Управляемые бомбы кайзера
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой уважаемым коллегой Фонцеппелином (Dilandu Albato) в статье "До "Брейкемины": первые проекты британских зенитных ракет".
Первые управляемые бомбы были применены в боях еще в годы Второй Мировой войны, но как показывает Рэй Римелл (RAY RIMELL) их разработка началась гораздо раньше.
Сентябрь 1943 года. Италия подписала Перемирие с Союзниками и готовит свой боевой флот для капитуляции. Адмирал Карло Бергамини (Carlo Bergamini) на флагманском линкоре "Рома" вышел из Ла-Специи во главе внушительной эскадры из линкоров, крейсеров и эсминцев в южном направлении на Мальту — сдаваться.
Новый вид бомб
Однако Люфтваффе имели на этот счет свое мнение. 9 сентября в 14-00 несколько* Dornier Do 217 из KG100 вылетели из Истра (недалеко от Марселя) полностью нагруженный топливом и средствами поражения. С приказом не дать итальянцам достичь места назначения обер-лейтенант Генрих Шмертц (Oberleutnant Heinrich Schmertz) направил бомбардировщики на юг и, как только были замечены корабли, после часа полета поднял самолеты на высоту 5000 футов (1524 м)**. Через 20 минут все было кончено; линкор "Рома" был поражен дважды — первая бомба попала в среднюю часть, пробила ее бронепалубы и взорвалась под ее килем, вторая бомба пробила полубак и сдетонировала в передних артпогребах, переломив корабль пополам. Быстрозатонувший "Рома" ушел на дно вместе с адмиралом Бергамини и 1253 моряками экипажа. Также одной из бомб был серьезно поврежден систершип "Ромы" — линкор "Италия" получил большую пробоину в корпусе.
Это не были обычные бомбы. Dornier Шмертца нес радиоуправляемые бомбы Fritz-X, которые могли быть точно наведены на цель. Это была наиболее успешная противокорабельная бомба воздушного базирования из числа развернутых в годы Второй Мировой войны и по соображениям секретности немцы дали понять, их успех был достигнут стандартными бронебойными бомбами.
Добрый доктор
Сегодня управляемое оружие воздушного базирования является одной из основ военно-воздушных сил и хотя в 1943 году оно считалась революционной, фактически, эта смертельная концепция была реализована за 30 лет до этого.
хотя Вильгельм фон Сименс более известен серией самолетов R-класса и превосходным истребителем D.IV, в историю он войдет как отец управляемых бомб
Siemens Schuckert Werke (SSW) была одной из компаний второго ряда немецкой авиапромышленности времен Первой Мировой войны, но, тем не менее, она оставила свой след в истории с несколькими выдающимися проектами. Компани Siemens разработала первый в мире трехдвигательный бомбардировщик R.I и продолжала развивать серию постоянно увеличивавшихся самолетов R-класса, кульминацией которой стал R.VIII 1918 года. Компания также разработала превосходный истребитель-биплан D.IV, который по мнению многих фронтовых летчиков-истребителей превосходил любой сравнимый с ним истребитель тех лет. Были также необычные дистанционно управляемые летающие бомбы — детище доктора Вильгельма фон Сименса (Dr Wilhelm von Siemens).
В течение 1913 года Сименс разрабатывал различные идеи для оружия воздушного базирования, которое с высокой степенью точности могло быть использовано против военных кораблей. Он боролся с множеством проблем, некоторые из которых, казалось, были неразрешимыми до объявления войны в августе 1914 года, давшего толчок к активизации исследований. Благодаря квалифицированной помощи ведущих инженеров и техников SSW Дитциуса (Dietzius), Дорнье, Вольффа (Wolff), Франке (Franke) и Наталиса (Natalis) проектные работы над серией планирующих управляемых авиабомб набирали обороты, и первые эксперименты были обнадеживающими.
Рождение "полета по проводам"***
С самого начала, кабель управления с электрически передаваемыми импульсами был более предпочтительным по сравнению радиоуправлением. Последнее считалось непрактичным, хотя опыты с большими лодками, за которыми внимательно наблюдали члены проектной группы Сименса, были успешно осуществлены Кристианом Виртом (Christian Wirth) на озере Ванзее под Берлином. К 1915 году летали несколько управляемых по проводам масштабных моделей планеров с управлением рулей высоты и направления при помощи работающих от батареек сервомоторов. После управляющего импульса руль направления автоматически возвращался в нейтральное положение, тогда как рули направления как правило регулируемые по 2° вверх и вниз удерживались в том же положении, пока от оператора не приходила другая команда. Элероны устанавливались редко.
