Третьего ноября мир потрясла новость о том, что в Мюнхене еще в 2011 году нашли более тысячи картин художников первого ряда — от Пикассо до Дюрера.
Коллекция произведений искусства, представленная в основном «дегенеративными» авторами, была сформирована во времена нацистской Германии, в 1930-40-е годы, арт-дилером Хильдебрандом Гурлиттом (Hildebrand Gurlitt). Собрание считалось утерянным с 1945 года, когда сам Гурлитт заявил, что картины погибли во время бомбежки в Дрездене.
Помещения в многоэтажном доме мюнхенского района Швабинг многие десятилетия принадлежали сыну Хильлебранда Гурлитта, Корнелиусу (Cornelius Gurlitt), унаследовавшему грандиозную коллекцию живописи после смерти матери. Арт-дилер, переживший и войну, и падение немецкой диктатуры, скончался в 1956 году в результате автомобильной аварии. Мать же Корнелиуса, Елена, умерла в 1967 году. С тех пор художественное собрание поступило в его единоличное владение, и до 2011 года о существовании клада никто и не подозревал.
Одним из тяжелейших «проступков» Гурлитта-младшего, согласно немецким законам, как раз может стать сокрытие столь огромного наследства. Впрочем, еще сыну коллекционера, которому около 80-ти лет, предъявляют претензии в неуплате налогов. Предполагается, что изредка он продавал картины из своего собрания и жил на эти деньги.
В 1990 году, например, с ним провела сделку швейцарская галерея Galerie Kornfeld: за несколько рисунков на бумаге галерея заплатила Корнелиусу 38,25 тысячи швейцарских франков. Сейчас в галерее уверяют, что Хильдебранд Гурлитт легально приобрел их после 1938 года, просто за небольшую сумму.
Известно, что в ноябре 2011 года Гурлитт-младший имел деловые отношения с немецким аукционным домом Lempertz в Кельне: он выставил на продажу пастель Макса Бекмана «Укротитель львов» (1930), которая ушла с молотка примерно за 1,17 млн. долларов.
Однако Корнелиус Гурлитт продавал произведения очень редко, да и мюнхенскую квартиру, заваленную мусором и коробками из-под еды, тоже посещал в последние годы нечасто.
Подозрения на его счет у правоохранительных органов возникли в 2010 году. Корнелиус Гурлитт возвращался поездом из Швейцарии в Германию, когда к нему подошли таможенники. При нем не оказалось немецкого удостоверения личности, зато была крупная сумма наличными — около 9 тысяч евро. Через некоторое время следователям удалось получить ордер на обыск его квартиры, где были найдены (по последним данным, в 2012 году) картины и пустые рамы.
Как снежный ком
Тот факт, что немецкие власти на протяжении года или двух скрывали умопомрачительную находку — крупнейшую коллекцию искусства, найденную за последние полвека, — вызвал особый интерес прессы. Канцлер Ангела Меркель и вовсе заявила, что правительство Германии знает о деле Гурлитта всего несколько месяцев. Первые комментарии власти дали только на пресс-конференции 5 ноября, через двое суток после публикации в издании Focus, которое рассказало всему миру о картинах.
Правда, после официальных заявлений вопросов меньше не стало. Более того, история с находкой стремительно oбрастает новыми подробностями, как катящийся с горы снежный ком.
Мюнхенская полиция нашла еще одно собрание картин, принадлежащее Корнелиусу Гурлитту. Коллекция из 22-х полотен известных художников хранилась у зятя Гурлитта в городке Корнвестайм (Komwestheim), что недалеко от Штутгарта. Сестра Гурлитта, Бенита Фрессле-Гурлитт, была замужем за Ни-колаусом Фрессле (Nikolaus Frafile). Она скончалась несколько лет назад. После того, как в прессе поднялся шум о находке картин в квартире Гурлитта, Фрессле сам позвонил в полицию и рассказал, что у него тоже есть картины родственника и что он беспокоится об их безопасности и сохранности.
Еще одну сенсационную новость опубликовала газета Bild. Корнелиус Гурлитт, возможно, знает, где находится Янтарная комната, вывезенная нацистами во время войны из Екатерининского дворца. Об этом изданию сообщил двоюродный брат мюнхенца — Экке-харт Турлитт (Ekkehean Gurlitt), последние 27 лет живущий в Барселоне.
Новые старые картины
Всего из квартиры Гурлитта в Мюнхене извлекли 121 картину в рамах и 1.285 без них. Часть полотен оказалась загрязнена, но все произведения — в нормальном состоянии. Журналистам на встрече показали несколько снимков с найденными картинами, и выяснилось, что у Гурлитта-младшего были произведения, о существовании которых никогда не было известно: они нигде не зарегистрированы, не описаны в каталогах-резоне, никогда не выставлялись. В числе таких «новых» работ называются произведения Марка Шагала, Отто Дикса, Макса Либермана и Анри Матисса.
Предположительно, большую часть собрания Гурлитта составляют работы «дегенеративных» художников-модернистов, которых признали чуждыми культуре Третьего рейха в 1937 году. Среди них — Эмиль Нольде, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Эрнст Людвиг Аирхнер и Макс Либерман. Помимо немецких Экспрессионистов в Мюнхене всплыли картины Пабло Пикассо, Анри де Тулуза-Лотрека, Густава Курбе и других французских авторов.
