Ужасное невезение или банальный провал? Семейство истребителей Northrop Model 3, Vought V-141 и V-143. Часть 1
Содержание:
Предисловие редакции: История этого одноместного истребителя немного необычна, потому что в отличие от других самолетов, изготовленных компанией Chance-Vought, он не был разработан конструкторским бюро компании, по крайней мере изначально. В то время американская авиационная промышленность находилась в состоянии экономического кризиса, и многие авиастроители столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. Именно в этот период, вероятно, было больше всего деловых переговоров, приобретений компаний и даже банкротств. Самолет, который является героем данной статьи, является результатом данной ситуации, и чтобы лучше понять его происхождение нам нужно немного вернуться назад в те времена.
Предшественники
В 1934 году компания Northrop Corporation (Northrop) изготовила одноместный палубный истребитель-моноплан XFT-1 (номер управления аэронавтики [BuAer] 9400), оснащенный 650-сильным двигателем Wright XR-1510-8. Участие в конкурсе с бипланами компании Grumman завершилось неудачей, и в компании Northrop прототип переделали в вариант XFT-2, оснащенный 650-сильным двигателем Pratt & Whitney R-1535-72. Истребитель компании Northrop, вновь представленный командованию ВМС США, опять выступил безуспешно.
Отказываясь считать себя побежденным, Джон Нортроп решил радикально изменить конструкцию своего самолета и принять с ним участие в конкурсе на новый истребитель, объявленном командованием воздушного корпуса Армии США (United States Army Air Corps – USAAC). Программа стартовала за несколько месяцев до принятия Джоном Нортропом решения, и проект был представлен на рассмотрение с некоторым опозданием. Именно из-за этой задержки и отсутствия успеха в организованных ВМС США конкурсах командование USAAC не выдало контрактов на разработку и изготовление прототипа. В результате компании Northrop пришлось на собственные средства разрабатывать и изготавливать прототип своего истребителя, который стал известен только под своим внутрифирменным обозначением Northrop Model 3A (Northrop 3A).
Model 3A был элегантным одноместным самолетом, который следовал общим линиям XFT-1 и XFT-2, но обладал более современной конструкцией и оснащался убирающимися основными стойками шасси. Самолет имел цельнометаллическую полумонококовую конструкцию с работающей обшивкой, которая присоединялась к силовому набору заклепками с потайной головкой. Силовая установка опытного истребителя Northrop 3A состояла из одного 14-цилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535-A5G Twin Wasp Junior, развивавшего 750 л.с. и вращавшего трехлопастный металлический винт изменяемого шага. Основные стойки шасси убирались поворотом в сторону оси симметрии самолета и укладывались в ниши, расположенные в центроплане крыла; колеса укладывались в ниши, выступающие за переднюю кромку крыла.
Построенный в кратчайшие сроки, Model 3A был немедленно доставлен в испытательный центр Райт-филд (Wright Field), г. Дейтон, штат Огайо, где в начале июля 1935 года прототип совершил свой первый полет с экспериментальным обозначением XP-948. С самого начала моноплан Джона Нортропа показал серьезные недостатки. Самолет проявлял пресловутую продольную неустойчивость и сильную склонность к попаданию в штопор. Несмотря на искусство летчика-испытателя данные дефекты оказались неустранимыми, и самолет был отправлен в Инглвуд (Inglewood), штат Калифорния, на завод компании Northrop. В результате Northrop 3A не смог принять участие в официальном конкурсе, для которого он был подготовлен.
В Инглвуде в надежде на преодоление проблем в конструкцию самолета были внесены небольшие изменения. 30 июля 1935 года лейтенант Фрэнк Скаер (Frank Skaer) сал в кабину XP-948 и поднял машину в ознакомительный полет. Northrop 3A направился в сторону побережья Калифорнии и из полета он не вернулся. Несмотря на то, что самолет найти не удалось, было высказано предположение, что машина стала жертвой штопора, в который XP-948 попал над водами Тихого океана. Потеря прототипа стала гвоздем в гроб программы, и в компании Northrop решили не продолжать финансировать проект, не в силах растрачивать средства на скомпрометировавший себя истребителя истребитель Model 3A.