Начальные испытания проводились с башни кайзера Вильгельма на реке Ха́фель (Havel), затем с крыши принадлежавшего Сименсу эллинга для дирижабля, за которыми последовали сбросы с привязных аэростатов в Тигеле (Tegel) под Берлином, в ходе которых были сделаны несколько контролируемых полетов длиной более двух миль.
на полу ангара дирижабля аккуратно выстроены шесть планирующих управляемых авиабомб SSW "Type 1b"; на переднем плане один экземпляр SSW "Type 1с" с фанерным фюзеляжем
Небольшие планеры были просты и дешевы в производстве. Построенные обычным способом — деревянный каркас с полотняной обшивкой и покрытием из аэролака — ранние конструкции имели удивительно современный внешний вид. Читатели определенного возраста, которые в молодости строили модели планеров KeilKraft-а с коробчатыми фюзеляжами, стабилизаторами с плоским сечением, крыльями с плечевым упором и большим поперечным V для повышения устойчивости немедленно признают этот тип модели.
В 1915 году было испытано множество разнообразных конструкций. Несколько прототипов было запущено с моноплана Bulldog конструкции Виллехада Форссмана (Villehad Forssman), другие с полужесткого дирижабля Парсеваля (Parseval). На верхнюю часть фюзеляжа планеров устанавливались катушки с длиной кабеля достаточной для длительных полетов. Направляющие кабели имели толщину 0,049" (1,245 мм) с тремя изолированными эмалированными проводами из медной проволоки диаметром 0,008" (0,203 мм). Основного кабель имел сопротивление разрыву 66 фунтов (29,938 кг) и весил 8,2 фнт/миль (2,312 кг/км). На более поздних конструкциях длина кабеля была существенно увеличена (по словам одного источника — до десяти миль (16 км)).
Испытания планеров
Были также разработаны имевшие конфигурацию биплана увеличенные планеры, значительно возросшая площадь крыла которых позволяла нести более тяжелую полезную нагрузку. Особое внимание было уделено сбросу стандартной 1600 фунтовой (725,76 кг) торпеды ВМФ по как можно более пологой траектории на самой низкой высоте почту у самого уреза воды. Летные испытания проводились на канале Шпрее, который граничил с построенной компанией SSW для испытаний специально разработанной рельсовой направляющей.
другой 660-фунтовый планер Сименса с обтекаемым поулмонококовым фанерным фюзеляжем, ограждающим деревянный макет торпеды, вероятно Ютеборг. Еще один планер расположен на заднем плане
Летом 1916 успех был, наконец, достигнут с активацией разъединения и выбросом макета торпеды незадолго до удара сцепной массы планера о поверхность. Именно в этот период в Потсдаме планеры сбрасывались с дирижабля Parseval PL 25, некоторые из которых были точно направлены на 15-ярдовый (13,716 м) целеуказатель. До конца 1916 года было запущено более 60 экспериментальных планеров, причем некоторые из них летали неоднократно.
Носители управляемых бомб Цеппелина
По мере того как война тянулась уже четвертый год, SSW продолжала эксперименты с полноразмерными бомбами массой 2200 фунтов (997,92 кг). Некоторые из них были оснащены световыми сигналами, горевшими в течение 3 минут и позволявшими легко управлять планерами в ночных условиях.
дирижабль германской армии Z XII (внутрифирменное обозначение LZ 26) в своем экспериментальном ночном камуфляже, Ганновер 1916 год. Подвешенная под баллоном «наблюдательная корзина» (Spahkorb) имела обтекаемую одноместную обзорную кабину
Несмотря на многочисленные успешные сбросы интерес Германского Адмиралтейства к воздушным торпедам начал исчезать, поскольку в его стенах сложилось убеждение, что война закончится задолго до того, как данный тип оружия может быть развернут для оперативного применения. В свою очередь не утративший присутствия духа Сименс, стремясь испытать со значительно увеличившихся высот еще более тяжелые конструкции, лоббировал в ВМФ идею использовать имеющиеся в наличии дирижабли в качестве "непосредственной доставки" планеров до целей.
