В воздух своим ходом. Военно-транспортные самолеты Gotha Go 244. Германия

14

В воздух своим ходом. Военно-транспортные самолеты Gotha Go 244. Германия

Содержание:

Предисловие редакции: Недорогие, но в то же время мощные самолеты Gotha Go 244 должны были значительно усилить подразделения немецкой военно-транспортной авиации. Однако конструкция планера, на базе которого был создан этот самолет, а также его двигатели создавали значительные проблемы. О транспортно-десантных самолетах Gotha Go 244 рассказывает Герберт Ринглштеттер.

Gotha Go 244, созданный на базе грузового планера Go 242, должен был стать транспортно-десантным самолетом, который был бы недорогим в производстве и который мог бы сэкономить дефицитные виды сырья, что очень важно во время ведения боевых действий. Как и предшественник самолет имел смешанную конструкцию. Основу фюзеляжа Go 244 составляла ферма, сваренная из стальных труб и в качестве обшивки покрытая полотном. С другой стороны, крыло, хвостовое оперение и хвостовые балки представляли собой обтянутые тканью деревянные конструкции. Подобно Go 242 транспортный самолет имел двойное управление и экипаж из двух человек.

транспортный самолет Go 244 был создан на основе грузового планера Go 242, имевшего смешанную конструкцию. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 был создан на основе грузового планера Go 242, имевшего смешанную конструкцию. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

В грузовой отсек, имевший размеры 6,0×2,0×1,9 метров, можно было попасть через большой погрузочный люк, расположенный в задней части гондолы и открывавшийся после подъема хвостовой оконечности фюзеляжной гондолы. Полезный объем грузового отсека составлял около 23 кубических метров. Небольшое расстояние между полом грузового отсека и земной поверхностью и пандус значительно облегчали погрузку в грузовой отсек и выгрузку из него.

приборная панель в кабине экипажа транспортного самолета Go 244. Снимок Петера Кохауша

приборная панель в кабине экипажа транспортного самолета Go 244. Снимок Петера Кохауша

Первоначально в компании Gotha предусматривалась только установка V-образного двигателя Argus As 10 C в носовой части планера Go 242. Установка двигателя должна была увеличить дистанцию захода на посадку и позволить машине самостоятельно взлетать без груза и с экипажем из двух человек. Однако расчеты показали, что взлет самолета с 240-сильным двигателем был невозможен. Поэтому вскоре от концепции вспомогательного двигателя отказались. Для того, чтобы самолет был способен самостоятельно взлетать требовалась двухмоторная силовая установка.

Подходящая силовая установка была найдена в оккупированной Франции. Первоначально планировалось установить немецкие двигатели семейства BMW 132, которые отличались высокой надежностью и которые устанавливались на военно-транспортные самолеты Ju 52/3m. Однако немецкие производственные мощности не смогли бы нарастить выпуск BMW 132 для еще одного типа самолетов. В результате выбор пал на 14-цилиндровые радиальные двухрядные двигатели воздушного охлаждения Gnome et Rhone 14 M, имевшие рабочий объем 19 литров и на взлете развивавшие мощность 700 л.с.. После поражения Франции производство этих двигателей продолжалось под немецким контролем, и эти авиамоторы были доступны в достаточных количествах.

700-сильный двигатель воздушного охлаждения Gnome et Rhone 14 M продолжали выпускать в оккупированной Франции под руководством персонала компании BMW. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

700-сильный двигатель воздушного охлаждения Gnome et Rhone 14 M продолжали выпускать в оккупированной Франции под руководством персонала компании BMW. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Слишком слабые двигатели

Уже весной 1941 года поднялись в воздух первые два прототипа Go 244 V1, Go 244 V2, которые представляли собой оснащенные двигателями планеры Go 242. В прототип Go 244 V1 был переделан планер Go 242 A-0 (заводской номер 2420000018, военный номер VC+OR); второй прототип Go 244 V2 был переделан из планера Go 242 A-0 (зав. номер 2420000019, военный номер VC+OS).

