В тени «ласточки». Опытные истребители-перехватчики 川崎 キ60 (Kawasaki Ki-60). Япония

17
В тени «ласточки». Опытные истребители-перехватчики 川崎 キ60 (Kawasaki Ki-60). Япония

В тени «ласточки». Опытные истребители-перехватчики 川崎 キ60 (Kawasaki Ki-60). Япония

В 1930-х годах в качестве силовых установок самолетов авиации Императорской армии и авиации Императорского флота за некоторыми исключениями использовались радиальные двигатели воздушного охлаждения как однорядные, так и двухрядные. Это, несомненно, было отражением американской практики тех лет, когда предметом интереса авиа- и моторостроительных компаний США были рядные двигатели жидкостного охлаждения.

Японская авиастроительная компания Kawasaki Kokuki Kogyo K. K. (Kawasaki), которая уже в 1920-х годах приобрела опыт лицензионного производства немецких двигателей BMW VI и успешно использовала свои улучшенные версии Ha-9 на одномоторных легких бомбардировщиках Ki-32 (кодовое обозначение союзников Mary), была энтузиастом рядных двигателей жидкостного охлаждения. Решающим толчком для сосредоточенного натиска руководства компании Kawasaki на умы командования армейской авиации стало принятое им в 1937 году решение в конкурсе на стандартный истребитель. Командование отдало победу истребителю Nakajima Ki-27 (кодовое обозначение союзников Nate), оснащенному радиальным двигателем воздушного охлаждения, отказав его конкуренту Kawasaki Ki-28 с рядным двигателем Ha-9.

В компании Kawasaki решили самостоятельно найти наиболее подходящий современный рядный двигатель жидкостного охлаждения и организовать его производство на своем моторостроительном отделении. Двигатели американской моторостроительной компании Allison не казались японцам перспективными, французы были заняты самими собой и им самим не хватало двигателей, итальянское моторостроение отставало от мирового уровня, а с Великобританией у Японии были натянутые отношения. Осталась Германия, где две моторостроительные компании целенаправленно работали над современными рядными двигателями, но даже в этом случае готовность к экспорту у немецкой стороны была невелика, поскольку обретавшие мощь германские военно-воздушные силы нуждались в каждом двигателе.

Только в апреле 1940 года между компаниями Kawasaki и Daimler-Benz было заключено соглашение о лицензионном производстве двигателя DB 601 A, и вскоре после этого чертежи двигателя и несколько его экземпляров были отправлены в Японию. В компании Kawasaki привели немецкую документацию в соответствие с японскими стандартами и быстро запустили двигатели производство. Первый экземпляр нового 12-цилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения Kawasaki Ha-40 был изготовлен в июле 1941 года и позднее в авиации Императорской армии получил официальное обозначение тип 2. На взлете этот двигатель развивал мощность 1175 л.с. (864 кВт) и 1100 л.с. (808 кВт) на номинальном режиме.

двигатель Daimler-Benz DB 601 A

двигатель Daimler-Benz DB 601 A

Параллельно с поисками подходящего двигателя руководство компании Kawasaki медленно, но эффективно подрывал недоверие командования армейской авиации к жидкостным двигателям. Главным аргументом руководства компании было то, что подавляющее большинство истребителей тех лет, успешно воевавших на Европейском театре военных действий и развивавших высокие летные характеристики, были оснащены двигателями жидкостного охлаждения. В феврале 1940 года перед покупкой лицензии компания Kawasaki получила заказ от ВВС Императорской армии на создание двух типов истребителей, оснащенных немецким двигателем DB 601 A. Первый тип Ki-60 должен был иметь большую взлетную массу и нести более мощное вооружение, тогда как второй тип Ki-61 был ближе к тактике японских истребителей тех лет, предпочитавших низкую удельную нагрузку на крыло, высокие скороподъемность, маневренность и дальность полета.

схема опытного истребителя Kawasaki Ki-60

схема опытного истребителя Kawasaki Ki-60

компоновочная схема опытного истребителя Kawasaki Ki-60

компоновочная схема опытного истребителя Kawasaki Ki-60

Ведущие конструкторы компании Kawasaki Такео Дои и Син Овада разработали Ki-60 компактным, прочным цельнометаллическим самолетом с низкорасположенным крылом, эффективным бронированием кабины пилота и с протектированными топливными баками. Вооружение состояло из двух синхронизированных 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов Ho-103, установленных под обшивкой капота над двигателем, и двух 20-мм автоматических пушек Mauser MG 151/20, установленных в консолях крыла вне зоны ометания винта. Силовая установка состояла из одного приобретенного в Германии двигателя DB 601 A; также импортными были пушки Mauser, приобретенные Японией в ограниченных количествах. В соответствии с требованиями военных ожидалась максимальная скорость не менее 600 км/ч.

