В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV — Mk.VI

1

Эта статья является продолжением статьи «Тренажер для конструкторов. Британские легкие танки серий А4 и А5». В ней пойдёт речь о потомках великолепных лёгких танкjd Mk.I – Mk.III.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

 

Амфибии

 

В процессе эксплуатации серии танков Mk.l — Mk.lll британские танкисты пришли к выводу, что эти машины далеки от совершенства: слабое бронирование и вооружение, малый объем боевого отделения, малочисленный экипаж. Кроме того, высказывалось пожелание по возможности уменьшить габариты и повысить технологичность производства с целью снизить стоимость — хоть финансовый кризис миновал, но финансирование армии оставалось еще на довольно низком уровне.

Генеалогия машин, пришедших на смену Mk.l — Mk.lll, довольно извилиста и начинается, как не парадоксально, с легких плавающих танков А4Е11 (L1E1) и А4Е12 (L1E2), построенных по заказу Британской армии фирмой «Виккерс» еще 1931 г.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Спроектированные на основе трактора Vickers-Carden-Lloyd (VCL) 1929 г. (всего выпущено три единицы), танки-амфибии имели новый водоизмещающий корпус, дополнительную плавучесть которому придавали установленные по бокам специальные коробчатые поплавки, наполненные копоркой, служившие «по совместительству» надгусеничными полками. Компоновка была традиционной для британских легких танков: справа в но— совой части корпуса размещались элементы трансмиссии, за _ ними устанавливался двигатель. Механик-водитель находился в небольшой бронированной рубке или выступе подбашенной коробки. Боевое отделение — одноместное. Единственное вооружение танка — 7,71-мм пулеметом Vickers монтировалось в смещенной вправо цилиндрической башне. Обзор из танка был сильно ограничен. Водитель вел наблюдение через смотровую щель с бронестеклом, установленным в люке подбашенной коробки. У командира танка имелся оптический пулеметный прицел.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Наибольший интерес для нас представляет ходовая часть, в частности подвеска, поскольку за исключением ряда мелких усовершенствований она перекочевала на все последующие экспериментальные и серийные легкие танки. Применительно к одному борту она состояла из четырех опорных катков сгруппированных по два в тележке и ведущего колеса. От использовавшихся в легких танках семейства Mk.l — Mk.lll ленивца и поддерживающих роликов отказались, в первую очередь с целью упрощения конструкции и снижения стоимости. Впоследствии эту схему использовали для танков серии Mk.IV — Mk.VI, только вместо листовых рессор применили пружинную подвеску Хорстманна «четверные ножницы» и вернули на свое место один поддерживающий ролик.

При всей внешней схожести, А4Е11 (L1E1) и А4Е12 (L1E2) имели ряд отличий: в первую очередь это касалось бронирования, мощности двигателя, а так же формы подбашенной коробки. Кроме того на А4Е12 (L1E2) опорные катки были закрыты подобием фальшборта.

Хотя испытания в целом прошли удачно, руководство Британской армии отказалось от закупок амфибий и фирме «Виккерс» пришлось искать покупателей «на стороне». Таковыми оказались представители Китая, заказавшие крупную по тем временам партию из 29 машин1. По одному танку было поставлено в Голландию, Сиам и Финляндию, но вскоре финны возвратили танк обратно. Причиной возврата и отказов от поставок стали невысокие ходовые качества, слабое бронирование и вооружение танков.

 

Mk.IV

 

Когда в 1931 г. от армии последовал заказ на проектирование новый легкий танк для службы в Индии (Light Tank Indian Pattern), именно A4E12 (L1E2) послужил отправной точкой: основные изменения коснулись формы корпуса, в то время как компоновка и ходовая перекочевали с амфибии для проектирования (единственным отличием ходовой стала замена в подвеске листовых рессор на пружинные «четверные ножницы» Хорстманна). Использование новой подвески позволило несколько сократить длину машины (на 61 см по сравнению с Mk.lll) и облегчить конструкцию ходовой. Лобовой лист и рубка стали похожи на аналогичные Vickers Light Tank М1933 («Виккерс» коммерческий). Танк потерял возможность плавать, но для экипажа создали более комфортные условия.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Всего было построено два прототипа, А4Е19 (Light Tank Indian Pattern No.1 и L2E1) и A4E20 (Light Tank Indian Pattern No.2 или L2E2), незначительно различавшихся между собой формой корпуса и башнями (шестигранная на А4Е19, позаимствованная у Mk.lll — на А4Е20). Последняя машина и стала родоначальницей серии Mk.IV.

Новая модель понравилась представителям RTC («Королевский танковый корпус»). В 1933 году танк приняли на вооружение под маркой Light Tank Mk.IV. От прототипа А4Е20 серийные машины отличались наличием одного поддерживающего ролика и увеличенной до 12 мм толщины лобовой части корпуса. Двигатель Meadows ESTE мощностью 88 л.с.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Танки Mk.IV производились с 1934 по 1935 год (построено 34 танка2). На индийскую модификацию танка установили башню со «скворечником» (надстройка вместо командирской башенки).

