Великий белый слон
4 сентября 1949 года впервые поднялся в воздух прототип межконтинентального авиалайнера Бристоль «Брабазон» – крупнейший самолет, когда-либо построенный в Великобритании. Его размеры впечатляли: размах крыла – 70 м, длина – 51 м, взлетная масса – более 130 тонн, диаметр двухпалубного фюзеляжа – 5 м. Не менее впечатляющей была и силовая установка – восемь 18-цилиндровых звездообразных поршневых двигателей Бристоль «Центавр» суммарной мощностью 16 тысяч лошадиных сил.
Моторы стояли внутри крыла в четырех спарках, под углом друг к другу и вращали через конические редукторы восемь соосных трехлопастных винтов, позволяя самолету развивать скорость 480 км/ч на максимальном режиме и 400 км/ч — на крейсерском. Внутри герметичного фюзеляжа располагались спальные купе на 50 пассажиров, каюты экипажа, ресторан с кухней и даже бар с небольшой танцплощадкой. Также предусматривался вариант эконом-класса без всего этого великолепия, зато вмещавший 180 пассажирских кресел.
Гигантский самолет успешно прошел испытания и произвел фурор на Парижском авиасалоне. Но экономические расчеты показали, что он получился слишком дорогим и коммерчески невыгодным. Цена билетов, при которой эксплуатация авиалайнера была бы оправданной, получалась просто фантастической. А для экономичного варианта, исходя из тогдашних и прогнозируемых объемов авиаперевозок, не было достаточного числа пассажиров.
К тому же, на смену поршневым машинам уже шли реактивные авиалайнеры, летавшие почти вдвое быстрее. И всем было ясно, что за ними будущее. В результате «Брабазон» так и не вышел на регулярные авиалинии. Последний гвоздь в гроб этого амбициозного проекта, обошедшегося фирме Бристоль более чем в миллион фунтов стерлингов (почти 4 миллиона долларов, по тогдашнему курсу) загнало обнаружение в 1951 году усталостных трещин в конструкции крыла.
После этого самолет отстранили от полетов, а в 1953 году символ угасающей воздушной мощи бывшей великой империи сдали в металлолом.
Более подробно о белом слоне британской авиации можно прочтитать тут.