимальное – 315 т, длина – 57,2 м, ширина – 8,6 м, осадка – 0,84 м. Главные механизмы – 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 564 индикаторных л.с. и два двухтопочных цилиндрических огнетрубных котла, обеспечивали скорость хода до 12,1 узла. Нормальный запас угля 84 т, в перегруз до 118 тонн. Максимальная дальность хода на 8 узлах – до 1600 миль. Все главные и вспомогательные механизмы, а также паровые котлы – производства Балтийского завода. Вооружение: 4×1×87- мм пушки с длиной ствола 45 калибров (дальность стрельбы – 50 кабельтовых; скорострельность – 8 выстрелов в минуту; боезапас – 235 унитарных выстрелов на ствол) и 6×1×7,62-мм пулеметов, один прожектор диаметром 120 см. Пулеметы могли использоваться десантной командой. Бронирование: бортовой пояс, боевая рубка, элеваторы, погреба боезапаса и орудийные щиты – 12,7 мм. Палуба и траверсы – 9,5 мм. Личный состав: офицеров – 3; кондукторов – 4 и матросов – 41 человек.
Все лодки первого типа были построены в 1892 году и вступили в строй в 1893. Для строительства этих кораблей в Николаевске на Амуре был построен новый эллинг, где корабли закладывались попарно (строительство эллинга начато в 1888 году). Верфь могла строить по четыре корабля в год, спуская корабли в период отсутствия ледостава.
Канонерские лодки второго типа: «Якут», «Ительмен», «Уличанин», «Нанаец», «Юкагир», «Долгунец». Водоизмещение стандартное – 279 т, максимальное – 315 т, длина – 57,2 м, ширина – 8,6 м, осадка – 0,84 м. Главные механизмы – 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 564 индикаторных л.с. и два двухтопочных цилиндрических огнетрубных котла, обеспечивали скорость хода до 12,1 узла. Нормальный запас угля 84 т, в перегруз до 118 тонн. Максимальная дальность хода на 8 узлах – до 1600 миль. Все главные и вспомогательные механизмы, а также паровые котлы – производства Балтийского завода и полностью соответствуют таковым на канлодках первого типа. Вооружение: 2×1×120-мм пушки с длиной ствола 45 калибров (дальность стрельбы – 70 кабельтов; скорострельность – 9 выстрелов в минуту; боезапас по 150 выстрелов на ствол), 2×1×63,5-мм скорострельные пушки Барановского (боезапас – 280 выстрелов на ствол) и 6×1×7,62-мм пулеметов, один прожектор диаметром 120 см. Пулеметы и 63,5-мм пушки могли использоваться десантной командой. Бронирование: бортовой пояс, боевая рубка, элеваторы, погреба боезапаса и орудийные щиты – 12,7 мм. Палуба и траверсы – 9,5 мм. Личный состав: офицеров – 4; кондукторов – 4 и матросов – 57 человек. Все лодки второго типа были построены в 1893–1896 гг. и вступили в строй к 1897 году.
Канонерские лодки третьего типа: «Орочанин», «Вогул». Первоначально строились по типу «Якут», но затем 120-мм пушки заменили 152-мм орудиями с углом вертикальной наводки +67 градусов. Водоизмещение стандартное – 279 т, максимальное – 315 т, длина — 57,2 м, ширина – 8,6 м, осадка – 0,84 м. Главные механизмы – 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 564 индикаторных л.с. и два двухтопочных цилиндрических огнетрубных котла, обеспечивали скорость хода до 12,1 узла. Нормальный запас угля 84 т, в перегруз до 118 тонн. Максимальная дальность хода на 8 узлах – до 1600 миль. Все главные и вспомогательные механизмы, а также паровые котлы – производства Балтийского завода и полностью соответствуют таковым на канлодках первого и второго типов. Вооружение: 2×1×152-мм орудия с длиной ствола 28 калибров (дальность стрельбы – 70 кабельтов; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; боезапас по 110 выстрелов на ствол), 2×1×63,5-мм скорострельные пушки Барановского (боезапас – 200 выстрелов на ствол) и 6×1×7,62-мм пулеметов, один прожектор диаметром 120 см. Пулеметы и 63,5-мм пушки могли использоваться десантной командой. Бронирование: бортовой пояс, боевая рубка, элеваторы, погреба боезапаса и орудийные щиты – 12,7 мм. Палуба и траверсы – 9,5 мм. Личный состав: офицеров – 4; кондукторов – 4 и матросов – 57 человек. Обе лодки третьего типа были построены в 1897 году и вступили в строй к 1898 году.