Установка двигателей не вызвала особых затруднений. Очевидным выбором места установки двигателей были удлинения хвостовых балок, к передним оконечностям которых были прикреплены моторные рамы. Топливо для двух радиальных двигателей размещалось в двух непротектированных баках емкостью по 345 литров каждый. Топливные баки размещались под консолями крыла в выпуклостях нижних поверхностей хвостовых балок. Маслобаки емкостью по 28 литров размещались в основаниях моторных рам. Для двигателей Gnome et Rhone 14 M использовались французские трёхлопастные металлические винты изменяемого шага.

В начале 1942 года во время испытательных полетов, проводившихся на Рехлинском полигоне, выяснилось, что характеристики двигателей оставляли желать лучшего. Кроме того, шасси с цельной осью было признано слишком слабым. И, наконец, ни дальность полета, ни масса полезной нагрузки не были убедительными. Полезная нагрузка, рекомендованная испытательным центром, составляла 1,2 тонны, что значительно ниже 2,5 тонны, на которые рассчитывали в компании Gotha. Руководство компании пообещало внести доработки, хотя серийное производство модификации Go 244 B-1 началось в том же году. Первоначально планировалось изготовить 450 экземпляров Go 244.

рисунок схемы управления транспортного самолета Go 244, приведенная из руководства по эксплуатации данного самолета: 1) тросы управления элеронами; 2) тросы управления рулями направления; 3) тросы управления триммерами руля высоты; 4) тросы управления триммерами руля направления; 5) тросы управления рулем высоты; 6) тросы управления закрылками; 7) тросы управления интерцепторами. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

рисунок схемы управления транспортного самолета Go 244, приведенная из руководства по эксплуатации данного самолета: 1) тросы управления элеронами; 2) тросы управления рулями направления; 3) тросы управления триммерами руля высоты; 4) тросы управления триммерами руля направления; 5) тросы управления рулем высоты; 6) тросы управления закрылками; 7) тросы управления интерцепторами. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

С улучшенным шасси

В ходе модернизации Go 244 версия Go 244 B-2 получила новое шасси с улучшенными опорами и амортизацией. Вооружение транспортного самолета Go 244 было аналогично вооружению грузового планера Go 242. Справа над кабиной экипажа находилось место крепления подвижного 7,92-мм пулемета MG 15, управлять которым должен был правый пилот. Еще один пулемет можно было разместить в нижней носовой части фюзеляжа. В частично застекленной хвостовой оконечности фюзеляжной гондолы, а четвертый пулемет MG 15 можно разместить на верхней поверхности задней части фюзеляжа. Кроме того, в бортах фюзеляжной гондолы можно было установить по одному подвижному пулемету. Из пулеметов, установленных в передней оконечности фюзеляжа, стрельбу вел второй пилот, в то время как из пулеметов в бортах и в задней огонь вели солдаты, которых перевозили «готы». Однако каждый пулемет снижал полезную нагрузку Go 244, которая и без того была слишком низкой.

транспортный самолет Go 244 B-1 с первоначальным вариантом шасси. Ожидания, возложенные на Go 244, не оправдались. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 B-1 с первоначальным вариантом шасси. Ожидания, возложенные на Go 244, не оправдались. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 B-2 с ходовой частью улучшенной конструкцией, включая заключенные в обтекатели стойки. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 B-2 с ходовой частью улучшенной конструкцией, включая заключенные в обтекатели стойки. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Компания Gotha представила версию Go 244 B-3, предназначенную для десантирования парашютистов. Для этого Go 244 B-3 оснащался так называемым прыжковым комплектом. Конструкция этого варианта также предназначалась для сброса грузов.

