В №5 литературного и историко-краеведческого альманаха «Рыбацкая слобода», выпускаемого Рыбацкой библиотекой Санкт-Петербурга я нашел статью:
Автор: Алексей Владимирович Аронович, доктор исторических наук, старший научный сотрудник
Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Среди военных летних лагерей, находившихся в окрестностях Санкт-Петербурга, особое место занимал Усть-Ижорский лагерь. Хотя он менее известен, чем военный лагерь в Красном Селе, но, несмотря на это с точки зрения его вклада в подготовку русских войск в дореволюционной России он играл значительную роль. Особенно это относиться к боевой подготовке специальных частей.
Смотры войск Усть-Ижорского лагерного сбора имели двойное значение: местное, если можно так выразиться, и гораздо более широкое, затрагивающее интересы всей русской армии.
Лагерь представлял собою не только место летней практики войск, в том, что составляло предмет их обучения, но и обширнейший учебный полигон, опытное поле, на котором испытывались, всесторонне изучались, а затем демонстрировались не только различные типы фортификационных построек и изобретения военной техники, но и многие предложения относительно методов ведения будущих воин. За длительное время здесь было выработано немало идей, получивших в дальнейшем практическое осуществление.
Смотры вызывали интерес к ним как военных специалистов, так и обывателей. Так, обыкновенная публика собиралась по билетам, но всегда в огромном количестве. Её привлекала, прежде всего, феерическая сторона этих маневров. Как известно сапёры имели дело со всеми четырьмя стихиями: осуществляли действия под землёй, на воде, в воздухе и управляли огнем.
К сожалению, закрытие на дни маневров навигации по реке Неве, вызванное подводными взрывами, камнеметными фугасами и наводкой понтонного моста, лишало лагерь наиболее дорогих для него гостей — офицеров других родов оружия {кроме немногих присутствовавших по обязанностям службы), которые могли бы найти там немало поучительного.
Остановимся на военном смотре, состоявшемся 28-го июля 1901 года. Однако, прежде, отметим факт неизвестный не только жителям Петербурга, нашим современникам, но и обывателям начала XX века.
Дело в том, что в каких-то тридцати километрах от нашего города, при впадении в Неву её притока реки Тосны, находилась хотя и не показанная на картах и планах (за исключением карт офицеров 1-й саперной бригады), но обширнейшая крепость Усть-Тосна. Она состояла из ограды и долговременных фортов, расположенных иногда в два ряда, со смежными и промежуточными батареями.
Незнакомство с устройством воображаемой крепости, а порой и просто незнание о самом ее существовании, делало для неподготовленного зрителя непонятным многое, что он мог увидеть во время маневров.
Перед началом лагерного сбора 1901 г., как и во всех подобных случаях были выработаны четкие правила службы в Усть-Ижорском военном лагере (1).
Эти правила были утверждены начальником 1-й Саперной бригады военным инженер-полковником Гейером 15 апреля 1901 г.
Относительно караулов в них указывалось:
«1. От частей 1 -и Сапёрной бригады.
1. Ежедневно содержать один лагерный и один задний караулы и, кроме того, караулы: а) у пироксилинового склада, порохового погреба и артиллерийского полигона, 6) у патронного склада и в) у понтонных сараев в следующем составе:
А) Лагерный караул: унтер-офицер — 1, ефрейтор — 1 и рядовых — 6, на нижеследующие посты.
К церкви — 1
К знамёнам и денежным ящикам— I» (2).
28-го июля 1901 года государю императору Николаю II были представлены следующие части, участвовавшие в сборах 1901 года. Батальоны: Николаевского инженерного училища, лейб-гвардии, 1-й и 18-й сапёрные, 1-й понтонный и 2-я рота 1-го железнодорожного, Кронштадтская крепостная — сапёрная и минная роты, военно-электро-техническая и офицерская артиллерийские школы, учебные — воздухоплавательный парк и артиллерийский полигон, 2-й дивизион 24-й артиллерийской бригады, 3-я батарея 4-го артиллерийского мортирного полка, лейб-гвардии Уральская его величества сотня, сводные — пехотный взвод и кавалерийская команда и охотничьи ко-манды полков 37-й пехотной дивизии (3).
Первое, что встретилось на пути царского проезда — это узкоколейная крепостная железная дорога, проложенная 2-ю ротою 1-го железнодорожного батальона от станции Колпино (Николаевской железной дороги) до учебного артиллерийского полигона.
Весьма и весьма спорный вопрос о способе тяги в Усть-Ижорском лагере разрешался весьма рационально, а именно таким образом, что она была смешанною. Вне досягаемости неприятельских выстрелов использовалась паровая тяга, а в сфере огня противника на магистральных линиях — конная.