Chance-Vought V-141
Несмотря на постоянные неудачи опытный истребитель Northrop 3A продемонстрировал некоторые интересные особенности, которые являлись следствием использования решений, которые намного опередили свое время. Руководство компании Chance-Vought Aircraft (Chance-Vought), мечтавшее вернуться в число компаний-разработчиков истребителей и не знавшее о финансовых трудностях компании Northrop, тешило себя надеждой собственными силами довести машину калифорнийской компании. Президент компании Chance-Vought г-н Э. Э. Уилсон (E.E. Wilson) провел с компанией Northrop переговоры по приобретению Model 3A, чтобы использовать его для участия в организованном USAAC конкурсе на перспективный истребитель.
После приобретения за хорошую цену прав на самолет Model 3A и на его техническую документацию конструкторский отдел компании Chance-Vought принялся за лихорадочные работы над новой машиной, стараясь устранить в ней все недостатки первоначальной модели компании Northrop. Проект был представлен командованию USAAC, но оно отказалось выделять средства. Причиной было названо закрытие финансового периода, но на самом деле у командования USAAC были сомнения в представленном компанией проекте. Г-н Э. Э. Уилсон не был обескуражен этим отказом и принял решение построить прототип, получивший внутрифирменное обозначение V-141, на собственные средства компании.
Работы по изготовлению прототипа велись в крайней спешке, поскольку до начала этапа сравнения самолетов оставалось всего несколько недель. Прототип истребителя Chance-Vought V-141 сохранил от своего предшественника общую компоновочную схему, структуру и большую часть составных частей. Отличиями V-141 были:
- новый капот двигателя;
- небольшой нижний воздухозаборник;
- выпускные патрубки коллектора выхлопных газов;
- новые створки, расположенные в задней части капота и регулирующие охлаждение двигателя;
- вертикальное оперение новой формы;
- новые колпаки основных стек шасси.
Поскольку требовалось уложиться в отведенные сроки, то постройка прототипа велась с головокружительной быстротой, что когда Chance-Vought V-141 покинул сборочный цех завода в Иск-Харфорде (East Hartford), штат Коннектикут, он, по-видимому, являлся точной копией Northrop 3A.
Прототип Chance-Vought V-141, который также как и Northrop 3A был оснащен 750-сильным двигателем Pratt & Whitney R-1535-A5G Twin Wasp Junior, совершил свой первый полет 29 марта 1936 года под управлением летчика-испытателя Пола С. Бейкера (Paul S. Baker). По словам Пола Бейкера техника пилотирования самолета была «опасной», и летчику пришлось проявить все свое мастерство, чтобы получить от прототипа некоторые летные характеристики. Результат был немного предсказуем: V-141 показал себя разочаровывающе и потому не смог конкурировать с двумя другими прототипами – Seversky XP-35 и Curtiss XP-36, – первый из которых уже получил от командования USAAC контракт на серийное производство.
Chance-Vought V-143
После неудачи в руководстве компании Chance-Vought осознали, что нет никакой надежды увидеть истребитель V-141 на вооружении американский армейской авиации и что следует обратить внимание на другие страны. Разрешение на экспорт было получено быстро и оставалось лишь избавиться от склонности V-141 к штопору, которая бросала тень на репутацию машины.
Первоначальные изменения свелись к разработке вертикального оперения большей площади и внедрения в конструкцию самолета противоштопорного парашюта; последнее нововведение имело довольно эмпирический характер. Затем одноместный истребитель получил внутрифирменное обозначение V-143 и номер гражданской регистрации NR-56V. Руководство компании Chance-Vought не случайно образилось за разрешением на экспорт. Оно было в курсе, что правительство Аргентины конкурс на перспективный истребитель и что самолет компании-победителя конкурса будет выбран в качестве стандартного истребителя этой южноамериканской страны. Также руководством компании Chance-Vought была достигнута договоренность со знаменитым летчиком-испытателем Эдмундом «Эдди» Т. Алленом (Edmund «Eddie» T. Allen), который согласился продемонстрировать V-143 перед аргентинскими властями.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Chance-Vought V-141
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535-A5G (SB4G), развивавший на взлете мощность 825 л.с., на высоте 2750 метров мощность 750 л.с. и вращавший трехлопастный металлический винт Hamilton Standard диаметром 2,90 метра
Размеры:
размах крыла 10,15 м
длина 6,96 м
высоты 2,84 м
площадь крыла 17,37 м²
Масса:
пустого 1440 кг
с полной нагрузкой 1842 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 441 км/ч
крейсерская скорость 383 км/ч
практический потолок 8450 м
дальность полета 1240 км
Вооружение: два 7,7-мм пулемета
источник: Bernard Millot «NORTHROP MODEL 3A. VOUGHT V-141/143» «Le Fana de l’Aviation» 1978-12 (109), стр.30-33