До 1942 года легкие танки Mk.IV применялись в учебных целях в Великобритании. Несколько танков весной-летом 1940 года было захвачено немецкими войсками во Франции. Эти танки Британского экспедиционного корпуса были брошены англичанами в Дюнкерке. В вермахте они получили обозначение Leichter Panzerkampfwagen Mk.IV 734(e). Сохранились лишь несколько экземпляров Light Tank Mk.IV. Один находится в экспозиции танкового музея в Бовингтоне.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

 

Mk.V

 

Предшественниками Light Tank Mk.V стали опытные машины L3E1 и L3E2, созданные на базе Mk.IV с целью попытаться повысить огневую мощь за счет установки новой башни. Сам корпус претерпел лишь незначительные изменения — так, из-за переноса большого топливного бака в корму линейные размеры незначительно возросли. Толщина брони не увеличилась. Ходовая часть и двигатель остались без изменений, но систему охлаждения последнего усовершенствовали.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Главное отличие от Mk.IV заключалось в увеличенной башне со спаркой из двух пулеметов Vickers калибра 7,71-мм. На крыше башни установили высокую командирскую башенку с двухстворчатым люком и смотровым прибором в наклонной лобовой панели. Экипаж танка увеличился до трех человек: командир, стрелок и механик-водитель.

Прототипы L3E1 и L3E2 прошли испытания в 1933 году, но на вооружение приняты не были — фирме «Виккерс» было предложено доработать «сырую»3, по мнению RTC конструкцию, предусмотрев возможность установки в башню 12,7-мм крупнокалиберного пулемета.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Поскольку доработка могла занять продолжительное, было принято соломоново решение — использовать модернизированный корпус с усовершенствованиями, примененными на L3E2 и новую двухместную башню цилиндрической формы с наклонными лобовым и задним бронелистоми с двумя 7,71-мм пулеметами.

Первые несколько серийных Mk.V получили башни Light Tank Mk.IV, с командирской башенкой. Эти машины поступили на вооружение девятого Уланского полка. Часть серийных танков оснастили радиостанциями в башенной нише и стали еще больше похожими на машины серии Mk.VI.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Танк стал тяжелее на полтонны. Из-за высокорасположенного центра тяжести при движении по пересеченной местности: машина имела склонность к опрокидыванию. Скорость несколько снизилась.

В 1935-1936 годах построено 22 танка Mk.V, после этого перешли на производство усовершенствованной модели Mk.VI. Боевые качества танков были невысокими, поэтому Light Tank Mk.V применялись в основном в качестве учебных машин. 12 серийных машин попали в первый легкий батальон королевского танкового корпуса (1st Light Battalion of the Royal Tank Corps) в 1934 году. Десять танков в 1936 году отправили в Австралию. Машины хорошо себя зарекомендовали для разведки и преследования отступающего противника, при условии отсутствия противотанковой обороны. Как только британские легкие танки сталкивались с серьезным противником, они несли большие потери. Это произошло во Франции, Греции и Египте в начале Второй мировой войны. Некоторое количество машин этого типа в качестве трофеев попали в вермахт, где служили под обозначением Leichter Panzerkampfwagen Mk.V 735(e).

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

На базе легкого танка Mk.V было создано несколько модификаций. Один экспериментальный танк оснастили ходовой по типу Mk.lll, на другом испытали 10-дюймовую резиновую гусеницу. В опытном порядке на Mk.V устанавливали дизель, но в Британии эти танки развития не получили. Еще один танк был оборудован поплавками и прошел испытания, но в серию не пошел.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Кроме того, на базе легкого танка Mk.V было разработано два варианта ЗСУ. На месте демонтированной башни устанавливали два 15-мм пулемета BESA с бронещитом на отрытой платформе, либо авиационную турель фирмы Boulton-Paul с четырьмя пулеметами 7,71-мм Vickers. Ни один из вариантов на вооружение принят не был.

До настоящего времени ни одного Light Tank Mk.V не сохранилось.

 

Mk.VI

 