Поезд состоял из двух платформ 1-го общества подъездных путей в России, двух артиллерийских вагонетов строительства серии «В», на одном из которых была нагружена 6-ти дюймовая тяжелая, на другом б-ти дюймовая облегченная пушка, и одного легкого интендантского вагонета с платформой, приспособленной для перевозки раненных.
В запряжке было по две артиллерийских лошади. Они везли, даже на небольшие подъемы, совершенно легко.
Вскоре после приезда государя императора на артиллерийский полигон, где была первая остановка в пределах лагеря, туда же прибыл и поезд.
Параллельно с упомянутым способом перевозки орудий показан был и другой — с помощью автомобиля (4).
С любезного разрешения морских властей в лагерь были доставлены с адмиралтейских Ижорских заводов две телеги системы г. Луцкого, с бензиновыми моторами. Заведенные исключительно с хозяйственными целями — для перевозки грузов из посада Колпино, где эти заводы были расположены, в Петербург и обратно, и более чем оправдывавшие возлагавшиеся на них надежды. Они по наружному виду представляли платформу с бортами, образующими ящик. Одна из них с подъемной силой в 300 пудов, была нагружена до предела земляными мешками, изображавшими интендантский груз, другая, силою в 100 пудов5, везла 24-х-фунтовое медное орудие. Для этой цели задняя стенка была откинута и хобот лафета положен на помост и там привязан. Если принять во внимание, что общий вес перевезенной системы доходил до 210 пудов (сама пушка весила 135, а ее лафет 75 пудов) 6, т.е. в два с лишним раза превосходила предельный груз, что расход бензина и стоимость двигателя, при весьма солидной конструкции его, были сравнительно низки, можно было придти к заключению, что автомобили г. Луцкого заслуживали самого серьезного к себе отношения.
Всесторонне испытания их в военных целях были признаны желательными.
Команда учебного полигона стреляла из 6-ти дюймовой облегченной пушки фугасными бомбами по крепостным металлическим искусственным препятствиям, установленным впереди временного форта. Из 42-х линейной пушки стреляли с дистанции второй артиллерийской позиции по замаскированной промежуточной батарее. Орудия (полевые) офицерской артиллерийской школы, прикомандированного к ней 2-го дивизиона 24-й бригады и мортирной батареи, действовали по замаскированной укрепленной позиции между линией фортов и главной оградой крепости Усть-Тосна. И, наконец, пулемёт Максима и охотничья команда Новочеркасского полка обстреливали временный форт. На его фоссебрее были расставлены мишени. Результаты стрельбы нельзя было не признать блестящими.
При демонстрировании пулемёта, для сравнения действенности его огня, была взята величина ему эквивалентная, как выяснилось из опыта прежних лет: 40 человек стрелков охотничьей команды. И тому, и другим было дано по минуте времени.
После осмотра подвергавшихся обстреливанию укреплений, к которым вели построенные Кронштадтской крепостной саперной ротою и батальонами бригады позиционной дороги, состоялся переезд к инженерному полигону. Здесь юнкерами Николаевского инженерного училища и подрывными командами расположенных в лагере частей взорвано было 126 фугасов, в том числе 32 водяных, одиночных и группами, от 2-х до 12-ти в каждой, с зарядом от 15-ти фунтов и до 2-х пудов. Все они были в высшей степени удачны.
На дальнейшем пути следования к берегу р. Невы обратили на себя внимание три временных моста. Два из них были двупролетные, на свайных опорах, подкосной системы, построены они были 4-ю ротою лейб-гвардии Сапёрного и 3-ю ротою 18-го саперного батальонов. Третий, шпренгельный на двух бабках, 2-ю ротою 1-го сапёрного батальона. Все они были рассчитаны для перевозки по ним орудий осадной артиллерии весом до 300 пудов, они так же принадлежали к числу сооружений, возведенных при соблюдении всех условий военного времени. Рота в полном составе прибывает к указанному ей на тыловом лагерном овраге пункту, получает там материалы — бревна, доски и железо в виде полос и прутьев и предоставляется собственным силам. Работа ведется днем и ночью без перерыва до самого окончания. Организация смен происходит по усмотрению ротного командира.
На берегу р. Невы у старинного, еще Петровского, укрепления был представлен Учебный воздухоплавательный парк, военная электротехническая школа и охотничья ко-манда Самарского полка.
