Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.2.1. Эскадренные броненосцы Полтава и Севастополь

2

Полтавы и Севастополи

      Проектирование и закладка в постройку броненосца «Сисой Великий» ознаменовалось окончательным выбором в типе броненосца для Императорского флота. Тип русского броненосца был определен. Знающие люди понимали, что «Сисой …» был по сути тем же «… Александром II», только с новым типом бронирования, новой энергетикой, немного измененной архитектурой, но с прежней концепцией – достаточного броненосца для боя в линии. По своим техническим и боевым характеристикам этот броненосец ничем не выделялся на фоне мирового кораблестроения, правда и не уступал лучшим броненосцам Германии, Франции, САСШ и Британии. ВК запланировал закрепить успех постройкой восьми броненосцев типа «улучшенный Сисой Великий» — два на Черном море и шесть на Балтике. Алексей Александрович, протолкнул дополнительную программу кораблестроения ускоренного развития Балтийского и Черноморского флотов на 1890-1895 годы. Программа разрабатывалась и продвигалась Морским министерством «в связи с быстрым ростом флота Германии» и дополняла двадцатилетнюю программу строительства флота 1883-1902 годов. При разработке технического задания МТК учитывал, что в случае обострения отношений с Китаем или Японией новым броненосцам предстоит быстро перейти на Дальний Восток. Однако планам свершиться было не суждено — русская поговорка «проси больше – потому как получишь меньше» оправдалась полностью. Новый министр финансов Сергей Юльевич Витте, назначенный на свой пост в 1891 году, был против «разорительной» кораблестроительной программы. Госсовет выделил деньги только на шесть броненосцев – два на Черном море и четыре для Балтики и Дальнего востока. Да и то по минимуму: запрошенные 10 млн. инвестиционных рублей на каждый броненосец, были урезаны до 9,2 млн. руб. Между Генерал-адмиралом и Витте «затлел» конфликт, перешедший в откровенную вражду и закончившийся выдворением Витте в отставку в 1897 году. Денег явно не хватало на шесть броненосцев, но ВК надеялся добиться дополнительного финансирования по итогам строительства. Правда этого не потребовалось.

      Корабли закладывались одновременно, начиная с 1892 года, в Новом Адмиралтействе («Полтава»), в Новом эллинге Адмиралтейской верфи («Петропавловск»), в старом эллинге Адмиралтейской верфи («Москва»), на верфи Общества Путиловских заводов («Севастополь»), в двойном эллинге Общества НАОС в Николаеве («Ростислав» и «Николаев»). Однако не всем им удалось дожить до достройки – 1 октября 1892 года в старом деревянном эллинге Адмиралтейской верфи на Галерном острове случился пожар. И броненосец «Москва», имеющий корпус в 7% готовности, сгорел. Восстанавливать и перезакладывать корабль не стали. «Высвободившиеся» деньги были пущены на достройку оставшихся пяти броненосцев и строительство нового эллинга. При этом «Севастополь» и «Николаев» были достроены по несколько измененному проекту.

      Проект броненосцев, разработанный Кораблестроительным отделением Морского Технического Комитета (МТК), предусматривал водоизмещение в 12 500 тонн, дальность плавания 5600 миль с запасом угля 1320 тонн и скоростью полного хода до 18 узлов, а также вооружение из четырех 305-мм и двенадцати 152-мм орудий, размещенных в двухорудийных башнях. Противоминная артиллерия, по проекту, включала в себя двадцать 47-мм одноствольных пушек, шесть 37-мм револьверных и восемь одноствольных пушек.  Корпуса броненосцев изготавливались из стальных листов, методом клёпания, и имели гладкую верхнюю палубу, прямой форштевень и скруглённую корму. В отличие от предыдущих русских кораблей форма надводной части корпуса, этих броненосцев, была необычной: борта были сильно завалены внутрь, что способствовало компенсации весовых нагрузок установленных на верхней палубе башен среднего калибра. Корабль имел двойное дно, носовую и кормовую платформы, жилую (броневую), батарейную и верхнюю палубы. Форштевень, который образовывал носовую оконечность, выполнял и функцию тарана. Таран выдавался вперед от плоскости носового перпендикуляра на 2 метра и подкреплялся броневой палубой изнутри и шпироном снаружи. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, каземата, башен и боевой рубки. Горизонтальная броневая защита включала броневую палубу, которая настилалась поверх вертикального броневого пояса. Броневая палуба имела форму свода (карапасная) с толщиной 63-мм в средней части и 76-мм на скосах и проходила ниже ватерлинии. Все люки жилой палубы закрывались броневыми 63-мм крышками. Вокруг люков, по их периметру, имелись броневые комингсы толщиной 51-мм. Главная энергетическая установка броненосцев механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 22 водотрубными котлами Бельвиля, которые располагались в четырёх котельных и двух машинных отделениях. Паровые машины тройного расширения, производства Балтийского завода (улучшенная машина по типу «Сисой Великий») суммарной номинальной мощностью 13 300 л.с.. Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 60 В и включала 4 динамо-машины «Сименса-Гальске» мощностью по 38,4 кВт каждая и 1 динамо-машину «Сименса-Гальске» мощностью 19,2 кВт, которые служили для питания шести прожекторов «Манжена» с диаметром отражателя 75-см, электроиндикаторов руля, указателей орудий, электрических звонков, стационарной радиостанции системы Попова — Дюкрете с дальностью действия до 15 миль, а так же бортового и внутрикорабельного освещения.