Чтобы преодолеть узкое место в отношении использования воздушных винтов с изменяемым шагом была разработана модификация Go 244 C получила четырехлопастные деревянные винты фиксированного шага. Однако использование фиксированных винтов еще больше недостаточную мощность «готы». Разумеется, вариант Go 244 C изготовлен не был.

В марте 1943 года боевые группы специального назначения (Kampfgruppen zu besonderen Verwendung [KGr.z.b.V.]) 104 и 106 были переоснащены с Ju 52/3m на Go 244 B. Однако трудности с перегревом двигателей, бесчисленное количество аварийных посадок, а иногда и серьезные аварии прошли красной нитью через всю историю эксплуатации Go 244. Машины, которые к тому же нередко оснащались радиоаппаратурой и оборонительным вооружением, часто летали со взлетной массой более восьми тонн, а это означало, что они были безнадежно перегружены и почти не могли набирать высоту.

Это становилось критичным, когда в полете Go 244 у загруженного самолета из строя выходил двигатель. Это происходило быстро, потому что «готы» обычно выполняли полеты на малых высотах – чаще всего на высоте 1000 метров и меньше, – что приводило к перегреву двигателей. Летевшая с одним работающим двигателем «готе» имела катастрофически низкую удельную мощность. В отношении двигателей следует сказать, что авиамоторы Gnome et Rhone 14 M были предназначались для установки на более скоростные самолеты, такие как Potez 630 со скоростью более 400 км/ч или Breguet 693, имевшего еще большую скорость. Однако он не был адаптирован к режимам эксплуатации «готы».

транспортный самолет Go 244 B (военный номер NI+FQ) из состава KGr.z.b.V.106 с желтой полосой, нанесенной на заднюю часть фюзеляжной гондолы,– элементом быстрой идентификации самолетов, действующих на Восточном фронте. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 B (военный номер NI+FQ) из состава KGr.z.b.V.106 с желтой полосой, нанесенной на заднюю часть фюзеляжной гондолы,– элементом быстрой идентификации самолетов, действующих на Восточном фронте. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 B-1 (военный номер V4+ES) из состава боевой группы KGr.z.b.V. 106, 1942 год. Восточный фронт. Планер окрашен по стандартной схеме (цвета RLM 70, RLM 71, RLM 65). © 2012 Рисунок Герберта Ринглштеттера для сайта www.aviaticus.com. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 B-1 (военный номер V4+ES) из состава боевой группы KGr.z.b.V. 106, 1942 год. Восточный фронт. Планер окрашен по стандартной схеме (цвета RLM 70, RLM 71, RLM 65). © 2012 Рисунок Герберта Ринглштеттера для сайта www.aviaticus.com. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 в стандартной окраске (цвета RLM 70, RLM 71, RLM 65) . Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 в стандартной окраске (цвета RLM 70, RLM 71, RLM 65) . Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

один из транспортных самолетов Go 244 из состава боевой группы KGr.z.b.V.106. Транспортные самолеты Go 244 недолго действовали в составе боевых групп KGr.z.b.V.104 и 106. «Готы» часто летали с большой перегрузкой, что приводило к большому количеству аварий. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

один из транспортных самолетов Go 244 из состава боевой группы KGr.z.b.V.106. Транспортные самолеты Go 244 недолго действовали в составе боевых групп KGr.z.b.V.104 и 106. «Готы» часто летали с большой перегрузкой, что приводило к большому количеству аварий. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 B (военный номер NI+FQ) из состава боевой группы KGr.z.b.V.106 в стандартной окраске (цвета RLM 70, RLM 71, RLM 65) с нанесенными на светлые борта темными пятнами. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортный самолет Go 244 B (военный номер NI+FQ) из состава боевой группы KGr.z.b.V.106 в стандартной окраске (цвета RLM 70, RLM 71, RLM 65) с нанесенными на светлые борта темными пятнами. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Подразделения военно-транспортной авиации получили строгий приказ не перегружать самолет. Однако машины таких размеров должны были перевозить грузы определенной массы иначе по мнению летчиков транспортной авиации эти самолеты не имело смысла использовать. С введенными ограничениями Go 244 стали для подразделений военно-транспортной авиации практически бесполезными.