Первым были продемонстрированы: аэростат полевого типа, аппараты для добывания водорода — крепостной и выработанный для полевых отделений, и повозка с трубами, наполненная сжатым водородом. Здесь находились так же: бумажный «ballоп sonde» с метеорологическими приборами, разных типов змеи и новые инструменты для определения направления и скорости движения облаков. По этим вопросам докладывали командир парка и начальник глав-ной физической обсерватории.
Затем состоялся свободный полет шара «Петербург № 1», на котором ровно в 12 ч. 30 м. поднялись двое из офицеров парка. Наивысшая точка подъёма, как оказалось впоследствии, была 2000 метров. Спустились они в 2 ч. 5 м. близ деревни Туровой, в 20-ти вёрстах от станции Николаевской железной дороги — Тосно.
Насколько у нас было прочно поставлено, сравнительно ещё молодое, крепостное воздухоплавательное дело, настолько же в слегка зачаточном деле находилось полевое. Все, что к тому времени было сделано, это выработаны образцы материальной части и составлен проект штата отделения. Стоит отметить, что во Франции к тому времени уже существовал полевой воздухоплавательный парк при каждом корпусе.
Охотничья команда Самарского полка продемонстрировала небольшую телефонную сеть между частями сторожевого охранения расположившегося на отдых корпуса. Во время демонстрирования воздухоплавательного имущества Его Императорское Высочество Главнокомандующий совершенно неожиданно для всех произвел поверку этой сети, приказав собраться к петровскому укреплению (там была расположена станция авангарда), людям со всех застав и тех постов, на которых имелись телефоны.
Во Франции для этой цели каждая рота была снабжена 4-мя магнитными телефонами и 2-мя катушками, весом в 6 фунтов, с 4-мя верстами медного, «голого» (неизолированного) провода. Кроме того, в полковом запасе имелось шесть телефонов и столько же катушек с 12-ю верстами такой же проволоки, только немножко больше в диаметре'.
В России был разработан штабс-капитаном Зелинским великолепный во всех отношениях изолированный проводник и весьма удобные катушки весом с намоткою только в б фунтов. Прежде всего, он не требовал соединения с землей, следовательно, не ШЯК было зависимости от грунта, работал одинаково хорошо как в дождь, так и в хорошую погоду и, кроме того, давал еще возможность телефонировать на ходу.
Переходим теперь к деятельности на смотру военной электротехнической школы. Вообще нам остается рассказать о самых эффектных, в смысле картинности, номерах программы8.
После доклада начальника школы об ее работе было
продемонстрировано воспламенение вспышек с помощью наступательных приборов. Затем следовали взрывы трех пороховых камнеметов в 1 пуд 10 фунтов каждый. Вырытые в крутом откосе берега, в наклонном к горизонту положении, они, среди массы пламени и дыма, выбрасывали камни и комья земли, которые тучею летели кверху и затем рассыпались по громадной площади, поражая воображаемые суда с неприятельским десантом. В действительности, однако, их избегали заряжать камнями из-за правил соблюдения техники безопасности. В противном случае это подвергло бы опасности лиц, собирающихся на противоположном берегу Невы: такова была дальность и сила разлета.
Затем следовали подводные фугасы, все одного веса; 8 двухпудовых пороховых одиночных, группа из двух пироксилиновых пороховых, и наконец, опять-таки группа, из пяти пороховых.
Эти взрывы давали поразительную по красоте, в особенности для тех, кто её видит в первый раз картину. Громадные н фонтаны воды, то по одиночке, то по несколько одновременно, взлетали на десятки метров вверх и рассыпались в массу блестящих брызг и молочной пены.
Вслед за описанными событиями, последовал усиленный горн в 180 пудов пороха — финальный аккорд минной войны текущего 1901 г. года.
Условия обучения инженерных войск постоянно заставляют создавать обстановку военного времени и нигде, может быть, это так не сказывается так ярко, как при ведении минной войны.
К слову сказать, весьма и весьма большим преимуществом Усть-Ижорского саперного лагеря перед некоторыми | другими, ответственными для того же рода оружия, являлось то, что там же был расположен и учебный артиллерийский полигон. Таким образом, достигалось практическое осуществление мысли еще покойного графа Тотлебена о необходимости постоянных взаимных поверок средств артиллерии и инженерного искусства. Результатом сотрудничества можно считать разработанные многочисленные наставления по инженерному и артиллерийскому делу.9
Летом 1901 года 1-й и 18-й саперные батальоны были в атаке, а лейб-гвардии Саперный и Кронштадтская крепостная саперная рота — в обороне.
