Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

1

Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Спаренные авиационные двигатели DB-606, DB-610, DB613. Германия».

Предисловие

В сентябре 1943 года в расположенном в Штудгарте отделе конструкторских разработок фирмы Daimler Benz приступили к предварительным исследованиям, касавшимся возможности установки новой автоматической пушки МК 412 на спаренном двигателе. Эта мотор-пушка была сконструирована для разрабатывавшегося в то время нового авиационного двигателя DB-609.

Двигатель DB-609 представлял собой перспективную разработку: усовершенствованный шестнадцатицилиндровый вариант (V-16) широко известного V-образного двенадцатицилиндрового авиационного двигателя DB-603. Ход поршня у нового двигателя был оставлен, как и на предшественнике: 180 мм, диаметр цилиндра был увеличен с 162 м до 165 мм. Таким образом, рабочий объём нового двигателя превысил 60 литров.

Из-за недостатка подходящих опытных образцов двигателя с необходимой длиной коленчатого вала, достаточным для размещения автоматической пушки калибром в 55 мм, было решено использовать спаренный авиационный двигатель DB 613, размеры которого незначительно отличались от размеров DB- 609. Сам же двигатель DB 609 был длиннее DB-603 всего на 267 мм.

В ходе исследований специалистам необходимо было только найти возможность комбинации двигатель-оружие касающуюся размещения мотор-пушки. Размещение столь крупной авиапушки автоматически вело к определению возможной конфигурации фюзеляжа. Некоторые авторы, пишущие на данную тематику, из-за схожего силуэта фюзеляжа FW 190 посчитали, что в данном следует обозначить этот проект как FW 190. Из выше изложенного материала следует, что в данном случае эти авторы слегка ошиблись.

Автоматическая пушка МК 412 была разработкой, ведшейся параллельно разработке автоматической пушки МК 122, которая в свою очередь представляла собой увеличенную 30 мм пушку МК 108. Увеличенная длина ствола обеспечивала увеличение начальной скорости снарядов примерно на 10%. В данном случае двигатель DB-613 в вариантах А и В представлял собой два спаренных между собой двигателя DB-603. Для заинтересованных данной темой читателей имеются фотографии DB613C/D в выпуске №2 журнала «Luftfahrt international» в материале, посвященном проекту Messerschmitt P08, и в материале о Daimler-Benz DB 603 B1 в выпуске №3 журнала «Luftfahrt international».

Доклад о ходе разработки

Специалистам была поставлена задача исследовать возможность установки автоматической пушки МК 412 на двигателе DB 613. На рисунках 1 и 2 был выбран вариант установки пушки, при котором необходимо было провести лишь минимальные переделки двигателя. Пилот должен был располагаться за двигателем и над вооружением. Благодаря подобному расположению пилот был защищен от обстрела спереди.

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.1 Установка автоматической мотор-пушки в варианте, при котором необходимо произвести минимальные переделки силовой установки

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.2.Вид спереди варианта силовой установки, при котором необходимо произвести минимальные переделки

Перестановка угла атаки лопастей воздушного винта должна была выполняться не как раньше через пустую полость вала воздушного винта, а осуществляться снаружи у корневых частей лопастей. Задний подшипник коленчатого вала, на который при стрельбе передавалась бы возникающая нагрузка, для размещения в нём ствола пушки должен был быть увеличен. Подвеска двигателя должна была выполняться у точек крепления «а». Первоначальное место крепления подвески силового должно было располагаться между обоими двигателями. Этот же элемент должен был использоваться для размещения пушки и должен был воспринимать на себя ударные нагрузки, возникавшие при стрельбе. Расположение радиатора силовой установки под двигателем не ухудшало обзор для пилота, в то же время оно стало бы причиной увеличения вала воздушного винта и, таким образом, несколько увеличило бы вес.

В следующих вариантах (рис. 3 и 4) пушка должна была располагаться между двигателями, так же как и в первом варианте. Устройство для регулировки угла атаки воздушного винта должно было быть расположено спереди у длинного приводного вала в специальном ящике. Пилот должен был сидеть выше вала и иметь отличный обзор. Была возможна установка кольцевого радиатора. Применение длинного приводного вала увеличило бы вес силовой установки примерно на 100 кг.

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.3 Установка автоматической пушки MK 412 на силовую установку DB-613 в варианте, где пилот располагается спереди

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.4 Вид спереди. В данном случае пилот практически не защищен при обстреле спереди

Обеспечение возможности установки на силовом агрегате еще большего вооружения было предусмотрено на обоих последних вариантах. На рис. 5 и 6 оружие расположено вне силового агрегата. Общий для обоих двигателей данного силового агрегата понижающий редуктор должен был быть связан с воздушным винтом длинным приводным валом. На этом же валу должен был находиться редуктор с передаточным числом 1:1, который одновременно должен был служить для регулировки угла атаки винта. Двигатель должен был крепится так же, как и в первоначальном варианте. Радиатор системы охлаждения двигателя должен был быть расположен под фюзеляжем. Редуктор с передаточным числом 1:1, который одновременно служил для регулировки угла атаки винта, должен был увеличить общий вес силового агрегата примерно на 180 кг. Длинный вал привода воздушного винта весил примерно 150 кг.

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.5 Силовая установка DB-613 с длинным валом и редуктором; пушка установлена перед двигателем на торце редуктора 

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.6 Вид спереди варианта с самым минимальным аэродинамическим сопротивлением

Пилот должен был располагаться за редуктором, служащим для него защитой. Аналогичная вышеописанной компоновка основных агрегатов и мотор-пушки была предусмотрена на рис. 7 и 8. У этого варианта компоновки крутящий момент каждого из отдельных двигателей единого силового агрегата должен был передаваться по отдельному для каждого из двигателей приводному валу к расположенному спереди общему редуктору. Пилот должен был располагаться в пространстве шириной 500 мм между этими приводными валами. На этом варианте компоновки была возможна установка мотор-пушки еще большего калибра. Пилот и с данном варианте компоновки должен был быть защищен редуктором. Радиатор системы охлаждения должен был быть расположен под фюзеляжем.

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.7 Силовая установка DB-613 с радиатором, расположенным под фюзеляжем и с двойными приводными валами 

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.8.Вариант силовой установки DB-613 с двумя приводными валами. Пилот располагается в пространстве между приводными валами

Вес силового агрегата из-за длинного приводного вала, крепления подшипников приводного вала и общего редуктора увеличился бы примерно на 200 кг.

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.9 Силовая установка DB-613 А/В

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.10 Силовая установка DB-613 А/В.Вид справа

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.11 Силовая установка DB-613 А/В.Вид спереди

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Рис.12 Силовая установка DB-613 А/В Вид сзади

Установка на двигателе DB-613 мотор-пушки MK 412

Источник:

Daimler Benz Werk 60: Konstruktionsbericht Nr.: K 21 vom 21.1.1944

источник: «Motorkanone MK 412 am DB613» LUFTFAHRT international  5  

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account