Летные испытания первого прототипа начались в марте 1941 года и были довольно непростыми. Даже опытные пилоты не могли справиться с относительно высокой посадочной скоростью и высокой удельной нагрузкой на крыло, превышавшей 170 кг/м². В то время удельная нагрузка на крыло 120 кг/м² считалась чрезвычайно высокой для армейских истребителей Ki-43 (кодовое обозначение союзников Oscar), максимальная скорость не превышала 550 км/ч, что было намного ниже требований спецификации.

первый прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60; на это указывает вертикальная полоса на хвостовой части фюзеляжа

первый прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60; на это указывает вертикальная полоса на хвостовой части фюзеляжа

первый прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60; на это указывает вертикальная полоса на хвостовой части фюзеляжа

первый прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60; на это указывает вертикальная полоса на хвостовой части фюзеляжа

первый прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60; на это указывает вертикальная полоса на хвостовой части фюзеляжа

первый прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60; на это указывает вертикальная полоса на хвостовой части фюзеляжа

первый прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60 впервые поднялся в воздух весной 1941 года и не имел камуфляжной окраски, оставаясь в цветах неокрашенного дюралюминия. Единственная красная полоса на фюзеляже Ki-60.01 указывала на то, что самолет проходит испытания и что это первый прототип. Внутренняя часть кабины и ниши основных стоек шасси были выкрашены синим прозрачным лаком

первый прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60 впервые поднялся в воздух весной 1941 года и не имел камуфляжной окраски, оставаясь в цветах неокрашенного дюралюминия. Единственная красная полоса на фюзеляже Ki-60.01 указывала на то, что самолет проходит испытания и что это первый прототип. Внутренняя часть кабины и ниши основных стоек шасси были выкрашены синим прозрачным лаком

Поэтому второй прототип претерпел ряд изменений: он получил новое крыло с площадью, увеличенной с 15,90 м² до 16,20 м², и улучшенную форму капота двигателя. Изменения обеспечили рост максимальной скорости на 10 км/ч и некоторое улучшение маневренности.

второй прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60; на это указывают две вертикальные полосы на хвостовой части фюзеляжа

второй прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60; на это указывают две вертикальные полосы на хвостовой части фюзеляжа

Третий прототип имела еще более гладкий капот и был облегчен за счет изменения вооружения. Крыльевые пушки были заменены на крупнокалиберные пулеметы Ho-103 и при этом огневая мощь истребителя-перехватчика Ki-60, которая должна была стать главным преимуществом этого типа, уменьшилась. И в этом случае японские военные были недовольны, поскольку максимальная скорость не превышала 570 км/ч, хотя теперь на высоту 5000 метров самолет забирался за 6 минут.

третий прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60; на это указывают три вертикальные полосы на хвостовой части фюзеляжа

третий прототип опытного истребителя Kawasaki Ki-60; на это указывают три вертикальные полосы на хвостовой части фюзеляжа

В декабре 1941 года начались летные испытания Ki-61 – аэродинамически более чистого фронтового истребителя, вооружение которого, однако, полностью вписывалось в уже существующую практику: два синхронных пулемета Ho-103 и два 7,7-мм крыльевых пулемета тип 89. Истребитель Ki-61 полностью соответствовал требованиям военных, хотя его удельная нагрузка на крыло 150 кг/м² все еще оставалась объектом критики. Тем не менее Ki-61 был принят на вооружение и запущен в серийное производство. В течение своей карьеры конструкция истребителя Ki-61 претерпела значительные изменения, особенно в части вооружения, что в конечном итоге привело к увеличению удельной нагрузки на крыло до 190 кг/м². И, по иронии судьбы, это привело к разработке истребителя Ki-100, который опять же был оснащен двухрядным радиальным двигателем.

гипотетический вариант боевого применения истребителя-перехватчика Kawasaki Ki-60

гипотетический вариант боевого применения истребителя-перехватчика Kawasaki Ki-60

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Kawasaki Ki-60.02

Назначение: истребитель-перехватчик

Статус: прототип

Компания-производитель: Kawasaki Kokuki Kogyo К. K., заводы в Кагами и Ара

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один 12-цилинлровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601 A, развивавший на взлете 1173 л.с. и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 10,50 м
длина 8,47 м
высота 3,70 м
площадь крыла 16,20 м²

Масса:

пустого 2150 кг
взлетная 2750 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 4500 метров 560 км/ч
время набора высоты 5000 метров 8 минут
практический потолок 10000 м
дальность полета 980 км

Количество изготовленных: 3 экземпляра

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account