После Высочайшего завтрака, сервированного на даче начальника лагеря, там же состоялось несколько весьма интересных докладов. Из них отметим два: И.Н. Ливчака и профессора Николаевской академии генерального штаба генерал-майора Михневича (10).
Первый продемонстрировал сконструированный им «универсальный паровозный прибор»", отличавшийся простотой своего устройства, но вместе с тем, блестяще выполняющий многие, весьма важные функции. Прибор в каждый данный момент указывал машинисту, в каком пункте перегона находился поезд, и — с точностью (при больших скоростях) до четверти версты — скорость его хода. Так же расстояние до следующей стации; затем предупреждал о то, что следует дальше: подъем или спуск, закругление или прямой участок; при этом все показания автоматически записывались на запломбированном диске, установка и перемена которого требовала не более полминуты, с какой быстротой, в каком именно месте, совершалось движение. Все это столько говорит само за себя, что пояснений почти не требует. Понятно, какое значение внедрение данного устройства могло сыграть в будущих войнах, которые вела Россия.
К сожалению, несмотря на весьма удачные опыты, выяснившие все достоинства аппарата, наши железные дороги его все-таки не принимают, вероятно, в ожидании изобретет ли какой-нибудь иностранец со временем ещё лучшего.
Доклад генерала Михнееича касался организации службы связи при наступлении массовой армии. Последняя на представленной профессором схеме принята была численностью в миллион и состояла, конечно, из нескольких частных.
Вслед за докладом была произведена поверка устроенной телеграфными ротами Лейб-гвардии и 1-го саперных батальонов, согласно вышеописанной схемы генерала Михневича, телеграфно-телефонно-оптической сети в районе двигающихся по одному направлению — фиктивных конечно корпусов. Тут же юнкера Николаевского инженерного училища демонстрировали прокладку кабельной и установку шестовой линии (12).
Последнее, что было продемонстрировано — это перехватывание неприятельских депеш, произведенное в присутствии государя императора, разъездом Лейб-гвардии Уланского ее величества полка под командованием полковника Ухина".
Разъезд из-за укрытия, за которым он был до поры до времени спрятан, подскакал к указанному ему телеграфному столбу; один из всадников быстро спешился. Влез на него с помощью предложенного полковником весьма остроумного приспособления и присоединил провод с изобретенным тем же лицом аппаратом. Все это было делом какой-нибудь минуты.
Затем следовал переезд к лагерной пароходной пристани. На площади у пристани находились лошади, навьюченные принадлежностями легкого вьючного мостового парка, материальная часть которого была разработана и построена капитаном Жеребцовым.
Этим предложением восполнялась важный пробел в деле снабжения армии средствами для устройства переправ.
Интересен и тот факт, что Усть-Ижорский военный лагерь служил верой и правдой и в годы первой мировой войны. О чем свидетельствуют документы отчеты об испытаниях на его территории вплоть до 1917 г. (14)
Так, согласно заключению Комиссии, образованной по приказанию Военного министра для производства опытов разрушения искусственных препятствий в Усть-Ижоре (январь — февраль 1916 года), цель опытов заключалась:
«а) в выяснении относительного достоинства существующих средств разрушения искусственных препятствий и 6} в установлении способов целесообразного применения этих средств» (15).
Для производства испытаний была образована комиссия из артиллеристов, инженеров, офицеров Генерального Штаба, сапер и офицеров пехоты, под председательством Управляющего делами Технического Комитета Главного Военно-Технического Управления, Военного инженера генерал-майора Свидзинского.
Для производства опытов было отведено поле близ Усть-Ижорского Сапёрного лагеря. Там были устроены следующие искусственные препятствия:
а) трехполосная проволочная сеть на деревянных кольях по германскому образцу из колючей и отчасти из гладкой проволоки; три полосы сети шириною по 5 метров (около 2.5 саж.) и два промежутка шириною по 10 метров (около 5 саж.);
б) двухполосная проволочная сеть на деревянных кольях по германскому образцу;
в) рогатки из жердей, оплетенные колючей проволокой, связанные между собою и прикрепленные к земле; ширина заграждения — 2.8 саж;
г) засека шириною 3.5 саж. из деревьев, срубленных, подвезенных к месту устройства и перевязанных колючей проволокой; деревья прикреплены к земле;
д) проволочное заграждение австрийского образца, состоящее из четырех полос заграждения; первая полоса — проволочная сеть шириною 5 саж. на деревянных кольях; в пяти саженях от нее забор из колючей проволоки на железных кольях; в пяти саженях от забора проволочная сеть шириною четыре саж. на деревянных кольях и наконец в 20 саж. от этой сети еще полоса проволочной сети шириною 2 саж. на железных кольях; общая ширина заграждения около 41 саж. проволочное заграждение, спроектированное военным инженером капитаном Рыльским по поручению военного инженера генерал-майора Шварца. Проволочная сеть натянута на низких железных трехлапых козелках, верхние кольца их заострены; в промежутках между козелками забиты низенькие штыки. Кроме устройства искусственных препятствий, подготовка поля для опытов заключалась еще в следующем. Расстояния, с которых производилась стрельба или метание мин и бомб, были измерены во избежание лишней траты снарядов; обстреливаемые участки обозначались ясно видимыми вехами; по главным директрисам у препятствий поставлены вехи на расстоянии 10 саж. одна от другой, для более точной глазомерной оценки перелетов и недолетов. На флангах препятствий были возведены блиндажи для наблюдателей. Батареи и блиндажи были соединены между собой телефонными проводами. Для боевых запасов у батарей устроены расходные погребки; для укрытия людей при стрельбе из минометов и бомбометов построены окопы и блиндажи в них.