Последним из легких «Виккерсов» стал Light Tank Mk.VI. На этой машине" закончилась линия развития легких танков, берущая начало в 1929 году с А4Е1.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Как уже упоминалось, руководство Королевского танкового корпуса рассматривало модель Mk.V как временную меру до появления новой машины, вооруженной 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом. После того, как новая башня со спаркой 12,7-мм и 7,71-мм пулеметов и развитой кормовой нишей (в ней планировалось разместить радиостанцию) была готова, в серию пошла самая массовая модель британского легкого танка — Light Tank Mk.VI. Всего построено 1285 (или 1282 по другим данным) машин этого типа четырех модификаций: Mk.VI, Mk.VIA, Mk.VIB и Mk.VIC.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Как уже говорилось, компоновка танка не претерпела заметных изменений. В носовой части корпуса с правого борта располагался 88-сильный двигатель Meadows ESTL и механическая трансмиссия фирмы Wilson. У левого борта находилось место механика-водителя и органы управления. В башне располагались пулеметчик и командир машины. Двухместная башня отличалась от более ранней модели наличием кормовой ниши, в которой устанавливалась радиостанция со штыревой антенной. В башне монтировалась спаренная установка 12,7-мм и 7,71-мм пулеметов Vickers с углами наведения по вертикали от -10' до +37°. Боезапасом составлял 2900 патронов. По бортам башни устанавливалось два дымовых гранатомета. На крыше имелись командирская башенка и люк для стрелка. Ходовая часть первой модификации Mk.VI полностью идентична танку Mk.V. Две тележки по два опорных катка с подвеской Хорстма-на «четверные ножницы» на каждый борт и поддерживающий ролик установленный над первой тележкой между первым и вторым катком. Ленивец (направляющее колесо) отсутствовал, его роль выполнял опущенный на землю задний опорный каток. Впереди находилось ведущее колесо цевочного зацепления. Гусеница состояла из 158 металлических траков шириной 241 мм и шагом 48 мм.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Серийная постройка танка Mk.VI началась в 1936 году. За несколько месяцев выпущена 91 машина. После этого начато производство улучшенной модели танка — Mk.VIA. Основным изменением стал перенос поддерживающего ролика назад, между передней и задней тележками. Это уменьшило вибрации при движении по твердой поверхности. Форму командирской башенки изменили с цилиндрической на восьмигранную, с двумя смотровыми приборами. Модель дигатель заменили на ESTB (вместо ESTL).

Самой многочисленной стала следующая модификация Mk.VIB. С апреля 1937 по январь 1940 года построено 850 танков. Командирская башенка опять стала цилиндрической с двумя смотровыми приборами, но ее сделали значительно выше. Изменился монтаж крепления зенитного 7,92-мм пулемета Вгеп на башне. Вместо двойных бронированных жалюзи над моторным отделением установили одинарные.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

На базе моделей Mk.VIA и Mk.VIB выпустили небольшое количество танков «индийской» модификации Mk.VI Indian Pattern. На этих машинах вместо командирской башенки устанавливался перископ в бронированном кожухе. Всего было построено 60 и 43 танка обоих модификаций.

В декабре 1939 года был налажен выпуск последней модификации — Mk.VIC. Конструктивно она была подобна модификации Mk.VI Indian Pattern. Главное отличие — вместо пулеметов Vickers монтировались пулеметы BESA6 калибра 15-мм и 7,92-мм. Ходовая часть не изменилась, лишь для уменьшения давления на грунт ширину траков увеличили до 254 мм. Для легких немецких танков и бронемашин танки Mk.VI стали опасным противником.

Производство танков Mk.VIC продолжалось до июня 1940 года, всего выпущено 130 единиц.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Военное ведомство считало легкие танки Mk.VI хорошими машинами. Они были надежными и простыми в производстве и эксплуатации, но вооружение было очень слабым. В 1940 году на шесть танков модификации Mk.VIB установили новое шасси с задним направляющим колесом. Оно стало похожим на ходовую легкого танка Mk.lll. Подвижность танка улучшилась. Модернизированные Mk.VIB были отправлены во Францию, но после разгрома Британского экспедиционного корпуса в июне 1940 года был сделан неутешительный взвод, что машины типа Mk.VI устарели и тратить силы на их модернизацию нет смысла.

На базе танка Mk.VIB была создана противотанковая самоходка (танк-истребитель) Вместо стандартной башни устанавливалась увеличенная без крыши, в которой монтировалось двухфунтовое орудие (калибр 40 мм). Эта модификация дальнейшего развития не получила.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

На базе танка Mk.VIA в середине 1940 года создали две зенитных самоходных установки, доведенные до серийного производства (вернее — перевооружения имеющихся линейных танков). Первой ЗСУ на базе «шестерки» стал Tank Light АА Mk.l с счетверенной установкой 7,92-мм пулеметов BESA, имевшей круговое вращение. Точное количество переоборудованных из танков Mk.VI ЗСУ не известно.

В 1941 году на вооружение была принята модификация Tank Light АА Mk.ll. На Mk.ll увеличили башню, что сделало ее более удобной для стрелка. Корму корпуса удлинили для размещения внешнего бункера для боекомплекта. Взвод из четырех зенитных танков АА Mk.ll должен был придан каждой полковой штабной роте. Фактически собрали небольшую партию ЗСУ, почти все были направлены в Северную Африку, где успешно применялись до 1943 года.

В поисках совершенства. Британские легкие танки серии Mk.IV - Mk.VI

Некоторое количество Mk.VI в качестве трофеев попало в вермахт, где получило обозначения Leichter Panzerkampfwagen Mk. VI 734(e), Mk.VI 735(e) и Mk.VI 736(e).

Автор – Сергей Герасименко

Источник – Арсенал Коллекция №8 от 2014 года (по этой ссылке вы сможете скачать этот номер журнала)

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account