1

Ув. коллеги. Совершенно случайно наткнулся на эту статью. Довольно занимательная такая… и к некоторым альтернативам располагает…

Была ли "Маркизова лужа"?

В 1913 году была издана 15-томная «История русской армии и флота», посвященная столетию Отечественной войны 1812 года. Событиям на флоте посвящены тома 7, 8 и 9-й которые написал лейтенант Н. Д. Каллистов. Именно с его подачи в 9-ом томе этого издания и промелькнула фраза, обличающая морского министра России маркиза де Траверсе, который «покорно шел по течению, приведшему флот в тупик «Маркизовой лужи», из простора морей, на которых так гордо развевался русский флаг, к мутным, мелким и тесным водам Финского залива».

В нашем коротком историческом взгляде мы коснемся небольшого эпизода в морской истории России, чтобы развить заявленный в заголовке парадокс: была или не была эта «лужа», ставшая столь скандально известной…

В последующем сам незадачливый историк себя же и опровергает, приводя подробности выдающихся кругосветных плаваний и действий русского флота в многочисленных войнах за пределами «маркизовой лужи».

Откровенная неприязнь авторов «Истории армии и флота» к императору Александру I по сути дела исказила историю, в которой блистали имена моряков, прославивших Россию не только в сражениях с французами, турками, англичанами и шведами, но и в начавшихся из «маркизовой лужи» первых кругосветных плаваний.

На управление флотом с 1802 г. был посажен еще один друг детства императора, Павел Васильевич Чичагов – сын героя ломоносовского проекта покорения Северного полюса. Александр I хотел править в условиях мира и именно с нескольких мирных договоров он начал свое царствование. Но мир продлился всего четыре года. Именно в эту паузу свершилось небывалое для российской морской славы: состоялось первое кругосветное плавание. Во многом благодаря Чичагову. Но Чичагову атмосфера Двора не понравилась и он подал в отставку. В тот год после тяжких поражений в Русско-прусско-французской войне Александр I встретился в Тильзите и Эрфурте с Наполеоном и в том же 1808 году назначил морским министром обходительного Главного командира Черноморского флота маркиза Ивана Ивановича де Траверсе.

О чем говорили два императора, мало кому ведомо, но придворные острословы припоминали эпизод, имевший место в Италии еще в 1789 году. Тогда к бывшему там генерал-поручику Заборовскому, посланному организовать корсарские флотилии для борьбы с Турцией, явились с прошениями поручик французской артиллерии 20-летний Наполеон Бонапарт и капитан 1 ранга 35-летний маркиз Жан Батист де Траверсе. То ли звание Наполеона, то ли его возраст, бедность и невзрачный облик смутила русского генерала, но принять Наполеона на русскую службу майором было отказано, предложив тот же чин. Корсиканец забрал свое прошение и удалился. Маркиз, напротив, был принят на русскую службу самой императрицей в 1791 году.

Уроженец французской Мартиники он был отличным офицером и прославился в сражениях с британцами, захватывал их корабли, помогал США обретать независимость и в 32 года стал капитаном 1 ранга.

В России он становится капитаном генерал-майорского ранга. Через месяц он переименован в контр-адмиралы и назначен командиром Гребного флота на Балтике, которым ранее управлял вице-адмирал Карл Генрих Нассау-Зиген.

В 1801 году уже в звании полного адмирала сдал дела Федору Ушакову и стал Главным командиром Черноморского флота и губернатором Севастополя и Николаева.

С 1808 года маркиз стал Управляющим Морского министерства (с 1811 г. морским министром). В 1821 году маркиз становится кавалером ордена Андрея Первозванного – главного ордена империи. Да, кстати этот орден и в России 21 века – тоже самое высшее отличие. А кто ходит теперь в кавалерах этого ордена в одной связке со вторым кавалером ордена Св. Андрея Первозванного незабвенным гетманом Иваном Степановичем Мазепой!?

В общем маркиз командовал Российским флотом до отставки в 1826 году. Де Траверсе умер в 1831 году в возрасте 77 лет. Могила маркиза и его второй жены сохранилась в селе Романщина под Лугой, на месте его родового имения. Сыновья маркиза – два Александра: один вице-адмирал, другой – капитан 2 ранга верно служили России как и третий сын Федор – секретарь в Морском ведомстве.

Потомки маркиза ныне замечены в Петербурге, Киеве, Владимире, Орше, а также во Франции, Литве и США…

Морское управление умело формировалось угодливым министром-маркизом, невзирая на незнание русского языка. Впрочем, верхушка общества в России французский знала подчас получше родного… Командир Практической эскадры (читай комфлот Балтики) – англичанин Роман Васильевич Кроун оставался в должности при…четырех императорах и помер на посту в 87 лет.

Его земляк, шотландец Алексей Самуилович Грейг – верный служака как и его отец– был Главным командиром Черноморского флота. Высокую и почетную должность Главного командира Кронштадтского порта занимал лифляндский немец вице-адмирал фон Моллер 1-й. Его младший брат Моллер 2-й, контр-адмирал – командир Легкой эскадры императорских яхт.

Командиром Свеаборгского порта (это пригород Хельсинки) управлял голландец контр-адмирал Логин Петрович Гейден.

Россияне управляли портами: Ревельским – престарелый сын героя Чесмы адмирал Алексей Спиридов и Архангельским – контр-адмирал Клокачев.

Безусловно, вся история Российского флота – это тесная взаимосвязь с европейскими флотами: английским, голландским, французским. Множество принятых в русскую службу иностранцев прославили наш флот и верно ему служили. Лефорт, Сиверс, Гордон, Крюйс, Дерибас, Кроун, Круз, Грейг, Поль Джонс, Нассау-Зиген, Сакен и множество других. Все они упомянуты в энциклопедиях и словарях, кроме…адмирала Ивана Ивановича, маркиза де Траверсе. Даже в БСЭ о нем очень скупо упоминается лишь в связи с тем, что его именем названы острова в Антарктиде.

Чем досадил историкам морской министр при благочестивом Александре как будто непонятно, хотя… Эпоха Александра I и Российский флот – популярная тема для исследований. В ней сочетались реформаторство и мракобесие, первые кругосветные плавания и продажа целого флота, просвещенный гуманизм и торговля людьми.

Общение с Европой подвигло флот на множество поблажек. Решилась многолетняя проблема: всем чинам морского ведомства разрешили носить усы и бакенбарды, а офицерам позволили употребление очков, дабы различать на погонах еще одно новшество – звездочки. В обуви матросов совершилась полная революция. До сего времени обувь для нижних чинов шили на прямую колодку и одного размера, дабы каждый сапог мог годиться всякому на ту или иную ногу. На пуговицах бушлатов и шинелей появились якоря…

Надо заметить, что эта набившая оскомину крылатая фраза «Маркизова лужа» – запоздалое достижение лейтенанта от истории, придумана в 1913 году. Он напрочь забыл о трех десятках кораблей, открывших уникальную серию кругосветок. От первого плавания «Надежды» и «Невы» до триумфального открытия Антарктиды экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный». Теперь от былой мощи российского флота на Балтике мало что осталось. А с учетом сооружения пресловутой дамбы, балтийская лужа обещает вскорости зарасти водорослями и стать источником зловония. И чьим именем теперь прикажете называть эту лужу? Во всяком случае, Иван Иванович Траверзе тут ни при чем. Напротив даже, памятник французскому маркизу на дамбе не будет лишним как напоминание о нашей собственной неразборчивости в критериях славы и достоинства…

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-49495/ 

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account