Статья с канала «Колёса: настоящее вчера» на яндекс-дзене.
Сегодня все больше автопроизводителей продвигают идею создания электрических автомобилей, которые более экономичны и почти не загрязняют воздух. Но такие проекты были в СССР: на Волжском автозаводе пробовали создать легкие электрические грузовики для перевозок пищевых продуктов. Один из таких – ВАЗ-2702.
История нашего героя началась в 1981 г., когда завершились испытания предыдущих экспериментальных моделей ВАЗ-1801 и 2802. Новый автомобиль было решено проектировать, исходя из опытов с предшественниками, заодно постараться исправить некоторые их недостатки. В результате новый автомобиль получил раму от серийных волжских машин тех лет, стал полукапотным, а кузов изготавливался из алюминиевого сплава. Под капотом же стоял тот же электромотор, что и у модели 2802, мощностью 25 кВт, а батареи, питавшие его, располагались внизу рамы и выдавали 120 В.
В кабине же все просто: два полноценных места, а в распоряжении водителя необходимый набор приборов и руль, чем-то напоминающий тот, что впоследствии стал устанавливаться на ВАЗ-2108 и его потомков.
Опытный ВАЗ-2702 был собран уже в 1984 г. и представлен на выставке «Автопром-84» на ВДНХ. А еще через год была готова пара опытных образцов, первый из которых – бортовой грузовик:
А второй – фургон:
Оба они были отправлены на испытания в 1986 г. Они могли перевозить 400 кг груза, разгоняясь до 64 км/ч и имея запас хода 70 км. Однако батареи оказались неэкономичными, требуя частой подзарядки, в результате комиссия не оценила автомобиль и не рекомендовала к серийному производству.
Тем не менее, испытания продолжились, и автомобиль даже был подвергнут краш-тесту, которого прошел с достоинством. А в 1988 г. кемеровская фирма «Орион» изъявила желание приобрести права на выпуск такой техники, но из-за развала СССР производство так и не было начато.
Так и кончилась история незадачливого электромобиля, и все же судьба его пощадила: бортовая машина сохранилась в Тольяттинском краеведческом музее.
ВАЗ-2702 – советский электромобиль, который мог бы стать важной техникой для крупных городов, где нужно уменьшать ущерб экологии. Но экономичность батарей была упущена из виду, и это сыграла с моделью злую шутку. Все же эксперимент по созданию такого автомобиля – верный признак того, что в СССР думали об экологии и старались создавать не только троллейбусы, но и электромобили для народного хозяйства.
источник: https://dzen.ru/a/ZbI06B5ysnPTBCPi