«…В недалеком празднике Победы большая доля и его труда»

19
"...В недалеком празднике Победы большая доля и его труда"

«…В недалеком празднике Победы большая доля и его труда»

Еще одна интересная статья из жж Андрея Фирсова.

Если в записи 75 лет назад в воздухе под Берлином… речь шла о действиях люфтваффе в последний месяц боев на Востоке, то интересно сравнить с нашим взглядом на «проблему», с земли на воздух, так сказать.

В начале февраля 45-го наши войска вышли на Одер и форсировали его в районах Лебус, Геритц, Ауритц, а потом и Кюстрина, образовав на западном берегу ряд плацдармов. Всего на них были наведены 22 переправы. Прикрыть 14 переправ, включая Кюстрин, должен был 5-й Корпус ПВО имевший 92 зенитных орудия среднего калибра, 152 – малого и 152 пулеметов ДШК. С воздуха переправы прикрывала 148-я истребительная авиадивизия. Развертывание корпуса в районе переправ началось 6 апреля, на позиции батареи корпуса стал прибывать 9 апреля. Корпус был разбит на три группы, так как из-за большой протяженности прикрываемых объектов централизованное управление было невозможно. В районе Кюстрина плотность огня зениток среднего калибра достигала «12-ти слойности».

Расчет 85-мм зенитного орудия 5-го Корпуса ПВО

Расчет 85-мм зенитного орудия 5-го Корпуса ПВО

Схема переправ через Одер

Схема переправ через Одер

12 апреля в районе центральной группы корпуса стали появляться самолеты противника группами до 24 одновременно, применяя при этом «самолеты-снаряды» и «самолеты-планеры» (управляемые бомбы). Оба типа наши называли «Летающими бомбами».

Схема расположения батарей ПВО "центральной группы"

Схема расположения батарей ПВО «центральной группы»

Так, 12 апреля с большим интервалом четыре «Не 111» применили «летающие бомбы» с высоты 2000 м на дистанции 3-4 км. «Бомбы» планировали под углом 20 гр., а Не 111 выполняли маневр с резким разворотом.

"...В недалеком празднике Победы большая доля и его труда"

Все четыре «бомбы» прошли мимо переправ.

"...В недалеком празднике Победы большая доля и его труда"

С Ju 88 применялись «летающие бомбы» другого типа – пикировали на цель по более крутой траектории.

В шифровке главкому ВВС Новикову отмечалось появление через 4-5 с после сброса бомбы дыма и пламени («вероятно, реактивный двигатель»), скорость доходила до 180 м/с, точность отмечалась «хорошая» — падали в 30-50 м от переправы с интервалом 80-90 м.

«Эффективность … ВВ все же невелика… каменный дом и сараи в 5 м от края воронки не повреждены… Люди на расстоянии 30 м от места разрыва, находясь на позиции, не были даже контужены»:

"...В недалеком празднике Победы большая доля и его труда"

Вероятно, применялись УБ Hs 293, чья «полубронебойная» БЧ весом 300 кг фактически давала полукамуфлет, и скорее всего бомбы применялись не с Не 111, а с Дорнье Do 217 (про Hs 293 см., например, — Электротехника — наука о контактах).

Позже немцы применили «составные самолеты» («Мистели»). Отцепка самолета управления FW 190 происходила на дистанции 4-5 км от переправ, «самолет-снаряд» планировал на цель под углом 10 гр.

Реал-"вундеваффе"... Но на Востоке как-то с этим не везло

Реал-«вундеваффе»… Но на Востоке как-то с этим не везло

Всего отмечено применение 22 «Мистелей». Указывалась их высокая уязвимость из-за малой скорости до отцепки от «самолета-снаряда» — 300 км/ч:

«На переправу шли ФВ-190 с подвешенными Ю-88. Как только самолеты зашли в зону обстрела, орудия открыли интенсивный огонь… Ведущий «Фокке-Вульф» пытался уйти от огня батареи и отвалил резко в сторону. Новый залп достигает самолет. Загоревшись в воздух и оставляя за собой полосу дыма, ФВ-190 упал в 4 км от переправы. Подвешенный к нему «Юнкерс», не получив прицела, пронесся над батареей и взорвался далеко в поле».

Одновременно немцы осуществляли и обычное бомбометание с FW 190, Ju 88 и Ju 87. Все налеты были успешно отбиты, особенно отличились малокалиберные зенитки и ДШК – большинство сбитых их доля.

Расчет пулемета ДШК 5-го корпуса

Расчет пулемета ДШК 5-го корпуса

Расчет ПУАЗО

Расчет ПУАЗО

Потеряв надежду уничтожить переправы днем, немцы приступили к ночным налетам, используя осветительные бомбы. «Люстры» сбивали зенитки, одновременно переправы закрывались дымом.

Всего за период с 12 по 19 апреля в районе переправ было зафиксировано 443 самолета-пролета.

"...В недалеком празднике Победы большая доля и его труда"

Всего в боях за переправы 5-й корпус сбил 49 самолетов противника (FW 190 – 25, Ju-88 – 9, Bf 109 – 2, He 111 – 3, расход снарядов – 4852 среднего калибра, 21 тыс. – малого, 67 тыс. 12,7-мм патронов). Еще 7 самолетов сбили истребители 148 ИАД.

Да, прожектористы 5-го корпуса ПВО тем временем вели «свою войну» — именно они обеспечивали подсветку ночной атаки наших войск 16 апреля западнее Кюстрина – при начале Берлинской операции («Пленные немцы рассказывали, что достаточно было только раз открыть глаза, чтобы потом 1-1,5 часа ничего не видеть»). Ходят упорные слухи, что главной целью применения прожекторов было ослепление приборов ночного видения, которые немцы уже достаточно широко использовали к концу войны…

источник: https://afirsov.livejournal.com/540010.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account