Свои наблюдения Комиссия производила, находясь или на батареях, или в наблюдательных блиндажах вместе с наблюдавшими за стрельбою.
Руководили стрельбою и производили наблюдения за результатами выстрелов во все время опытов одни и те же лица.
Результат каждого опыта, тотчас же после его окончания, наносился на план и фотографировался.
Удивительно, но и в 1917 году проводились опыты по разрушению проволочных заграждений полевой артиллерией на Усть-Ижорском полигоне (16).
Так в 1917 году продолжали решать вопрос о наилучшем способе разрушения проволочных заграждений, так как на это разрушение тратилось огромное число снарядов; кроме того войска не имели никаких указаний относительно разрушения проволочных заграждений стрельбой шрапнелью.
По изложенным соображениям Артиллерийский Комитет Главного Артиллерийского Управления журналом от 19-го мая 1917 года за № 1557 постановил произвести опыты в широком размере для сравнения действия фугасной гранаты, осколочной гранаты, шрапнели обыкновенной и палочной или раскалывающихся снарядов.
То, что и в мятежном 1917 году Усть-Ижорский полигон полноценно функционирует, красноречиво говорит о его значении для развития всей передовой военной мысли и а его практическом значении для наших вооруженных сил. Изучение же истории летних лагерных сборов, проходивших на территории полигона, имеет и колоссальное практическое значение.
1. Правила о службе в Усть-Ижорском лагере в 1901 г. СПб, 1901.
2. Там же, с. 1-2.
3. К. Игнатович. Высочайший смотр в Усть-Ижорском лагере
28-го июля 1901 г. СПб, 1902., с. 3.
4. Там же, с. 6.
5. Некоторые данные о телеге-моторе № 3 системы г. Луцкого,
принадлежавшей адмиралтейским заводам: 1) подъемная
сила — 100 пудов; 2) скорость при полном грузе — 12 верст
в час при подъеме не свыше 8 градусов; 3) запас бензина —
на 200 верст; 4) расход его на лошадиную силу не более 0,43
килограмма в час, и 5) стоимость 6.500 германских марок.
6. Справочная книга для инженеров и саперных офицеров,
отдел II, таблица XVII.
7. К. Игнатович. Высочайший смотр в Усть-Ижорском лагере
28-го июля 1901 г. СПб, 1902., с. 11.
8. Там же, с. 12.
9. Саперное дело для пехоты и кавалерии. СПб, 1897. Чертежи к руководству по саперному делу для батальонных школ полевых инженерных войск. СПб.. 1897. Наставление по войсковому инженерному делу пехоты. СПб, 1908. В. Яковлев, Руководство по саперному делу для саперных и подрывных школ полевых и крепостных инженерных войск. 3-е издание. СПб, 1907.
10. Там же, с Л 4.
11. Интендантский журнал № 2. статья штабс-капитана Никитина.
12. К. Игнатович. Высочайший смотр в Усть-Ижорском лагере
28-го июля 1901г. СПб, 1902., с. 16.
13. Там же, с. 17.
14. Опыт по разрушению искусственных препятствий (Усть-Ижора, январь-февраль 1916 года). Петроград, 1916.; опыты по разрушению проволочных заграждений полевой артиллерией в Усть-Ижоре в 1917г. Сергиев Посад, 1918.
15. Опыт по разрушению искусственных препятствий (Усть-Ижора, январь-февраль 1916 года). Петроград, 1916., с. 1.
16. Опыты по разрушению проволочных заграждений полевой артиллерии в Усть-Ижоре в 1917 году. Сергиев Посад, 1918.