При этом следователи уточнили, что в коллекции встречаются произведения, датированные XVI-XIX веками: в частности, у Гурлитта нашлась гравюра Дюрера. Кроме того, не все объекты из этой коллекции были конфискованы нацистами из государственных или частных собраний: некоторые из них продавались под давлением властей (обычно за небольшие деньги), другие — просто в результате частных сделок.
Главное, что предстоит сделать исследователям, — это разобраться с провенансом произведений (история владения художественным произведением, его происхождение. — Ред.). По крайней мере, только после анализа происхождения работ можно будет говорить о возвращении некоей части художественного собрания законным наследникам. Именно этим полиция мотивировала свое долгое молчание по поводу резонансной находки на арт-рынке: спешное разглашение информации, по их мнению, было бы неэффективным. Однако уже 11 ноября власти заявили, что собираются расследовать дело Гурлитта как можно быстрее. Под давлением критики со стороны еврейских организаций, представляющих интересы людей, у которых при нацистах конфисковали имущество, они пообещали в сжатые сроки обнародовать данные о найденных картинах.
Хитрый арт-дилер
Однако уникальность новоявленной коллекции, скорее, даже в другом — в многообразии авторов и художественных стилей, а также в необычайно широком временном разбросе: от XVI до ХХ века. Своей исключительностью собрание, через которое проходили два живописных потока — «дегенеративное» и истинно арийское для супермузея Гитлера в Линце, обязано своему создателю, Хильдебранду Гурлитту.
Будущий арт-дилер родился в 1895 году в Дрездене в творческой семье: его отец занимался архитектурой и историей искусств. Кузен Хильдебранда, Манфред Гурлитт, был композитором, чьи произведения нацисты позже также сочли оскорбительными для арийцев.
От бабушки Гурлитт унаследовал еврейскую кровь, нажив таким образом врагов в лице новой власти.
Однако положение Хильдебранда вряд ни можно считать плачевным. Начиная с 1920-х годов он организовывал выставки современных немецких художников, был директором музея в саксонском городе Цвиккау (Zwickau).
В 1950-e занялся продажей произведений «дегенеративных» авторов. Из-за этого Гурлитта лишили нескольких должностей в музеях, но сразу назначили одним из арт-дилеров «Музея Фюрера» в Линце, где, по нереализованному замыслу Гитлера, должны были храниться истинные, образцовые художественные сокровища — например, Дюрер и Кранах.
Сам австрийский Линц, для которого картины изымались из художественных коллекций других стран, обязан был с таким богатством превратиться в культурную столицу мира.
Хильдебранд Гурлитт работал в так называемой Комиссии по эксплуатации «дегенеративного» искусства. В его задачи входили не столько закупки «нормального» искусства, сколько избавление от «ненормального». Впрочем, через дилера проходили как Дюрер, так и Дике.
Произведения «деградантов» он вывозил на продажу за границу, а выручка от сделок шла в комиссию на формирование собрания музея в Линце.
Известно, что указания арт-дилеру о его работе лично давал Иозеф Геббельс. Но известно также и то, что не всю выручку дилеры передавали обратно в комиссию. Более того, они избавлялись далеко не от всех картин, попадавших к ним в руки, и уж тем более не всегда продавали их за границу. Хильдебранд Гурлитт как раз регулярно сбывал картины немецким коллекционерам..
В лучшие времена коллекция Гурлитта насчитывала примерно 1,5 тысячи произведений, причем около трехсот из них выставлялись на той самой экспозиции 1937 года «Дегенеративное искусство», которую возили по всей Германии.
Считалось, что почти все собрание арт-дилера было уничтожено, причем самое удивительное, что «утку» эту запустил он сам. Американским службам после окончания Второй мировой войны арт-дилер просто наврал: все картины сгорели при бомбежке, самого его преследовали по национальному признаку.
Не было бы счастья…
Благодаря хитрости Хильдебранда Гурлитта, его жены и наследника более тысячи работ самых дорогих художников XX века остались целыми и невредимыми, а о некоторых из них мир узнал впервые. Было бы замечательно, если бы столь счастливая судьба постигла все 16 тысяч произведений, конфискованных при режиме нацистов, однако и 1,5 тысячи — очень даже неплохо. Некоторые арт-критики предполагают, что дело Гурлитта может помочь вскрыть целую сеть подобных тайников или по крайней мере подскажет новые каналы поисков искусства, считавшегося утраченным. Если семейству Гурлиттов удавалось столько лет прятать 1,5 тысячи картин, можно себе представить, как много в мире «чуланов», где тихо хранятся какие-нибудь пять-десять-пятнадцать работ.
Однако неожиданная находка, полагают многие исследователи, не только удивительна сама по себе, но и показывает, каким неоднозначным и разнородным было отношение нацистов к столь «нелюбимому» ими искусству.
Презрение Гитлера к современным течениям, объяснявшееся его нереализованными художественными амбициями и скрытой завистью, помноженное на жадность верхушки Третьего рейха, сделали фашистских бонз главными коллекционерами «дегенеративного» искусства. И выставка, организованная Гитлером, — тому доказательство: обычно нелюбимые игрушки выкидывают на помойку, а не собирают в кучу, чтобы всем показать.
источник: Татьяна ЕРШОВА "В тихой мюнхенской квартире…" КОНТАКТ-ШАНС №49 ■ 25.11.-01.12.2013