Интересна история появления орудий для этих канонерок. В 1895 году командующий дальневосточным военным округом генерал Скобелев предложил вооружить артиллерийские корабли орудиями, способными вести огонь с закрытых позиций и по противнику, находящемуся за складками местности. В условиях ДВ это было очень актуально: холмистая местность, изрезанная водными потоками, затрудняла ведение огня прямой наводкой. ВК обратился к ведущим производителям отечественной артиллерийской продукции.
Александровский завод предоставил переделочное орудие на основе 6-дюймовой корабельной пушки образца 1877 года с длиной ствола 25 калибров. На складах имелось девять орудий такого типа, и около восьмидесяти находилось на судах в эксплуатации. На новый станок наложили ствол старого морского орудия. Длина орудия составляла 4267 мм, длина нарезной части 3816 мм (25 калибров). Вес ствола с замком 4177 кг. Вес станка-новодела 5230 кг. Вес орудия без щита (не предусматривался конструкцией) – 9407 кг. Орудие стреляло снарядами весом 41,5 кг с начальной скоростью 542 м/с на максимальную дальность в 13 350 метров. Станок позволял производить вертикальную наводку в пределах -3,5 ÷ +65º и на 360º по горизонтали.
Обуховский завод предоставил укороченный вариант морского орудия образца 1891 года. Орудие собиралось из забракованных стволов и нового станка, позволяющего иметь возвышение орудия до 67º. Бракованных стволов на Обуховском заводе имелось пять штук. Длина ствола 3811 мм (25 калибров), вес ствола 3185 кг. Вес станка со щитом – 5299 кг, вес щита – 487 кг. Вес системы в целом – 8484 кг. Дальность стрельбы 14 158 м. вес снаряда 41,5 кг, начальная скорость снаряда 578 м/с, заряжание раздельно-гильзовое, гильза – укороченная до 840 мм гильза от пушки образца 1891 года. Станок по конструкции был аналогичен станку пушки 1891 года.
Пермский орудийный завод предоставил орудие на основе своей 6-дюймовой осадной пушки образца 1877 года. Пушку удлинили до 28 калибров (30 калибров по стандарту Военного ведомства) и наложили на морской станок. Масса ствола с замком – 3200 кг, масса станка – 4400 кг, масса в боевом положении – 7600 кг. Начальная скорость снаряда – 623 м/с, вес снаряда 41,5 кг, максимальная дальность стрельбы – 14 200 м. Станок позволял наводить орудие по горизонтали в пределах 210º, максимальный угол возвышения — +40,5º, максимальный угол склонения – -3,5º.
Самым дешевым и самым тяжелым оказалось орудие Александровского завода. Самым легким было орудие Пермского орудийного завода. Самым скорострельным – орудие Обуховского завода. Пермское орудие имело большую начальную скорость, но меньший угол возвышения. При этом пермское орудие имело 7 зарядов, что позволяло маневрировать огнем по дальности. А при использовании пермских зарядов в орудии Обуховского завода – маневренность огнем была еще выше. Однако из-за плохого качества стволов обуховское орудие имело очень большой разброс. В то же время выяснилось, что Обуховский завод загружен заказами и не сможет изготовить новые стволы для орудий. На совещании в МТК ВК предложил передать заказ пермякам. Пермский орудийный завод должен был переделать свое орудие под поршневой затвор и станок по типу обуховского завода. Александровскому заводу заказали 16 переделочных орудий для установки во Владивостокской крепости в качестве стационарных орудий береговой обороны.