       Уже во время строительства 47-мм противоминная артиллерия была заменена на 16 87/50-мм пушки, размещенные на батарейной палубе. А одноствольные 37 миллиметровки на марсе заменены трехлинейными пулеметами М95. При опробовании шестидюймовых башен стрельбой, выявлена недостаточная скорострельность этих установок. В 1900 году произведена модернизация башен среднего калибра, в следствии чего скорострельность увеличилась и почти сравнялась со скорострельностью казематных орудий броненосца «Сисой Великий». В 1903 году 37 миллиметровые револьверные пушки заменены на автоматические пушки АК-25. А так же радиостанция заменена на более мощную и современную. Кроме того броненосцы получили по два длиннобазных дальномера. Правда расположение дальномеров нельзя назвать удачным. Кормовой дальномер не имел возможности работать в очень больших углах по носу и по корме. А носовой, расположенный выше дымовых труб, при попутном ветре застилался дымом и так же был недоступен для использования.

      Во время русско-японской войны, в Порт-Артуре на броненосцах «Полтава» и «Севастополь», была проведена так называемая «военная модернизация». По которой произвели подшивку 51 мм железом плутонги противоминной артиллерии в оконечностях кораблей. Кроме того дальномерные посты были обшиты 76 мм железом на высоту 1,6 метра – в три слоя 25 мм листами котельного железа. Железо защищало только от мелких осколков. Тем неменее, ни один дальномерщик на этих кораблях не погиб. По этой же программе модернизации с боевых марсов снято по четыре пулемета – те пулеметы, к которым имелись десантные станки на каждом броненосце. Снятые пулеметы были отправлены на сухопутный фронт. А оставшиеся два пулемета были сделаны съемными, с целью переноса в амбразуры марса в сторону направления откуда имелась угроза.

Эскадренный броненосец "Полтава"

Эскадренный броненосец «Полтава»

Эскадренный броненосец «Полтава». Постройка: начало работ на стапеле – февраль 1892 года, спуск на воду – 25 октября 1894 года, фактическое вступление в строй – май 1899 года (Новое Адмиралтейство, новый каменный эллинг).

Эскадренный броненосец «Петропавловск». Постройка: начало работ на стапеле – 19 марта 1892 года, спуск на воду – 28 октября 1894 года, фактическое вступление в строй – август 1899 года (Галерный остров, новый каменный эллинг).

Эскадренный броненосец «Ростислав». Постройка: начало работ на стапеле – 17 января 1893 года, спуск на воду – 20 апреля 1896 года, фактическое вступление в строй – май  1898 года (двойной эллинг верфи Общества НАОС).

Данные для ЭБР «Полтава». Водоизмещение нормальное – 12 529 т., полное – 12 837 т, длина по ВЛ – 119,8 м, наибольшая (с тараном) – 131,8 м, ширина – 21,8 м, осадка – 8,6 м. Две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью – 13 296 л.с., 22 водотрубных котлов Бельвиля, максимальная скорость на естественной тяге – 17,89 узла, при форсировании котлов до 16 093 л.с. – 18,98 узла. Дальность хода 4 750 миль на 10 узлах, при полном запасе угля 1375 т.

