В России снова изобрели Як-3. Учебно-тренировочный самолёт Кеменов АК-3
Данная машина была представлена на форуме «АРМИЯ-2024». В принципе авторы и не скрывают того что это современное прочтение легендарного нашего самолёта Як-3, который, кстати, многие считают лучшим советским истребителем Второй Мировой. Так что же нового и чем отличаются друг от друга Як-3 и АК-3 и зачем решили воссоздать легендарный самолёт?
Данная машина была создана (не поднимается рука писать «разработана») в «Конструкторском бюро А. Кеменова» (отсюда и название). Что же говорит о нём главный конструктор самолета, выпускник МАИ Овсянников Олег Игоревич.
АК-3 — это первый самолет целой авиационной технологической платформы или системы. Суть ее в чем. Мы имеем двухместный самолет классической компоновки с хорошо известными аэродинамическими формами. В основе каркаса фюзеляжа стальная ферма из также хорошо известной в нашем авиапроме ВНС-2 (МиГ-25, Су-24 и, наконец Су-26 с модификациями). Применение ее обусловлено тем, что это — Высокопрочная Нержавеющая Сталь, которая хорошо сваривается и не требует термообработки готового изделия (напомню, что традиционная ЯКовская ферма из стали 30ХГСА требовала обязательную нормализацию в вертикальных, так называемых шахтных печах — технология в наше время уже утраченная).
Крыло, оперение и наружные панели фюзеляжа из композитов: в настоящее время не эксклюзивная технология, а уже хорошо освоенная. Такая концепция позволяет достаточно просто построить самолет, который внешне напоминает советские истребители времен Великой Отечественной войны: Як-1, Як-9, Як-3, Ла-5 и Ла-7. При желании можно построить аналог любого истребителя Второй Мировой.
Естественно, был вопрос и про двигатель — тема для современной России сложная, если не сказать больная. В представленном АК-3 силовая установка основана на авиаконверсии классического автомобильного двигателя Chevrolet LS-3. Эти моторы являются 8-и цилиндровыми V-образными, имеют объём 6,2 л, мощностью 413-430 л.с. и выпускают их в Мексике, так что в текущем непростом времени вопросы с поставками решаемы. А для самолетов со звездообразными моторами подойдет хорошо известный М-14П, которых еще достаточно много, несмотря на прекращение выпуска.
Отдельно нужно сказать, что авторы проекта также выражают желание оснастить свою машину перспективным российским авиадвигателем АПД-500, которого пока нет в серийном варианте.
Крыло самолета из трех частей: центроплан и отъемные консоли. Такое членение не характерно для яков, которые имели неразъемное крыло, как самое легкое, но весьма удобно для транспортировки: без консолей самолет стоит на своих шасси и установленное оперение не выходит за габарит транспортировочного контейнера. А учитывая размерность самолета (длина — порядка 7 м, размах — 8, площадь крыла — 10 кв. м) в рамках этой технологической платформы можно построить учебно-тренировочный двухместный самолет и двухместный пилотажный. Под любые цели и требования заказчика.
Самолёт оборудован быстродействующей парашютной системой КС-100 производства отечественной фирмы МВЕН.
Есть информация о том, что «Конструкторское бюро А. Кеменова» разрабатывает собственную линейку воздушных винтов: трёхлопастный винт ВВ-3-250 изменяемого шага с полыми композиционными лопастями и соосный винт ВСВ-4.
Начало программы испытаний первого летном экземпляре запланирована на этот – 2024 год. Ожидаемые характеристики машины, следующие:
- максимальная скорость составляет до 410 км/ч,
- крейсерская скорость — 340 км/ч,
- скорость подъема — до 15,5 м/с,
- расстояние полета — до 1000 км,
- рабочий диапазон перегрузок от +8 до -6.
Ну и в заключении хочется сказать, что данный самолёт мог оказаться идеальным истребителем дальних поршневых БПЛА, которыми Украина сейчас кошмарит российскую инфраструктуру. Для этого самолёт нужно лишь оснастить каким-то вооружение, или пулемётами, или 30-мм пушками и вуаля, подобные машины смогут раз и навсегда дёшево и очень сердито убрать с неба все БПЛА самолётного типа. При этом с учебных машин вооружение можно будет не снимать. Лётчика будет полезно упражняться в реальной стрельбе по реальным целям.
Так же важной сферой применения для АК-3, может стать кино. У нас в роли самолётов Второй Мировой Войны выступает что угодна, часто и близко не похожее на реальные боевые машины. Тем роль Як-ов, может играть почти Як-3. Ну и другие реплики так же можно заказать у Кеменова и использовать их десятилетия.
Источники: