Сразу скажу, наши предки имели как захоронения через кремацию, так и погребение в земле.
Понимаю, что подобное утверждение вызовет массу споров, но вот фольклор это зафиксировал. Возможно фольклорист ошибается, но мы рассматриваем эти вопросы именно с точки зрения фольклора, того что сохранилось в нашей традиции. Так вот, например, в каждой даже самой интеллигентной семье на поминках, или как в языческой традиции называлось, на тризне, не принято подавать такие столовые предметы, как ножи и вилки. Но эта интеллигентная семья хоть и будет сохранять традиции, она не понимает от чего такие правила. А правила очень простые.
Дело в том, что души предков приходят на данный праздник. Им очень интересно пообщаться с людьми с одной стороны. И с другой, им противно. От людей воняет, воняет живыми, как для нас воняет мертвечиной. Но все-таки это близкие и родные люди, их тянет на общение. Они преодолевают себя, стоят сзади нас, кладут на плечи руки, пытаются заглянуть в лицо. И при неосторожном обращении с ножом или вилкой можно случайно или наколоть или порезать своего родственника. Соответственно, чтобы подобного не случались, ножи и вилки на поминках подавать не принято.
Одновременно с этим, принято наливать стакан жидкостью и накрывать его хлебом. Иногда это просто стакан с водой, иногда в этот стакан некоторые наливают водку. Кроме того, некоторые его ставят дома, а другие, допустим стакан с той же водкой, размещают на кладбище. Подобное интересно тем, что корни данной традиции идут из язычества, то что души умерших очень хотят пить. Согласно христианской концепции, душа умершего человека отправляется в рай или в ад, следовательно ее нет в нашем мире, наливать ей воду, сок и другие напитки не имеет никакого смысла. То есть здесь четко прослеживается связь с язычеством.
Также имеется языческая связь с тем, что на могилу посыпают пшено. После выхода первой части «В гостях у сказки», некоторые писали о так называемый «нави». Действительно такое имеет место быть в языческой традиции. Когда рассыпали пшено на могиле, считалось что появлялись предки в виде птиц. Птиц, кстати, называли навьи-птицы прилетают и клюют это зерно, то есть это подкармливание предков.
Теперь поговорим про яйцо. На пасху, например, христиане клали яйца и сейчас кладут на могилу. Что также отдает язычеством. Еще раз напоминаю, по Библии, души наших предков находятся или в раю или в аду. Если вера основана только на Библии, то зачем на могиле яйца? Для каких целей? Не понятно. Дело в том, что яйца по языческим традициям вообще клали в могилу, как символ возрождения, веря, что благодаря этому яйцу предок сможет возродиться. Яйца встречаются и в сказках, например, смерть Кощея в яйце. С яйцом очень много у нас связано.
Поговорим непосредственно о кремации. Дело в том, что у нас в доме и тем более в доме наших предков, было два священных предмета. И это «печь» и «стол». Недавно даже вышел такой сериал, довольно популярный, «Игра престолов». Видите наша архаичная память до сих пор сохраняет то, что «стол» какой-то магический предмет. Если вы мне не верите, давайте я вам напомню. «Престол» и «стол» — это однокоренные слова. Давайте теперь слово «престол» разделим надвое. И получится «пре-» и «-стол», то есть «престол», «стол» или вообще стол — это то, что дает власть. Не говоря уже, что для христиан в церкви, «престол» — это одно из важнейших составляющих храма.
Про стол мы кратко поговорили, и теперь перейдём к «печи». Дело в том, что печка — это место, куда замуровывали прах предков после кремации. Даже сейчас наша архаическая память вам даёт подсказку. Вы, наверное, слышали, что некоторые ставят урну с прахом на камин. Естественно каминов сейчас у людей, проживающих в многоэтажных скворечниках, практически не встречается. Да и куда этот камин ставить? Максимум только электронный какую-нибудь камин. Но память наша это бережёт. Хотя камин — это вообще нечто из роскошной и богатой жизни. Даже во время игры в салочки или прятки было принято прикасаться к печи. Считалось, что наши предки через печь так же протягивали руку и прикасались к рукам своих прапраправнуков. Не надо думать, что умершие жили в печи. Предки считали, что души усопших живут где-то своем мире, а печь благодаря своеобразной могиле после кремации, нечто вроде портала в наш мир, через которой им проще выйти. Не значит, что они не могут выйти через другие порталы. Просто дверь в родной дом в виде печи.
Меня спрашивали в комментариях, что такое тридевятое царство? Тридевятое царство — это царство мертвых. Напомню, по традиции, когда хоронили в землю, вот например конек-горбунок, мы обсуждали. Третий день — это явление конька. То есть три дня — это очень важно, потом девятый день. Крайне важно после погребения и 40-й день. А если мы тройку и девятку поставим рядом, получится цифра 39. Такой намек на сороковой день. Опять же это по мнению фольклористов. Возможно, мнение ошибочное, возможно правы и язычники. Спорить не буду, просто привожу с точки зрения фольклора и как хранит наша родовая память.