Всего лишь триста Go 244

Плохие результаты эксплуатации не позволили «готам» проявить себя и в конечном итоге привели к прекращению серийного производства Go 244. К началу октября 1942 года было изготовлено 308 транспортных самолетов Go 244. Часть машин была переоборудована в планеры Go 242 B-3. Уже поставленные машины поступали в основном в учебные подразделения. Боевая группа KGr.z.b.V.104 была переоснащена на транспортные самолеты Messerschmitt Me 323, которые представляли собой оснащенные двигателями Gnome et Rhone 14 M тяжелые планеры Me 321.

Что касается боевой группы KGr.z.b.V.104, то ее пилоты снова, наконец, получили свои привычные, чрезвычайно прочные и надежные Junkers Ju 52/3m.

Однако в компании Gotha считали, что базовая конструкция себя не исчерпала, и продолжали работать над улучшенной версией. Что касается силовой установки, то выбор был сделан в пользу BMW 132 Z, оптимизированного для полетов на малых высотах. Прототип Go 244 E-1, оснащенный двигателями BMW 132 Z, было протестирован в испытательном центре Рехлин, но в конечном итоге новую модификацию выпускать не стали.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Gotha Go 244 B-1

Назначение: военно-транспортный самолет

Статус: серийное производство

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: два 14-цилиндроваых радиальных двухрядных двигателей воздушного охлаждения Gnome et Rhone 14 M, развивавших при частоте вращения валов 3030 об/мин по 700 л.с. каждый

Размеры:

размах крыла 24,50 м
общая длина 15,80 м
длина фюзеляжной гондолы 6,05 м
высота 4,40 м
площадь крыла 64,40 м²
ширина колеи основных стоек шасси 3,23 м
ширина фюзеляжной гондолы 2,60 м
длина грузового отсека 6,00 м
ширина грузового отсека 2,00 м
высота грузового отсека 1,90 м

Масса:

конструкции 5100 кг
пустого 5224 кг
полезной нагрузки 770 кг
максимальная взлетная 6800 кг

Удельная нагрузка на крыло: не более 106 кг/м²

Летные характеристики:

максимальная скорость 290 км/ч
крейсерская скорость 250 км/ч
посадочная скорость 125 км/ч
скороподъемность 160 м/мин
максимальная дальность около 480 км
практический потолок 8350 м

Вооружение:

до четырех 7,92 мм пулеметов MG 15
два-четыре 7,92 мм пулемета MG 34 или MG 15 в боковых окнах

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слабосильный, но хорошо вооруженный

Самым серьезным недостатком военно-транспортных самолетов Go 244 были маломощные и неподходящие двигатели французского производства. Как и предшественник – транспортный планер Go 242, – 244-й можно было оснастить многочисленным оборонительным вооружением.

источником постоянной головной боли транспортных самолетов Go 244 были двигатели

источником постоянной головной боли транспортных самолетов Go 244 были двигатели

помимо всего прочего подвижные пулеметы MG 15 могли быть установлены в нижней носовой части фюзеляжа, в частично застекленной хвостовой оконечности фюзеляжной гондолы и на верхней поверхности задней части фюзеляжа

помимо всего прочего подвижные пулеметы MG 15 могли быть установлены в нижней носовой части фюзеляжа, в частично застекленной хвостовой оконечности фюзеляжной гондолы и на верхней поверхности задней части фюзеляжа

источник: Herbert Ringlstetter «TECHNIK. Typengeschichte. GOTHA GO 244. Aus eigener Kraft in die Luft» «Flugzeug Classic» 2012-06, Seiten 30-35

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-v-vozduh-svoim-hodom-voenno-transportnye-samolety-gotha-go-2

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account