Бронирование (вертикальная броня Круппа, горизонтальная броня — сталеникелевая) — пояс по ВЛ (броня Круппа, протяженность — 77,65 м), высота плит — 2,29 м, с 1,23 м утончается к нижней кромке – 368-184  (41 % — 49,11 м)/ 254-127 (24% — 14,27 м в нос)/ 254-127 (24% — 14,27 м в корму) мм, далее в корму (протяженность – 22,95 м) и в нос (протяженность – 18,25 м) до штевней простирается противоосколочный пояс толщиной 102-76 (42%)/ 76/51 (58%) мм, траверзы – 229  мм (носовой), 203 мм (кормовой), верхний пояс (протяженность – 52,2 м), высота плит — 2,29 м – 127 мм, траверзы верхнего пояса – 127 мм (носовой), 127 мм (кормовой), бронирование каземата на батарейной палубе – 51 мм подшивка (протяженность – 35,3 м), палуба – 63,5-76 мм (карапасная в оконечностях), 51 мм (плоская поверх главного пояса),  боевая рубка – 229 мм (бок) – 51 мм (крыша), барбеты ГК – 254 мм (броня Круппа), башни ГК (броня Круппа) – 254/51 мм, барбеты башен СК – 127 мм, башни СК – 127/25 мм, казематы 87-мм орудий в оконечностях (8 шт., котельное железо) – 50 мм, дальномерные посты (котельное железо) – 76 мм (военная модернизация в Порт-Артуре).

Вооружение: 2×2-305/40, 6×2-152/45, 16×1-87/50, 6×1-37 мм Р37, 8×1-37-мм, 2×1-63,5-мм десантных, 50 мин. В 1903 году шесть револьверных пушек Р37 заменены четырьмя автоматическими пушками АК-25, а восемь одноствольных 37-мм пушек заменены шестью 7,62-мм пулеметами М95.

Броненосцы имели запас водоизмещения от 270 до 130 тонн.

Полная стоимость серии – (10,251 млн. руб. – Полтава, 9,453 млн. руб. – Петропавловск, 8,998 млн. руб. – Ростислав) – 28,702 млн. руб.

Броненосец «Ростислав» имел отличия по энергоустановке – котлы имели смешанное отопление: углем и нефтью. Нефть заливалась в междудонное пространство в количестве 420 тонн.

      Еще три броненосца было запланировано к постройке с усиленной артиллерией. Для усиления артиллерии, проект подвергли модернизации. Центральную башню среднего калибра, с каждого борта, убрали. А в носовых и кормовых башнях СК, разместили по одному восьмидюймовому орудию. От казематного размещения восьмидюймовок отказались, из-за ограничения ведения боя при волнении. Считалось, что низкорасположенные казематные орудия, будут заливаться водой. В центральном каземате расположили восемь 122-мм скорострельных патронных пушек. В остальном корабли были идентичны проекту «Полтава».

Эскадренный броненосец "Севастополь"

Эскадренный броненосец «Севастополь»

Эскадренный броненосец «Севастополь». Постройка: начало работ на стапеле – март 1892 года, спуск на воду – 20 мая 1895 года, фактическое вступление в строй – июль 1900 года (верфь Общества Путиловских заводов).

Эскадренный броненосец «Москва». Постройка: начало работ на стапеле – 29 марта 1892 года, сгорел 1 октября 1892 года в старом деревянном эллинге Адмиралтейской верфи на Галерном острове.

Эскадренный броненосец «Николаев». Постройка: начало работ на стапеле – 22 января 1893 года, спуск на воду – 6 мая 1896 года, фактическое вступление в строй – май  1898 года (двойной эллинг верфи Общества НАОС).

Данные по ЭБр «Севастополь». Водоизмещение нормальное – 12 567 т., полное – 12 852 т, длина по ВЛ – 119,8 м, наибольшая (с тараном) – 131,8 м, ширина – 21,8 м, осадка – 8,6 м. Две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью – 13 306 л.с., 22 водотрубных котлов Бельвиля, максимальная скорость на естественной тяге – 17,91 узла, при форсировании котлов до 16 104 л.с. – 19,06 узла. Дальность хода 4 700 миль на 10 узлах, при полном запасе угля 1375 т.