Также была традиция, связанная с баней. Иначе говоря, сейчас она в христианстве сохранилась, как родительская суббота. Но опять же, довольно-таки понятно, что здесь влияние язычников на христианство потому, что души или в аду или в раю. В этот день было принято отапливать баню, ставить угощение предкам, в том числе и квас. Значит, все чистенько, все здорово, но никто туда париться не шел. Была еще такая традиция на полу бани рассыпать золу. Для чего это делалось? Если после ночи на золе оставались птичьи лапки, то значит прилетали наши предки попариться в баню. Кроме того было мнение, что в эту ночь в баню ни в коем случае нельзя отправляться, иначе оттуда ты не вернешься.
У нас еще имеется такой крайне интересный праздник, как Пасха. Язычники его почему-то не любят, хотя удивительно — почему? Дело в том, что данный праздник следует сразу после масленицы. Масленица — это языческий праздник, прощание с зимой. Пасха — почему-то плавающий праздник она никогда не происходит в одно и то же число. А фактически это праздник встречи весны. То есть с зимой попрощались — встречаемся с весной. Христиане идут на кладбища, рассыпают пшено, кладут яйца. Хотя зачем? Ведь душа в аду или в раю. Причем считается, если проходить через центральные ворота кладбища, то предки нас увидят.
Нужно понимать, почему праздник Пасхи — плавающее дело. Есть четкая дата рождества Христова. Хотя она оспаривается католиками с православными. Давайте представим, что некий человек впал в кому первого числа, а через три дня он пришел в себя. Условно говоря, воскрес. Значит, он воскрес 4 числа. Ну и он решил этот день, как второй день рождения отмечать. Отмечают его то 4, то 5, то 7. Как это получается? Дело в том, что тут явный намек на то, что христианская церковь не могла поглотить праздник прихода весны и просто возглавила его.
Теперь страшное скажу. Что такое кулич? Хорошо, что дедушка Фрейд нас не читает, хотя как знать… Кулич это явный фаллический символ. Особенно это выражается, так скажем, в довольно-таки белом креме из белка яйца. Понятно, что он символизирует. А если уж положить к куличу пару крашеных яиц, то получится совсем-совсем ну как бы не прилично. Это сейчас мы считаем неприлично, но вот именно к празднику весны и возрождению, когда сама природа родит, фаллический символ имел огромное значение. И в итоге так как христианство не побороло эту традицию, оно её и возглавило. И теперь она связана с нашей традиции погребения, когда мы отправляемся на могилы и нашим предкам носим куличи и крашенные яйца, посыпаем могилку пшеном, чтобы навьи птицы прилетели. Навьи птицы — души предков, которые в образе птиц прилетают.
Самое интересное здесь то, что вы сами всё это знали. Вам просто нужно было дать подсказку. Имеется интересная традиция со смертью, когда мужчина или женщина погибает, защищая свой род, погибает за родину, он(а) автоматически попадает в рай. Тут же отголоски со скандинавами: когда погиб с оружием руках, попал в Вальхаллу, или с исламом. Давайте напряжем свою архаическую память. У нас даже сейчас покойника отправляют в последний путь. Последний путь — это прощание с усопшим человеком. Но тут еще и второй смысл. Дорога — это тело Бога на земле, это священная вещь. Любой, кто в свое время умудрился бы нагадить на дороге был бы повинен смерти. Причем жесток и лютой смерти. Потому что дорога делила мир мертвых и мир живых: слева мертвые с косами стоят, а справа живые. Также колодец являлся порталом в другой мир, не говоря уже о том, что находилось под землей.
Также лес считается границей миров, что делит на мир живых и мир мертвых, как впрочем и река. Давайте снова обратимся к вашей архаичной памяти. Помните, что такое речка и вода? Ничего в архаической памяти не просыпается? Ну хорошо я вам намекну и вы начнете сейчас улыбаться. Вы скорее всего пригласите на свидание девушку к фонтану, пруду, на берег реки, чтобы встретить рассвет или прокатиться на лодочке. Это считается чем-то романтичным? Что просыпается в архаичной памяти?
А ведь это довольно таки сакральные прогулки, которые связаны не только с любовью, но и свиданием. Свиданием между миром живых и миром мертвых. Получается жених свою будущую невесту приводит на смотрины своим умершим родственникам. Они одобряют или отвергают его выбор. Также родня девушки смотрит на жениха и помогают сделать красавице выбор, помогают прислушиваться, увидеть знаки. Как видно из данного факта мертвые не только уходит другой мир, но и принимают активное участие в жизни живых. Следовательно, смерть — это не конец.
Друзья, в пяти статьях мы рассмотрели основные аспекты жизни человека, от его зачатия, рождения, воспитания, повседневного быта и смерти. Согласен, тема довольно дискуссионная, поэтому если Вам интересен такой формат, или просто имеете какие-либо замечания, то буду рад каждому ответить на его комментарий.
Но на этом я не прощаюсь, впереди нас ещё ждёт много интересных тем. Благодарю Вас, за то, что читали до конца, всего Вам доброго, будьте здоровы!
Фильм по статье:
Все статьи серии «В гостях у сказки:
«Часть 1. Вступление» https://alternathistory.ru/v-gostyah-u-skazki-vstuplenie/
«Часть 2. Деторождение» https://alternathistory.ru/v-gostyah-u-skazki-detorozhdenie/
«Часть 3. Воспитание» https://alternathistory.ru/v-gostyah-u-skazki-vospitanie/
«Часть 4. Быт» https://alternathistory.ru/v-gostyah-u-skazki-byt/
«Часть 5. Обряды и погребение» — Эта статья