В 1897 году Пермский орудийный завод предоставил орудие на испытание. Короткая морская 6-дюймовая пушка-гаубица имела длину ствола 28 калибров. Ствол пушки рассчитывался под бездымный порох и был скреплен по типу 120-пудовой осадной пушки. Масса ствола с замком – 3200 кг, масса станка со щитом – 5299 кг, вес щита – 487 кг, масса в боевом положении – 8499 кг. Начальная скорость снаряда – 623 м/с, вес снаряда 41,5 кг, максимальная дальность стрельбы – 15 580 м (84 кабельтовых). Станок позволял наводить орудие по горизонтали в пределах 360º, максимальный угол возвышения — +67,5º, максимальный угол склонения – -5º. Орудие имело поршневой затвор и скорострельность до 6 выстрелов в минуту. Короткая морская пушка испытание выдержала и была принята для вооружения канонерских лодок и крепостей. В 1898 году четыре таких орудия отгрузили для канонерских лодок «Вогул» и «Орочанин».
«Короткая 6-дюймовая морская пушка навесного огня образца 1898 года»
В том же году на Пермском орудийном заводе эту пушку переложили на осадный станок. Орудие было принято на вооружение под индексом «6-дюймовая тяжелая пушка-гаубица образца 1898 года». Военное ведомство заказало 36 таких орудий, а Морское ведомство – 24 для крепостей Владивостока и Порт-Артура. Название «пушка-гаубица» появилось как вариант обособления этой системы. Орудие имело длинный (не мортирный) ствол и в то же время могло вести навесную стрельбу. Поэтому комиссией ГАУ и была принята данная аббревиатура. Появление данного орудия дало толчок для пересмотра всего артиллерийского ряда. Военным ведомством была заказана 6-дюймовая облегченная гаубица с длиной ствола 21 калибр. Затем дело дошло до 42-линейной легкой гаубицы. Но военных не устраивал вес 6-дюймовки и слабость снаряда 42-линейной гаубицы. Приняли соломоново решение – разработали промежуточную, 48-линейную полевую гаубицу. Все эти орудия имели одно конструктивное решение и даже были похожи друг на друга. Ствол орудия уложили в люльку по типу 63,5-мм орудий Барановского. В люльке поместили тормоз отката веретенного типа и пружинный накатник. Орудия имели шестеренчатый привод вертикальной наводки. Механизма горизонтальной наводки орудия монтировался в оконечности станины и перемещал лафет относительно сошника по зубчатой рейке. Этот механизм использовался для точной наводки орудия.
Тяжелая 6-дюймовая осадная пушка образца 1898 года
Масса ствола пушки составляла 200 пудов (3200 кг). Такие орудия выпускались Пермским орудийным заводом. Калибр: 152,4 мм. Длина ствола: 30 калибров. Масса в боевом положении: 5647 кг. Дульная скорость: 623 м/с. Максимальная дальность стрельбы: 14 500 м. Максимальный угол возвышения: +60,5 градусов. Максимальный угол склонения: −5 градусов. В походном положении орудие разбиралось на две части – ствол перекладывался на ствольную повозку.
Что касается гаубицы на канонерских лодках – речники поначалу встретили их негативно. Всем казалось, что это откат назад на полтора десятка лет. Но на учениях 1899 года КЛ «Орочанин», укрывшись за островом, «условно нанесла тяжелые повреждения» условному противнику – КЛодкам «Якут» и «Нанаец». «Противник» ввиду отсутствия визуального контакта не мог применить своё оружие. Правда, для гаубичных КЛ стрельба тоже не оказалась простой. Потребовалось развивать корректировочную службу и средства связи. Для начала использовали гелиограф и сигнальный прожектор, потом настало время телефонов. В тех случаях, когда нельзя было пользоваться обычными видами связи, применяли полевые переносные радиостанции, которыми с 1900 года оснащались сухопутные войска. Эти радиостанции были созданы русским ученым А.С. Поповым при участии П.Н. Рыбкина и капитана Д.С. Троицкого.