Бронирование (вертикальная броня Круппа, горизонтальная броня — сталеникелевая) — пояс по ВЛ (броня Круппа, протяженность — 77,65 м), высота плит — 2,29 м, с 1,23 м утончается к нижней кромке – 368-184  (41 % — 49,11 м)/ 254-127 (24% — 14,27 м в нос)/ 254-127 (24% — 14,27 м в корму) мм, далее в корму (протяженность – 22,95 м) и в нос (протяженность – 18,25 м) до штевней простирается противоосколочный пояс толщиной 102-76 (42%)/ 76/51 (58%) мм, траверзы – 229  мм (носовой), 203 мм (кормовой), верхний пояс (протяженность – 52,2 м), высота плит — 2,29 м – 127 мм, траверзы верхнего пояса – 127 мм (носовой), 127 мм (кормовой), бронирование каземата на батарейной палубе – 102 мм подшивка (протяженность – 35,3 м), палуба – 63,5-76 мм (карапасная в оконечностях), 51 мм (плоская поверх главного пояса),  боевая рубка – 229 мм (бок) – 51 мм (крыша), барбеты ГК – 254 мм (броня Круппа), башни ГК (броня Круппа) – 254/51 мм, барбеты башен СК – 152 мм, башни СК – 152/37 мм, казематы 87-мм орудий в оконечностях (8 шт., котельное железо) – 50 мм, дальномерные посты (котельное железо) – 76 мм (военная модернизация в Порт-Артуре).

Вооружение: 2×2-305/40, 4×1-203/45, 8×1-122/45, 8×1-87/50, 6×1-37 мм Р37, 8×1-37-мм, 2×1-63,5-мм десантных, 50 мин. В 1903 году шесть револьверных пушек Р37 заменены четырьмя автоматическими пушками АК-25, а восемь одноствольных 37-мм пушек заменены шестью 7,62-мм пулеметами М95.

Броненосцы имели запас водоизмещения от 190 до 70 тонн.

Полная стоимость серии – (10,622 млн. руб. – Севастополь, 9,321 млн. руб. – Николаев, 0,218 млн. руб. – Москва) – всего 21,062 млн. руб.

Всего потрачено на строительство двух серий – 49,764 млн. руб.

       Броненосцы «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь» в 1901 году переведены на Дальний восток. Броненосец «Ростислав» использовался для отработки нефтяного отопления. В 1904 году «Ростислав» и «Николаев» были переведены в Средиземное море, для формирования третьей Тихоокеанской эскадры. Но на ДВ переход осуществлен небыл, в связи с прекращением боевых действий.

       Постройка броненосцев серии «Полтава» и «Севастополь» наглядно показал экономию средств, при закладке большой серии однотипных кораблей. Экономия вышла при серийном изготовлении башен, брони, котлов, и машин. Кроме того Черноморские броненосцы оказались дешевле, качественнее и были построены быстрее. Сказалась близость Мариупольских металлических заводов, профессиональная подготовка рабочих и мастеровых Николаевской верфи НАОС.  А так же стремление правления Общества НАОС не потерять выгодные заказы Морского ведомства в дальнейшем.

        Генерал-адмирал очень хотел задействовать Николаевскую верфь для строительства кораблей для Дальнего Востока. Но режим Черноморских проливов этому препятствовал. Все попытки решения этой проблемы через «временный отказ от захвата проливов», натыкались на нежелание Александра III даже слышать об этом. После вступления на престол Императора Николая II, наконец это удалось. Кроме того молодой Император совершил турне по европейским державам, в том числе посетил и Великобританию. Где имел секретные переговоры с лордом Солсбери и королевой Викторией. Ники произвел благожелательное впечатление на собеседников, при этом заверив их в искренности и дружелюбии России в отношении к Англии и «решительно отверг наличие какого-либо недружественного намерения по отношению к Индии». Очень большую роль сыграло обаяние Николая и то, что Николай II и Георг V  были очень похожи.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 9.2.1. Эскадренные броненосцы Полтава и Севастополь

Николай II «кузен Ники» и Георг V «кузен Джорджи»

        Дело в том, что их матери родные сестры: Принцесса Дагмар — после замужества великая княгиня Мария Федоровна, жена Александра III и мать Николая II. Принцесса Александра Датская – жена короля Эдуарда VII и мать Георга V. Они были дочерьми Кристиана IX – короля Дании. Этим то и воспользовался Генерал-адмирал, когда вел секретные переговоры со своим племянником Ники. Интересы державы были превыше всего. После визита Императора в Великобританию, Россия получила послабления в режиме проливов. И в 1897 году между Россией и Турцией был заключен договор об одностороннем проходе российских боевых кораблей из акватории Черного моря. При этом, вернуться обратно они уже не могли. С этого момента начинается жесточайшая эксплуатация Черноморских верфей в пользу Дальнего Востока.

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account