носитель планирующих торпед Z XII готовится совершить посадку. Был построен один экземпляр дирижабля N-класса, имевший длину 528 футов (160,934 м) и оснащавшийся тремя двигателями Maybach C-X, придававшими максимальную скорость 51 миль/ч (82,059 км/ч). Один из старейших дирижаблей времен Первой Мировой войны, Z XII, был окончательно демонтирован в Ютеборге в августе 1917 года в 45 милях к югу от Берлина
подвешенная под килем Z XII пара 660-фунтовых планирующих торпед SSW с установленной в носу макетной боевой частью, июль 1917 года. Под пилонами центропланов установлены цилиндрические контейнеры для барабанов кабелей. Размещенные в киле дирижвбля операторы могли управлять планером на расстоянии в несколько миль
Старенький Z XII и большой шестидвигательный L 35, базировавшиеся в Ютеборге, Нидергёрсдорф (Niedergorsdorf), и принадлежавшие Военно-морскому дирижабельному экспериментальному командованию (Naval Airship Experimental Command), считались пригодными для использования и были должным образом оборудованы стартовыми столами (спусковыми салазками): два на Z XII и три на L 35. В конце 1917 года и в следующем году с обоих дирижаблей было сделано несколько успешных воздушных запусков.
на этой написаной автором статьи эффектной картине изображен Zeppelin Z XII во время одного из многочисленных летных испытаний, выполненных в 1917 году, запускает 660-фунтовую планирующую торпеду
В ходе начальных испытаний длинный кабель часто обрывался, пока не был разработан метод его намотки. В нескольких полетах с Z XII и L 35 кабель был разорван передними винтами дирижаблей. В другом случае член экипажа дирижабля небрежно сбросил галлоны водного балласта на планер, оторвав его от его места крепления.
Испытания и невзгоды
Некоторым планерам просто не хватало кабеля и они входили в штопор, вращаясь в свободном падении к земле, другие из-за плохого управления летели в деревья и здания, после чего также были списаны. Один из последних воздушных запусков был сделан в августе 1918 года с L 35, когда 2200-фунтовая торпеда была выпущена с высоты 5000 футов (1524 м), и планер за чуть более 4 минуты пролетел 4,7 миль (7,562 км). После того как кабель был обрезан, планер вошел в штопор.
одна из последних конструкций SSW 2200-фунтовая планирующая торпеда подвешена под Zeppelin L 35. Эта версия с полумонококовым фюзеляжем была типичной для сбрасываемых с дирижабля в 1918 году. Красная краска, нанесенная на крылья, фюзеляж и руль направления, применялась для облегчения визуального контроля. Иллюстрация выполнена Рэем Римеллом
позднее конструкции планирующих управляемых авиабомб отличались деревянным фюзеляжем разделяющимся при открытии и выпускающем торпеду при приближении к воде. Эта фотография, датированная октябрем 1917 года, показывает один из планеров. Практическая торпеда весила примерно 1870 фунтов
эта малопубликовавшаяся фотография плохого качества показывает L 35 в Ютеборге, 26 января 1918 года. Он несет 2200-фунтовую планирующую управляемую авиабомбу в средней части воздушного корабля, перед ней Albatros D III 3066/17, переданный опытной станции для испытаний со сбрасыванием
Германский флот также разрешил Сименсу дальнейшую разработку прототипов для воздушных испытаний в Нордхольце (Nordholz) на одном из последних облегченных дирижаблей. Были созданы радикально новые конструкции; низкопланы с крылом небольшого размаха были аэродинамически эффективными, но они никогда не летали. Другие, предназначенные для подвески на летающих лодках и на многомоторных самолетах R-класса, также никогда не были испытаны в вождухе — ноябрьское перемирие поставил крест на этих и будущих разработках. Однако, несмотря на налагаемые союзниками жесткие ограничения, воздушные торпеды не была забыты и несколько немецких ученых до 1929 года тайно продолжали эксперименты.
Первые шаги в будущее
Планирующие управляемые авиабомбы Сименса во время Первой Мировой войны не были уникальными. в те годы над аналогичными проектами работали Mannesmann AG, Mercur, Франц Шнайдер (Franz Schneider) и Хуго Юнкерс. И все же заслуга разработки концепции управляемого оружия воздушного базирования принадлежит Вильгельму фон Сименсу и его команде. Хотя ни один нескольких сотен планеров Сименса, из изготовленных в ходе Великой войны, не участвовал в боевых действиях, тем не менее они подготовили почву для будущих гораздо более смертоносных систем вооружения.
- * — дословно полдюжины (half a dozen) (в источнике 2 указано, что в операции принимали участие 11 бомбардировщиков Dornier Do 217)
- ** — в источнике 2 приведена высота 4-5 км
- *** — "fly-by-wire" — дистанционное управление рулями с помощью электроприводов
источники:
- RAY RIMELL "The Kaiser's guide missiles" AEROPLANE SEPTEMBER 2008
- http://www.warfleet.ru/roma.html